ЯГВ - ЯХВ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ЯГВЕ - см. Яхве.
ЯЗЫЧЕСТВО - термин, введенный в оборот богословами моно-теистич. религий и служивший для обозначения религ. верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многовек. истории развития человечества до появления монотеизма. Объективного науч. содержания не имеет. Магия, анимизм, аниматизм, фетишизм, тотемизм, политеизм и др. формы религии, к к-рым применяется термин „Я. , послужили „строительным материалом для всех позднейших, „высших религий, в части, иудаизма, буддизма, христианства, ислама.
ЯКОБИ Фридрих Генрих (1743-1819) - нем. философ-идеалист. Выступил с критикой рационализма и обоснованием т. н. „философии чувства и веры . Я. пытался метафизически разграничить и противопоставить непосредств. знание, к-рое он отождествляет с верой, и опосредованное знание. Для Я. единственно истинным познанием является чувственный опыт. Рассудок, имеющий дело с субъективными понятиями, бессилен доказать бытие вещей. Реальность окружающего мира может быть гарантирована только верой, лежащей в основе чувственного опыта. Религ. чувство, составляющее основание философии, с т. зр. Я., нельзя понять с позиций рационализма. Отсюда он делал вывод о связи рассудочной философии с атеизмом.
ЯН ЧЖУ (Ян Цзы-цзюй, Ян Мэн, приблизит. 440-360 до н. э.) — один из мыслителей Др. Китая, вольнодумец, атеист и гедонист, противник Конфуция. Он провозглашал идеи себялюбия (включая и любовь к своему роду), ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе и почестям. Исходя из наивно-материалистич. представлений, Я. Ч. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной, как и жизнь.
ЯНСЕНИЗМ - религ.-политич. неортодокс, католич. течение во Франции и в Голландии в 17-18 вв. Идеология образованных дворянских и бурж. городских слоев, оппозиционных к офиц. католич. церкви, освящавшей королевский деспотизм. Принципы Я. изложил голл. теолог К. Янсений (1585-1638), развивавший учение Августина о предопределении. Я. в ряде положений тяготел к протестантизму (отрицание свободы воли, признание предопределения), проповедовал строгое религ.-этич. самоусовершенствование, видел гл. врага в иезуитах. Я. неоднократно осуждался папой, преследовался королевской властью. Во Франции Я. потерял значение к сер. 18 в. В Голландии последователи Я. создали самостоят. церковь.
ЯНУС (от лат. janua - дверь, ворота) - в др.-римск. мифологии и религии - бог дверей, входов и выходов, всякого начала (в т. ч. и человеч. жизни), а также договоров и союзов. Ему посвящался первый месяц года - январь (праздник в честь Я. отмечался 9 января). Несмотря на то что в иерархии римск. богов Я. занимал высокое место (при обращении к богам его имя называлось первым; жрецом Я. был глава римск. жречества), его культ широкого распространения в массах не получил. Изображался с 2 лицами, обращенными в разные стороны, и с ключами. Дву-ликость Я. объясняли тем, что ему ведомо не только прошлое, но и будущее.
ЯРИЛО - древнеславян. божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Жизнерадостные весенние гульбища под названием „ярилки сохранялись в отд. местах средней полосы России вплоть до 20 в.
ЯРОСЛАВСКИЙ Емельян Михайлович (Губельман Миней Израиле-вич, 1878-1943) - сов. гос. и партийный деятель, академик АН СССР, публицист. Вел большую работу по атеистич. воспитанию масс. Я. возглавлял Союз воинств, безбожников СССР, был ответств. редактором газ. „Безбожник , журналов ,,Антирелигиозник и „Безбожник . В многочисл. статьях, брошюрах и книгах пропагандировал и отстаивал линию партии в атеистич. пропаганде, выступал против примиренческого отношения к религии и против левацких наскоков на нее, против применения адм. мер в борьбе с религ. пережитками. Заметную роль в подрыве влияния религии и распространении атеизма в нашей стране сыграли книги Я. „Как родятся, живут и умирают боги и богини (1923) и „Библия для верующих и неверующих (1923-1924). Обе эти книги и ныне широко используются в атеистич. воспитании. Большое внимание уделял Я. подготовке кадров пропагандистов атеизма. Его воинств, атеизм был неразрывно связан с задачами социалистич. строительства. Атеистич. воспитание масс Я. рассматривал как важную сост. часть идеологич. работы партии.
ЯСПЕРС Карл (1883-1969) - нем. философ-экзистенциалист. Рассматривая человеч. субъективность как недоступную объективному исследованию „экзистенцию , Я. подчеркивал ее соотнесенность с др. „экзистенциями , а главное — с трансценденцией, т. е. философски истолкованным богом. Филос. вера, по его мнению, дает адекватное прочтение шифров трансценденции, избавляясь от ограниченности веры религ.
ЯХВЕ, Ягве - имя др.-евр. бога, фигурирующее в Ветхом завете. Иудаизм запрещает верующим произносить его, вместо него читают и говорят „адонай („господь мой ). В литературе вплоть до 19 в. встречается неправильная транскрипция - Иегова. Значение слова „Я. остается неясным. Возможно, оно связано с глаголом „хово , означающим „быть , „существовать . В рус. синод, переводе Ветхого завета имя Я. почти всюду заменено словом „господь , близкими по значению словами оно передается и в переводах на зап. языки. В др. иудаизме Я. первоначально был богом племени Иуды и считался не единственным, а одним из богов. Лишь в процессе длительного историч. развития Я. превратился из племенного в „общечеловеч. бога, творца неба и земли. По представлениям иудаизма, Я. связан с народом Израиля „заветом , двусторонним договором.
ЯХВИСТ (от Яхве) - один из предполагаемых источников Пятикнижия, относящийся, по-видимому, к 11-10 вв. дон. э.