Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ЯГВ - ЯХВ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ЯГВЕ - см. Яхве.

ЯЗЫЧЕСТВО - термин, введен­ный в оборот богословами моно-теистич. религий и служивший для обозначения религ. верований, об­рядов и праздников, выработан­ных на протяжении многовек. ис­тории развития человечества до появления монотеизма. Объектив­ного науч. содержания не имеет. Магия, анимизм, аниматизм, фети­шизм, тотемизм, политеизм и др. формы религии, к к-рым приме­няется термин „Я. , послужили „строительным материалом для всех позднейших, „высших рели­гий, в части, иудаизма, буддизма, христианства, ислама.

ЯКОБИ Фридрих Генрих (1743-1819) - нем. философ-идеалист. Выступил с критикой рационализ­ма и обоснованием т. н. „фило­софии чувства и веры . Я. пытался метафизически разграничить и противопоставить непосредств. знание, к-рое он отождествляет с верой, и опосредованное знание. Для Я. единственно истинным по­знанием является чувственный опыт. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бес­силен доказать бытие вещей. Реаль­ность окружающего мира может быть гарантирована только верой, лежащей в основе чувственного опыта. Религ. чувство, составляю­щее основание философии, с т. зр. Я., нельзя понять с позиций ра­ционализма. Отсюда он делал вы­вод о связи рассудочной филосо­фии с атеизмом.

ЯН ЧЖУ (Ян Цзы-цзюй, Ян Мэн, приблизит. 440-360 до н. э.) — один из мыслителей Др. Китая, вольнодумец, атеист и гедонист, противник Конфуция. Он провоз­глашал идеи себялюбия (включая и любовь к своему роду), ценно­сти земной жизни, естеств. страс­тей и наслаждений, пренебрежения к славе и почестям. Исходя из наивно-материалистич. представле­ний, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной, как и жизнь.

ЯНСЕНИЗМ - религ.-политич. не­ортодокс, католич. течение во Франции и в Голландии в 17-18 вв. Идеология образованных дворянских и бурж. городских слоев, оппозиционных к офиц. ка­толич. церкви, освящавшей коро­левский деспотизм. Принципы Я. изложил голл. теолог К. Янсений (1585-1638), развивавший учение Августина о предопределении. Я. в ряде положений тяготел к протес­тантизму (отрицание свободы во­ли, признание предопределения), проповедовал строгое религ.-этич. самоусовершенствование, видел гл. врага в иезуитах. Я. неодно­кратно осуждался папой, пресле­довался королевской властью. Во Франции Я. потерял значение к сер. 18 в. В Голландии после­дователи Я. создали самостоят. церковь.

ЯНУС (от лат. janua - дверь, во­рота) - в др.-римск. мифологии и религии - бог дверей, входов и выходов, всякого начала (в т. ч. и человеч. жизни), а также догово­ров и союзов. Ему посвящался первый месяц года - январь (праздник в честь Я. отмечался 9 января). Несмотря на то что в иерархии римск. богов Я. зани­мал высокое место (при обраще­нии к богам его имя называлось первым; жрецом Я. был глава римск. жречества), его культ ши­рокого распространения в массах не получил. Изображался с 2 ли­цами, обращенными в разные стороны, и с ключами. Дву-ликость Я. объясняли тем, что ему ведомо не только прошлое, но и будущее.

ЯРИЛО - древнеславян. божество пробуждающейся природы, покро­витель растительного мира. Жизнерадостные весенние гульбища под названием „ярилки сохранялись в отд. местах средней полосы Рос­сии вплоть до 20 в.

ЯРОСЛАВСКИЙ Емельян Михай­лович (Губельман Миней Израиле-вич,  1878-1943)   - сов. гос. и партийный деятель, академик АН СССР, публицист. Вел большую работу по атеистич. воспитанию масс. Я. возглавлял Союз воинств, безбожников СССР, был ответств. редактором   газ.   „Безбожник , журналов  ,,Антирелигиозник и „Безбожник . В многочисл. стать­ях, брошюрах и книгах пропаган­дировал и отстаивал линию партии в атеистич. пропаганде, выступал против примиренческого отноше­ния к религии и против левацких наскоков на нее, против примене­ния адм. мер в борьбе с религ. пе­режитками. Заметную роль в под­рыве влияния религии и распрост­ранении атеизма в нашей стране сыграли книги Я. „Как родятся, живут и умирают боги и богини (1923) и „Библия для верующих и неверующих (1923-1924). Обе эти книги и ныне широко исполь­зуются  в  атеистич.  воспитании. Большое внимание уделял Я. под­готовке   кадров  пропагандистов атеизма. Его воинств, атеизм был неразрывно связан с задачами социалистич.   строительства.   Атеи­стич. воспитание масс Я. рассмат­ривал  как  важную  сост.  часть идеологич. работы партии.

ЯСПЕРС Карл (1883-1969) - нем. философ-экзистенциалист. Рассматривая человеч. субъективность как недоступную объектив­ному исследованию „экзистен­цию , Я. подчеркивал ее соотне­сенность с др. „экзистенциями , а главное — с трансценденцией, т. е. философски истолкованным богом. Филос. вера, по его мне­нию, дает адекватное прочтение шифров трансценденции, избав­ляясь от ограниченности веры религ.

ЯХВЕ, Ягве - имя др.-евр. бога, фигурирующее в Ветхом завете. Иудаизм запрещает верующим произносить его, вместо него чи­тают и говорят „адонай („гос­подь мой ). В литературе вплоть до 19 в. встречается неправильная транскрипция - Иегова. Значение слова „Я. остается неясным. Возможно, оно связано с глаголом „хово , означающим „быть , „су­ществовать . В рус. синод, перево­де Ветхого завета имя Я. почти всюду заменено словом „господь , близкими по значению словами оно передается и в переводах на зап. языки. В др. иудаизме Я. первоначально был богом племени Иуды и считался не единственным, а одним из богов. Лишь в процессе длительного историч. развития Я. превратился из племенного в „общечеловеч. бога, творца неба и земли. По представлениям иуда­изма, Я. связан с народом Израи­ля „заветом , двусторонним дого­вором.

ЯХВИСТ (от Яхве) - один из предполагаемых источников Пя­тикнижия, относящийся, по-види­мому, к 11-10 вв. дон. э.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

ЗАВ - ЗОС

ЗАВИЙА - см. Текке. ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ - см. Не­стяжательство. ЗАГОВОР, ЗАКЛИНАНИЕ - сло­весная формула, имеющая, по суе­верным представлениям, чу...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Открытое письмо Атеистического общества Москвы

News image

президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру М. М...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...