ТАБ - ТЮР
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ТАБОРИТЫ - радикально-демократич. крыло гуситов. Соц. основу „общины таборитской , разместившейся на г. Табор в Южн. Чехии (отсюда название „Т. ), составляли широкие слои крестьянства, городская беднота, ремесленники, низш. духовенство, часть мелкого дворянства. Наиболее революц. частью Т. были т. н. пикарты, возглавляемые Мартином Гуской и др. вождями. Их политич. платформа включала требования ликвидации сословий, феод. и церк. собственности, устранения „грешников и противников закона божьего , т. е. господ, дворян, рыцарей. Разделяя хилиастич. представления (см. Хилиазм), Т. толковали „тысячелетнее царство божье на земле как царство всеобщего равенства, отрицали церк. таинства, католич. культ, а нек-рые из них - все христ. святыни и обряды. Пикарты пытались и практически осуществить идеи равенства, что сталкивало их с более умеренной частью Т. - зажиточными крестьянами, низш. духовенством, состоят, горожанами. Всех их, однако, объединяла борьба против нем. засилья, чужеземных и чешских дворян, католич. церкви и папства. Противоречия Т. с чашниками (бюргерско-рыцарским лагерем в гусит. движении) привели к открытой войне между ними, в к-рой Т. были разбиты. Движение Т., их идеология оказали значит, влияние на подготовку Реформации.
ТАБУ (полинез.) - религ.-магич. запрет в доклас. об-ве, за нарушение к-рого, по суеверным представлениям неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая сверхъестеств. силой, духами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала в Полинезии. Объекты Т. - вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Чаще табуация касается материальных предметов. По мере развития об-ва и его клас. расслоения Т. стали освящать обществ, неравенство. Часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисл., вошла в религии в виде запретов, нарушение к-рых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божеств, воздаяния.
ТАИНСТВА (лат. sacramantum) - обрядовые действия в христианстве, в к-рых якобы „под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья . В православии и католицизме признается 7 Т. - крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). В большинстве протест, течении совершаются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются просто как символич. обряды, не отличающиеся от всех др. По учению церкви, Т. установлены Иисусом Христом. В действительности же они вводились в христ. культ на протяжении длит, времени. Вначале крещение и причащеняе, затем священство и только в 4—5 вв. остальные. Истоки же Т. следует искать в древнейших верованиях, в магич. действиях наших далеких предков, к-рые были убеждены в возможности непосредств. общения со сверхъестеств. силами, воздействия на них. Т. по своей сути тоже исходят из такой возможности. При установлении Т. христианство заимствовало немало элементов и из мистерий вост. религий, в части, митраизма. Большое значение церковь придает „правильному совершению Т., подразумевая при этом непременное участие в нем „законного духовного лица и следование установленному порядку. Тем самым подчеркивается роль церкви в качестве „посредницы между богом и людьми, без к-рой Т. считаются „недействительными . Это условие не признается протест. церквами, отвергающими идею посредничества церкви в общении человека с богом.
ТАЙЛОР (Тэйлор) Эдуард Бернетт (1832-1917) - англ. этнолог и религиовед. Т. наряду с Г. Спенсером был основателем эволюционист, школы, объясняющей развитие человеч. культуры как непрерывный количеств, процесс. Идеи развития Т. применил к анализу происхождения религии. Опираясь на понятие анимизма, он создал концепцию (в противовес мифологической), связывающую воедино все стадии развития религии на основе психич. деятельности человека в его попытках объяснить непонятные явления и факты. Анимистич. теория для своего времени была шагом вперед: последовательно выражала т. зр. прогресса и единства духовного развития человечества, опиралась на огромный фактич. этнографич. материал.
ТАКЛИД (араб. - традиция, подражание) - принцип безоговорочного следования установкам авторитетных богословов и правоведов, исключающий всякую возможность самостоят, суждений по вопросам теологии, морали и права. Многовековое господство Т. на мусульм. Востоке вело к застою в соц.-культурной сфере. И в наст. вр. его влияние еще сильно в странах распространения ислама.
ТАКСИЛЬ Лео (подлинное имя - Габриэль Антуан Жоган-Пажес, 1854-1907) - франц. писатель и обществ, деятель, антиклерикал. В 70-х гг. опубликовал ряд памфлетов, направл. против католич. церкви. В 1885 Т. заявил, что раскаялся в своей прежней антицерк. и антирелиг. деятельности и готов служить церкви на поприще разоблачения масонства как „синагоги сатаны . Он выпустил несколько книг о чудовищных преступлениях, якобы совершаемых масонами в союзе с дьяволом. „Разоблачения были с восторгом встречены церковью. В 1897 Т. выступил с саморазоблачением, объявив, что 12 лет занимался мистификацией с целью дискредитации церкви. В дальнейшем он продолжал публикацию антирелиг. трудов, среди к-рых заслуживают особого внимания Забавная Библия (рус. пер., 1962); Забавное Евангелие (рус. пер., 1963); Священный вертеп (рус. пер., 1965).
ТАЛИСМАН (позднегреч. telesma - посвящение, чары) - предмет, к-рый, по суеверным представлениям, обладает магич. способностью приносить его владельцу счастье, удачу и т. д. Вера в Т. связана с первобытн. магией, фетишизмом.
ТАЛМУД (от др.-евр. ламейд - изучение) - свод религ. трактатов, закрепивших идеологич., культовые и религ.-правовые представления иудаизма феод, периода. Письменное оформление Т. длилось 3 века (3-5 вв.); как устная традиция возник значительно раньше (2-1 вв. до н. э.). В Т. отразился комплекс эсхатологич. идей (представления о конце света, вера в страшный суд, воскресение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее религ, сознанию евреев. В нем разработана громоздкая система иуд. обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. В условиях жизни в т. н. диаспоре культовые предписания Т. закрепляли господство иудаизма и способствовали превращению ср.-век. евр. общин в закрытые религ. корпорации во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религ. законодательства, составившие кодекс талмудист, уголовного, гражд. и семейного права. Т. связан с деятельностью соферим (книжников), к-рые возглавили синагоги, возникшие первоначально в Египте (3 в. до н. э.), а позднее - в др странах. Соферим положили начало толкованию Торы, к-рая уже не соответствовала условиям диаспоры. В 210 н. э. глава школы таннаев (законоучителей) Иегуда Ганаси собрал накопившийся материал толкований, получивший название Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Т., в к-ром в весьма несистематизированном виде отразились феод, условия жизни евреев, религ. влияния различных эпох и народов (гл. обр. Востока), противоположные взгляды религ. школ и отд. богословов в самом иудаизме. Существуют 2 варианта текста Т., составленные в Вавилонии (Т. Бавли) и Палестине (Т. Иерушалми). Большим авторитетом иуд. традиция наделяет вавилонск. Т. Эсхатологич. доктрины в Т. тесно связаны с утверждением о никчемности земной жизни человека. На протяжении своей истории Т. использовался эксплуатат. верхушкой и раввинами для затемнения клас. сознания евр. трудящихся, подавления их соц. активности.
ТАЛМУДИЗМ - термин, обозначающий традицию иуд. казуистич. толкования Библии. Схоластич. рассуждения талмудистов позволяли обходить предписания Торы, сохраняя одновременно ее „богооткровенный характер. В огромной по количеству методов талмудист, казуистике наиболее распространенными приемами являются т. н. гематрия (замена букв числами и совмещение на основе равенства их сумм различных понятий) и нотарикон (напр., разделение слова на части и получение необоснованного вывода в результате их произвольного толкования). В широком смысле Т. -синоним начетничества, схоластики.
ТАЛМУД-ТОРА - религ. школа для евр. мальчиков - сирот и детей бедняков, изучавших Тору (Пятикнижие) и Талмуд; окончившие ее могли поступить в ешибот. Т.-Т. возникла в 16 в. и использовалась раввинами и эксплуатат. верхушкой евр. общин как средство клерик. воспитания молодежи. В модернизир. форме (воскресные, летние, вечерние школы) иуд. лидеры на Западе пытаются возродить Т.-Т., связывая с „евр. образованием возможность „выживания иудаизма в наши дни. Традиции Т.-Т., пронизанные националистич. идеями сионизма, сильны в Израиле, где 36 проц. всех школ первой ступени (восьмилетка) являются религиозными.
ТАММУЗ - бог воды и плодородия в религии народов др. Месопотамии, олицетворение земледельч. цикла. Культ Т. впоследствии широко распространился по всей Передней Азии.
ТАМПЛИЕРЫ храмовники (франц. templiers, от temple — храм) - военно-монаш. орден, основанный франц. рыцарями в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода и получивший свое название по местонахождению первонач. резиденции - вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона. Орден Т., основанный для защиты паломников и завоеванных крестоносцами гос-в от мусульман, благодаря пожертвованиям верующих и земельным пожалованиям, занятию торговлей и ростовщичеством превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В 13 в. численность рыцарей достигала 15 тыс. Папство неоднократно использовало Т. в борьбе с ересями и народными восстаниями. После провала крестовых походов Т. обосновались в Европе, гл. обр. во Франции. Опасаясь роста могущества Т. и стремясь завладеть богатствами ордена, франц. король Филипп IV Красивый в 1307 добился ареста Т. и возбуждения против них инквизиц. процесса. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 папа Климент V упразднил орден Т.
ТАНИТ - богиня луны, плодородия и любви в религ. верованиях карфагенян. Т. считалась основательницей и покровительницей города. Т. - модификация финикийской богини Астарты. Греки отождествляли ее с Артемидой.
ТАННАИ - иуд. законоучители из школы в г. Ябне на Средиземном море, к-рые давали толкование Торы (Пятикнижия). Эти комментарии (3 в. н. э.) вызваны необходимостью приспособления богослужебной лит-ры к потребностям евреев диаспоры. Комментарии книжников (соферим), фарисеев и Т. составили Мишну (см. Талмуд).
ТАНТРА (санскр.) - св. тексты шактистских сект в индуизме. У др. направлений тантризма имелись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах - агамы, в вишнуистских - пураны. Часто термин „Т. употребляют как обобщающее название всех этих текстов.
ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра - хитросплетение, сокровенный текст, магия) - общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм, вишнуизм) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты возникли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму. Характерный признак принадлежности к Т. - поклонение некоему половому энергетич. началу, чаще - женскому, реже - мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды Т. связаны с йогической практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие потенции человека.
ТАНЦУЮЩИЕ БРАТЬЯ - христ. секта, выделившаяся в меннонитстве (см. Меннониты) в 20-х гг. нынешнего столетия. Весьма вольно трактуя учение Менно Симонса, члены секты на молитв, собраниях прыгают, скачут, кружатся, словно в танце, достигая с помощью таких приемов экстатич. состояния, что наносит серьезный ущерб психике верующих.
ТАРЕЕВ Максим Матвеевич (1866-1934) - рус. правосл. богослов и философ. В отличие от патристики и схоластики не считал догматику и аскетику достаточным обоснованием христианства. Стержень богословия Т. видел в христ. антропологии, осн. назначение к-рой — обоснование библ. представления о человеке как образе и подобии бога, а также признание веры изначальным свойством человека.
ТАРИКАТ (от араб, тарика - дорога, путь; в переносном смысле— путь к истине) — морально-психологические методы самосовершенствования в суфизме. Заключаются в отказе от логического рациональн. познания мира, „умерщвлении по указанию старца-наставника (пира, ишана) воли и плоти ученика-мюрида, превращении его в послушное орудие старца и т. п.
ТАРТАР — преисподняя, нижняя часть подземного мира в мифологии др. греков. Т. находится от земли на таком же расстоянии, как земля от неба, и отделен от остального мира тройным слоем мрака и 3 медными стенами, вокруг к-рых вечно бушуют вихри.
ТАТИАН (ок. 120 - ок. 175) - христ. писатель, один из т. н. апологетов, выступавших в защиту христ. религии. В соч. „Обращение к грекам отвергал античную науку и культуру. Третируя греч. философию, превозносил „мудрость варваров, пытался доказать их превосходство над эллинами в интеллект, и нравств. отношении. Развивал учение о Логосе как посреднике между миром и богом, разделял идею страшного суда и посмертного воздаяния.
ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750) - рус. ученый, историк, философ, гос. деятель. По мысли Т., в истории „не все делается от бога, но много и от человека . Т. высоко оценивал петровские преобразования. Творчеству Т. присущ религ. скептицизм, он критиковал церковь, хотя был не до конца последователен. Гл. труд - „История Российская с древнейших времен .
ТАТХАГАТА (букв. - „так пришедший или „так ушедший ) - постоянный эпитет Будды Шакъя-Муни.
ТАТХАТА, татхагатагарбха - согласно филос концепции Йогачара - некое особое, завершенное состояние, при к-ром все вещи обладают абсолют, тождеством, не имеют названия или объяснения. Т. не подчиняется никаким изменениям и не обладает никакими свойствами. Это основание всего существующего, хотя оно и не является субстанцией. Понимая крайнюю противоречивость и непоследовательность этой концепции, сама Йогачара признает, что Т. выходит за пределы возможностей человеч. познания.
ТВОРЕНИЕ - согласно религ. верованиям, создание всего сущего (Вселенной, Земли, ее растит, и животного мира, человека) сверхъестеств. силой или существом. Идея Т. нашла отражение в мифология всех народов, а также в различных религ. системах.
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (от старонем, teutones - названия герм, племени) — военно-монаш. орден, основанный нем. крестоносцами в кон. 12 в. на базе госпиталя (“дома св. Марии ) для герм. крестоносцев. Отсюда его полное название - Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В нач. 13 в. обосновался в Сев.-Вост. Европе. Т. о. осуществлял политику феод-католич. экспансии в Прибалтике и сев.-зап. рус. княжествах. На захваченных землях тевтонцы проводили политику насильств. германизации и окатоличивания населения. Агрессия Т. о. встретила сопротивление со стороны населения Польши и Литвы, поддержанного рус. и др. слав, народами. В 1410 польско-литовско-рус, войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушит. поражение Т. о. В 16 в., когда Реформация охватила Пруссию, владения Т. о. были секуляризованы, вместе с богатством он потерял свею военную мощь и политич. значение. В качестве весьма малочисл. церк. орг-ции Т. о. существует до сих пор в ФРГ и объединяет гл. обр. представителей аристократии.
„ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ – 11 тезисов, написанных К. Марксом в 1845 и опубликованных после его смерти Ф. Энгельсом в 1888. По словам Энгельса, это „...первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т 21, с. 371). В тезисах сжаго сформулированы осн положения философии марксизма: материалистич. понимание истории и обществ, практики, принципиально новый взгляд на человека, определение зависимости идеологич. феноменов (в т. ч, религии) от условий материальной жизни об-ва. В них критикуется историч. идеализм Фейербаха и утопич. социализм; раскрывается гл. недостаток всего предшествуюшгго материализма - созерцательность; обосновываются сущность и задачи диалектико-материалистич. философии, ее значение в революц. преобразовании об-ва. Тезисы заложили фундамент науч.-философск., последовательно атеистич. истолкования материальной, земной основы религии, разработки теории революц. преодоления и практич. уничтожения социальных антагонизмов, порождающих религ. мировоззрение. Критикуя антропологич. философию Фейербаха, Маркс писал: „..сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (там же, т. 3, с. 3). Это означало, что подлинные истоки религ. представлений можно раскрыть, лишь изучая обществ, отношения, порождающие их. Цент ральн принцип нового революц.-практич. мировоззрения Маркс формулирует в заключит, тезисе: „Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его (там же, с. 4).
ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религ, учение, признающее существование личного бога, трансцендентного миру, сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин „Т. ввел англ. философ Р. Кедворт (1743) . Т. учит о предустановленности событий мир. истории, их зависимости от божеств, провидения, о возможности чудес. В отличие от пантеизма Т. рассматривает бога как личное существо, внешнее по отношению к миру сверхъестеств. предвечное начало; в отличие от деизма - признает постоянную непосредств. зависимость от бога всех природных и обществ, процессов. Теистич. представления наиболее развиты в иудаизме, христианстве, исламе. Совр. теология модернизирует Т., используя методологич. инструментарий идеалистич. бурж. философии, фальсифицируя данные естеств. и обществ, наук.
ТЕЙШУБ, Тейшеба - бог хуррито-урартск. пантеона, культ к-рого получил широкое распространение в Хеттском царстве (особенно в 14-13 вв. до н. э.). Почитался как бог грозы, изображался в виде быка.
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955) — франц. ученый-палеонтолог, философ, теолог. Вступил в орден иезуитов в 1899. Одну из гл. задач своего творчества видел в утверждении эволюц. теории и создании „науч. феноменологии , призванной снять противоположность науки и религии. Считал, что в основе всего сущего лежит „ткань универсума , обладающая материальной и духовной сторонами в виде „тангенциальной и „радиальной составляющих энергии. Причем именно „радиальная , т. е. „психическая , энергия влечет мир по пути эволюции. Двигателем и итогом развития универсума является божеств, дух, персонифицированный в точке Омега. Вселенная, по Т., в ходе движения к богу - Омеге проходит следующие этапы: преджизнь, жизна, мысль, сверхжизнь. Ключ к рецкнию проблем универсума Т. видел в человеке как привилегированном носителе эволюции, неразрывно связанной с богом. Обществ, жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. процесса. Католич. церковь осудила учение Т. как модернистское, однако идеи его получили на Западе широкое распространение.
ТЕККЕ, рибат, завийа, ханака - пристанище, келья отшельника, место обитания суфиев-дервишей. Строились, как правило, при известных гробницах, больших мечетях, караван-сараях. Т. обычно существовали на вакф - средства, завещанные к.-л. благотворителем, а также на подаяния верующих. В Т. обосновывались суфийские шейхи со своими учениками - мюридами.
ТЕЛЕЗИО Бернардино (1509-1588) - итал. натурфилософ, деист. Гл. соч. - „О природе вещей согласно их собственным началам . Т. основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Т. считал материю неуничтожимой, а движущим началом - присущее природе тепло, борющееся с холодом. „Жизн. дух - причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Т. при объяснении соц. природы человека признавал сотворенную богом „высш. душу.
ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. télos, род. падеж téleos - цель, результат, logos - учение) - религ.-идеалистич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления к-рых все окружающее существует и развивается. Т. выражается в антропоморфизации природных предметов и процессов, связывании их с действием целеполагающих начал. Утверждая, что мир создан богом ради интересов человека, Т. смыкается с антропоцентризмом. Положение об абсолют, целесообразности всего существующего, предполагающее наличие ее сверхразумного творца, лежит в основе телеологич. доказательства бытия бога, служит обоснованию креационизма. Т. органически связана с теодицеей и предопределением, выполняет в антагонистич. об-ве функцию идейн. защиты интересов господств, классов. Совр. фидеизм модернизирует Т., используя фальсифицир. данные науки, концепции идеализма (холизм, неофинализм). Наука и практика объяснили развитие в природе и об-ве естеств. причинами и опровергли Т. Дарвинизм раскрыл естеств. характер органич. целесообразности; совр. естествознание углубило это представление. Историч. материализм на основе учения об объективных законах развития об-ва, неразрывной связи историч. необходимости со свободной деятельностью людей показал полную несостоятельность Т.
ТЕННОИЗМ - см. Синтоизм.
ТЕОГОНИЯ - совокупность мифов о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы. Картина космоса, основанная на анимистич. представлениях (см. Анимизм), представляется цепью божеств, рождений и смертей. Первую попытку описать и систематизировать взаимосвязи известных божеств дал др.-греч. поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.): Гея, оплодотворенная Эросом, породила Урана, от брака с к-рым пошла целая плеяда богов, олицетворяющих силы природы, противоборствующих и побеждающих друг друга (Кронос - Урана, Зевс - Кроноса и т. д.).
ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theós - бог и dikē - справедливость; букв. - богооправдание) - религ.-филос. учение, цель к-рого доказать, что существование в мире зла не отменяет религ. представлений о боге как абсолют, добре. Впервые понятие Т. встречается у Лейбница, рассматривавшего мир как „совершенное творение , считавшего зло благом для человечества, неразрывно связанным с добром. В ряде филос. систем зло выступает как ниспосланное богом испытание для людей, с помощью к-рого укрепляется их дух, их вера в бога. Значит, внимание Т. уделял Вл. Соловьев, у к-рого она выступает в оболочке агатодицеи (оправдания добра). Совр. Т. взаимосвязана с антроподицеей (оправданием человека), сочетаясь порой с демодицеей, т. е. оправданием данного народа, этноса и его духовной культуры. Практически „оправдание бога в различных филос. системах служило оправданием эксплуатации, соц. несправедливостей, имело целью примирить массы с их тяжелым положением в клас.-антагонистич. об-ве.
ТЕОКРАТИЯ (от греч. theós - бог и krátos - власть) - форма правления, при к-рой власть в гос-ве находится в руках главы церкви и духовенства. Характерна для рабовлад. и феод, строя. Т. существовала в 5-1 вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократич. гос-вами были халифаты Омейядов, Абба-сидов, а также Папская область, где папа осуществлял и политическую и духовную власть. Теократич. гос-вом является и совр. Ватикан. Его глава - папа римск. -пользуется неограниченной властью.
ТЕОЛОГИЯ - см. Богословие.
ТЕОЛОГИЯ КРИЗИСА - см. Диалектическая теология.
ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - одно из направлений в совр. протест, теологии ; крупнейший представитель - П. Тиллих. В работе „Религиозная субстанция культуры (1959) он обосновывал необходимость диалога христианства с науками и искусством тем, что автономия культуры, утрата ею „религ. субстанции равнозначна утрате смысла. Церковь. должна стремиться не к тому, чтобы возрождать свои „культурные рудименты , а открывать в формах существующей автономно от нее культуры самые глубокие измерения - ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление противоположности между культурой и церковью. Такая теономная культура, преодолевающая противоречия жизни посредством приобщения к „основе бытия , представляется в Т. к. как „предвосхищение царства божьего .
ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА - радикальное течение в т. н. секулярной теологии, сложившееся в 60-х гг. 20 в. на основе идей Д. Бонхёффера о полной разобщенности традиц. христ. религий с совр. (ставшим „совершеннолетним ) миром. Поскольку теология, согласно этой концепции, должна исходить из существующей человеч. действительности, она вынуждена сегодня выразить опыт „смерти бога , т. е. тот факт, что большинство людей ныне живут так, как если бы бога не было, для них он попросту больше не существует. Поэтому теология поставлена перед задачей разработать „атеистич. христианство , атеистич. вариант христологии. Если умеренные представители секулярной теологии (Г. Ваганян, Г. Кокс) утверждают, что изжила себя лишь совр. культурно-историч. концепция бога, т. е. речь идет о „смерти существующего понятия бога, то более радикально настроенные приверженцы „атеистич. христианства (Т. Альтицер и др.) исходят из отрицания бога традиц. христианства, отрицания бога как трансцендентного существа, находящегося вне мира и с ним ничего общего не имеющего. Вера должна быть заменена приверженностью Иисусу Христу, к-рая реализуется в бескорыстном служении людям. Христианство трактуется как секулярная вера в еванг. Иисуса из Назарета.
ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ - одна из концепций модернист, христ. социализма, в к-рой христианство трактуется как „великая соц. надежда , ибо соц. освобождение, являясь триумфом христ. моральных идеалов, будет одновременно и спасением. Христ. надежда, согласно Т. н., это не только пассивное ожидание будущего, но и действие, направл. на радикальное обновление жизни во имя осуществления еванг. идеалов любви, справедливости и человеч. солидарности. Капиталистич. порядки противоречат этим идеалам. Поэтому христиане должны сотрудничать с социалистами в борьбе за свержение капиталистич. строя и осуществление социалистич. идеала, к-рый соответствует еванг. идеалу. Следовательно, осуществление социалистич. идеала будет означать осуществление царства божьего на земле. Объединение христианства с социализмом, утверждают сторонники Т. н., является истории, необходимостью, поскольку христианство может возродиться, только став религией народных масс, а последние смогут осуществить свои соц. устремления, когда оживет вера в наступление царства божьего. Т. н. носит утопич. характер, ибо стремится отождествить противоположные по своей сущности социалистич. и христ. идеалы, пытается ввести в русло христ. эсхатологии участие народных масс в борьбе за коренные соц. преобразования, за социализм.
ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ - одна из соц. концепций совр. католич. мысли, получившая распространение с кон. 60-х гг. в странах Лат. Америки. Гл. представитель - перуанский священник Г. Гутьеррес, автор кн. „Теология освобождения - перспективы . Сложилась в результате разочарования в христ. соц. движении, не ставившем под сомнение капиталистич. систему как таковую. „Теологи освобождения высказались за рсволюц. преобразования в латиноамер. об-ве, за социализм. „Освобождение означает прежде всего ликвидацию колониального гнета, ликвидацию эксплуатации, т.е. соц. революцию. Наряду с этим „освобождение означает „освобождение от греха как последней причины нищеты, несправедливости, угнетения. Клас. борьба с этой т. зр. необходима для осуществления заповеди „любви к ближнему , но недостаточна для „спиритуального освобождения , освобождения от греха. Т. о. принимает революцию как инструмент борьбы с несправедливостью, тем не менее „царство божье остается „даром свыше и его нельзя идентифицировать ни с каким соц. устройством: освободиться от греха — значит довериться богу. Т. о. отражает революц. сдвиги в сознании мн. христиан, способствует диалогу коммунистов с верующими в создании единого фронта антиим-периалистич. борьбы, борьбы за мир. Вместе с тем она показывает слабость и несостоятельность попыток обосновать путь „христ. революции .
ТЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ - см. Политическая теология.
ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА - разновидность совр. протест, фил ос. теологии. Распространена гл. обр. в США и Англии. Основывается на философии неореализма А. Уайт-хеда и Ч. Хартшорна. Гл. представители - Ш. Огден и Дж. Кобб считают, что, поскольку мифологич. утверждения о боге потеряли смысл, необходимо утвердить бога в контексте совр. светского сознания, т. е. на базе спекулятивной философии. Онтологич. сущность бога интерпретируется как космич. процесс „творческого становления', „порыва вперед : бог постоянно воплощает самого себя в своем непрерывном творении мира. На этой основе пересматриваются осн. христ. представления. Наиболее интенсивно Т. п. разрабатывалась в 60-70-х гг. как секулярный вариант христианства, в к-ром более ортодокс, теологи усматривают опасность превращения бога в филос. абстракцию.
ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теология прогресса - одна из совр. христ. концепций, к-рая вслед за документами II Ватикан, собора (1962-1965) и энцикликой Павла VI „Популорум прогрессио (см. Энциклики пап социальные) определяет развитие как процесс, охватывающий одновременно технико-экономич., соц.-политич. и морально-идейн. сферы; субъектом этого глобального процесса является человек, призванный изменять мир и господствовать над ним; прогресс выражается в гуманизации мира, к-рая означает освобождение личности в об-ве; история человеч. прогресса — это фрагмент истории спасения, и поэтому верующие должны принимать в историч. процессе активное участие. Т. о., в Т. р. делается попытка v теоретически обосновать с позиций христ. учения участие христиан в борьбе за соц. прогресс. Однако цель соц. активности верующих ограничивается в Т. р. лишь реформированием существующего капиталистич. порядка.
ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ - одно из течений совр. т. н. соц. теологии, идеологи к-рого стремятся с позиций христ. вероучения обосновать участие верующих в революц. борьбе на стороне левых сил. Известный теолог из ФРГЮ. Мольтман определяет Т. р. как „теологию христиан, страдающих и борющихся . Христ. моральный идеал используется сторонниками Т. р. как основа для критики бурж. строя, к-рый объявляется ими противоречащим якобы содержащимся в еванг. сказаниях идеям справедливости, равенства и братства. Идеалы социализма, по мнению этих теологов, тождественны христ. ценностям. Социализм, по их утверждениям, не содержит всебе никакой „метафизики , он не дает ответа на вопрос о смысле жизни человека и, следовательно, не вступает в противоречие с религией. Поэтому христиане могут участвовать в осуществлении социалистич. идеала, ибо т. о. они воплощают в жизнь христ. ценности и реализуют божеств, план спасения. Значит, распространение Т. р. получила в 60-х гг. в странах Лат. Америки. Колумбийский священник Камило Торрес писал, что революц. борьба является обязанностью христианина и священнослужителя, поскольку в существующих условиях только так можно воплотить в жизнь любовь к ближним. Т. р., по существу, является одной из разновидностей реформист. идеологии: она высказывается за социализм как за моральный идеал и за „революцию как эсхатологич. событие, одновременно выступая против действит. соц. революции и реального социализма.
ТЕОРИЯ АТЕИЗМА - раздел науч. атеизма, изучающий закономерности преодоления религии и формирования научно-материалистич. мировоззрения, специфику религии как социальн. явления, причины ее возникновения и воспроизводства, ее роль и место в обществ, жизни, особенности религ. сознания. Т. а. включает критику религ. философии, теологии, раскрывает атеистич. значение науч. представлений о мире, человеке и об-ве, нравств. содержание атеизма, его гуманизм и творческий характер. Одной из задач Т. а. является показ несостоятельности бурж. и клерикальных фальсификаций науч. атеизма.
ТЕОРИЯ БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Безрелигиозного воспитания теория.
ТЕОРИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - сост. часть теории науч. атеизма. Пропаганда атеизма и свободомыслия имеет многовековую историю. Даже в самые мрачные эпохи засилья мракобесия были люди, бросавшие вызов религии и церкви. Но лишь с созданием материалистич. понимания истории атеистич. пропаганда, атеистич. воспитание были поставлены на почву подлинной науки и нужд соц. практики. Основоположники марксизма-ленинизма определили место науч.-атеистич. пропаганды в общей системе коммунистич. воспитания, ее подчинение осн. задачам борьбы за революц. преобразование об-ва, необходимость сочетать идейн. борьбу с религией с укреплением единства неверующих и верующих трудящихся в достижении их общих гл. целей, отмечали ее большую прогрес, революционизирующую роль. Осн. компоненты теории науч.-атеистич. воспитания: его соц.-идеологич. функции, его филос, социологич., соц.-психологич., педагогич. аспекты, взаимосвязь науч.-атеистич. воспитания с идейно-политич., трудовым, нравств. воспитанием, средства и формы пропаганды атеизма, субъект и объект этой пропаганды, вопросы повышения ее эффективности и др.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) - раздел философии, в к-ром изучаются сущность, цель и средства воспроизведения действительности в сознании человека. С науч.-материалистич. позиций познание есть происходящее на основе прак-тич. деятельности отражение в мозгу человека окружающего мира, существующего независимо от его сознания. При воздействии вещей на органы чувств человека у него возникают ощущения, восприятия, отражающие отд. свойства и комплексы свойств вещей, а затем, в результате их обобщения, и более глубокие образы действительности - понятия, суждения и др., к-рые отражают вещи в их связях и отношениях. Значимость этих образов для человека состоит в том, что они позволяют ему ориентироваться в мире и успешно изменять его в своих интересах. Образы вещей, их связей и отношений, возникающие в сознании, человек соотносит с самими объектами отражения с помощью практики, к-рая выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины, отделяющий образы, правильно отражающие действительность, от образов, передающих ее искаженно. Религ.-идеалистич. Т. п. извращают реальную картину человеч. познания, а также его цель и средства. Они провозглашают гл. целью познания раскрытие человеком величия бога и путей служения ему, а гл. средством познания - веру в откровение „св. писания , к-рое якобы дает полные и окончат, ответы на высш. вопросы о боге, мире и человеке. В той мере, в какой это нужно для удовлетворения земных потребностей, человек признается способным познавать и окружающий его материальный мир с помощью своих органов чувств и разума, т. е. осуществлять науч. познание. Однако богословы и религ. философы отвергают возможность с помощью лишь науч. познания получить ответы на высш. вопросы бытия, дискредитируют познават. возможности науки.
ТЕОСОФИЯ (от греч. theós - бог и sophia - мудрость, знание; букв. - богопознание) реакц. религ.-филос. учение о возможности „непосредств. постижения бога с помощью мистич. интуиции и откровения, доступных избранному кругу „посвященных лиц. Представители Т., как правило, пытаются дать субъективному мистич. опыту „богопознания формальнологич. обоснование. Теоретич. основу Т. составляет пантеистич. представление о едином, безличном, всеобъемлющем абсолюте, о божеств, сущности всех вещей. Практич. сторона Т. находит выражение в мистич. „озарениях и магии. Признание возможности непосредств. контактов со сверхъестеств., потусторонними силами сближает Т. со спиритизмом и оккультизмом. Истоки Т. уходят в глубокую древность. Элементы Т. можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале. Духом Т. были проникнуты неоплатонизм и гностицизм в др. мире, секта катаров, орден розенкрейцеров, цех алхимиков в ср. века. В 16—18 вв. идеи Т. развивали Парацельс, Бёме, Сен-Мартен, Сведенборг и др. Элементы Т. нашли отражение в творчестве рус. религ. философа Вл. Соловьева, к-рый считал Т. высш. синтезом рационального и эмпирич. знания с мистикой. В Новое время теософич. воззрения усиленно насаждались „Теософским обществом , созданным в 1875 по инициативе Е. Блаватской. Базируясь сначала в Нью-Йорке, а затем в Мадрасе (Индия), об-во развернуло свою деятельность во мн. странах мира. Теософы признают перевоплощение душ. Они проповедуют соц.-утопич. идеи всечеловеч. братства, терпимости ко всем религиям, поскольку в каждой из них якобы скрыта единая божеств, сущность, преследуют цель „развивать сверхчувствен, силы человека , что в действительности часто оборачивается откровенным шарлатанством.
ТЕОФАНИИ - в Др. Греции - весенний праздник в честь рождения Аполлона.
ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. theós - бог, лат. centrum - центр) - теологич. концепция, согласно к-рой бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. Подражание и уподобление богу рассматривается при этом как высшая цель и главный смысл человеч. жизни, а почитание бога и служение ему - как основа нравственности. Т. органически связан с теизмом и такими его фундаментальными принципами, как креационизм, провиденциализм и др.
ТЕРАПЕВТЫ - религ.-аскетич. община, представлявшая собой или одну из групп ессеев (см. Эссены), или секту, близкую к ним. Возн. в 1 в. н. э. среди александрийских евреев; место поселения - окрестности Мареотидского оз. Т. считали себя „врачевателями на службе бога, отсюда и самоназвание „Т. . Они не признавали рабства, отказались от собственности, презирали чувствен. удовольствия, проповедовали пацифизм. Осн. добродетель, с т. зр. Т., - воздержание, в соответствии с этим в общине строго поддерживалось безбрачие.
ТЕРПЕНИЕ - одно из качеств человеч. характера. Его моральная ценность несомненна. Т. - показатель мужества, внутр. силы, стойкости, одно из условий нравств. такта. Т. необходимо во всех делах — общественных и личных, в труде, в т. ч. и творческом. Нетерпеливость как противоположное качество часто признак болезненности, ведет к потере самообладания, ошибочным действиям. Т. в соц. плане может играть положит, роль в перенесении тягот, испытаний, в стремлении к большой цели. Т., возведенное в этич. принцип религией, получает содержание и направленность, вредные для нравств. развития личности и тормозящие соц. прогресс. Т. как религиозная добродетель - способ перенесения страдаккй и невзгод, когда устранить их кажется невозможным. Релит, концепции Т. придают ложный смысл перенесению страдаккй и оставляют нетронутыми их реальные причины. В христ. этике Т. выводится из представлений о любви, смирении и всепрощении.
ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - христ. апологет, автор многочисл. соч. по вопросам философии, теологии, церк. организации, практич. этики, праву. Защищал мировозренч., догматич., институц. и конфесс. принципы христианства; критиковал гностиков, осуждал античных философов как растлителей и распространителей ересей, был сторонником концепции „чистой веры , не нуждающейся в рациональных доказательствах („Верую, ибо нелепо ), высказывался против аллегорич. толкования „св. писания”. Сформулировал принцип триединства христ. бога, ввел понятие „лиц (ипостасей) триединого бога.
ТЕРЦИАРИИ (от лат. tertius - третий) — братства мирян, существующие при нек-рых католич. монаш. орденах (напр., францисканцев, доминиканцев, кармелитов). Одно из первых таких братств было учреждено в 1221 Франциском Ассизским вслед за созданными им же мужским и женским орденами францисканцев, т. е. это была третья по счету орг-ция францисканцев. Отсюда ее название, к-рое затем перешло и на др. подобные орг-ции. Т. являются активными помощниками церкви во всех ее начинаниях
ТЕФИЛЛИН - см. Филактерии.
ТЕФСИР (араб. — толкование) - схоластич. толкование Корана, основывающееся на св. предании ислама - сунне.
ТИАМАТ - в вавилоно-ассир. мифологии - существо, олицетворяющее первозданный хаос. Изображалась в виде чудовищного дракона. Т. - прародительница богов, с к-рыми затем вступила в борьбу. В битве с Мардуком Т. была убита, а из ее тела образованы земля и небо.
ТИАРА — тройная корона папы римск. В ее основе - епископская митра, на к-рую как бы надеты 3 короны, символизирующие тройственность прав палы как судьи, законодателя и священнослужителя. Изготовлялась из драгоценных металлов и украшалась драгоценными камнями. Венчает Т. крест. В таком виде Т. существует с 14 в. Папа Павел VI пожертвовал свою Т. бедным, а последующие палы — Иоанн Павел I и Иоанн Павел II — вообще отказались от акта коронации.
ТИЛИКЕ Хельмут (род. в 1908) - нем. протест, теолог. Известен прежде всего работами в области христ. этики. Гл. предметом этики считает отношения между человеком и гос-вом. Т. не представляет к.-л. течения или школы протест, теологии, он выступает как ее популяризатор и проповедник. Он является сторонником безрелигиозного христианства, призванного дать верующему ориентацию в совр. мире. Его этика носит не столько теологич., сколько политич. характер. Она является образчиком использования религии в качестве идеологического средства борьбы против коммунизма.
ТИЛЛИХ Пауль (1386-1965) - нем.-америк. протест, теолог, один из создателей теологии культуры. Задача теологии, считал Т., - восстановить утраченный синтез христианства с совр. сознанием, культурой, дать ответ на коренные вопросы человеч. существования. Бога надо искать не в потустороннем мире, а в „глубине бытия мира и человека. Человек отчужден от бога, от мира и от самого себя. Цель истории - преодоление этого отчуждения. Носителем „нового бытия , преодолевающего отчуждение, является Иисус Христос - не бог, ставший человеком, а человек, каким он должен быть, и в этом смысле „образ божий , воплощенный в человеке. В религии Т. видел „субстанцию культуры , в культуре - форму выражения религии.
ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843 - 19 20) - рус. биолог-дарвинист, обществ, деятель, продолжатель традиций прогрес. ученых-естествоиспытателей. Являлся пропагандистом и популяризатором дарвиновского учения и естеств .-научного материализма. В развитии дарвинизма большую роль сыграли работы Т. „Исторический метод в биологии и „Факторы органической эволюции . Отстаивая материалистич. позиции, Т. выступал против идеализма в науке, против попыток использования науч. данных для укрепления релит, веры. Одним из первых рус. ученых перешел на сторону Сов. власти. Сборник его статей „Наука и демократия получил высокую оценку В. И. Ленина. В целом ряде своих работ Т. выступал против попыток примирения науки с религией, указывал на реакционную роль клерикализма в решении социально-политич. вопросов.
ТИНДАЛЬ Мэтью (1657-1733) - представитель англ. деизма. По Т., позитивное христ. откровение не прибавляет ничего к естеств. религии, изначально открытой богом человеку при помощи одного разума; с позиций деизма Т. подверг суровой критике Библию, особенно Ветхий завет. Его осн. работа „Христианство - старое, как Сотворение мира... (1730) - рассматривалась как „библия рационалистич. деизма и оказала определенное влияние на творчество франц. мыслителей 18 в. Вольтера и Гольбаха.
ТИПЫ РЕЛИГИЙ (от греч. typos - отпечаток) - классификационные группы религий, выделяемые по общим для данных религий признакам. Типологич. группировка используется для сравнительно-историч. изучения существ, свойств, связей, функций тех или иных религий. Она дает не формальную, а содержат, классификацию, выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями др. групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Немарксист, типологич. схемы исходят из религ.-идеалистич. или метафизич. понимания религии. На базе этих предпосылок выбираются соответствующие основания деления и различаются религии „языческие и „откровенные , „естественные и „духовные , „естественные и „этические , „монотеистические и т. д. Марксизм считает религию обществ, явлением и поэтому строит классификацию религий на основе соц. критериев. При такой классификации выделяются родоплемен., народностно-нац. и мир. религии. Типологию религий нельзя рассматривать как абсолютную, она достаточно условна, но вместе с тем она адекватно характеризует социально-исторические тенденции развития и отмирания религии.
ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ - понятия, к-рые отражают определенный характер религиозности или нерелигиозности, общий для нек-рого числа людей, и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Т. присущи как качеств., так и количеств, признаки. По происхождению типология представляет собой разновидность эмпирич. обобщения и имеет опытное содержание. Вместе с тем в ней присутствует и теоретич. элемент, позволяющий дать объяснение известным явлениям. В советской социологии принято выделять следующие Т. р. и н. и.: 1) верующие, у к-рых религиозная ориентация является доминантной; 2) верующие, у к-рых религиозная ориентация подчинена другим; 3) колеблющиеся между верой и неверием, с неустойчивой религиозной ориентацией; 4) индифферентные по отношению к религии и атеизму; 5) атеисты стихийные; 6) атеисты сознательные.
ТИР, Циу - см. Древнегерманская религия.
ТИТАНЫ - второе поколение богов в др.-греч. мифологии: дети, а иногда и внуки Урана (Неба) и Геи (Земли). Все они - олицетворения стихий и сил природы. Общая сюжетная канва связанных с Т. мифов такова: Т. во главе с Кроносом свергли своего отца Урана; в свою очередь, Кроноса сверг его сын Зевс, и началась война Т. против нового поколения богов - олимпийцев (семьи богов во главе с Зевсом, поселившихся на Олимпе). Олимпийцы победили Т. Побежденные были низвергнуты в Тартар. В мифах о борьбе Т. и олимпийцев отразилась эпоха становления общегреч. олимпийской религии.
ТИХОН (Белавин Василий Иванович, 1865-1925) - патриарх Моск. и всея Руси, избранный на Всерос. поместном соборе в ноябре 1917. Призывал верующих к свержению Сов. власти, предавал ее анафеме, выступал против декрета об отделении церкви от гос-ва, препятствовал изъятию церк. ценностей на нужды голодающих. В 1922 за антисов. деятельность был арестован, затем осознал свою вину и призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к Сов. власти (см. Тихоновщина).
ТИХОНОВЩИНА - направление в религ.-полит. деятельности контрреволюц. правосл. духовенства после Октябрьской революции. Название связано с именем патриарха Тихона, к-рый предал анафеме Сов. власть и стремился превратить церковь в оплот контрреволюции. Сторонники Тихона саботировали мероприятия Сов. власти, поддерживали белогвардейщину, кулацкие выступления, выступили против отделения церкви от гос-ва; следуя призыву Тихона объединяться „около своих храмов и пастырей и идти „в защиту святынь , в 1922 организовали саботаж и вооруженные выступления в связи с изъятием церк. ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Убедившись, что открытая борьба против Сов. власти бесперспективна и ведет лишь к утрате церковью паствы, патриарх Тихон выступил в 1923 с заявлением об отказе от контрреволюц. деятельности и призвал духовенство и верующих встать на позиции лояльного отношения к Сов. власти. Нек-рые представители контрреволюц. духовенства отказались следовать призыву Тихона и перешли к подпольным методам борьбы против Сов. власти. Позднее они вошли в религ. группировки истинно-правосл. церкви (ИПЦ), а также истинно-правосл. христиан (ИПХ).
ТОЛАНД Джон (1670-1722) - англ. философ-материалист. Развивал учение о движении как существ, свойстве материи, одном из ее атрибутов, о неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. В соч. „Христианство без тайн (1696) и др. критиковал с позиций деизма религию и церковь, стремился раскрыть „человеч. происхождение богов , земные корни представлений о бессмертии души, загробной жизни и т. п. В „Пантеистиконе (1720) пропагандировал идеи натуралистич. пантеизма, отстаивал положение о материальности мира, бесконечности и вечности Вселенной.
ТОЛК - разновидность к.-л. религ. учения. Наиболее широкое распространение получили Т. в старообрядчестве (см., напр., Беглопоповцы, Поморский толк, Спасовский толк, Филипповский толк и др.). Старообрядч. толки распадались на более мелкие течения - согласия.
ТОЛСТОВСТВО - религ.-утопич. обществ, движение в России. Возн. в кон. 80-х гг. 19 в. на базе религ.-этич. учения Л. Н. Толстого. Оценивая соц. корни учения Толстого, В. И. Ленин указывал, что оно отражало взгляды миллионов крестьян, что Толстой внес в свое учение „их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, „непротивление злу , бессильные проклятья по адресу капитализма и „власти денег (т. 20, с. 40). Сам Толстой решительно выступал против использования его учения в качестве новой сектант, доктрины (в 1906 он издал брошюру „Против толстовства ) . Соц. состав толстовцев был весьма разнородным: среди них кроме интеллигентов были крестьяне, мелкие служащие, пришлые из деревень полупролетаризированные элементы. Толстовцы возвели в кредо самые слабые стороны религ.-этич. учения писателя: центральными стали идеи соц. пассивности, „непротивления злу насилием , аскетизм, мистико-этич. квиетизм, идеализация патриархального строя обществ, и семейн. жизни, проповедь „всеобщей любви и всепрощения. Для движения Т. характерны отказ от платежа податей и несения воинской службы, организация с.-х. колоний на „евангелистских началах, просветит.-издат. деятельность по распространению книг для народа. В условиях подъема революц. движения проповедь идей Т. была реакционной и утопичной. В. И. Ленин прямо писал, что толстовское непротивление злу было „серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании (т. 17, с. 213). В 30-е гг. в условиях развернутого колхозного строительства весьма не-многочисл. толстовские коммуны окончательно свернули свою деятельность. Под напором передовых явлений обществ, жизни индивидуалистич. идеалы толстовцев потерпели крах.
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - рус, писатель, творчество к-рого оказало огромное влияние на мир. лит-ру, отразило противоречия целой эпохи рус. об-ва (1861-1905). В. И. Ленин назвал его ..зеркалом русской революции . Т. - автор романов „Война и мир , „Анна Каренина , „Воскресение , множества повестей, пьес и рассказов. В то же время он был религ.-утопич. мыслителем, стремившимся преобразовать об-во при помощи морально-религ. самосовершенствования. Т. - автор ряда филос.-религ. и религ.-этич. работ. Религиозно-этическое учение Т. было глубоко противоречиво, отражало как сильные, так и слабые стороны обществ, настроений пореформенного крестьянства. С одной стороны, он дал глубокую критику правосл. церкви как носителя лицемерия, „посредством которого одни люди хотят властвовать над другими , показал пресмыкательство церкви перед царской властью. С др. стороны, он проповедовал всеобщую любовь, непротивление злу насилием, аскетизм. Несмотря на утопизм морально-религ. учения, критика православия и царизма Т. была столь острой, что он подвергался гонениям со стороны властей и церкви. В 1901 Синод принял решение об „отпадении графа Толстого от правосл. церкви.
ТОМИЗМ - доминирующее течение в католич. философии. Было основано Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое название (по латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. революции привели к кризису католич. идеологии в целом и к упадку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики и неотомизма.
ТОНЗУРА (лат. tonsura - стрижка) - выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству в католицизме.
ТОР - в сканд. мифологии - бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богини земли Ерд, один из гл. асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёльнир, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Т. - гл. защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континент, германцев Т. соответствовал Донар, у англосаксов - Тумор (Тонар).
ТОРА (сефер-тора - книга закона, учения) - др.-евр. наименование Пятикнижия. Для культовых целей используется только текст, написанный вручную на свитке пергамента.
ТОРКВЕМАДА, Торкемада Томас (1420-1498) — монах-доминиканец, глава инквизиции в Испании, автор инквизиц. кодекса и процедуры инквизиц. суда, ввел в практику аутодафе, известен также преследованиями мусульман и евреев.
ТОРРЕС Камило (1929-1966) - колумбийский священник, один из первых представителей т. н. мятежной церкви Лат. Америки. Решительно осуждал союз церкви с олигархией и империализмом, выступал за сотрудничество с компартией в борьбе за социальные преобразования. Вступил в партизанский отряд и был убит в столкновении с карателями. „Движение Камило Торреса в 60-е гг. объединяло наиболее активных “мятежных священников .
ТОСАФОТ, тосефта (др.-евр. - дополнение) - в евр. религ. лит-ре - сборник толкований „моисеева закона , сходный с Мишной (см. Талмуд). Содержит преимущественно законодат.-религ. постановления и материалы, не вошедшие в Мишну. Является источником для библ. экзегетики.
ТОТ, Джехути - в др.-егип. мифологии - бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель библиотек и архивов, творец св. книг. На загробном суде Осириса ведет запись деяний умершего, охраняет его и сопровождает в царство мертвых. Т. изображался в виде человека с головой ибиса. Центр культа - г. Гермаполь.
ТОТЕМИЗМ (на языке северо-америк. индейцев оджибве „ототем , букв. - его род) — одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (родами) и животным и растит, миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами) . Тотем - растение или животное (чаще последнее) — воспринимался как реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традии. комплекс представлений, связанный с Т., — это вера в возможность постоянного „непорочного воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потомков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих животных и растений нь территории своего рода (племени) и обеспечить его материальное благополучие; в то, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, не пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.
ТРАВЕСТИ (от франц. travestir - переодевать) — изменение человеком своей роли путем переодевания в одежду и усвоения черт поведения представителей противоположного пола. Различают следующие виды Т.: игровой (театральный), ритуальный, сексуальный. Наиболее известные формы ритуального Т. — т. н. шаманы превращенного пола у народов Сев.-Вост. Азии, т. е. шаманы, придающие себе женский облик, мотивируя это требованием „избравшего их шаманского духа мужского пола. Ритуальное исполнениемужчинами женских ролей, реже женщинами - мужских, имело место в обрядах инициации у австрал. аборигенов, племен и народов Африки, в оргиастич. культах ближневост. и античных религий, в карнавальных мистериях средневековья.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - направление в богословии, отвергающее попытки пересмотра религ. догматики, соц.-нравств. концепций церкви применительно к развитию науки, переменам в обществ, жизни и сознании верующих. В противовес модернистам, рассчитывающим спасти авторитет религии, отказавшись от наиболее абсурдных с совр. т. зр. представлений, сторонники Т. настаивают на вечном и неизменном характере содержания религ. учений, опасаясь, что отказ от части религ. догм подорвет все здание религии. Особенно отчетливо Т. проявляется в том или ином религ. направлении в периоды значит, обществ, перемен. В нач. 19 в. термином „Т. обозначались позиции группы франц. писателей (Шатобриан, Ж. де Местр, Ламенне), отвергавших деизм и антиклерикализм 18 в. На II Ватикан, соборе сторонники Т. выступали против определенной демократизации культа, изменений в соц. учении церкви.
ТРАДИЦИЯ (лат. traditio передача) — форма преемственности в различных видах человеч. деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное или частичное воспроизведение способов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. характер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различную роль. В развитии социалистич. культуры и формировании нового человека большое значение приобретают социалист. Т.
ТРАДУЦИАНИЗМ (от лат. traduсо - переводить) - направление в христ.-богосл. учении о душе. В противоположность креацианизму, утверждающему, что душа создается богом из ничего и получает бессмертие в каждом случае рождения человека, сторонники Т. полагают, что душа создана богом при сотворении первого человека - Адама и затем передается от родителей детям при зачатии. Приверженцами Т. были Тертуллиан, Лютер.
ТРАНС РЕЛИГИОЗНЫЙ (франц. trance - оцепенение) - термином „транс обозначают состояние помрачения сознания, а также отрешенность, экстаз, „ясновидение . Т. р. как следствие гипноза или самогипноза отмечен в разных конфессиях и разных культовых ситуациях: медитация в буддизме, состояние оракулов в момент изречения ими предсказаний (напр., Дельфийский оракул в Др. Греции, гос. оракул при дворе далай-ламы в Тибете), медиумов в некромантии и оккультизме, пророков в христианстве и исламе.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (букв, выходящий за пределы данного предмета, области явлений и т. д.) - в схоластике - переход из сферы посюстороннего бытия в сферу потустороннего, над миром лежащего. Иной аспект понимания Т. — главный в последующей философии: выход за пределы возможности опыта, превышение возможности человеч. познания. Кант считал Т. бога, душу, бессмертие. В общеупотребит. значении Т. - сверхчувственный, потусторонний, сверхъестественный.
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ - в христ. теологии и философии - надмирское, сверхъестественное, выходящее за рамки чувственно данного человеку и доступного его познанию. Т. лежит за пределами чувственно данной действительности как сверхчувственное, чисто духовное начало - бог и человеч. душа. Понятие Т. используется в совр. философии экзистенциалистами (у К. Ясперса Т. - открытость человеч. экзистенции абсолюту, переход от „чистого бытия к „самобытию ; у М. Хайдеггера Т. - переход от единичного человеч. существования к миру вообще, существующему в целом, к экзистенции).
ТРАУР (от нем. Trauer - печаль, скорбь) — форма внешнего выражения скорби по умершему или по случаю к.-л. обществ., общенац. бедствий, выражающаяся в траурных обычаях - ношении одежды особого цвета, самоистязаниях, обрезании волос, раздирании одежды, причитании и восхвалении покойника, постах, множестве религ. запретов и т. п. Траурные обычаи, уходящие своими корнями в первобытн. верования - анимизм, предков культ и др., - на всех этапах развития об-ва использовались господств, религией для утверждения своего влияния на верующих.
ТРЕБА - молитва и священнодействие, совершаемые священнослужителями по просьбе одного или нескольких верующих. По церк. учению, обладает особой таинств, силой. К Т. относятся чины (порядок произнесения молитв) литургии, таинств, погребений, а также спец. службы на разные случаи (т. н. молебны за здравие, по случаю засухи и т. д.).
ТРЕБНИК - богослужебная книга в православии, содержащая молитвы, относящиеся к любой требе, и изложение порядка совершения треб.
ТРЕЗВЕННИКИ - религ. секта, возникшая в России в кон. 19 в. и близкая по вероучению к духовным христианам. Ее соц. базой являлись мелкобурж. слои городского населения, однако Т. усиленно вербовали в свои ряды и деклассированные элементы. В секте существовал ряд группировок, получивших названия по фамилии их руководителей: чуриковцы, колосков цы, Григорьевцы, аниси-мовцы, мироновцы и др. Т. призывали к отказу от употребления алкоголя, утверждая, что гл. причиной зла на земле является вино, а средством спасения - трезвость. Преодоление пьянства и др. пороков, считали они, можно достичь путем нравств. самоусовершенствования. Т. признавали особую „благодатную силу своих „пророков - руководителей, в связи с чем в секте процветали шарлатанство, знахарство, кликушество, суеверия, инсценировались „чудесные исцеления . Наиболее влият. была группировка последователей Ивана Чурикова, действовавшая в Москве, Петербурге и прилегающих к ним районах.
ТРЁЛЬЧ Эрнст (1865-1923) - нем. теолог и философ. Стремился закрепить позиции христианства, обосновать его интегрирующую функцию в обществ, жизни, приспосабливая его в этих целях к изменившимся соц. условиям. Т. рассматривал христианство как высш. точку развития зап. культуры, видя его призвание в гуманизации обществ, порядков. В христ. этике и соц. учении видел средство преодоления клас. антагонизмов. Идеи Трёльча широко используются в наст. вр. в бурж. и социал-де-мократич. идеологии, особенно в ФРГ.
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.
ТРИМУРТИ (от санскр. - 3 образа, лица) - в индуизме и брахманизме 3 ипостаси единого и безличного космич. духовного начала - брахмана, выражающие 3 его осн. функции: Брахма - бог -созидатель Вселенной, Вишну -сохранитель всех миров и Шива -их разрушитель.
ТРИНИТАРИИ (от лат. trinitas - троица) - члены католич. монаш. ордена „пресвятой троицы , основанного в кон. 12 в. В 1609 Т. причислены к нищенствующим орденам. Гл. задачей Т. ставили выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. Помимо соблюдения общих монаш. обетов Т. не употребляли в пищу мясо, отказывались от собственности в любой форме. Т. отличались крайней нетерпимостью по отношению к инакомыслящим. С одобрения папы Иннокентия III активно поддерживали существовавшие феод, порядки. В период Реформации влияние Т. стало заметно падать, а к кон. 18 в. орден практически прекратил свое существование. В наст. вр. сохранилось лишь несколько монастырей Т.
ТРИОДЬ (греч. triodion - букв. - трипеснец) - богослужебные книги в правосл. церкви. Состоит из 2 книг: Т. постной, содержащей песнопения и молитвы к великому посту, и Т. цветной, посвященной прославлению пасхи и последующих праздников.
ТРИПИТАКА, Типитака (санскр. - 3 корзины) - наиболее ранний и полный сборник будд, религ. канонич. лит-ры, выдаваемый за откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые, по легенде, получили лит. оформление в 1 в. до н. э. Т. состоит из 3 частей (питак). Первая - виная-питака, включающая 5 книг, посвящена принципам организации будд, монаш. общины, правилам приема в нее и требованиям к монашеству. Виная-питака подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами. Сутта-питака - второй раздел Т., состоящий из 5 сборников (никай), излагающих учение Будды в форме приписываемых ему и его ближайшим ученикам притч и бесед, а также сборников легенд, афоризмов, поэм, комментариев и т. д. Аб-хидхарма-питака, „корзина толкования учения , состоит из 7 книг, содержащих теологич. трактовку осн. положений вероучения. Изменявшиеся в течение времени разнообразные редакции текстов Т. дают возможность изучать действит. ход развития буддизма в различные времена и в различных странах.
ТРИПТИХ (от греч. tripthychos - сложенный втрое) - первоначально - складная икона, состоящая из 3 частей. В наст, время Т. называется любое произведение искусства из 3 картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных общей идеей или сюжетом.
ТРИТОН - вдр.-греч. мифологии - сын Посейдона и Амфитриты, живет с ними в золотом дворце на дне моря. Изображался морским кентавром.
ТРОИЦА - 1)по христ. представлениям, 3 лица бога - бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Вера в то, что бог существует в 3 лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церк. соборе в Константинополе в 381. Внушая ее своим последователям, христ. церковь подчеркивает „непостижимость догмата для человеч. разума, что якобы свидетельствует о его сверхъестест. характере. В действительности представления о божеств. Т. сложились в глубокой древности. Т. существовали в религиях Др. Египта (Осирис, Исида, Гор), Др. Индии (Брахма, Вишну, Шива), Вавилонии (Ану, За, Бэл) и др., явившись отражением факта существования моногамной семьи. По мнению ряда исследователей, Т. богов возникли как связующее звено между многобожием и единобожием в период перехода от политеизма к монотеизму; 2) христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается на 50-й день после пасхи (отсюда его др. название - пятидесятница). Содержание Т. составляет почерпнутый из новозаветной кн. .Деяния апостолов миф о сошествии „св. духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они „заговорили на разных языках, никогда им не учившись . В богословии этот миф толкуется как указание Христа нести весть о христианстве „всем народам и языкам . В христианстве праздник сложился в 4 в., после того как был принят догмат о Т. Заимствовав мн. элементы из иуд. пятидесятницы, он вобрал в себя обычаи и обряды народных празднеств тех стран, где утверждался вместе с христианством. Так, на Руси Т. слилась с широко отмечавшимся праздником семиком. Семицкие обычаи, берущие начало в верованиях др. славян, почитавших духов растительности, сохранились в культе Т., хотя никакого отношения к церк. мифу о сошествии „св. духа на апостолов не имели. Т. привлекала к себе верующих прежде всего тем, что с ней совпадало завершение важного с.-х. цикла. Для многих привлекательной была и обрядовая сторона праздника, включающая поминание умерших, украшение жилищ зеленью и т. п. Ныне былая популярность Т. утрачена, хотя она по традиции продолжает отмечаться, преимущественно в сельской местности.
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА - крупнейший рус. монастырь, находится в совр. Загорске (71 км к северу от Москвы), основан в сер. 14 в. Сергием Радонежским. Наименование „лавра присвоено в 1744. В 14-18 вв. Т.-С. л. играла важную роль в политич. жизни Руси, являлась крупнейшим феод, хозяйством. В наст. вр. на территории Т.-С. л. находятся резиденция патриарха Рус. правосл. церкви, духовная академия и семинария.
ТРОПАРЬ - в правосл. богослужении — песнопение, в к-ром раскрывается сущность отмечаемого церковью праздника или события, перечисляются подвиги прославляемого святого.
ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) - рус. религ. философ, последователь В. Соловьева, изложивший в своих кн. „Миросозерцание В. С. Соловьева (1913), „Метафизические предположения познания (1917), „Смыслжизни (1918) собственную филос. систему. По его учению, смысл жизни определяется не человеком и об-вом, а „абсолют, сознанием , „все-единым умом , т. е. богом. Только бог является началом и концом эволюции, ее основой и смыслом. „Абсолют, сознание оплодотворяет познание истины, делает сознание активным. С ортодокс, позиций Т. отстаивал библ. креационизм, обосновывал наличие зла свободой воли человека, доказывал зависимость обществ, жизни от божеств, промысла.
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) - рус. религ. философ, последователь В. Соловьева. Осн. работы посвящены обоснованию христ. вероучения, в т. ч. идеи бессмертия. Особое внимание уделял разработке закона „универс. соотносительности , сводившегося к утверждению, что знание приобретает логич. последовательность лишь в случае, когда оно является следствием универс. разума или второй ипостаси божеств. троицы.
ТРЯСУНЫ - то же, что Пятидесятники.
ТУКАЙ (Тукаев) Габдулла (1886-1913) - тат. поэт и публицист. В поэтич. и публицистич. произведениях дал резкую критику реакц. соц. сущности ислама и антинародной деятельности мусульм. духовенства. Т. выступал против учения о нац. исключительности мусульман, пантюркизма, унижения исламом женщин. Призывал к дружбе с рус. народом, считая ее необходимым условием соц. освобождения татар.
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА (покров, плат) - одна из христ. реликвий; кусок ткани с туманно проступающим очертанием че-ловеч. тела, к-рый церковь объявила погребальным покровом Иисуса Христа, сохранившим на себе следы его крови и пота. Наиболее раннее известие о Т. п. относится к перв. пол. 14 в. (Франция); источник ее появления неизвестен. С 1578 Т. п. хранится в Турине в соборе Св. Джиованни Батисты и периодически выставляется на всеобщее обозрение. Осн. аргументы против подлинности Т. п. первоначально выдвинула сама церковь: противоречие библ. данным о типе погребальной одежды др. евреев, неизвестность местонахождения Т. п. в течение 13 вв., появление нескольких десятков покровов такого типа в Европе после крестовых походов. До сих пор не дано офиц. согласия церкви на радиокарбоновый анализ ткани, без к-рого не представляется возможным ее точно датировать, а следовательно и сделать науч. выводы о ее подлинности.
ТЭЙЛОР Э. Б. - см. Тайлор Э. Б.
ТЭНРИКЁ - религ. течение, возникшее в Японии в 1838. Его основательница Мики Накаяма (1796-1887) выступила с проповедью от имени бога-родителей, объявив себя его „живым храмом . Учение Т. представляет смесь элементов синтоизма, буддизма, христианства. Признавая, что все существующее дано богом „взаймы , приверженцы Т. считают долгом бескорыстно трудиться на благе церкви, распространяя ее учение. В „св. городе Тэнри созданы ун-т, школы, мед. учреждения. Пропаганду Т. ведут издательство, радиостанция, киностудия.
ТЭРА (яп.) - будд. храм. Т., как правило, строились на возвышенностях, горах или холмах. С целью распространения буддизма в Японии издавались указы о строительстве будд, храмов в каждой провинции, зачастую вблизи синтоист, святилищ. В столице находился центр, храм или группа храмов, к-рым подчинялись провинц. храмы. В позднем средневековье начали строить смешанные синто-будд, храмы - результат синто-будд, синкретизма.
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА - группа либерально-протест. богословов 19 в., виднейшим представителем к-рой был Ф. К. Баур. В начале своей деятельности ее поддерживал Д. Штраус. Иногда ее называют ново-тюбингенской школой, в отличие от группы тюбингенских теологов 18 в. Т. ш. внесла вклад в исследование истории первонач. христианства, в библ. критику. Баур и его последователи доказали, что в Новом завете отражена борьба различных тенденций и направлений в христианстве, вскрыли противоречия, содержащиеся в евангелиях.
ТЮРБЕ (тур.) - надгробное сооружение, мавзолей в странах Ближн. и Ср. Востока.
Читайте: |
---|