Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ТАБ - ТЮР

Понятия и определения - Атеистический словарь

ТАБОРИТЫ - радикально-демократич. крыло гуситов. Соц. осно­ву „общины таборитской , раз­местившейся на г. Табор в Южн. Чехии (отсюда название „Т. ), составляли широкие слои крестьянства, городская беднота, ремес­ленники, низш. духовенство, часть мелкого дворянства. Наиболее ре­волюц. частью Т. были т. н. пикарты, возглавляемые Мартином Гуской и др. вождями. Их политич. платформа включала требования ликвидации сословий, феод. и церк. собственности, устранения „грешников и противников зако­на божьего , т. е. господ, дворян, рыцарей. Разделяя хилиастич. пред­ставления (см. Хилиазм), Т. тол­ковали „тысячелетнее царство бо­жье на земле как царство всеоб­щего равенства, отрицали церк. таинства, католич. культ, а нек-рые из них - все христ. святыни и обряды. Пикарты пытались и практически осуществить идеи ра­венства, что сталкивало их с более умеренной частью Т. - зажиточ­ными крестьянами, низш. духо­венством, состоят, горожанами. Всех их, однако, объединяла борь­ба против нем. засилья, чужезем­ных и чешских дворян, католич. церкви и папства. Противоречия Т. с чашниками (бюргерско-рыцарским лагерем в гусит. движении) привели к открытой войне между ними, в к-рой Т. были разбиты. Движение Т., их идеология оказа­ли значит, влияние на подготовку Реформации.

ТАБУ (полинез.) - религ.-магич. запрет в доклас. об-ве, за наруше­ние к-рого, по суеверным пред­ставлениям неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая сверхъестеств. силой, ду­хами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала в Поли­незии. Объекты Т. - вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Чаще табуация касается мате­риальных   предметов.  По  мере развития об-ва и его клас. рассло­ения Т. стали освящать обществ, неравенство. Часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисл., вошла в религии в виде запретов, нарушение к-рых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божеств, воз­даяния.

ТАИНСТВА (лат. sacramantum) - обрядовые действия в христианст­ве, в к-рых якобы „под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья . В православии и католицизме при­знается 7 Т. - крещение, причаще­ние, священство, покаяние (испо­ведь), миропомазание, брак, елео­священие (соборование). В большинстве протест, течении соверша­ются лишь крещение и причаще­ние, к-рые рассматриваются прос­то как символич. обряды, не от­личающиеся от всех др. По учению церкви, Т. установлены Иисусом Христом. В действительности же они вводились в христ. культ на протяжении длит, времени. Внача­ле крещение и причащеняе, затем священство и только в 4—5 вв. остальные. Истоки же Т. следует искать в древнейших верованиях, в магич. действиях наших далеких предков, к-рые были убеждены в возможности непосредств. обще­ния со сверхъестеств. силами, воз­действия на них. Т. по своей сути тоже исходят из такой возможно­сти. При установлении Т. христи­анство заимствовало немало эле­ментов и из мистерий вост. рели­гий, в части, митраизма. Большое значение церковь придает „пра­вильному совершению Т., подра­зумевая при этом непременное участие в нем „законного духов­ного лица и следование установ­ленному порядку. Тем самым под­черкивается роль церкви в качест­ве „посредницы между богом и людьми, без к-рой Т. считаются „недействительными . Это условие не признается протест. церква­ми, отвергающими идею посредни­чества церкви в общении человека с богом.

ТАЙЛОР (Тэйлор) Эдуард Бернетт (1832-1917) - англ. этнолог и религиовед. Т. наряду с Г. Спенсе­ром был основателем эволюцио­нист, школы, объясняющей раз­витие человеч. культуры как не­прерывный количеств, процесс. Идеи развития Т. применил к ана­лизу происхождения религии. Опи­раясь на понятие анимизма, он создал концепцию (в противовес мифологической), связывающую воедино все стадии развития рели­гии на основе психич. деятельно­сти человека в его попытках объ­яснить непонятные явления и фак­ты. Анимистич. теория для своего времени была шагом вперед: пос­ледовательно выражала т. зр. про­гресса и единства духовного раз­вития человечества, опиралась на огромный фактич. этнографич. ма­териал.

ТАКЛИД (араб. - традиция, под­ражание) - принцип безоговороч­ного следования установкам авто­ритетных богословов и правове­дов, исключающий всякую воз­можность самостоят, суждений по вопросам теологии, морали и пра­ва. Многовековое господство Т. на мусульм. Востоке вело к за­стою в соц.-культурной сфере. И в наст. вр. его влияние еще силь­но в странах распространения ислама.

ТАКСИЛЬ Лео (подлинное имя - Габриэль Антуан Жоган-Пажес, 1854-1907) - франц. писатель и обществ, деятель, антиклерикал. В 70-х гг. опубликовал ряд памфлетов, направл. против католич. церкви. В 1885 Т. заявил, что рас­каялся в своей прежней антицерк. и антирелиг. деятельности и готов служить церкви на поприще разо­блачения масонства как „синагоги сатаны . Он выпустил несколько книг о чудовищных преступлени­ях, якобы совершаемых масонами в союзе с дьяволом. „Разоблаче­ния были с восторгом встречены церковью. В  1897 Т. выступил с саморазоблачением, объявив, что 12 лет занимался мистификацией с целью дискредитации церкви. В дальнейшем он продолжал пуб­ликацию антирелиг. трудов, среди к-рых заслуживают особого вни­мания Забавная Библия (рус. пер., 1962); Забавное Евангелие (рус. пер., 1963); Священный вер­теп (рус. пер., 1965).

ТАЛИСМАН (позднегреч. telesma - посвящение, чары) - предмет, к-рый, по суеверным представле­ниям, обладает магич. способно­стью приносить его владельцу счастье, удачу и т. д. Вера в Т. связана с первобытн. магией, фе­тишизмом.

ТАЛМУД (от др.-евр. ламейд - изучение) - свод религ.  тракта­тов, закрепивших идеологич., культовые и религ.-правовые представления иудаизма феод, пе­риода. Письменное оформление Т. длилось 3 века (3-5 вв.); как устная традиция возник значи­тельно раньше (2-1 вв. до н. э.). В Т. отразился комплекс эсхатологич. идей (представления о конце света, вера в страшный суд, воск­ресение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее религ, сознанию евреев. В нем раз­работана громоздкая система иуд. обрядности, состоящая из 248 по­велений и 365 запретов. В условиях жизни в т. н. диаспоре культовые предписания Т. закрепляли гос­подство иудаизма и способствова­ли превращению ср.-век. евр. об­щин в закрытые религ. корпора­ции во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религ. законодательства, составив­шие кодекс талмудист, уголовно­го, гражд. и семейного права. Т. связан с деятельностью соферим (книжников), к-рые возглавили синагоги, возникшие первоначаль­но в Египте (3 в. до н. э.), а позд­нее - в др странах. Соферим по­ложили начало толкованию Торы, к-рая уже не соответствовала ус­ловиям диаспоры. В 210 н. э. глава школы таннаев (законоучи­телей) Иегуда Ганаси собрал нако­пившийся материал толкований, получивший    название    Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Т., в к-ром в весьма несистематизированном виде отра­зились феод, условия жизни евре­ев, религ. влияния различных эпох и народов (гл. обр. Востока), противоположные взгляды религ. школ и отд. богословов в самом иудаизме. Существуют 2 варианта текста Т., составленные в Вавило­нии (Т. Бавли) и Палестине (Т. Иерушалми). Большим авто­ритетом иуд. традиция наделяет вавилонск. Т. Эсхатологич. докт­рины в Т. тесно связаны с утверж­дением о никчемности земной жизни человека. На протяжении своей истории Т. использовался эксплуатат. верхушкой и равви­нами для затемнения клас. созна­ния евр. трудящихся, подавления их соц. активности.

ТАЛМУДИЗМ - термин, обозна­чающий традицию иуд. казуистич. толкования Библии. Схоластич. рассуждения талмудистов позво­ляли обходить предписания Торы, сохраняя одновременно ее „богооткровенный характер. В огром­ной по количеству методов талму­дист, казуистике наиболее рас­пространенными приемами явля­ются т. н. гематрия (замена букв числами и совмещение на основе равенства их сумм различных по­нятий) и нотарикон (напр., раз­деление слова на части и получе­ние необоснованного вывода в ре­зультате их произвольного толко­вания). В широком смысле Т. -синоним начетничества, схолас­тики.

ТАЛМУД-ТОРА - религ. школа для евр. мальчиков - сирот и де­тей бедняков, изучавших Тору (Пятикнижие) и Талмуд; окончив­шие ее могли поступить в ешибот. Т.-Т. возникла в 16 в. и использо­валась раввинами и эксплуатат. верхушкой евр. общин как сред­ство клерик. воспитания молоде­жи. В модернизир. форме (вос­кресные, летние, вечерние школы) иуд. лидеры на Западе пытаются возродить Т.-Т., связывая с „евр. образованием возможность „вы­живания иудаизма в наши дни. Традиции Т.-Т., пронизанные националистич. идеями сионизма, сильны в Израиле, где 36 проц. всех школ первой ступени (вось­милетка) являются религиозными.

ТАММУЗ - бог воды и плодоро­дия в религии народов др. Месопо­тамии, олицетворение земледельч. цикла. Культ Т. впоследствии ши­роко распространился по всей Пе­редней Азии.

ТАМПЛИЕРЫ храмовники (франц. templiers, от temple — храм) - военно-монаш. орден, основанный франц. рыцарями в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода и получив­ший свое название по местонахож­дению первонач. резиденции - вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона. Орден Т., основанный для защиты палом­ников и завоеванных крестоносца­ми гос-в от мусульман, благодаря пожертвованиям верующих и зе­мельным пожалованиям, занятию торговлей и ростовщичеством превратился в крупнейшего фео­дала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В 13 в. численность рыцарей достигала 15 тыс. Папст­во неоднократно использовало Т. в борьбе с ересями и народными восстаниями. После провала крестовых походов Т. обосновались в Европе, гл. обр. во Франции. Опасаясь роста могущества Т. и стремясь завладеть богатствами ордена, франц. король Филипп IV Красивый в 1307 добился арес­та Т. и возбуждения против них инквизиц. процесса. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 папа Климент V упразднил орден Т.

ТАНИТ - богиня луны, плодоро­дия и любви в религ. верованиях карфагенян. Т. считалась основа­тельницей и покровительницей города. Т. - модификация финикийской богини Астарты. Греки отождествляли ее с Артемидой.

ТАННАИ - иуд. законоучители из школы в г. Ябне на Средиземном море, к-рые давали толкование Торы (Пятикнижия). Эти коммен­тарии (3 в. н. э.) вызваны необходимостью приспособления бого­служебной лит-ры к потребностям евреев диаспоры. Комментарии книжников (соферим), фарисеев и Т. составили Мишну (см. Тал­муд).

ТАНТРА (санскр.) - св. тексты шактистских сект в индуизме. У др. направлений тантризма име­лись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах - агамы, в вишнуистских - пураны. Часто термин „Т. употребляют как обобщающее название всех этих текстов.

ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра - хитросплетение, сокровенный текст, магия) - общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм, вишнуизм) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты воз­никли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму. Харак­терный признак принадлежности к Т. - поклонение некоему поло­вому энергетич. началу, чаще - женскому, реже - мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усилива­ется имитацией акта оплодотво­рения. Обряды Т. связаны с йогической практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие   потенции  человека.

ТАНЦУЮЩИЕ БРАТЬЯ - христ. секта, выделившаяся в меннонитстве (см. Меннониты) в 20-х гг. нынешнего столетия. Весьма воль­но трактуя учение Менно Симонса, члены секты на молитв, собраниях прыгают, скачут, кружатся, слов­но в танце, достигая с помощью таких приемов экстатич. состоя­ния, что наносит серьезный ущерб психике верующих.

ТАРЕЕВ Максим Матвеевич (1866-1934) - рус. правосл. богослов и философ. В отличие от патристики и схоластики не считал догматику и аскетику достаточ­ным обоснованием христианства. Стержень богословия Т. видел в христ. антропологии, осн. назначе­ние к-рой — обоснование библ. представления о человеке как об­разе и подобии бога, а также при­знание веры изначальным свойст­вом человека.

ТАРИКАТ (от араб, тарика - до­рога, путь; в переносном смысле— путь к истине) — морально-психо­логические методы самосовершен­ствования в суфизме. Заключают­ся в отказе от логического рациональн. познания мира, „умерщвле­нии по указанию старца-настав­ника (пира, ишана) воли и пло­ти ученика-мюрида, превращении его в послушное орудие старца и т. п.

ТАРТАР — преисподняя, нижняя часть подземного мира в мифо­логии др. греков. Т. находится от земли на таком же расстоянии, как земля от неба, и отделен от остального мира тройным слоем мрака и 3 медными стенами, вокруг к-рых вечно бушуют вихри.

ТАТИАН (ок. 120 - ок. 175) - христ. писатель, один из т. н. апо­логетов, выступавших в защиту христ. религии. В соч. „Обраще­ние к грекам отвергал античную науку и культуру. Третируя греч. философию, превозносил „муд­рость варваров, пытался доказать их превосходство над эллинами в интеллект, и нравств. отноше­нии. Развивал учение о Логосе как посреднике между миром и богом, разделял идею страшного суда и посмертного воздаяния.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750) - рус. ученый, ис­торик, философ, гос. деятель. По мысли Т., в истории „не все делается от бога, но много и от человека . Т. высоко оценивал петровские преобразования. Твор­честву Т. присущ религ. скепти­цизм, он критиковал церковь, хотя был не до конца последо­вателен.  Гл. труд -  „История Российская с древнейших вре­мен .

ТАТХАГАТА (букв. - „так при­шедший или „так ушедший ) - постоянный эпитет Будды Шакъя-Муни.

ТАТХАТА, татхагатагарбха - со­гласно филос концепции Йогачара - некое особое, завершенное состояние, при к-ром все вещи об­ладают абсолют, тождеством, не имеют названия или объяснения. Т. не подчиняется никаким изме­нениям и не обладает никакими свойствами. Это основание всего существующего, хотя оно и не яв­ляется субстанцией. Понимая крайнюю противоречивость и не­последовательность этой концеп­ции, сама Йогачара признает, что Т. выходит за пределы возможно­стей человеч. познания.

ТВОРЕНИЕ - согласно религ. ве­рованиям, создание всего сущего (Вселенной, Земли, ее растит, и животного мира, человека) сверхъестеств. силой или существом. Идея Т. нашла отражение в мифо­логия всех народов, а также в раз­личных религ. системах.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (от старонем, teutones - названия герм, племени) — военно-монаш. орден, основанный нем. крестоносцами в кон. 12 в. на базе госпиталя (“дома св. Марии ) для герм. крестоносцев. Отсюда его полное название - Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В нач. 13 в. обосновался в Сев.-Вост. Европе. Т. о. осущест­влял политику феод-католич. экс­пансии в Прибалтике и сев.-зап. рус. княжествах. На захваченных землях тевтонцы проводили поли­тику насильств. германизации и окатоличивания населения. Агрес­сия Т. о. встретила сопротивление со стороны населения Польши и Литвы, поддержанного рус. и др. слав, народами. В 1410 польско-литовско-рус, войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушит. поражение Т. о. В 16 в., когда Ре­формация охватила Пруссию, вла­дения Т. о. были секуляризованы, вместе с богатством он потерял свею военную мощь и политич. значение. В качестве весьма малочисл. церк. орг-ции Т. о. существу­ет до сих пор в ФРГ и объединяет гл. обр. представителей аристокра­тии.

„ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ – 11 тезисов, написанных К. Марксом в 1845 и опубликованных после его смерти Ф. Энгельсом в 1888. По словам Энгельса, это „...пер­вый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового миро­воззрения (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т 21, с. 371). В тезисах сжаго сформулированы осн положения философии марксизма: материалистич. понимание истории и об­ществ, практики, принципиально новый взгляд на человека, опреде­ление зависимости идеологич. фе­номенов (в т. ч, религии) от усло­вий материальной жизни об-ва. В них критикуется историч. идеа­лизм Фейербаха и утопич. социа­лизм; раскрывается гл. недоста­ток всего предшествуюшгго мате­риализма - созерцательность; обосновываются сущность и зада­чи диалектико-материалистич. фи­лософии, ее значение в революц. преобразовании об-ва. Тезисы за­ложили фундамент науч.-философск., последовательно атеистич. истолкования материальной, зем­ной основы религии, разработки теории революц. преодоления и практич. уничтожения социальных антагонизмов, порождающих ре­лиг. мировоззрение. Критикуя антропологич. философию Фейер­баха, Маркс писал: „..сущность человека не есть абстракт, прису­щий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отно­шений (там же, т. 3, с. 3). Это означало, что подлинные истоки религ. представлений можно рас­крыть, лишь изучая обществ, отно­шения, порождающие их. Цент ральн принцип нового революц.-практич. мировоззрения Маркс формулирует в заключит, тезисе: „Философы лишь различным об­разом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изме­нить его (там же, с. 4).

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религ, учение, признающее существо­вание личного бога, трансцендент­ного миру, сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин „Т. ввел англ. философ Р. Кедворт (1743) . Т. учит о предустановленности событий мир. истории, их зависимости от бо­жеств, провидения, о возможности чудес. В отличие от пантеизма Т. рассматривает бога как личное су­щество, внешнее по отношению к миру сверхъестеств. предвечное начало; в отличие от деизма - признает постоянную непосредств. зависимость от бога всех природ­ных и обществ, процессов. Теистич. представления наиболее развиты в иудаизме, христианстве, исламе. Совр. теология модернизирует Т., используя методологич. инстру­ментарий идеалистич. бурж. фило­софии, фальсифицируя данные естеств. и обществ, наук.

ТЕЙШУБ, Тейшеба - бог хуррито-урартск. пантеона, культ к-рого получил широкое распространение в Хеттском царстве (особенно в 14-13 вв. до н. э.). Почитался как бог грозы, изображался в виде быка.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955) — франц. ученый-палеонто­лог, философ, теолог. Вступил в орден иезуитов в 1899. Одну из гл. задач своего творчества видел в утверждении эволюц. теории и создании „науч. феноменологии , призванной снять противополож­ность науки и религии. Считал, что в основе всего сущего лежит „ткань универсума , обладающая материальной и духовной сторо­нами в виде „тангенциальной и „радиальной составляющих энергии. Причем именно „радиаль­ная , т. е. „психическая , энергия влечет мир по пути эволюции. Двигателем и итогом развития универсума является божеств, дух, персонифицированный в точке Омега. Вселенная, по Т., в ходе движения к богу - Омеге прохо­дит следующие этапы: преджизнь, жизна, мысль, сверхжизнь. Ключ к рецкнию проблем универсума Т. видел в человеке как привилегированном носителе эволюции, не­разрывно связанной с богом. Об­ществ, жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. процесса. Католич. церковь осу­дила учение Т. как модернист­ское, однако идеи его получили на Западе широкое распростра­нение.

ТЕККЕ, рибат, завийа, ханака - пристанище, келья отшельника, место обитания суфиев-дервишей. Строились, как правило, при изве­стных гробницах, больших мече­тях, караван-сараях. Т. обычно существовали на вакф - средства, завещанные к.-л. благотворителем, а также на подаяния верующих. В Т. обосновывались суфийские шейхи со своими учениками - мюридами.

ТЕЛЕЗИО Бернардино (1509-1588) - итал. натурфилософ, деист. Гл. соч. - „О природе ве­щей согласно их собственным на­чалам . Т. основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Т. считал материю не­уничтожимой, а движущим нача­лом - присущее природе тепло, борющееся с холодом. „Жизн. дух - причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Т. при объяснении соц. природы челове­ка признавал сотворенную богом „высш. душу.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. télos, род. падеж téleos - цель, результат, logos - учение) - религ.-идеалистич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления к-рых все окру­жающее существует и развивается. Т. выражается в антропоморфизации природных предметов и про­цессов, связывании их с дейст­вием целеполагающих начал. Ут­верждая, что мир создан богом ради интересов человека, Т. смы­кается с антропоцентризмом. По­ложение об абсолют, целесообраз­ности всего существующего, пред­полагающее наличие ее сверхра­зумного творца, лежит в основе телеологич. доказательства бытия бога, служит обоснованию креа­ционизма. Т. органически связана с теодицеей и предопределением, выполняет в антагонистич. об-ве функцию идейн. защиты интересов господств, классов. Совр. фиде­изм модернизирует Т., используя фальсифицир. данные науки, кон­цепции идеализма (холизм, неофинализм). Наука и практика объяс­нили развитие в природе и об-ве естеств. причинами и опровергли Т. Дарвинизм раскрыл естеств. ха­рактер органич. целесообразности; совр. естествознание углубило это представление. Историч. материа­лизм на основе учения об объек­тивных законах развития об-ва, неразрывной связи историч. необ­ходимости со свободной деятель­ностью людей показал полную несостоятельность Т.

ТЕННОИЗМ - см. Синтоизм.

ТЕОГОНИЯ - совокупность ми­фов о происхождении богов, оли­цетворяющих стихийные силы при­роды. Картина космоса, основан­ная на анимистич. представлениях (см. Анимизм), представляется цепью божеств, рождений и смер­тей. Первую попытку описать и систематизировать взаимосвязи известных божеств дал др.-греч. поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.): Гея, оплодотворенная Эросом, породила Урана, от брака с к-рым пошла целая плеяда богов, олицет­воряющих силы природы, проти­воборствующих и побеждающих друг друга (Кронос - Урана, Зевс - Кроноса и т. д.).

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theós - бог и dikē - справедливость; букв. - богооправдание) - религ.-филос. учение, цель к-рого доказать, что существование в мире зла не отме­няет религ. представлений о боге как абсолют, добре. Впервые по­нятие Т. встречается у Лейбница, рассматривавшего мир как „со­вершенное творение , считавшего зло благом для человечества, не­разрывно связанным с добром. В ряде филос. систем зло выступа­ет как ниспосланное богом испы­тание для людей, с помощью к-рого укрепляется их дух, их вера в бога. Значит, внимание Т. уделял Вл. Соловьев, у к-рого она высту­пает в оболочке агатодицеи (оп­равдания добра). Совр. Т. взаимо­связана с антроподицеей (оправ­данием человека), сочетаясь порой с демодицеей, т. е. оправданием данного народа, этноса и его ду­ховной культуры. Практически „оправдание бога в различных филос. системах служило оправда­нием эксплуатации, соц. неспра­ведливостей, имело целью при­мирить массы с их тяжелым по­ложением в клас.-антагонистич. об-ве.

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theós - бог и krátos - власть) - форма прав­ления, при к-рой власть в гос-ве находится в руках главы церкви и духовенства. Характерна для рабовлад. и феод, строя. Т. существо­вала в 5-1 вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верхов­ному жрецу. Теократич. гос-вами были халифаты Омейядов, Абба-сидов, а также Папская область, где папа осуществлял и политиче­скую и духовную власть. Теокра­тич. гос-вом является и совр. Ва­тикан. Его глава - папа римск. -пользуется неограниченной вла­стью.

ТЕОЛОГИЯ  -  см. Богословие.

ТЕОЛОГИЯ КРИЗИСА - см. Диа­лектическая теология.

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - одно из направлений в совр. протест, тео­логии ; крупнейший представи­тель - П. Тиллих. В работе „Рели­гиозная субстанция культуры (1959) он обосновывал необходи­мость диалога христианства с нау­ками и искусством тем, что авто­номия культуры, утрата ею „религ. субстанции равнозначна утрате смысла. Церковь. должна стре­миться не к тому, чтобы возрож­дать свои „культурные рудимен­ты , а открывать в формах суще­ствующей автономно от нее куль­туры самые глубокие измерения - ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление проти­воположности между культурой и церковью. Такая теономная куль­тура, преодолевающая противоре­чия жизни посредством приобще­ния к „основе бытия , представ­ляется в Т. к. как „предвосхище­ние царства божьего .

ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА - радикальное течение в т. н. секулярной   теологии,   сложившееся в 60-х гг. 20 в. на основе идей Д. Бонхёффера о полной разоб­щенности традиц. христ. религий с совр.   (ставшим „совершенно­летним ) миром. Поскольку тео­логия, согласно этой концепции, должна исходить из существую­щей   человеч.   действительности, она   вынуждена   сегодня   выра­зить опыт „смерти бога , т. е. тот факт,   что   большинство  людей ныне живут так, как если бы бога не было, для них он попросту больше не существует. Поэтому теология поставлена перед задачей разработать „атеистич. христиан­ство , атеистич. вариант христологии. Если умеренные представите­ли секулярной теологии (Г. Ваганян, Г. Кокс) утверждают, что изжила себя лишь совр. культурно-историч. концепция бога, т. е. речь идет о „смерти существую­щего   понятия   бога,  то  более радикально настроенные привер­женцы  „атеистич.  христианства (Т. Альтицер и др.) исходят из отрицания бога традиц. христиан­ства, отрицания бога как транс­цендентного существа, находяще­гося вне мира и с ним ничего об­щего не имеющего. Вера должна быть заменена приверженностью Иисусу Христу, к-рая реализуется в бескорыстном служении людям. Христианство    трактуется    как секулярная вера в еванг. Иисуса из Назарета.

ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ - одна из концепций модернист, христ. со­циализма, в к-рой христианство трактуется как „великая соц. на­дежда , ибо соц. освобождение, являясь триумфом христ. мораль­ных идеалов, будет одновременно и спасением. Христ. надежда, со­гласно Т. н., это не только пассив­ное ожидание будущего, но и дей­ствие,  направл.  на радикальное обновление жизни во имя осуще­ствления еванг. идеалов любви, справедливости и человеч. соли­дарности. Капиталистич. порядки противоречат этим идеалам. По­этому христиане должны сотруд­ничать с социалистами в борьбе за свержение капиталистич. строя и осуществление социалистич. идеала, к-рый соответствует еванг. идеалу. Следовательно, осуществ­ление социалистич. идеала будет означать осуществление царства божьего на земле. Объединение христианства с социализмом, ут­верждают сторонники Т. н., яв­ляется истории, необходимостью, поскольку христианство может возродиться, только став религией народных масс, а последние смо­гут осуществить свои соц. устрем­ления, когда оживет вера в наступ­ление царства божьего. Т. н. носит утопич. характер, ибо стремится отождествить противоположные по своей сущности социалистич. и христ. идеалы, пытается ввести в русло христ. эсхатологии участие народных масс в борьбе за корен­ные соц. преобразования, за социа­лизм.

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ - одна из соц. концепций совр. католич. мысли, получившая распространение с кон. 60-х гг. в странах Лат. Америки. Гл. пред­ставитель - перуанский священ­ник Г. Гутьеррес, автор кн. „Тео­логия освобождения - перспекти­вы . Сложилась в результате ра­зочарования в христ. соц. движе­нии, не ставившем под сомнение капиталистич. систему как тако­вую. „Теологи освобождения вы­сказались за рсволюц. преобразо­вания в латиноамер. об-ве, за со­циализм. „Освобождение означа­ет прежде всего ликвидацию ко­лониального гнета, ликвидацию эксплуатации, т.е. соц. революцию. Наряду с этим „освобождение означает „освобождение от греха как последней причины нищеты, несправедливости, угнетения. Клас. борьба с этой т. зр. необхо­дима для осуществления заповеди „любви к ближнему , но недо­статочна для „спиритуального ос­вобождения ,   освобождения   от греха. Т. о. принимает революцию как инструмент борьбы с не­справедливостью, тем не менее „царство божье остается „даром свыше и его нельзя идентифици­ровать ни с каким соц. устройст­вом: освободиться от греха — значит довериться богу. Т. о. отра­жает революц. сдвиги в сознании мн. христиан, способствует диало­гу коммунистов с верующими в создании единого фронта антиим-периалистич. борьбы, борьбы за мир. Вместе с тем она показывает слабость и несостоятельность по­пыток обосновать путь „христ. революции .

ТЕОЛОГИЯ   ПОЛИТИКИ  -  см. Политическая теология.

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА - разно­видность совр. протест, фил ос. теологии. Распространена гл. обр. в США и Англии. Основывается на философии неореализма А. Уайт-хеда и Ч. Хартшорна. Гл. предста­вители - Ш. Огден и Дж. Кобб считают, что, поскольку мифологич. утверждения о боге потеряли смысл, необходимо утвердить бо­га в контексте совр. светского сознания, т. е. на базе спекулятив­ной философии. Онтологич. сущ­ность бога интерпретируется как космич. процесс „творческого становления', „порыва вперед : бог постоянно воплощает самого себя в своем непрерывном творе­нии мира. На этой основе пере­сматриваются осн. христ. пред­ставления. Наиболее интенсивно Т. п. разрабатывалась в 60-70-х гг. как секулярный вариант христиан­ства, в к-ром более ортодокс, теологи усматривают опасность превращения бога в филос. абст­ракцию.

ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теология прогресса - одна из совр. христ. концепций, к-рая вслед за доку­ментами II Ватикан, собора (1962-1965) и энцикликой Павла VI „Популорум прогрессио (см. Энциклики пап социальные) оп­ределяет развитие как процесс, охватывающий одновременно технико-экономич., соц.-политич. и морально-идейн. сферы;  субъектом этого глобального процесса является человек, призванный из­менять мир и господствовать над ним; прогресс выражается в гума­низации мира, к-рая означает осво­бождение личности в об-ве; исто­рия человеч. прогресса — это фрагмент истории спасения, и по­этому верующие должны прини­мать в историч. процессе активное участие. Т. о., в Т. р. делается по­пытка v теоретически обосновать с позиций христ. учения участие христиан в борьбе за соц. прогресс. Однако цель соц. активности ве­рующих ограничивается в Т. р. лишь реформированием сущест­вующего капиталистич. порядка.

ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ - одно из течений совр. т. н. соц. теологии, идеологи к-рого стремятся с по­зиций христ. вероучения обосно­вать участие верующих в революц. борьбе на стороне левых сил. Известный теолог из ФРГЮ. Мольтман определяет Т. р. как „теоло­гию христиан, страдающих и борю­щихся . Христ. моральный идеал используется сторонниками Т. р. как основа для критики бурж. строя, к-рый объявляется ими противоречащим якобы содержа­щимся в еванг. сказаниях идеям справедливости, равенства и брат­ства. Идеалы социализма, по мне­нию этих теологов, тождественны христ. ценностям. Социализм, по их утверждениям, не содержит всебе никакой „метафизики , он не дает ответа на вопрос о смысле жизни человека и, следовательно, не вступает в противоречие с рели­гией. Поэтому христиане могут участвовать в осуществлении со­циалистич. идеала, ибо т. о. они воплощают в жизнь христ. ценно­сти и реализуют божеств, план спасения. Значит, распространение Т. р. получила в 60-х гг. в странах Лат. Америки. Колумбийский свя­щенник Камило Торрес писал, что революц. борьба является обязан­ностью христианина и священно­служителя, поскольку в сущест­вующих условиях только так можно воплотить в жизнь любовь к ближним. Т. р., по существу, является одной из разновидностей реформист. идеологии: она высказывается за социализм как за моральный идеал и за „революцию как эсхатологич. событие, одновременно выступая против действит. соц. революции и реаль­ного социализма.

ТЕОРИЯ АТЕИЗМА - раздел науч. атеизма, изучающий закономер­ности преодоления религии и фор­мирования научно-материалистич. мировоззрения, специфику рели­гии как социальн. явления, причи­ны ее возникновения и воспро­изводства, ее роль и место в об­ществ, жизни, особенности религ. сознания. Т. а. включает критику религ. философии, теологии, рас­крывает атеистич. значение науч. представлений о мире, человеке и об-ве, нравств. содержание атеиз­ма, его гуманизм и творческий характер. Одной из задач Т. а. яв­ляется показ несостоятельности бурж. и клерикальных фальсифи­каций науч. атеизма.

ТЕОРИЯ  БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Безрелиги­озного воспитания теория.

ТЕОРИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕ­СКОГО ВОСПИТАНИЯ - сост. часть теории науч. атеизма. Про­паганда атеизма и свободомыс­лия имеет многовековую историю. Даже в самые мрачные эпохи за­силья мракобесия были люди, бросавшие вызов религии и церк­ви. Но лишь с созданием материалистич. понимания истории атеис­тич. пропаганда, атеистич. воспи­тание были поставлены на почву подлинной науки и нужд соц. практики. Основоположники мар­ксизма-ленинизма определили место науч.-атеистич. пропаганды в общей системе коммунистич. воспитания, ее подчинение осн. задачам борьбы за революц. пре­образование об-ва, необходимость сочетать идейн. борьбу с религией с укреплением единства неверую­щих и верующих трудящихся в достижении их общих гл. целей, отмечали ее большую прогрес, революционизирующую роль. Осн. компоненты теории науч.-атеистич. воспитания: его соц.-идеологич. функции, его филос, социологич., соц.-психологич., педагогич. аспек­ты, взаимосвязь науч.-атеистич. воспитания с идейно-политич., тру­довым, нравств. воспитанием, средства и формы пропаганды атеизма, субъект и объект этой пропаганды, вопросы повышения ее эффективности и др.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ  (гносеоло­гия) - раздел философии, в к-ром изучаются сущность, цель и средст­ва воспроизведения действитель­ности в сознании человека. С науч.-материалистич. позиций познание есть происходящее на основе прак-тич. деятельности отражение в моз­гу человека окружающего мира, существующего независимо от его сознания. При воздействии вещей на органы чувств человека у него возникают  ощущения,   восприя­тия, отражающие отд. свойства и комплексы свойств вещей, а затем, в результате их обобщения, и бо­лее глубокие образы действитель­ности - понятия, суждения и др., к-рые отражают вещи в их связях и отношениях. Значимость этих образов   для   человека  состоит в том, что они позволяют ему ориентироваться в мире и успеш­но изменять его в своих интересах. Образы вещей, их связей и отно­шений, возникающие в сознании, человек соотносит с самими объек­тами отражения с помощью прак­тики, к-рая выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины, отделяю­щий образы, правильно отражаю­щие действительность, от образов, передающих ее искаженно. Религ.-идеалистич. Т. п. извращают реаль­ную картину человеч. познания, а также его цель и средства. Они провозглашают гл. целью позна­ния раскрытие человеком величия бога и путей служения ему, а гл. средством познания - веру в от­кровение   „св.   писания ,   к-рое якобы дает полные и окончат, ответы на высш. вопросы о боге, мире  и человеке. В той мере, в какой это нужно для удовлет­ворения земных потребностей, че­ловек признается способным по­знавать и окружающий его мате­риальный мир с помощью своих органов чувств и разума, т. е. осуществлять науч. познание. Од­нако богословы и религ. филосо­фы отвергают возможность с по­мощью лишь науч. познания полу­чить ответы на высш. вопросы бытия, дискредитируют познават. возможности науки.

ТЕОСОФИЯ (от греч. theós - бог и sophia - мудрость, знание; букв. - богопознание) реакц. религ.-филос. учение о возмож­ности „непосредств. постижения бога с помощью мистич. интуи­ции и откровения, доступных из­бранному кругу „посвященных лиц. Представители Т., как пра­вило, пытаются дать субъективно­му мистич. опыту „богопознания формальнологич. обоснование. Теоретич. основу Т. составляет пантеистич. представление о еди­ном, безличном, всеобъемлющем абсолюте, о божеств, сущности всех вещей. Практич. сторона Т. находит выражение в мистич. „оза­рениях и магии. Признание воз­можности непосредств. контактов со сверхъестеств., потусторонними силами сближает Т. со спиритиз­мом и оккультизмом. Истоки Т. уходят в глубокую древность. Элементы Т. можно обнаружить в брахманизме, буддизме, кабба­ле. Духом Т. были проникнуты неоплатонизм и гностицизм в др. мире, секта катаров, орден розен­крейцеров, цех алхимиков в ср. века. В 16—18 вв. идеи Т. развива­ли Парацельс, Бёме, Сен-Мартен, Сведенборг и др. Элементы Т. нашли отражение в творчестве рус. религ. философа Вл. Соловь­ева, к-рый считал Т. высш. синте­зом рационального и эмпирич. знания с мистикой. В Новое вре­мя теософич. воззрения усилен­но насаждались „Теософским об­ществом , созданным в 1875 по инициативе Е. Блаватской. Бази­руясь сначала в Нью-Йорке, а за­тем в Мадрасе (Индия), об-во развернуло свою деятельность во мн. странах мира. Теософы при­знают перевоплощение душ. Они проповедуют соц.-утопич. идеи всечеловеч. братства, терпимости ко всем религиям, поскольку в каждой из них якобы скрыта единая  божеств, сущность, преследуют цель „развивать сверх­чувствен, силы человека , что в действительности часто оборачи­вается откровенным шарлатан­ством.

ТЕОФАНИИ - в Др. Греции - весенний праздник в честь рож­дения Аполлона.

ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. theós - бог, лат. centrum - центр) - теологич. концепция, согласно к-рой бог, понимаемый как абсо­лютное, совершенное бытие и наи­высшее благо, выступает источни­ком всякого бытия и блага. Под­ражание и уподобление богу рас­сматривается при этом как выс­шая цель и главный смысл человеч. жизни, а почитание бога и служе­ние ему - как основа нравствен­ности. Т. органически связан с те­измом и такими его фундамен­тальными принципами, как креа­ционизм, провиденциализм и др.

ТЕРАПЕВТЫ - религ.-аскетич. об­щина, представлявшая собой или одну из групп ессеев (см. Эссены), или секту, близкую к ним. Возн. в 1 в. н. э. среди александрийских евреев; место поселения - окрест­ности Мареотидского оз. Т. счита­ли себя „врачевателями на служ­бе бога, отсюда и самоназвание „Т. . Они не признавали рабства, отказались от собственности, пре­зирали чувствен. удовольствия, проповедовали пацифизм. Осн. добродетель, с т. зр. Т., - воздер­жание, в соответствии с этим в общине строго поддерживалось безбрачие.

ТЕРПЕНИЕ - одно из качеств че­ловеч. характера. Его моральная ценность несомненна. Т. - показа­тель мужества, внутр. силы, стой­кости, одно из условий нравств. такта. Т. необходимо во всех де­лах — общественных и личных, в труде, в т. ч. и творческом. Не­терпеливость как противополож­ное качество часто признак болез­ненности, ведет к потере самооб­ладания, ошибочным действиям. Т. в соц. плане может играть по­ложит, роль в перенесении тягот, испытаний, в стремлении к большой цели. Т., возведенное в этич. принцип религией, получает со­держание и направленность, вред­ные для нравств. развития лич­ности и тормозящие соц. прогресс. Т. как религиозная добродетель - способ перенесения страдаккй и невзгод, когда устранить их ка­жется невозможным. Релит, кон­цепции Т. придают ложный смысл перенесению страдаккй и оставля­ют нетронутыми их реальные при­чины. В христ. этике Т. выводится из представлений о любви, смире­нии и всепрощении.

ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - христ. апологет, автор многочисл. соч. по вопросам философии, тео­логии, церк. организации, практич. этики, праву. Защищал мировозренч., догматич., институц. и конфесс. принципы христианства; кри­тиковал гностиков, осуждал ан­тичных философов как растлителей и распространителей ересей, был сторонником концепции „чис­той веры , не нуждающейся в ра­циональных доказательствах („Ве­рую, ибо нелепо ), высказывался против аллегорич. толкования „св. писания”. Сформулировал прин­цип триединства христ. бога, ввел понятие „лиц (ипостасей) триеди­ного бога.

ТЕРЦИАРИИ (от лат. tertius - третий) — братства мирян, суще­ствующие при нек-рых католич. монаш. орденах (напр., франци­сканцев, доминиканцев, кармели­тов). Одно из первых таких братств было учреждено в 1221 Франциском Ассизским вслед за созданными им же мужским и женским орденами францискан­цев, т. е. это была третья по счету орг-ция францисканцев. Отсюда ее название, к-рое затем перешло и на др. подобные орг-ции. Т. яв­ляются активными помощниками церкви во всех ее начинаниях

ТЕФИЛЛИН -  см. Филактерии.

ТЕФСИР (араб. — толкование) - схоластич. толкование Корана, ос­новывающееся на св. предании ислама - сунне.

ТИАМАТ - в вавилоно-ассир. ми­фологии - существо, олицетворя­ющее первозданный хаос. Изобра­жалась в виде чудовищного драко­на. Т. - прародительница богов, с к-рыми затем вступила в борьбу. В битве с Мардуком Т. была убита, а из ее тела образованы земля и небо.

ТИАРА — тройная корона папы римск. В ее основе - епископская митра, на к-рую как бы надеты 3 короны, символизирующие трой­ственность прав палы как судьи, законодателя и священнослужите­ля. Изготовлялась из драгоценных металлов и украшалась драгоцен­ными камнями. Венчает Т. крест. В таком виде Т. существует с 14 в. Папа Павел VI пожертвовал свою Т. бедным, а последующие палы — Иоанн Павел I и Иоанн Павел II — вообще отказались от акта коро­нации.

ТИЛИКЕ Хельмут (род. в 1908) - нем. протест, теолог. Известен прежде всего работами в области христ. этики. Гл. предметом этики считает отношения между челове­ком и гос-вом. Т. не представляет к.-л. течения или школы протест, теологии, он выступает как ее по­пуляризатор и проповедник. Он является сторонником безрелигиозного христианства, призванного дать верующему ориентацию в совр. мире. Его этика носит не столько теологич., сколько политич. характер. Она является образ­чиком использования религии в качестве идеологического средст­ва борьбы против коммунизма.

ТИЛЛИХ Пауль (1386-1965) - нем.-америк. протест, теолог, один из создателей теологии культуры. Задача теологии, считал Т., - вос­становить утраченный синтез хри­стианства с совр. сознанием, куль­турой, дать ответ на коренные вопросы человеч. существования. Бога надо искать не в потусторон­нем мире, а в „глубине бытия мира и человека. Человек отчуж­ден от бога, от мира и от самого себя. Цель истории - преодоление этого отчуждения. Носителем „но­вого   бытия ,  преодолевающего отчуждение, является Иисус Хрис­тос - не бог, ставший человеком, а человек, каким он должен быть, и в этом смысле „образ божий , воплощенный в человеке. В рели­гии Т. видел „субстанцию культу­ры , в культуре - форму выраже­ния религии.

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843 - 19 20) - рус. биолог-дарви­нист, обществ, деятель, продолжа­тель традиций прогрес. ученых-естествоиспытателей. Являлся пропагандистом и популяризато­ром дарвиновского учения и естеств .-научного материализма. В развитии дарвинизма большую роль сыграли работы Т. „Истори­ческий метод в биологии и „Фак­торы органической эволюции . От­стаивая материалистич. позиции, Т. выступал против идеализма в науке, против попыток исполь­зования науч. данных для укрепле­ния релит, веры. Одним из первых рус. ученых перешел на сторону Сов. власти. Сборник его статей „Наука и демократия получил высокую оценку В. И. Ленина. В целом ряде своих работ Т. вы­ступал против попыток примире­ния науки с религией, указывал на реакционную роль клерикализма в решении социально-политич. воп­росов.

ТИНДАЛЬ Мэтью (1657-1733) - представитель англ. деизма. По Т., позитивное христ. открове­ние не прибавляет ничего к естеств. религии, изначально открытой бо­гом человеку при помощи одного разума; с позиций деизма Т. под­верг суровой критике Библию, особенно Ветхий завет. Его осн. работа „Христианство - старое, как Сотворение мира... (1730) - рассматривалась как „библия рационалистич. деизма и оказала определенное влияние на творчест­во франц. мыслителей 18 в. Воль­тера и Гольбаха.

ТИПЫ РЕЛИГИЙ (от греч. typos - отпечаток) - классификационные группы религий, выделяемые по общим для данных религий признакам. Типологич. группиров­ка используется для сравнительно-историч. изучения существ, свойств, связей, функций тех или иных религий. Она дает не фор­мальную, а содержат, классифика­цию, выявляет не только сходство религий данной группы и несход­ство их с религиями др. групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Немарксист, типологич. схемы исходят из религ.-идеалистич. или метафизич. понимания религии. На базе этих предпосы­лок выбираются соответствующие основания деления и различаются религии „языческие и „откровен­ные , „естественные и „духов­ные , „естественные и „этичес­кие , „монотеистические и т. д. Марксизм считает религию об­ществ, явлением и поэтому строит классификацию религий на основе соц. критериев. При такой клас­сификации выделяются родоплемен., народностно-нац. и мир. рели­гии. Типологию религий нельзя рассматривать как абсолютную, она достаточно условна, но вместе с тем она адекватно характеризу­ет социально-исторические тен­денции развития и отмирания ре­лигии.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ - по­нятия, к-рые отражают определен­ный характер религиозности или нерелигиозности, общий для нек-рого числа людей, и на этой основе выделяют соответствующие клас­сификационные группы. Т. прису­щи как качеств., так и количеств, признаки. По происхождению ти­пология представляет собой раз­новидность эмпирич. обобщения и имеет опытное содержание. Вместе с тем в ней присутствует и теоретич. элемент, позволяющий дать объяснение известным явле­ниям. В советской социологии принято выделять следующие Т. р. и н. и.: 1) верующие, у к-рых ре­лигиозная ориентация является доминантной; 2) верующие, у к-рых религиозная ориентация подчинена другим; 3) колеблю­щиеся между верой и неверием, с неустойчивой религиозной ори­ентацией; 4) индифферентные по отношению к религии и атеизму; 5) атеисты стихийные; 6) ате­исты сознательные.

ТИР, Циу - см. Древнегерманская религия.

ТИТАНЫ - второе поколение богов в др.-греч. мифологии: дети, а иногда и внуки Урана (Неба) и Геи (Земли). Все они - олицет­ворения стихий и сил природы. Общая сюжетная канва связанных с Т. мифов такова: Т. во главе с Кроносом свергли своего отца Урана; в свою очередь, Кроноса сверг его сын Зевс, и началась война Т. против нового поколе­ния богов - олимпийцев (семьи богов во главе с Зевсом, посе­лившихся на Олимпе). Олимпий­цы победили Т. Побежденные были низвергнуты в Тартар. В ми­фах о борьбе Т. и олимпийцев отразилась эпоха становления общегреч. олимпийской религии.

ТИХОН (Белавин Василий Ивано­вич, 1865-1925) - патриарх Моск. и всея Руси, избранный на Всерос. поместном соборе в ноябре 1917. Призывал верующих к свержению Сов. власти, предавал ее анафеме, выступал против декрета об отде­лении церкви от гос-ва, препятст­вовал изъятию церк. ценностей на нужды голодающих. В 1922 за антисов. деятельность был аресто­ван, затем осознал свою вину и призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к Сов. власти (см. Тихоновщина).

ТИХОНОВЩИНА - направление в религ.-полит. деятельности контрреволюц. правосл. духовен­ства после Октябрьской револю­ции. Название связано с именем патриарха Тихона, к-рый предал анафеме Сов. власть и стремился превратить церковь в оплот контр­революции. Сторонники Тихона саботировали мероприятия Сов. власти, поддерживали белогвардейщину, кулацкие выступления, выступили против отделения цер­кви от гос-ва; следуя призыву Тихона объединяться „около своих храмов и пастырей и идти „в защиту святынь , в 1922 орга­низовали саботаж и вооруженные выступления в связи с изъятием церк. ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Убедив­шись, что открытая борьба против Сов. власти бесперспективна и ведет лишь к утрате церковью паствы, патриарх Тихон выступил в 1923 с заявлением об отказе от контрреволюц. деятельности и призвал духовенство и верующих встать на позиции лояльного отно­шения к Сов. власти. Нек-рые представители контрреволюц. духовенства отказались следовать призыву Тихона и перешли к под­польным методам борьбы против Сов. власти. Позднее они вошли в религ. группировки истинно-правосл. церкви (ИПЦ), а также истинно-правосл. христиан (ИПХ).

ТОЛАНД Джон (1670-1722) - англ. философ-материалист. Разви­вал учение о движении как су­ществ, свойстве материи, одном из ее атрибутов, о неразрывной связи пространства и времени с мате­рией и движением. В соч. „Хрис­тианство без тайн (1696) и др. критиковал с позиций деизма ре­лигию и церковь, стремился рас­крыть „человеч. происхождение богов , земные корни представле­ний о бессмертии души, загроб­ной жизни и т. п. В „Пантеистиконе (1720) пропагандировал идеи натуралистич. пантеизма, отстаивал положение о материаль­ности мира, бесконечности и веч­ности Вселенной.

ТОЛК - разновидность к.-л. религ. учения. Наиболее широкое рас­пространение получили Т. в старо­обрядчестве (см., напр., Беглопоповцы, Поморский толк, Спасовский толк, Филипповский толк и др.). Старообрядч. толки распа­дались на более мелкие течения - согласия.

ТОЛСТОВСТВО - религ.-утопич. обществ, движение в России. Возн. в кон. 80-х гг. 19 в. на базе религ.-этич. учения Л. Н. Толстого. Оце­нивая соц. корни учения Толстого, В. И. Ленин указывал, что оно от­ражало взгляды миллионов кре­стьян, что Толстой внес в свое учение „их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, „непротив­ление злу , бессильные проклятья по адресу капитализма и „власти денег (т. 20, с. 40). Сам Толстой решительно выступал против ис­пользования его учения в качестве новой сектант, доктрины (в 1906 он издал брошюру „Против тол­стовства ) . Соц. состав толстов­цев был весьма разнородным: среди них кроме интеллигентов были крестьяне, мелкие служа­щие, пришлые из деревень полу­пролетаризированные элементы. Толстовцы возвели в кредо самые слабые стороны религ.-этич. уче­ния писателя: центральными стали идеи соц. пассивности, „непротив­ления злу насилием , аскетизм, мистико-этич. квиетизм, идеализа­ция патриархального строя об­ществ, и семейн. жизни, проповедь „всеобщей любви и всепрощения. Для движения Т. характерны от­каз от платежа податей и несения воинской службы, организация с.-х. колоний на „евангелистских началах, просветит.-издат. деятель­ность по распространению книг для народа. В условиях подъема революц. движения проповедь идей Т. была реакционной и уто­пичной. В. И. Ленин прямо писал, что толстовское непротивление злу было „серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании (т. 17, с. 213). В 30-е гг. в условиях развернутого кол­хозного строительства весьма не-многочисл. толстовские комму­ны окончательно свернули свою деятельность. Под напором пере­довых явлений обществ, жизни индивидуалистич. идеалы толстов­цев потерпели крах.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - рус, писатель, творчество к-рого оказало огромное влияние на мир. лит-ру, отразило противо­речия целой эпохи рус. об-ва (1861-1905). В. И. Ленин назвал его ..зеркалом русской револю­ции . Т. - автор романов „Война и мир , „Анна Каренина , „Вос­кресение , множества повестей, пьес и рассказов. В то же время он был религ.-утопич. мыслите­лем,   стремившимся   преобразовать об-во при помощи морально-религ. самосовершенствования. Т. - автор ряда филос.-религ. и религ.-этич. работ. Религиозно-этическое учение Т. было глубоко противоречиво, отражало как сильные, так и слабые стороны обществ, настроений пореформен­ного крестьянства. С одной сто­роны, он дал глубокую критику правосл. церкви как носителя ли­цемерия, „посредством которого одни люди хотят властвовать над другими , показал пресмыкатель­ство церкви перед царской вла­стью. С др. стороны, он проповедо­вал всеобщую любовь, непротивле­ние злу насилием, аскетизм. Не­смотря на утопизм морально-религ. учения, критика православия и царизма Т. была столь острой, что он подвергался гонениям со сто­роны властей и церкви. В 1901 Синод принял решение об „отпа­дении графа Толстого от правосл. церкви.

ТОМИЗМ - доминирующее тече­ние в католич. философии. Было основано Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое наз­вание (по латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. ре­волюции привели к кризису ка­толич. идеологии в целом и к упад­ку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики и неотомизма.

ТОНЗУРА (лат. tonsura - стриж­ка) - выбритое место на макуш­ке, знак принадлежности к духо­венству в католицизме.

ТОР - в сканд. мифологии - бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богини земли Ерд, один из гл. асов. Изображался рыжебо­родым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёльнир, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчат­ками. Т. - гл. защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континент, германцев Т. соот­ветствовал Донар, у англосак­сов - Тумор (Тонар).

ТОРА (сефер-тора - книга закона, учения) - др.-евр. наименование Пятикнижия. Для культовых це­лей используется только текст, написанный вручную на свитке пергамента.

ТОРКВЕМАДА, Торкемада Томас (1420-1498) — монах-доминика­нец, глава инквизиции в Испании, автор инквизиц. кодекса и про­цедуры инквизиц. суда, ввел в практику аутодафе, известен так­же преследованиями мусульман и евреев.

ТОРРЕС Камило (1929-1966) - колумбийский священник, один из первых представителей т. н. мятежной церкви Лат. Америки. Решительно осуждал союз церкви с олигархией и империализмом, выступал за сотрудничество с ком­партией в борьбе за социаль­ные преобразования. Вступил в партизанский отряд и был убит в столкновении с кара­телями. „Движение Камило Тор­реса в 60-е гг. объединяло наиболее активных “мятежных свя­щенников .

ТОСАФОТ, тосефта (др.-евр. - до­полнение) - в евр. религ. лит-ре - сборник толкований „моисеева за­кона , сходный с Мишной (см. Талмуд). Содержит преимущест­венно законодат.-религ. постанов­ления и материалы, не вошедшие в Мишну. Является источником для библ. экзегетики.

ТОТ, Джехути - в др.-егип. мифо­логии - бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель библиотек и архивов, творец св. книг. На загробном суде Осириса ведет запись деяний умершего, охраняет его и сопровождает в цар­ство мертвых. Т. изображался в виде человека с головой ибиса. Центр  культа  -  г. Гермаполь.

ТОТЕМИЗМ (на языке северо-америк. индейцев оджибве „ототем , букв. - его род) — одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (рода­ми)  и животным и растит, миром (реже - явлениями приро­ды и неодушевленными предме­тами) .  Тотем  -  растение или животное   (чаще  последнее)   — воспринимался    как    реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами ду­хов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традии. комплекс представлений, связанный с Т., — это вера в воз­можность постоянного „непороч­ного воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потом­ков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих живот­ных и растений нь территории своего рода (племени) и обеспе­чить его материальное благополу­чие;  в то, что гибель предмета, являющегося  символом тотема, может привести к гибели его жи­вого двойника. Наиболее обстоя­тельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, не пережитки Т. обнаруживаются  во  всех  рели­гиях   мира,   включая   иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

ТРАВЕСТИ (от франц. travestir - переодевать) — изменение челове­ком своей роли путем переодева­ния в одежду и усвоения черт поведения представителей проти­воположного пола. Различают следующие виды Т.: игровой (театральный), ритуальный, сек­суальный. Наиболее известные формы ритуального Т. — т. н. ша­маны превращенного пола у на­родов Сев.-Вост. Азии, т. е. шама­ны, придающие себе женский об­лик, мотивируя это требованием „избравшего их шаманского ду­ха мужского пола. Ритуальное исполнениемужчинами женских ролей, реже женщинами - муж­ских, имело место в обрядах инициации у австрал. аборигенов, племен и народов Африки, в оргиастич. культах ближневост. и античных религий, в карнаваль­ных мистериях средневековья.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - направ­ление в богословии, отвергающее попытки пересмотра религ. догма­тики, соц.-нравств. концепций церкви применительно к развитию науки, переменам в обществ, жиз­ни и сознании верующих. В проти­вовес модернистам, рассчитываю­щим спасти авторитет религии, отказавшись от наиболее абсурд­ных с совр. т. зр. представлений, сторонники Т. настаивают на веч­ном и неизменном характере со­держания религ. учений, опасаясь, что отказ от части религ. догм подорвет все здание религии. Осо­бенно отчетливо Т. проявляется в том или ином религ. направле­нии в периоды значит, обществ, перемен. В нач. 19 в. термином „Т. обозначались позиции груп­пы франц. писателей (Шатобриан, Ж. де Местр, Ламенне), отвергав­ших деизм и антиклерикализм 18 в. На II Ватикан, соборе сторон­ники Т. выступали против опреде­ленной демократизации культа, изменений в соц. учении церкви.

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio пере­дача) — форма преемственности в различных видах человеч. дея­тельности, материальной и духов­ной, предполагающая полное или частичное воспроизведение спосо­бов, приемов и содержания дея­тельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. харак­тер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различ­ную роль. В развитии социалистич. культуры и формировании нового человека большое значение приоб­ретают социалист. Т.

ТРАДУЦИАНИЗМ (от лат. traduсо - переводить) - направление в христ.-богосл. учении о душе. В противоположность креацианизму, утверждающему, что душа создается богом из ничего и по­лучает бессмертие в каждом слу­чае рождения человека, сторон­ники Т. полагают, что душа созда­на богом при сотворении первого человека - Адама и затем переда­ется от родителей детям при зача­тии. Приверженцами Т. были Тертуллиан, Лютер.

ТРАНС РЕЛИГИОЗНЫЙ (франц. trance - оцепенение) - термином „транс обозначают состояние по­мрачения сознания, а также отре­шенность, экстаз, „ясновидение . Т. р. как следствие гипноза или самогипноза отмечен в разных конфессиях и разных культовых ситуациях: медитация в буддизме, состояние оракулов в момент из­речения ими предсказаний (напр., Дельфийский оракул в Др. Гре­ции, гос. оракул при дворе далай-ламы в Тибете), медиумов в не­кромантии и оккультизме, проро­ков   в христианстве  и  исламе.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (букв, вы­ходящий за пределы данного пред­мета, области явлений и т. д.) - в схоластике - переход из сферы посюстороннего бытия в сферу потустороннего, над миром лежа­щего. Иной аспект понимания Т. — главный в последующей филосо­фии: выход за пределы возмож­ности опыта, превышение возмож­ности человеч. познания. Кант считал Т. бога, душу, бессмертие. В общеупотребит. значении Т. - сверхчувственный, потусторон­ний, сверхъестественный.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ - в христ. теологии и философии - надмирское, сверхъестественное, выходя­щее за рамки чувственно данного человеку и доступного его позна­нию. Т. лежит за пределами чувст­венно данной действительности как сверхчувственное, чисто ду­ховное начало - бог и человеч. душа. Понятие Т. используется в совр. философии экзистенциа­листами (у К. Ясперса Т. - от­крытость человеч. экзистенции абсолюту, переход от „чистого бытия к „самобытию ; у М. Хайдеггера Т. - переход от единично­го человеч. существования к миру вообще, существующему в целом, к экзистенции).

ТРАУР (от нем. Trauer - печаль, скорбь) — форма внешнего выра­жения скорби по умершему или по случаю к.-л. обществ., общенац. бедствий, выражающаяся в траур­ных обычаях - ношении одежды особого   цвета,   самоистязаниях, обрезании волос, раздирании одеж­ды, причитании и восхвалении покойника, постах, множестве религ. запретов и т. п. Траурные обычаи, уходящие своими корня­ми в первобытн. верования - ани­мизм, предков культ и др., - на всех этапах развития об-ва использовались господств, религией для утверждения своего влияния на верующих.

ТРЕБА - молитва и священно­действие, совершаемые священно­служителями по просьбе одного или нескольких верующих. По церк. учению, обладает особой таинств, силой. К Т. относятся чины (порядок произнесения мо­литв) литургии, таинств, погре­бений, а также спец. службы на разные случаи (т. н. молебны за здравие, по случаю засухи и т. д.).

ТРЕБНИК - богослужебная книга в православии, содержащая молит­вы, относящиеся к любой требе, и изложение порядка совершения треб.

ТРЕЗВЕННИКИ - религ. секта, возникшая в России в кон. 19 в. и близкая по вероучению к духов­ным христианам. Ее соц. базой являлись мелкобурж. слои город­ского населения, однако Т. уси­ленно вербовали в свои ряды и деклассированные элементы. В сек­те существовал ряд группировок, получивших названия по фамилии их руководителей: чуриковцы, ко­лосков цы,   Григорьевцы,   аниси-мовцы, мироновцы и др. Т. призы­вали к отказу от употребления алкоголя, утверждая, что гл. при­чиной зла на земле является вино, а средством спасения - трезвость. Преодоление пьянства и др. поро­ков, считали они, можно достичь путем нравств. самоусовершенст­вования.  Т.  признавали особую „благодатную силу своих „про­роков - руководителей, в связи с чем в секте процветали шарла­танство, знахарство, кликушество, суеверия, инсценировались „чудес­ные исцеления . Наиболее влият. была группировка последователей Ивана Чурикова, действовавшая в Москве, Петербурге и прилегаю­щих к ним районах.

ТРЁЛЬЧ Эрнст (1865-1923) - нем. теолог и философ. Стремился закрепить позиции христианства, обосновать его интегрирующую функцию в обществ, жизни, при­спосабливая его в этих целях к изменившимся соц. условиям. Т. рассматривал христианство как высш. точку развития зап. культу­ры, видя его призвание в гумани­зации обществ, порядков. В христ. этике и соц. учении видел средство преодоления клас. антагонизмов. Идеи Трёльча широко используют­ся в наст. вр. в бурж. и социал-де-мократич. идеологии, особенно в ФРГ.

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - см. Все­ленские соборы.

ТРИМУРТИ (от санскр. - 3 обра­за, лица) - в индуизме и брахма­низме 3 ипостаси единого и без­личного космич. духовного нача­ла - брахмана, выражающие 3 его осн. функции: Брахма - бог -созидатель Вселенной, Вишну -сохранитель всех миров и Шива -их разрушитель.

ТРИНИТАРИИ (от лат. trinitas - троица) - члены католич. монаш. ордена „пресвятой троицы , осно­ванного в кон. 12 в. В 1609 Т. причислены к нищенствующим орденам. Гл. задачей Т. ставили выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. Помимо соблюде­ния общих монаш. обетов Т. не употребляли в пищу мясо, отказы­вались от собственности в любой форме. Т. отличались крайней не­терпимостью по отношению к ина­комыслящим. С одобрения папы Иннокентия III активно поддерживали существовавшие феод, по­рядки. В период Реформации влия­ние Т. стало заметно падать, а к кон. 18 в. орден практически прекратил свое существование. В наст. вр. сохранилось лишь не­сколько монастырей Т.

ТРИОДЬ (греч. triodion - букв. - трипеснец) - богослужебные кни­ги в правосл. церкви. Состоит из 2   книг: Т. постной, содержащей песнопения и молитвы к велико­му посту, и Т. цветной, посвящен­ной прославлению пасхи и после­дующих праздников.

ТРИПИТАКА, Типитака (санскр. - 3  корзины)  - наиболее ранний и полный сборник будд, религ. канонич. лит-ры, выдаваемый за откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые,   по легенде,  получили лит. оформление в 1 в. до н. э. Т. состоит из 3 частей (питак). Пер­вая - виная-питака, включающая 5 книг, посвящена принципам ор­ганизации будд, монаш. общины, правилам приема в нее и требова­ниям к монашеству. Виная-питака подробно    регламентирует   всю жизнь монахов и их отношения с мирянами. Сутта-питака - вто­рой раздел Т., состоящий из 5 сборников  (никай), излагающих учение Будды в форме приписы­ваемых  ему и его ближайшим ученикам притч и бесед, а также сборников   легенд,   афоризмов, поэм, комментариев и т. д. Аб-хидхарма-питака,   „корзина тол­кования   учения ,   состоит   из 7   книг,   содержащих   теологич. трактовку осн. положений вероучения. Изменявшиеся в течение времени разнообразные редакции текстов   Т.   дают   возможность изучать действит.  ход развития буддизма  в  различные времена и в различных странах.

ТРИПТИХ (от греч. tripthychos - сложенный втрое) - первоначаль­но - складная икона, состоящая из 3 частей. В наст, время Т. назы­вается любое произведение искус­ства из 3 картин, рельефов, рисун­ков и т. д., объединенных общей идеей или сюжетом.

ТРИТОН - вдр.-греч. мифоло­гии - сын Посейдона и Амфитриты, живет с ними в золотом двор­це на дне моря. Изображался мор­ским кентавром.

ТРОИЦА - 1)по христ. представ­лениям, 3 лица бога - бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Вера в то, что бог существует в 3 ли­цах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церк. соборе в Константинополе в 381. Внушая ее своим последо­вателям, христ. церковь подчерки­вает „непостижимость догмата для человеч. разума, что якобы свидетельствует о его сверхъестест. характере. В действитель­ности представления о божеств. Т. сложились в глубокой древно­сти. Т. существовали в религиях Др. Египта (Осирис, Исида, Гор), Др. Индии (Брахма, Вишну, Ши­ва), Вавилонии (Ану, За, Бэл) и др., явившись отражением факта существования моногамной семьи. По мнению ряда исследователей, Т. богов возникли как связующее звено между многобожием и еди­нобожием в период перехода от политеизма к монотеизму; 2) христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается на 50-й день после пасхи (отсюда его др. название - пятидесятница). Со­держание Т. составляет почерпну­тый из новозаветной кн. .Деяния апостолов миф о сошествии „св. духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вслед­ствие чего они „заговорили на разных языках, никогда им не учившись . В богословии этот миф толкуется как указание Христа нести весть о христианстве „всем народам и языкам . В хрис­тианстве праздник сложился в 4 в., после того как был принят догмат о Т. Заимствовав мн. элементы из иуд. пятидесятницы, он вобрал в себя обычаи и обряды народных празднеств тех стран, где утвер­ждался вместе с христианством. Так, на Руси Т. слилась с широко отмечавшимся праздником семи­ком. Семицкие обычаи, берущие начало в верованиях др. славян, почитавших духов растительности, сохранились в культе Т., хотя никакого отношения к церк. мифу о сошествии „св. духа на апосто­лов не имели. Т. привлекала к себе верующих прежде всего тем, что с ней совпадало завершение важ­ного с.-х. цикла. Для многих при­влекательной была и обрядовая сторона праздника, включающая поминание умерших, украшение жилищ зеленью и т. п. Ныне былая популярность Т. утрачена, хотя она по традиции продолжает от­мечаться, преимущественно в сель­ской местности.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА    ЛАВРА   - крупнейший рус. монастырь, нахо­дится в совр. Загорске (71 км к северу от Москвы), основан в сер. 14 в. Сергием Радонежским. Наименование „лавра присвоено в 1744. В 14-18 вв. Т.-С. л. играла важную роль в политич. жизни Руси, являлась крупнейшим феод, хозяйством. В наст. вр. на территории Т.-С. л. находятся резиден­ция патриарха Рус. правосл. церк­ви, духовная академия и семи­нария.

ТРОПАРЬ - в правосл. богослуже­нии — песнопение, в к-ром раскры­вается сущность отмечаемого цер­ковью праздника или события, перечисляются подвиги прославля­емого святого.

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) - рус. религ. фило­соф, последователь В. Соловьева, изложивший в своих кн. „Миросо­зерцание В. С. Соловьева (1913), „Метафизические предположения познания (1917), „Смыслжизни (1918) собственную филос. систе­му. По его учению, смысл жизни определяется не человеком и об-вом, а „абсолют, сознанием , „все-единым умом , т. е. богом. Толь­ко бог является началом и кон­цом эволюции, ее основой и смыслом. „Абсолют, сознание оплодотворяет познание истины, делает сознание активным. С ор­тодокс, позиций Т. отстаивал библ. креационизм, обосновывал нали­чие зла свободой воли человека, доказывал зависимость обществ, жизни от божеств, промысла.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) - рус. религ. фило­соф, последователь В. Соловьева. Осн. работы посвящены обоснова­нию христ. вероучения, в т. ч. идеи бессмертия. Особое внимание уде­лял разработке закона „универс. соотносительности ,  сводившегося к утверждению, что знание при­обретает логич. последователь­ность лишь в случае, когда оно является следствием универс. ра­зума или второй ипостаси божеств. троицы.

ТРЯСУНЫ - то же, что Пятидесят­ники.

ТУКАЙ (Тукаев) Габдулла (1886-1913) - тат. поэт и публицист. В поэтич. и публицистич. произве­дениях дал резкую критику реакц. соц. сущности ислама и антинарод­ной деятельности мусульм. духо­венства. Т. выступал против уче­ния о нац. исключительности му­сульман, пантюркизма, унижения исламом женщин. Призывал к дружбе с рус. народом, считая ее необходимым условием соц. осво­бождения татар.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА (по­кров, плат) - одна из христ. реликвий; кусок ткани с туман­но проступающим очертанием че-ловеч. тела, к-рый церковь объ­явила погребальным покровом Иисуса Христа, сохранившим на себе следы его крови и пота. Наи­более раннее известие о Т. п. от­носится к перв. пол. 14 в. (Фран­ция); источник ее появления неизвестен. С 1578 Т. п. хранится в Турине в соборе Св. Джиованни Батисты и периодически выставля­ется на всеобщее обозрение. Осн. аргументы против подлинности Т. п. первоначально выдвинула сама церковь: противоречие библ. дан­ным о типе погребальной одежды др. евреев, неизвестность место­нахождения Т. п. в течение 13 вв., появление нескольких десятков покровов такого типа в Европе после крестовых походов. До сих пор не дано офиц. согласия церкви на радиокарбоновый анализ ткани, без к-рого не представляется воз­можным ее точно датировать, а сле­довательно и сделать науч. выводы о ее подлинности.

ТЭЙЛОР Э. Б. - см. Тайлор Э. Б.

ТЭНРИКЁ - религ. течение, воз­никшее в Японии в 1838. Его ос­новательница     Мики    Накаяма (1796-1887) выступила с пропо­ведью от имени бога-родителей, объявив себя его „живым храмом . Учение Т. представляет смесь эле­ментов синтоизма, буддизма, хри­стианства. Признавая, что все су­ществующее дано богом „взаймы , приверженцы Т. считают долгом бескорыстно трудиться на благе церкви, распространяя ее учение. В „св. городе Тэнри созданы ун-т, школы, мед. учреждения. Пропаганду Т. ведут издательство, радиостанция, киностудия.

ТЭРА (яп.) - будд. храм. Т., как правило, строились на возвышен­ностях, горах или холмах. С целью распространения буддизма в Япо­нии издавались указы о строитель­стве будд, храмов в каждой про­винции, зачастую вблизи синтоист, святилищ. В столице находился центр, храм или группа храмов, к-рым подчинялись провинц. хра­мы. В позднем средневековье начали строить смешанные синто-будд, храмы - результат синто-будд, синкретизма.

ТЮБИНГЕНСКАЯ    ШКОЛА    - группа либерально-протест. бого­словов 19 в., виднейшим предста­вителем к-рой был Ф. К. Баур. В начале своей деятельности ее поддерживал Д. Штраус. Иногда ее называют ново-тюбингенской школой, в отличие от группы тюбингенских теологов 18 в. Т. ш. внесла вклад в исследова­ние истории первонач. христиан­ства, в библ. критику. Баур и его последователи доказали, что в Новом завете отражена борь­ба различных тенденций и на­правлений в христианстве, вскры­ли противоречия, содержащиеся в евангелиях.

ТЮРБЕ (тур.) - надгробное соору­жение, мавзолей в странах Ближн. и Ср. Востока.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Словарь Атеиста:

БА - БОГ

БА - в др.-егип. религии один из элементов, составляющих человеч. сущность, душа, воплощение жиз­нен, силы. Изображалась в виде птицы с че...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...