Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



ТАБ - ТЮР

Понятия и определения - Атеистический словарь

ТАБОРИТЫ - радикально-демократич. крыло гуситов. Соц. осно­ву „общины таборитской , раз­местившейся на г. Табор в Южн. Чехии (отсюда название „Т. ), составляли широкие слои крестьянства, городская беднота, ремес­ленники, низш. духовенство, часть мелкого дворянства. Наиболее ре­волюц. частью Т. были т. н. пикарты, возглавляемые Мартином Гуской и др. вождями. Их политич. платформа включала требования ликвидации сословий, феод. и церк. собственности, устранения „грешников и противников зако­на божьего , т. е. господ, дворян, рыцарей. Разделяя хилиастич. пред­ставления (см. Хилиазм), Т. тол­ковали „тысячелетнее царство бо­жье на земле как царство всеоб­щего равенства, отрицали церк. таинства, католич. культ, а нек-рые из них - все христ. святыни и обряды. Пикарты пытались и практически осуществить идеи ра­венства, что сталкивало их с более умеренной частью Т. - зажиточ­ными крестьянами, низш. духо­венством, состоят, горожанами. Всех их, однако, объединяла борь­ба против нем. засилья, чужезем­ных и чешских дворян, католич. церкви и папства. Противоречия Т. с чашниками (бюргерско-рыцарским лагерем в гусит. движении) привели к открытой войне между ними, в к-рой Т. были разбиты. Движение Т., их идеология оказа­ли значит, влияние на подготовку Реформации.

ТАБУ (полинез.) - религ.-магич. запрет в доклас. об-ве, за наруше­ние к-рого, по суеверным пред­ставлениям неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая сверхъестеств. силой, ду­хами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала в Поли­незии. Объекты Т. - вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Чаще табуация касается мате­риальных   предметов.  По  мере развития об-ва и его клас. рассло­ения Т. стали освящать обществ, неравенство. Часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисл., вошла в религии в виде запретов, нарушение к-рых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божеств, воз­даяния.

ТАИНСТВА (лат. sacramantum) - обрядовые действия в христианст­ве, в к-рых якобы „под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья . В православии и католицизме при­знается 7 Т. - крещение, причаще­ние, священство, покаяние (испо­ведь), миропомазание, брак, елео­священие (соборование). В большинстве протест, течении соверша­ются лишь крещение и причаще­ние, к-рые рассматриваются прос­то как символич. обряды, не от­личающиеся от всех др. По учению церкви, Т. установлены Иисусом Христом. В действительности же они вводились в христ. культ на протяжении длит, времени. Внача­ле крещение и причащеняе, затем священство и только в 4—5 вв. остальные. Истоки же Т. следует искать в древнейших верованиях, в магич. действиях наших далеких предков, к-рые были убеждены в возможности непосредств. обще­ния со сверхъестеств. силами, воз­действия на них. Т. по своей сути тоже исходят из такой возможно­сти. При установлении Т. христи­анство заимствовало немало эле­ментов и из мистерий вост. рели­гий, в части, митраизма. Большое значение церковь придает „пра­вильному совершению Т., подра­зумевая при этом непременное участие в нем „законного духов­ного лица и следование установ­ленному порядку. Тем самым под­черкивается роль церкви в качест­ве „посредницы между богом и людьми, без к-рой Т. считаются „недействительными . Это условие не признается протест. церква­ми, отвергающими идею посредни­чества церкви в общении человека с богом.

ТАЙЛОР (Тэйлор) Эдуард Бернетт (1832-1917) - англ. этнолог и религиовед. Т. наряду с Г. Спенсе­ром был основателем эволюцио­нист, школы, объясняющей раз­витие человеч. культуры как не­прерывный количеств, процесс. Идеи развития Т. применил к ана­лизу происхождения религии. Опи­раясь на понятие анимизма, он создал концепцию (в противовес мифологической), связывающую воедино все стадии развития рели­гии на основе психич. деятельно­сти человека в его попытках объ­яснить непонятные явления и фак­ты. Анимистич. теория для своего времени была шагом вперед: пос­ледовательно выражала т. зр. про­гресса и единства духовного раз­вития человечества, опиралась на огромный фактич. этнографич. ма­териал.

ТАКЛИД (араб. - традиция, под­ражание) - принцип безоговороч­ного следования установкам авто­ритетных богословов и правове­дов, исключающий всякую воз­можность самостоят, суждений по вопросам теологии, морали и пра­ва. Многовековое господство Т. на мусульм. Востоке вело к за­стою в соц.-культурной сфере. И в наст. вр. его влияние еще силь­но в странах распространения ислама.

ТАКСИЛЬ Лео (подлинное имя - Габриэль Антуан Жоган-Пажес, 1854-1907) - франц. писатель и обществ, деятель, антиклерикал. В 70-х гг. опубликовал ряд памфлетов, направл. против католич. церкви. В 1885 Т. заявил, что рас­каялся в своей прежней антицерк. и антирелиг. деятельности и готов служить церкви на поприще разо­блачения масонства как „синагоги сатаны . Он выпустил несколько книг о чудовищных преступлени­ях, якобы совершаемых масонами в союзе с дьяволом. „Разоблаче­ния были с восторгом встречены церковью. В  1897 Т. выступил с саморазоблачением, объявив, что 12 лет занимался мистификацией с целью дискредитации церкви. В дальнейшем он продолжал пуб­ликацию антирелиг. трудов, среди к-рых заслуживают особого вни­мания Забавная Библия (рус. пер., 1962); Забавное Евангелие (рус. пер., 1963); Священный вер­теп (рус. пер., 1965).

ТАЛИСМАН (позднегреч. telesma - посвящение, чары) - предмет, к-рый, по суеверным представле­ниям, обладает магич. способно­стью приносить его владельцу счастье, удачу и т. д. Вера в Т. связана с первобытн. магией, фе­тишизмом.

ТАЛМУД (от др.-евр. ламейд - изучение) - свод религ.  тракта­тов, закрепивших идеологич., культовые и религ.-правовые представления иудаизма феод, пе­риода. Письменное оформление Т. длилось 3 века (3-5 вв.); как устная традиция возник значи­тельно раньше (2-1 вв. до н. э.). В Т. отразился комплекс эсхатологич. идей (представления о конце света, вера в страшный суд, воск­ресение из мертвых и загробное воздаяние), неизвестных ранее религ, сознанию евреев. В нем раз­работана громоздкая система иуд. обрядности, состоящая из 248 по­велений и 365 запретов. В условиях жизни в т. н. диаспоре культовые предписания Т. закрепляли гос­подство иудаизма и способствова­ли превращению ср.-век. евр. об­щин в закрытые религ. корпора­ции во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религ. законодательства, составив­шие кодекс талмудист, уголовно­го, гражд. и семейного права. Т. связан с деятельностью соферим (книжников), к-рые возглавили синагоги, возникшие первоначаль­но в Египте (3 в. до н. э.), а позд­нее - в др странах. Соферим по­ложили начало толкованию Торы, к-рая уже не соответствовала ус­ловиям диаспоры. В 210 н. э. глава школы таннаев (законоучи­телей) Иегуда Ганаси собрал нако­пившийся материал толкований, получивший    название    Мишны (вторичный закон). Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Т., в к-ром в весьма несистематизированном виде отра­зились феод, условия жизни евре­ев, религ. влияния различных эпох и народов (гл. обр. Востока), противоположные взгляды религ. школ и отд. богословов в самом иудаизме. Существуют 2 варианта текста Т., составленные в Вавило­нии (Т. Бавли) и Палестине (Т. Иерушалми). Большим авто­ритетом иуд. традиция наделяет вавилонск. Т. Эсхатологич. докт­рины в Т. тесно связаны с утверж­дением о никчемности земной жизни человека. На протяжении своей истории Т. использовался эксплуатат. верхушкой и равви­нами для затемнения клас. созна­ния евр. трудящихся, подавления их соц. активности.

ТАЛМУДИЗМ - термин, обозна­чающий традицию иуд. казуистич. толкования Библии. Схоластич. рассуждения талмудистов позво­ляли обходить предписания Торы, сохраняя одновременно ее „богооткровенный характер. В огром­ной по количеству методов талму­дист, казуистике наиболее рас­пространенными приемами явля­ются т. н. гематрия (замена букв числами и совмещение на основе равенства их сумм различных по­нятий) и нотарикон (напр., раз­деление слова на части и получе­ние необоснованного вывода в ре­зультате их произвольного толко­вания). В широком смысле Т. -синоним начетничества, схолас­тики.

ТАЛМУД-ТОРА - религ. школа для евр. мальчиков - сирот и де­тей бедняков, изучавших Тору (Пятикнижие) и Талмуд; окончив­шие ее могли поступить в ешибот. Т.-Т. возникла в 16 в. и использо­валась раввинами и эксплуатат. верхушкой евр. общин как сред­ство клерик. воспитания молоде­жи. В модернизир. форме (вос­кресные, летние, вечерние школы) иуд. лидеры на Западе пытаются возродить Т.-Т., связывая с „евр. образованием возможность „вы­живания иудаизма в наши дни. Традиции Т.-Т., пронизанные националистич. идеями сионизма, сильны в Израиле, где 36 проц. всех школ первой ступени (вось­милетка) являются религиозными.

ТАММУЗ - бог воды и плодоро­дия в религии народов др. Месопо­тамии, олицетворение земледельч. цикла. Культ Т. впоследствии ши­роко распространился по всей Пе­редней Азии.

ТАМПЛИЕРЫ храмовники (франц. templiers, от temple — храм) - военно-монаш. орден, основанный франц. рыцарями в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода и получив­ший свое название по местонахож­дению первонач. резиденции - вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона. Орден Т., основанный для защиты палом­ников и завоеванных крестоносца­ми гос-в от мусульман, благодаря пожертвованиям верующих и зе­мельным пожалованиям, занятию торговлей и ростовщичеством превратился в крупнейшего фео­дала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В 13 в. численность рыцарей достигала 15 тыс. Папст­во неоднократно использовало Т. в борьбе с ересями и народными восстаниями. После провала крестовых походов Т. обосновались в Европе, гл. обр. во Франции. Опасаясь роста могущества Т. и стремясь завладеть богатствами ордена, франц. король Филипп IV Красивый в 1307 добился арес­та Т. и возбуждения против них инквизиц. процесса. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 папа Климент V упразднил орден Т.

ТАНИТ - богиня луны, плодоро­дия и любви в религ. верованиях карфагенян. Т. считалась основа­тельницей и покровительницей города. Т. - модификация финикийской богини Астарты. Греки отождествляли ее с Артемидой.

ТАННАИ - иуд. законоучители из школы в г. Ябне на Средиземном море, к-рые давали толкование Торы (Пятикнижия). Эти коммен­тарии (3 в. н. э.) вызваны необходимостью приспособления бого­служебной лит-ры к потребностям евреев диаспоры. Комментарии книжников (соферим), фарисеев и Т. составили Мишну (см. Тал­муд).

ТАНТРА (санскр.) - св. тексты шактистских сект в индуизме. У др. направлений тантризма име­лись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах - агамы, в вишнуистских - пураны. Часто термин „Т. употребляют как обобщающее название всех этих текстов.

ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра - хитросплетение, сокровенный текст, магия) - общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм, вишнуизм) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты воз­никли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму. Харак­терный признак принадлежности к Т. - поклонение некоему поло­вому энергетич. началу, чаще - женскому, реже - мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усилива­ется имитацией акта оплодотво­рения. Обряды Т. связаны с йогической практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие   потенции  человека.

ТАНЦУЮЩИЕ БРАТЬЯ - христ. секта, выделившаяся в меннонитстве (см. Меннониты) в 20-х гг. нынешнего столетия. Весьма воль­но трактуя учение Менно Симонса, члены секты на молитв, собраниях прыгают, скачут, кружатся, слов­но в танце, достигая с помощью таких приемов экстатич. состоя­ния, что наносит серьезный ущерб психике верующих.

ТАРЕЕВ Максим Матвеевич (1866-1934) - рус. правосл. богослов и философ. В отличие от патристики и схоластики не считал догматику и аскетику достаточ­ным обоснованием христианства. Стержень богословия Т. видел в христ. антропологии, осн. назначе­ние к-рой — обоснование библ. представления о человеке как об­разе и подобии бога, а также при­знание веры изначальным свойст­вом человека.

ТАРИКАТ (от араб, тарика - до­рога, путь; в переносном смысле— путь к истине) — морально-психо­логические методы самосовершен­ствования в суфизме. Заключают­ся в отказе от логического рациональн. познания мира, „умерщвле­нии по указанию старца-настав­ника (пира, ишана) воли и пло­ти ученика-мюрида, превращении его в послушное орудие старца и т. п.

ТАРТАР — преисподняя, нижняя часть подземного мира в мифо­логии др. греков. Т. находится от земли на таком же расстоянии, как земля от неба, и отделен от остального мира тройным слоем мрака и 3 медными стенами, вокруг к-рых вечно бушуют вихри.

ТАТИАН (ок. 120 - ок. 175) - христ. писатель, один из т. н. апо­логетов, выступавших в защиту христ. религии. В соч. „Обраще­ние к грекам отвергал античную науку и культуру. Третируя греч. философию, превозносил „муд­рость варваров, пытался доказать их превосходство над эллинами в интеллект, и нравств. отноше­нии. Развивал учение о Логосе как посреднике между миром и богом, разделял идею страшного суда и посмертного воздаяния.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750) - рус. ученый, ис­торик, философ, гос. деятель. По мысли Т., в истории „не все делается от бога, но много и от человека . Т. высоко оценивал петровские преобразования. Твор­честву Т. присущ религ. скепти­цизм, он критиковал церковь, хотя был не до конца последо­вателен.  Гл. труд -  „История Российская с древнейших вре­мен .

ТАТХАГАТА (букв. - „так при­шедший или „так ушедший ) - постоянный эпитет Будды Шакъя-Муни.

ТАТХАТА, татхагатагарбха - со­гласно филос концепции Йогачара - некое особое, завершенное состояние, при к-ром все вещи об­ладают абсолют, тождеством, не имеют названия или объяснения. Т. не подчиняется никаким изме­нениям и не обладает никакими свойствами. Это основание всего существующего, хотя оно и не яв­ляется субстанцией. Понимая крайнюю противоречивость и не­последовательность этой концеп­ции, сама Йогачара признает, что Т. выходит за пределы возможно­стей человеч. познания.

ТВОРЕНИЕ - согласно религ. ве­рованиям, создание всего сущего (Вселенной, Земли, ее растит, и животного мира, человека) сверхъестеств. силой или существом. Идея Т. нашла отражение в мифо­логия всех народов, а также в раз­личных религ. системах.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (от старонем, teutones - названия герм, племени) — военно-монаш. орден, основанный нем. крестоносцами в кон. 12 в. на базе госпиталя (“дома св. Марии ) для герм. крестоносцев. Отсюда его полное название - Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В нач. 13 в. обосновался в Сев.-Вост. Европе. Т. о. осущест­влял политику феод-католич. экс­пансии в Прибалтике и сев.-зап. рус. княжествах. На захваченных землях тевтонцы проводили поли­тику насильств. германизации и окатоличивания населения. Агрес­сия Т. о. встретила сопротивление со стороны населения Польши и Литвы, поддержанного рус. и др. слав, народами. В 1410 польско-литовско-рус, войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушит. поражение Т. о. В 16 в., когда Ре­формация охватила Пруссию, вла­дения Т. о. были секуляризованы, вместе с богатством он потерял свею военную мощь и политич. значение. В качестве весьма малочисл. церк. орг-ции Т. о. существу­ет до сих пор в ФРГ и объединяет гл. обр. представителей аристокра­тии.

„ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ – 11 тезисов, написанных К. Марксом в 1845 и опубликованных после его смерти Ф. Энгельсом в 1888. По словам Энгельса, это „...пер­вый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового миро­воззрения (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т 21, с. 371). В тезисах сжаго сформулированы осн положения философии марксизма: материалистич. понимание истории и об­ществ, практики, принципиально новый взгляд на человека, опреде­ление зависимости идеологич. фе­номенов (в т. ч, религии) от усло­вий материальной жизни об-ва. В них критикуется историч. идеа­лизм Фейербаха и утопич. социа­лизм; раскрывается гл. недоста­ток всего предшествуюшгго мате­риализма - созерцательность; обосновываются сущность и зада­чи диалектико-материалистич. фи­лософии, ее значение в революц. преобразовании об-ва. Тезисы за­ложили фундамент науч.-философск., последовательно атеистич. истолкования материальной, зем­ной основы религии, разработки теории революц. преодоления и практич. уничтожения социальных антагонизмов, порождающих ре­лиг. мировоззрение. Критикуя антропологич. философию Фейер­баха, Маркс писал: „..сущность человека не есть абстракт, прису­щий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отно­шений (там же, т. 3, с. 3). Это означало, что подлинные истоки религ. представлений можно рас­крыть, лишь изучая обществ, отно­шения, порождающие их. Цент ральн принцип нового революц.-практич. мировоззрения Маркс формулирует в заключит, тезисе: „Философы лишь различным об­разом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изме­нить его (там же, с. 4).

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религ, учение, признающее существо­вание личного бога, трансцендент­ного миру, сотворившего мир и по своей воле управляющего им. Термин „Т. ввел англ. философ Р. Кедворт (1743) . Т. учит о предустановленности событий мир. истории, их зависимости от бо­жеств, провидения, о возможности чудес. В отличие от пантеизма Т. рассматривает бога как личное су­щество, внешнее по отношению к миру сверхъестеств. предвечное начало; в отличие от деизма - признает постоянную непосредств. зависимость от бога всех природ­ных и обществ, процессов. Теистич. представления наиболее развиты в иудаизме, христианстве, исламе. Совр. теология модернизирует Т., используя методологич. инстру­ментарий идеалистич. бурж. фило­софии, фальсифицируя данные естеств. и обществ, наук.

ТЕЙШУБ, Тейшеба - бог хуррито-урартск. пантеона, культ к-рого получил широкое распространение в Хеттском царстве (особенно в 14-13 вв. до н. э.). Почитался как бог грозы, изображался в виде быка.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955) — франц. ученый-палеонто­лог, философ, теолог. Вступил в орден иезуитов в 1899. Одну из гл. задач своего творчества видел в утверждении эволюц. теории и создании „науч. феноменологии , призванной снять противополож­ность науки и религии. Считал, что в основе всего сущего лежит „ткань универсума , обладающая материальной и духовной сторо­нами в виде „тангенциальной и „радиальной составляющих энергии. Причем именно „радиаль­ная , т. е. „психическая , энергия влечет мир по пути эволюции. Двигателем и итогом развития универсума является божеств, дух, персонифицированный в точке Омега. Вселенная, по Т., в ходе движения к богу - Омеге прохо­дит следующие этапы: преджизнь, жизна, мысль, сверхжизнь. Ключ к рецкнию проблем универсума Т. видел в человеке как привилегированном носителе эволюции, не­разрывно связанной с богом. Об­ществ, жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. процесса. Католич. церковь осу­дила учение Т. как модернист­ское, однако идеи его получили на Западе широкое распростра­нение.

ТЕККЕ, рибат, завийа, ханака - пристанище, келья отшельника, место обитания суфиев-дервишей. Строились, как правило, при изве­стных гробницах, больших мече­тях, караван-сараях. Т. обычно существовали на вакф - средства, завещанные к.-л. благотворителем, а также на подаяния верующих. В Т. обосновывались суфийские шейхи со своими учениками - мюридами.

ТЕЛЕЗИО Бернардино (1509-1588) - итал. натурфилософ, деист. Гл. соч. - „О природе ве­щей согласно их собственным на­чалам . Т. основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Т. считал материю не­уничтожимой, а движущим нача­лом - присущее природе тепло, борющееся с холодом. „Жизн. дух - причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Т. при объяснении соц. природы челове­ка признавал сотворенную богом „высш. душу.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. télos, род. падеж téleos - цель, результат, logos - учение) - религ.-идеалистич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления к-рых все окру­жающее существует и развивается. Т. выражается в антропоморфизации природных предметов и про­цессов, связывании их с дейст­вием целеполагающих начал. Ут­верждая, что мир создан богом ради интересов человека, Т. смы­кается с антропоцентризмом. По­ложение об абсолют, целесообраз­ности всего существующего, пред­полагающее наличие ее сверхра­зумного творца, лежит в основе телеологич. доказательства бытия бога, служит обоснованию креа­ционизма. Т. органически связана с теодицеей и предопределением, выполняет в антагонистич. об-ве функцию идейн. защиты интересов господств, классов. Совр. фиде­изм модернизирует Т., используя фальсифицир. данные науки, кон­цепции идеализма (холизм, неофинализм). Наука и практика объяс­нили развитие в природе и об-ве естеств. причинами и опровергли Т. Дарвинизм раскрыл естеств. ха­рактер органич. целесообразности; совр. естествознание углубило это представление. Историч. материа­лизм на основе учения об объек­тивных законах развития об-ва, неразрывной связи историч. необ­ходимости со свободной деятель­ностью людей показал полную несостоятельность Т.

ТЕННОИЗМ - см. Синтоизм.

ТЕОГОНИЯ - совокупность ми­фов о происхождении богов, оли­цетворяющих стихийные силы при­роды. Картина космоса, основан­ная на анимистич. представлениях (см. Анимизм), представляется цепью божеств, рождений и смер­тей. Первую попытку описать и систематизировать взаимосвязи известных божеств дал др.-греч. поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.): Гея, оплодотворенная Эросом, породила Урана, от брака с к-рым пошла целая плеяда богов, олицет­воряющих силы природы, проти­воборствующих и побеждающих друг друга (Кронос - Урана, Зевс - Кроноса и т. д.).

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theós - бог и dikē - справедливость; букв. - богооправдание) - религ.-филос. учение, цель к-рого доказать, что существование в мире зла не отме­няет религ. представлений о боге как абсолют, добре. Впервые по­нятие Т. встречается у Лейбница, рассматривавшего мир как „со­вершенное творение , считавшего зло благом для человечества, не­разрывно связанным с добром. В ряде филос. систем зло выступа­ет как ниспосланное богом испы­тание для людей, с помощью к-рого укрепляется их дух, их вера в бога. Значит, внимание Т. уделял Вл. Соловьев, у к-рого она высту­пает в оболочке агатодицеи (оп­равдания добра). Совр. Т. взаимо­связана с антроподицеей (оправ­данием человека), сочетаясь порой с демодицеей, т. е. оправданием данного народа, этноса и его ду­ховной культуры. Практически „оправдание бога в различных филос. системах служило оправда­нием эксплуатации, соц. неспра­ведливостей, имело целью при­мирить массы с их тяжелым по­ложением в клас.-антагонистич. об-ве.

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theós - бог и krátos - власть) - форма прав­ления, при к-рой власть в гос-ве находится в руках главы церкви и духовенства. Характерна для рабовлад. и феод, строя. Т. существо­вала в 5-1 вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верхов­ному жрецу. Теократич. гос-вами были халифаты Омейядов, Абба-сидов, а также Папская область, где папа осуществлял и политиче­скую и духовную власть. Теокра­тич. гос-вом является и совр. Ва­тикан. Его глава - папа римск. -пользуется неограниченной вла­стью.

ТЕОЛОГИЯ  -  см. Богословие.

ТЕОЛОГИЯ КРИЗИСА - см. Диа­лектическая теология.

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - одно из направлений в совр. протест, тео­логии ; крупнейший представи­тель - П. Тиллих. В работе „Рели­гиозная субстанция культуры (1959) он обосновывал необходи­мость диалога христианства с нау­ками и искусством тем, что авто­номия культуры, утрата ею „религ. субстанции равнозначна утрате смысла. Церковь. должна стре­миться не к тому, чтобы возрож­дать свои „культурные рудимен­ты , а открывать в формах суще­ствующей автономно от нее куль­туры самые глубокие измерения - ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление проти­воположности между культурой и церковью. Такая теономная куль­тура, преодолевающая противоре­чия жизни посредством приобще­ния к „основе бытия , представ­ляется в Т. к. как „предвосхище­ние царства божьего .

ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА - радикальное течение в т. н. секулярной   теологии,   сложившееся в 60-х гг. 20 в. на основе идей Д. Бонхёффера о полной разоб­щенности традиц. христ. религий с совр.   (ставшим „совершенно­летним ) миром. Поскольку тео­логия, согласно этой концепции, должна исходить из существую­щей   человеч.   действительности, она   вынуждена   сегодня   выра­зить опыт „смерти бога , т. е. тот факт,   что   большинство  людей ныне живут так, как если бы бога не было, для них он попросту больше не существует. Поэтому теология поставлена перед задачей разработать „атеистич. христиан­ство , атеистич. вариант христологии. Если умеренные представите­ли секулярной теологии (Г. Ваганян, Г. Кокс) утверждают, что изжила себя лишь совр. культурно-историч. концепция бога, т. е. речь идет о „смерти существую­щего   понятия   бога,  то  более радикально настроенные привер­женцы  „атеистич.  христианства (Т. Альтицер и др.) исходят из отрицания бога традиц. христиан­ства, отрицания бога как транс­цендентного существа, находяще­гося вне мира и с ним ничего об­щего не имеющего. Вера должна быть заменена приверженностью Иисусу Христу, к-рая реализуется в бескорыстном служении людям. Христианство    трактуется    как секулярная вера в еванг. Иисуса из Назарета.

ТЕОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ - одна из концепций модернист, христ. со­циализма, в к-рой христианство трактуется как „великая соц. на­дежда , ибо соц. освобождение, являясь триумфом христ. мораль­ных идеалов, будет одновременно и спасением. Христ. надежда, со­гласно Т. н., это не только пассив­ное ожидание будущего, но и дей­ствие,  направл.  на радикальное обновление жизни во имя осуще­ствления еванг. идеалов любви, справедливости и человеч. соли­дарности. Капиталистич. порядки противоречат этим идеалам. По­этому христиане должны сотруд­ничать с социалистами в борьбе за свержение капиталистич. строя и осуществление социалистич. идеала, к-рый соответствует еванг. идеалу. Следовательно, осуществ­ление социалистич. идеала будет означать осуществление царства божьего на земле. Объединение христианства с социализмом, ут­верждают сторонники Т. н., яв­ляется истории, необходимостью, поскольку христианство может возродиться, только став религией народных масс, а последние смо­гут осуществить свои соц. устрем­ления, когда оживет вера в наступ­ление царства божьего. Т. н. носит утопич. характер, ибо стремится отождествить противоположные по своей сущности социалистич. и христ. идеалы, пытается ввести в русло христ. эсхатологии участие народных масс в борьбе за корен­ные соц. преобразования, за социа­лизм.

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ - одна из соц. концепций совр. католич. мысли, получившая распространение с кон. 60-х гг. в странах Лат. Америки. Гл. пред­ставитель - перуанский священ­ник Г. Гутьеррес, автор кн. „Тео­логия освобождения - перспекти­вы . Сложилась в результате ра­зочарования в христ. соц. движе­нии, не ставившем под сомнение капиталистич. систему как тако­вую. „Теологи освобождения вы­сказались за рсволюц. преобразо­вания в латиноамер. об-ве, за со­циализм. „Освобождение означа­ет прежде всего ликвидацию ко­лониального гнета, ликвидацию эксплуатации, т.е. соц. революцию. Наряду с этим „освобождение означает „освобождение от греха как последней причины нищеты, несправедливости, угнетения. Клас. борьба с этой т. зр. необхо­дима для осуществления заповеди „любви к ближнему , но недо­статочна для „спиритуального ос­вобождения ,   освобождения   от греха. Т. о. принимает революцию как инструмент борьбы с не­справедливостью, тем не менее „царство божье остается „даром свыше и его нельзя идентифици­ровать ни с каким соц. устройст­вом: освободиться от греха — значит довериться богу. Т. о. отра­жает революц. сдвиги в сознании мн. христиан, способствует диало­гу коммунистов с верующими в создании единого фронта антиим-периалистич. борьбы, борьбы за мир. Вместе с тем она показывает слабость и несостоятельность по­пыток обосновать путь „христ. революции .

ТЕОЛОГИЯ   ПОЛИТИКИ  -  см. Политическая теология.

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА - разно­видность совр. протест, фил ос. теологии. Распространена гл. обр. в США и Англии. Основывается на философии неореализма А. Уайт-хеда и Ч. Хартшорна. Гл. предста­вители - Ш. Огден и Дж. Кобб считают, что, поскольку мифологич. утверждения о боге потеряли смысл, необходимо утвердить бо­га в контексте совр. светского сознания, т. е. на базе спекулятив­ной философии. Онтологич. сущ­ность бога интерпретируется как космич. процесс „творческого становления', „порыва вперед : бог постоянно воплощает самого себя в своем непрерывном творе­нии мира. На этой основе пере­сматриваются осн. христ. пред­ставления. Наиболее интенсивно Т. п. разрабатывалась в 60-70-х гг. как секулярный вариант христиан­ства, в к-ром более ортодокс, теологи усматривают опасность превращения бога в филос. абст­ракцию.

ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теология прогресса - одна из совр. христ. концепций, к-рая вслед за доку­ментами II Ватикан, собора (1962-1965) и энцикликой Павла VI „Популорум прогрессио (см. Энциклики пап социальные) оп­ределяет развитие как процесс, охватывающий одновременно технико-экономич., соц.-политич. и морально-идейн. сферы;  субъектом этого глобального процесса является человек, призванный из­менять мир и господствовать над ним; прогресс выражается в гума­низации мира, к-рая означает осво­бождение личности в об-ве; исто­рия человеч. прогресса — это фрагмент истории спасения, и по­этому верующие должны прини­мать в историч. процессе активное участие. Т. о., в Т. р. делается по­пытка v теоретически обосновать с позиций христ. учения участие христиан в борьбе за соц. прогресс. Однако цель соц. активности ве­рующих ограничивается в Т. р. лишь реформированием сущест­вующего капиталистич. порядка.

ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ - одно из течений совр. т. н. соц. теологии, идеологи к-рого стремятся с по­зиций христ. вероучения обосно­вать участие верующих в революц. борьбе на стороне левых сил. Известный теолог из ФРГЮ. Мольтман определяет Т. р. как „теоло­гию христиан, страдающих и борю­щихся . Христ. моральный идеал используется сторонниками Т. р. как основа для критики бурж. строя, к-рый объявляется ими противоречащим якобы содержа­щимся в еванг. сказаниях идеям справедливости, равенства и брат­ства. Идеалы социализма, по мне­нию этих теологов, тождественны христ. ценностям. Социализм, по их утверждениям, не содержит всебе никакой „метафизики , он не дает ответа на вопрос о смысле жизни человека и, следовательно, не вступает в противоречие с рели­гией. Поэтому христиане могут участвовать в осуществлении со­циалистич. идеала, ибо т. о. они воплощают в жизнь христ. ценно­сти и реализуют божеств, план спасения. Значит, распространение Т. р. получила в 60-х гг. в странах Лат. Америки. Колумбийский свя­щенник Камило Торрес писал, что революц. борьба является обязан­ностью христианина и священно­служителя, поскольку в сущест­вующих условиях только так можно воплотить в жизнь любовь к ближним. Т. р., по существу, является одной из разновидностей реформист. идеологии: она высказывается за социализм как за моральный идеал и за „революцию как эсхатологич. событие, одновременно выступая против действит. соц. революции и реаль­ного социализма.

ТЕОРИЯ АТЕИЗМА - раздел науч. атеизма, изучающий закономер­ности преодоления религии и фор­мирования научно-материалистич. мировоззрения, специфику рели­гии как социальн. явления, причи­ны ее возникновения и воспро­изводства, ее роль и место в об­ществ, жизни, особенности религ. сознания. Т. а. включает критику религ. философии, теологии, рас­крывает атеистич. значение науч. представлений о мире, человеке и об-ве, нравств. содержание атеиз­ма, его гуманизм и творческий характер. Одной из задач Т. а. яв­ляется показ несостоятельности бурж. и клерикальных фальсифи­каций науч. атеизма.

ТЕОРИЯ  БЕЗРЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Безрелиги­озного воспитания теория.

ТЕОРИЯ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕ­СКОГО ВОСПИТАНИЯ - сост. часть теории науч. атеизма. Про­паганда атеизма и свободомыс­лия имеет многовековую историю. Даже в самые мрачные эпохи за­силья мракобесия были люди, бросавшие вызов религии и церк­ви. Но лишь с созданием материалистич. понимания истории атеис­тич. пропаганда, атеистич. воспи­тание были поставлены на почву подлинной науки и нужд соц. практики. Основоположники мар­ксизма-ленинизма определили место науч.-атеистич. пропаганды в общей системе коммунистич. воспитания, ее подчинение осн. задачам борьбы за революц. пре­образование об-ва, необходимость сочетать идейн. борьбу с религией с укреплением единства неверую­щих и верующих трудящихся в достижении их общих гл. целей, отмечали ее большую прогрес, революционизирующую роль. Осн. компоненты теории науч.-атеистич. воспитания: его соц.-идеологич. функции, его филос, социологич., соц.-психологич., педагогич. аспек­ты, взаимосвязь науч.-атеистич. воспитания с идейно-политич., тру­довым, нравств. воспитанием, средства и формы пропаганды атеизма, субъект и объект этой пропаганды, вопросы повышения ее эффективности и др.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ  (гносеоло­гия) - раздел философии, в к-ром изучаются сущность, цель и средст­ва воспроизведения действитель­ности в сознании человека. С науч.-материалистич. позиций познание есть происходящее на основе прак-тич. деятельности отражение в моз­гу человека окружающего мира, существующего независимо от его сознания. При воздействии вещей на органы чувств человека у него возникают  ощущения,   восприя­тия, отражающие отд. свойства и комплексы свойств вещей, а затем, в результате их обобщения, и бо­лее глубокие образы действитель­ности - понятия, суждения и др., к-рые отражают вещи в их связях и отношениях. Значимость этих образов   для   человека  состоит в том, что они позволяют ему ориентироваться в мире и успеш­но изменять его в своих интересах. Образы вещей, их связей и отно­шений, возникающие в сознании, человек соотносит с самими объек­тами отражения с помощью прак­тики, к-рая выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины, отделяю­щий образы, правильно отражаю­щие действительность, от образов, передающих ее искаженно. Религ.-идеалистич. Т. п. извращают реаль­ную картину человеч. познания, а также его цель и средства. Они провозглашают гл. целью позна­ния раскрытие человеком величия бога и путей служения ему, а гл. средством познания - веру в от­кровение   „св.   писания ,   к-рое якобы дает полные и окончат, ответы на высш. вопросы о боге, мире  и человеке. В той мере, в какой это нужно для удовлет­ворения земных потребностей, че­ловек признается способным по­знавать и окружающий его мате­риальный мир с помощью своих органов чувств и разума, т. е. осуществлять науч. познание. Од­нако богословы и религ. филосо­фы отвергают возможность с по­мощью лишь науч. познания полу­чить ответы на высш. вопросы бытия, дискредитируют познават. возможности науки.

ТЕОСОФИЯ (от греч. theós - бог и sophia - мудрость, знание; букв. - богопознание) реакц. религ.-филос. учение о возмож­ности „непосредств. постижения бога с помощью мистич. интуи­ции и откровения, доступных из­бранному кругу „посвященных лиц. Представители Т., как пра­вило, пытаются дать субъективно­му мистич. опыту „богопознания формальнологич. обоснование. Теоретич. основу Т. составляет пантеистич. представление о еди­ном, безличном, всеобъемлющем абсолюте, о божеств, сущности всех вещей. Практич. сторона Т. находит выражение в мистич. „оза­рениях и магии. Признание воз­можности непосредств. контактов со сверхъестеств., потусторонними силами сближает Т. со спиритиз­мом и оккультизмом. Истоки Т. уходят в глубокую древность. Элементы Т. можно обнаружить в брахманизме, буддизме, кабба­ле. Духом Т. были проникнуты неоплатонизм и гностицизм в др. мире, секта катаров, орден розен­крейцеров, цех алхимиков в ср. века. В 16—18 вв. идеи Т. развива­ли Парацельс, Бёме, Сен-Мартен, Сведенборг и др. Элементы Т. нашли отражение в творчестве рус. религ. философа Вл. Соловь­ева, к-рый считал Т. высш. синте­зом рационального и эмпирич. знания с мистикой. В Новое вре­мя теософич. воззрения усилен­но насаждались „Теософским об­ществом , созданным в 1875 по инициативе Е. Блаватской. Бази­руясь сначала в Нью-Йорке, а за­тем в Мадрасе (Индия), об-во развернуло свою деятельность во мн. странах мира. Теософы при­знают перевоплощение душ. Они проповедуют соц.-утопич. идеи всечеловеч. братства, терпимости ко всем религиям, поскольку в каждой из них якобы скрыта единая  божеств, сущность, преследуют цель „развивать сверх­чувствен, силы человека , что в действительности часто оборачи­вается откровенным шарлатан­ством.

ТЕОФАНИИ - в Др. Греции - весенний праздник в честь рож­дения Аполлона.

ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. theós - бог, лат. centrum - центр) - теологич. концепция, согласно к-рой бог, понимаемый как абсо­лютное, совершенное бытие и наи­высшее благо, выступает источни­ком всякого бытия и блага. Под­ражание и уподобление богу рас­сматривается при этом как выс­шая цель и главный смысл человеч. жизни, а почитание бога и служе­ние ему - как основа нравствен­ности. Т. органически связан с те­измом и такими его фундамен­тальными принципами, как креа­ционизм, провиденциализм и др.

ТЕРАПЕВТЫ - религ.-аскетич. об­щина, представлявшая собой или одну из групп ессеев (см. Эссены), или секту, близкую к ним. Возн. в 1 в. н. э. среди александрийских евреев; место поселения - окрест­ности Мареотидского оз. Т. счита­ли себя „врачевателями на служ­бе бога, отсюда и самоназвание „Т. . Они не признавали рабства, отказались от собственности, пре­зирали чувствен. удовольствия, проповедовали пацифизм. Осн. добродетель, с т. зр. Т., - воздер­жание, в соответствии с этим в общине строго поддерживалось безбрачие.

ТЕРПЕНИЕ - одно из качеств че­ловеч. характера. Его моральная ценность несомненна. Т. - показа­тель мужества, внутр. силы, стой­кости, одно из условий нравств. такта. Т. необходимо во всех де­лах — общественных и личных, в труде, в т. ч. и творческом. Не­терпеливость как противополож­ное качество часто признак болез­ненности, ведет к потере самооб­ладания, ошибочным действиям. Т. в соц. плане может играть по­ложит, роль в перенесении тягот, испытаний, в стремлении к большой цели. Т., возведенное в этич. принцип религией, получает со­держание и направленность, вред­ные для нравств. развития лич­ности и тормозящие соц. прогресс. Т. как религиозная добродетель - способ перенесения страдаккй и невзгод, когда устранить их ка­жется невозможным. Релит, кон­цепции Т. придают ложный смысл перенесению страдаккй и оставля­ют нетронутыми их реальные при­чины. В христ. этике Т. выводится из представлений о любви, смире­нии и всепрощении.

ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - христ. апологет, автор многочисл. соч. по вопросам философии, тео­логии, церк. организации, практич. этики, праву. Защищал мировозренч., догматич., институц. и конфесс. принципы христианства; кри­тиковал гностиков, осуждал ан­тичных философов как растлителей и распространителей ересей, был сторонником концепции „чис­той веры , не нуждающейся в ра­циональных доказательствах („Ве­рую, ибо нелепо ), высказывался против аллегорич. толкования „св. писания”. Сформулировал прин­цип триединства христ. бога, ввел понятие „лиц (ипостасей) триеди­ного бога.

ТЕРЦИАРИИ (от лат. tertius - третий) — братства мирян, суще­ствующие при нек-рых католич. монаш. орденах (напр., франци­сканцев, доминиканцев, кармели­тов). Одно из первых таких братств было учреждено в 1221 Франциском Ассизским вслед за созданными им же мужским и женским орденами францискан­цев, т. е. это была третья по счету орг-ция францисканцев. Отсюда ее название, к-рое затем перешло и на др. подобные орг-ции. Т. яв­ляются активными помощниками церкви во всех ее начинаниях

ТЕФИЛЛИН -  см. Филактерии.

ТЕФСИР (араб. — толкование) - схоластич. толкование Корана, ос­новывающееся на св. предании ислама - сунне.

ТИАМАТ - в вавилоно-ассир. ми­фологии - существо, олицетворя­ющее первозданный хаос. Изобра­жалась в виде чудовищного драко­на. Т. - прародительница богов, с к-рыми затем вступила в борьбу. В битве с Мардуком Т. была убита, а из ее тела образованы земля и небо.

ТИАРА — тройная корона папы римск. В ее основе - епископская митра, на к-рую как бы надеты 3 короны, символизирующие трой­ственность прав палы как судьи, законодателя и священнослужите­ля. Изготовлялась из драгоценных металлов и украшалась драгоцен­ными камнями. Венчает Т. крест. В таком виде Т. существует с 14 в. Папа Павел VI пожертвовал свою Т. бедным, а последующие палы — Иоанн Павел I и Иоанн Павел II — вообще отказались от акта коро­нации.

ТИЛИКЕ Хельмут (род. в 1908) - нем. протест, теолог. Известен прежде всего работами в области христ. этики. Гл. предметом этики считает отношения между челове­ком и гос-вом. Т. не представляет к.-л. течения или школы протест, теологии, он выступает как ее по­пуляризатор и проповедник. Он является сторонником безрелигиозного христианства, призванного дать верующему ориентацию в совр. мире. Его этика носит не столько теологич., сколько политич. характер. Она является образ­чиком использования религии в качестве идеологического средст­ва борьбы против коммунизма.

ТИЛЛИХ Пауль (1386-1965) - нем.-америк. протест, теолог, один из создателей теологии культуры. Задача теологии, считал Т., - вос­становить утраченный синтез хри­стианства с совр. сознанием, куль­турой, дать ответ на коренные вопросы человеч. существования. Бога надо искать не в потусторон­нем мире, а в „глубине бытия мира и человека. Человек отчуж­ден от бога, от мира и от самого себя. Цель истории - преодоление этого отчуждения. Носителем „но­вого   бытия ,  преодолевающего отчуждение, является Иисус Хрис­тос - не бог, ставший человеком, а человек, каким он должен быть, и в этом смысле „образ божий , воплощенный в человеке. В рели­гии Т. видел „субстанцию культу­ры , в культуре - форму выраже­ния религии.

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843 - 19 20) - рус. биолог-дарви­нист, обществ, деятель, продолжа­тель традиций прогрес. ученых-естествоиспытателей. Являлся пропагандистом и популяризато­ром дарвиновского учения и естеств .-научного материализма. В развитии дарвинизма большую роль сыграли работы Т. „Истори­ческий метод в биологии и „Фак­торы органической эволюции . От­стаивая материалистич. позиции, Т. выступал против идеализма в науке, против попыток исполь­зования науч. данных для укрепле­ния релит, веры. Одним из первых рус. ученых перешел на сторону Сов. власти. Сборник его статей „Наука и демократия получил высокую оценку В. И. Ленина. В целом ряде своих работ Т. вы­ступал против попыток примире­ния науки с религией, указывал на реакционную роль клерикализма в решении социально-политич. воп­росов.

ТИНДАЛЬ Мэтью (1657-1733) - представитель англ. деизма. По Т., позитивное христ. открове­ние не прибавляет ничего к естеств. религии, изначально открытой бо­гом человеку при помощи одного разума; с позиций деизма Т. под­верг суровой критике Библию, особенно Ветхий завет. Его осн. работа „Христианство - старое, как Сотворение мира... (1730) - рассматривалась как „библия рационалистич. деизма и оказала определенное влияние на творчест­во франц. мыслителей 18 в. Воль­тера и Гольбаха.

ТИПЫ РЕЛИГИЙ (от греч. typos - отпечаток) - классификационные группы религий, выделяемые по общим для данных религий признакам. Типологич. группиров­ка используется для сравнительно-историч. изучения существ, свойств, связей, функций тех или иных религий. Она дает не фор­мальную, а содержат, классифика­цию, выявляет не только сходство религий данной группы и несход­ство их с религиями др. групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Немарксист, типологич. схемы исходят из религ.-идеалистич. или метафизич. понимания религии. На базе этих предпосы­лок выбираются соответствующие основания деления и различаются религии „языческие и „откровен­ные , „естественные и „духов­ные , „естественные и „этичес­кие , „монотеистические и т. д. Марксизм считает религию об­ществ, явлением и поэтому строит классификацию религий на основе соц. критериев. При такой клас­сификации выделяются родоплемен., народностно-нац. и мир. рели­гии. Типологию религий нельзя рассматривать как абсолютную, она достаточно условна, но вместе с тем она адекватно характеризу­ет социально-исторические тен­денции развития и отмирания ре­лигии.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ - по­нятия, к-рые отражают определен­ный характер религиозности или нерелигиозности, общий для нек-рого числа людей, и на этой основе выделяют соответствующие клас­сификационные группы. Т. прису­щи как качеств., так и количеств, признаки. По происхождению ти­пология представляет собой раз­новидность эмпирич. обобщения и имеет опытное содержание. Вместе с тем в ней присутствует и теоретич. элемент, позволяющий дать объяснение известным явле­ниям. В советской социологии принято выделять следующие Т. р. и н. и.: 1) верующие, у к-рых ре­лигиозная ориентация является доминантной; 2) верующие, у к-рых религиозная ориентация подчинена другим; 3) колеблю­щиеся между верой и неверием, с неустойчивой религиозной ори­ентацией; 4) индифферентные по отношению к религии и атеизму; 5) атеисты стихийные; 6) ате­исты сознательные.

ТИР, Циу - см. Древнегерманская религия.

ТИТАНЫ - второе поколение богов в др.-греч. мифологии: дети, а иногда и внуки Урана (Неба) и Геи (Земли). Все они - олицет­ворения стихий и сил природы. Общая сюжетная канва связанных с Т. мифов такова: Т. во главе с Кроносом свергли своего отца Урана; в свою очередь, Кроноса сверг его сын Зевс, и началась война Т. против нового поколе­ния богов - олимпийцев (семьи богов во главе с Зевсом, посе­лившихся на Олимпе). Олимпий­цы победили Т. Побежденные были низвергнуты в Тартар. В ми­фах о борьбе Т. и олимпийцев отразилась эпоха становления общегреч. олимпийской религии.

ТИХОН (Белавин Василий Ивано­вич, 1865-1925) - патриарх Моск. и всея Руси, избранный на Всерос. поместном соборе в ноябре 1917. Призывал верующих к свержению Сов. власти, предавал ее анафеме, выступал против декрета об отде­лении церкви от гос-ва, препятст­вовал изъятию церк. ценностей на нужды голодающих. В 1922 за антисов. деятельность был аресто­ван, затем осознал свою вину и призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к Сов. власти (см. Тихоновщина).

ТИХОНОВЩИНА - направление в религ.-полит. деятельности контрреволюц. правосл. духовен­ства после Октябрьской револю­ции. Название связано с именем патриарха Тихона, к-рый предал анафеме Сов. власть и стремился превратить церковь в оплот контр­революции. Сторонники Тихона саботировали мероприятия Сов. власти, поддерживали белогвардейщину, кулацкие выступления, выступили против отделения цер­кви от гос-ва; следуя призыву Тихона объединяться „около своих храмов и пастырей и идти „в защиту святынь , в 1922 орга­низовали саботаж и вооруженные выступления в связи с изъятием церк. ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Убедив­шись, что открытая борьба против Сов. власти бесперспективна и ведет лишь к утрате церковью паствы, патриарх Тихон выступил в 1923 с заявлением об отказе от контрреволюц. деятельности и призвал духовенство и верующих встать на позиции лояльного отно­шения к Сов. власти. Нек-рые представители контрреволюц. духовенства отказались следовать призыву Тихона и перешли к под­польным методам борьбы против Сов. власти. Позднее они вошли в религ. группировки истинно-правосл. церкви (ИПЦ), а также истинно-правосл. христиан (ИПХ).

ТОЛАНД Джон (1670-1722) - англ. философ-материалист. Разви­вал учение о движении как су­ществ, свойстве материи, одном из ее атрибутов, о неразрывной связи пространства и времени с мате­рией и движением. В соч. „Хрис­тианство без тайн (1696) и др. критиковал с позиций деизма ре­лигию и церковь, стремился рас­крыть „человеч. происхождение богов , земные корни представле­ний о бессмертии души, загроб­ной жизни и т. п. В „Пантеистиконе (1720) пропагандировал идеи натуралистич. пантеизма, отстаивал положение о материаль­ности мира, бесконечности и веч­ности Вселенной.

ТОЛК - разновидность к.-л. религ. учения. Наиболее широкое рас­пространение получили Т. в старо­обрядчестве (см., напр., Беглопоповцы, Поморский толк, Спасовский толк, Филипповский толк и др.). Старообрядч. толки распа­дались на более мелкие течения - согласия.

ТОЛСТОВСТВО - религ.-утопич. обществ, движение в России. Возн. в кон. 80-х гг. 19 в. на базе религ.-этич. учения Л. Н. Толстого. Оце­нивая соц. корни учения Толстого, В. И. Ленин указывал, что оно от­ражало взгляды миллионов кре­стьян, что Толстой внес в свое учение „их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, „непротив­ление злу , бессильные проклятья по адресу капитализма и „власти денег (т. 20, с. 40). Сам Толстой решительно выступал против ис­пользования его учения в качестве новой сектант, доктрины (в 1906 он издал брошюру „Против тол­стовства ) . Соц. состав толстов­цев был весьма разнородным: среди них кроме интеллигентов были крестьяне, мелкие служа­щие, пришлые из деревень полу­пролетаризированные элементы. Толстовцы возвели в кредо самые слабые стороны религ.-этич. уче­ния писателя: центральными стали идеи соц. пассивности, „непротив­ления злу насилием , аскетизм, мистико-этич. квиетизм, идеализа­ция патриархального строя об­ществ, и семейн. жизни, проповедь „всеобщей любви и всепрощения. Для движения Т. характерны от­каз от платежа податей и несения воинской службы, организация с.-х. колоний на „евангелистских началах, просветит.-издат. деятель­ность по распространению книг для народа. В условиях подъема революц. движения проповедь идей Т. была реакционной и уто­пичной. В. И. Ленин прямо писал, что толстовское непротивление злу было „серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании (т. 17, с. 213). В 30-е гг. в условиях развернутого кол­хозного строительства весьма не-многочисл. толстовские комму­ны окончательно свернули свою деятельность. Под напором пере­довых явлений обществ, жизни индивидуалистич. идеалы толстов­цев потерпели крах.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - рус, писатель, творчество к-рого оказало огромное влияние на мир. лит-ру, отразило противо­речия целой эпохи рус. об-ва (1861-1905). В. И. Ленин назвал его ..зеркалом русской револю­ции . Т. - автор романов „Война и мир , „Анна Каренина , „Вос­кресение , множества повестей, пьес и рассказов. В то же время он был религ.-утопич. мыслите­лем,   стремившимся   преобразовать об-во при помощи морально-религ. самосовершенствования. Т. - автор ряда филос.-религ. и религ.-этич. работ. Религиозно-этическое учение Т. было глубоко противоречиво, отражало как сильные, так и слабые стороны обществ, настроений пореформен­ного крестьянства. С одной сто­роны, он дал глубокую критику правосл. церкви как носителя ли­цемерия, „посредством которого одни люди хотят властвовать над другими , показал пресмыкатель­ство церкви перед царской вла­стью. С др. стороны, он проповедо­вал всеобщую любовь, непротивле­ние злу насилием, аскетизм. Не­смотря на утопизм морально-религ. учения, критика православия и царизма Т. была столь острой, что он подвергался гонениям со сто­роны властей и церкви. В 1901 Синод принял решение об „отпа­дении графа Толстого от правосл. церкви.

ТОМИЗМ - доминирующее тече­ние в католич. философии. Было основано Фомой Аквинским, от имени к-рого и получило свое наз­вание (по латыни Фома - Thomas). Католицизм использовал идеи Т. в борьбе против науки Нового времени. Реформация и бурж. ре­волюции привели к кризису ка­толич. идеологии в целом и к упад­ку Т. Во вт. пол. 19 в. начинается возрождение Т. в форме неосхоластики и неотомизма.

ТОНЗУРА (лат. tonsura - стриж­ка) - выбритое место на макуш­ке, знак принадлежности к духо­венству в католицизме.

ТОР - в сканд. мифологии - бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богини земли Ерд, один из гл. асов. Изображался рыжебо­родым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёльнир, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчат­ками. Т. - гл. защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континент, германцев Т. соот­ветствовал Донар, у англосак­сов - Тумор (Тонар).

ТОРА (сефер-тора - книга закона, учения) - др.-евр. наименование Пятикнижия. Для культовых це­лей используется только текст, написанный вручную на свитке пергамента.

ТОРКВЕМАДА, Торкемада Томас (1420-1498) — монах-доминика­нец, глава инквизиции в Испании, автор инквизиц. кодекса и про­цедуры инквизиц. суда, ввел в практику аутодафе, известен так­же преследованиями мусульман и евреев.

ТОРРЕС Камило (1929-1966) - колумбийский священник, один из первых представителей т. н. мятежной церкви Лат. Америки. Решительно осуждал союз церкви с олигархией и империализмом, выступал за сотрудничество с ком­партией в борьбе за социаль­ные преобразования. Вступил в партизанский отряд и был убит в столкновении с кара­телями. „Движение Камило Тор­реса в 60-е гг. объединяло наиболее активных “мятежных свя­щенников .

ТОСАФОТ, тосефта (др.-евр. - до­полнение) - в евр. религ. лит-ре - сборник толкований „моисеева за­кона , сходный с Мишной (см. Талмуд). Содержит преимущест­венно законодат.-религ. постанов­ления и материалы, не вошедшие в Мишну. Является источником для библ. экзегетики.

ТОТ, Джехути - в др.-егип. мифо­логии - бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель библиотек и архивов, творец св. книг. На загробном суде Осириса ведет запись деяний умершего, охраняет его и сопровождает в цар­ство мертвых. Т. изображался в виде человека с головой ибиса. Центр  культа  -  г. Гермаполь.

ТОТЕМИЗМ (на языке северо-америк. индейцев оджибве „ототем , букв. - его род) — одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (рода­ми)  и животным и растит, миром (реже - явлениями приро­ды и неодушевленными предме­тами) .  Тотем  -  растение или животное   (чаще  последнее)   — воспринимался    как    реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами ду­хов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традии. комплекс представлений, связанный с Т., — это вера в воз­можность постоянного „непороч­ного воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потом­ков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих живот­ных и растений нь территории своего рода (племени) и обеспе­чить его материальное благополу­чие;  в то, что гибель предмета, являющегося  символом тотема, может привести к гибели его жи­вого двойника. Наиболее обстоя­тельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, не пережитки Т. обнаруживаются  во  всех  рели­гиях   мира,   включая   иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

ТРАВЕСТИ (от франц. travestir - переодевать) — изменение челове­ком своей роли путем переодева­ния в одежду и усвоения черт поведения представителей проти­воположного пола. Различают следующие виды Т.: игровой (театральный), ритуальный, сек­суальный. Наиболее известные формы ритуального Т. — т. н. ша­маны превращенного пола у на­родов Сев.-Вост. Азии, т. е. шама­ны, придающие себе женский об­лик, мотивируя это требованием „избравшего их шаманского ду­ха мужского пола. Ритуальное исполнениемужчинами женских ролей, реже женщинами - муж­ских, имело место в обрядах инициации у австрал. аборигенов, племен и народов Африки, в оргиастич. культах ближневост. и античных религий, в карнаваль­ных мистериях средневековья.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - направ­ление в богословии, отвергающее попытки пересмотра религ. догма­тики, соц.-нравств. концепций церкви применительно к развитию науки, переменам в обществ, жиз­ни и сознании верующих. В проти­вовес модернистам, рассчитываю­щим спасти авторитет религии, отказавшись от наиболее абсурд­ных с совр. т. зр. представлений, сторонники Т. настаивают на веч­ном и неизменном характере со­держания религ. учений, опасаясь, что отказ от части религ. догм подорвет все здание религии. Осо­бенно отчетливо Т. проявляется в том или ином религ. направле­нии в периоды значит, обществ, перемен. В нач. 19 в. термином „Т. обозначались позиции груп­пы франц. писателей (Шатобриан, Ж. де Местр, Ламенне), отвергав­ших деизм и антиклерикализм 18 в. На II Ватикан, соборе сторон­ники Т. выступали против опреде­ленной демократизации культа, изменений в соц. учении церкви.

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio пере­дача) — форма преемственности в различных видах человеч. дея­тельности, материальной и духов­ной, предполагающая полное или частичное воспроизведение спосо­бов, приемов и содержания дея­тельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. харак­тер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различ­ную роль. В развитии социалистич. культуры и формировании нового человека большое значение приоб­ретают социалист. Т.

ТРАДУЦИАНИЗМ (от лат. traduсо - переводить) - направление в христ.-богосл. учении о душе. В противоположность креацианизму, утверждающему, что душа создается богом из ничего и по­лучает бессмертие в каждом слу­чае рождения человека, сторон­ники Т. полагают, что душа созда­на богом при сотворении первого человека - Адама и затем переда­ется от родителей детям при зача­тии. Приверженцами Т. были Тертуллиан, Лютер.

ТРАНС РЕЛИГИОЗНЫЙ (франц. trance - оцепенение) - термином „транс обозначают состояние по­мрачения сознания, а также отре­шенность, экстаз, „ясновидение . Т. р. как следствие гипноза или самогипноза отмечен в разных конфессиях и разных культовых ситуациях: медитация в буддизме, состояние оракулов в момент из­речения ими предсказаний (напр., Дельфийский оракул в Др. Гре­ции, гос. оракул при дворе далай-ламы в Тибете), медиумов в не­кромантии и оккультизме, проро­ков   в христианстве  и  исламе.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (букв, вы­ходящий за пределы данного пред­мета, области явлений и т. д.) - в схоластике - переход из сферы посюстороннего бытия в сферу потустороннего, над миром лежа­щего. Иной аспект понимания Т. — главный в последующей филосо­фии: выход за пределы возмож­ности опыта, превышение возмож­ности человеч. познания. Кант считал Т. бога, душу, бессмертие. В общеупотребит. значении Т. - сверхчувственный, потусторон­ний, сверхъестественный.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ - в христ. теологии и философии - надмирское, сверхъестественное, выходя­щее за рамки чувственно данного человеку и доступного его позна­нию. Т. лежит за пределами чувст­венно данной действительности как сверхчувственное, чисто ду­ховное начало - бог и человеч. душа. Понятие Т. используется в совр. философии экзистенциа­листами (у К. Ясперса Т. - от­крытость человеч. экзистенции абсолюту, переход от „чистого бытия к „самобытию ; у М. Хайдеггера Т. - переход от единично­го человеч. существования к миру вообще, существующему в целом, к экзистенции).

ТРАУР (от нем. Trauer - печаль, скорбь) — форма внешнего выра­жения скорби по умершему или по случаю к.-л. обществ., общенац. бедствий, выражающаяся в траур­ных обычаях - ношении одежды особого   цвета,   самоистязаниях, обрезании волос, раздирании одеж­ды, причитании и восхвалении покойника, постах, множестве религ. запретов и т. п. Траурные обычаи, уходящие своими корня­ми в первобытн. верования - ани­мизм, предков культ и др., - на всех этапах развития об-ва использовались господств, религией для утверждения своего влияния на верующих.

ТРЕБА - молитва и священно­действие, совершаемые священно­служителями по просьбе одного или нескольких верующих. По церк. учению, обладает особой таинств, силой. К Т. относятся чины (порядок произнесения мо­литв) литургии, таинств, погре­бений, а также спец. службы на разные случаи (т. н. молебны за здравие, по случаю засухи и т. д.).

ТРЕБНИК - богослужебная книга в православии, содержащая молит­вы, относящиеся к любой требе, и изложение порядка совершения треб.

ТРЕЗВЕННИКИ - религ. секта, возникшая в России в кон. 19 в. и близкая по вероучению к духов­ным христианам. Ее соц. базой являлись мелкобурж. слои город­ского населения, однако Т. уси­ленно вербовали в свои ряды и деклассированные элементы. В сек­те существовал ряд группировок, получивших названия по фамилии их руководителей: чуриковцы, ко­лосков цы,   Григорьевцы,   аниси-мовцы, мироновцы и др. Т. призы­вали к отказу от употребления алкоголя, утверждая, что гл. при­чиной зла на земле является вино, а средством спасения - трезвость. Преодоление пьянства и др. поро­ков, считали они, можно достичь путем нравств. самоусовершенст­вования.  Т.  признавали особую „благодатную силу своих „про­роков - руководителей, в связи с чем в секте процветали шарла­танство, знахарство, кликушество, суеверия, инсценировались „чудес­ные исцеления . Наиболее влият. была группировка последователей Ивана Чурикова, действовавшая в Москве, Петербурге и прилегаю­щих к ним районах.

ТРЁЛЬЧ Эрнст (1865-1923) - нем. теолог и философ. Стремился закрепить позиции христианства, обосновать его интегрирующую функцию в обществ, жизни, при­спосабливая его в этих целях к изменившимся соц. условиям. Т. рассматривал христианство как высш. точку развития зап. культу­ры, видя его призвание в гумани­зации обществ, порядков. В христ. этике и соц. учении видел средство преодоления клас. антагонизмов. Идеи Трёльча широко используют­ся в наст. вр. в бурж. и социал-де-мократич. идеологии, особенно в ФРГ.

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - см. Все­ленские соборы.

ТРИМУРТИ (от санскр. - 3 обра­за, лица) - в индуизме и брахма­низме 3 ипостаси единого и без­личного космич. духовного нача­ла - брахмана, выражающие 3 его осн. функции: Брахма - бог -созидатель Вселенной, Вишну -сохранитель всех миров и Шива -их разрушитель.

ТРИНИТАРИИ (от лат. trinitas - троица) - члены католич. монаш. ордена „пресвятой троицы , осно­ванного в кон. 12 в. В 1609 Т. причислены к нищенствующим орденам. Гл. задачей Т. ставили выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. Помимо соблюде­ния общих монаш. обетов Т. не употребляли в пищу мясо, отказы­вались от собственности в любой форме. Т. отличались крайней не­терпимостью по отношению к ина­комыслящим. С одобрения папы Иннокентия III активно поддерживали существовавшие феод, по­рядки. В период Реформации влия­ние Т. стало заметно падать, а к кон. 18 в. орден практически прекратил свое существование. В наст. вр. сохранилось лишь не­сколько монастырей Т.

ТРИОДЬ (греч. triodion - букв. - трипеснец) - богослужебные кни­ги в правосл. церкви. Состоит из 2   книг: Т. постной, содержащей песнопения и молитвы к велико­му посту, и Т. цветной, посвящен­ной прославлению пасхи и после­дующих праздников.

ТРИПИТАКА, Типитака (санскр. - 3  корзины)  - наиболее ранний и полный сборник будд, религ. канонич. лит-ры, выдаваемый за откровения Будды в изложении его учеников. В течение веков эти откровения передавались изустно, впервые,   по легенде,  получили лит. оформление в 1 в. до н. э. Т. состоит из 3 частей (питак). Пер­вая - виная-питака, включающая 5 книг, посвящена принципам ор­ганизации будд, монаш. общины, правилам приема в нее и требова­ниям к монашеству. Виная-питака подробно    регламентирует   всю жизнь монахов и их отношения с мирянами. Сутта-питака - вто­рой раздел Т., состоящий из 5 сборников  (никай), излагающих учение Будды в форме приписы­ваемых  ему и его ближайшим ученикам притч и бесед, а также сборников   легенд,   афоризмов, поэм, комментариев и т. д. Аб-хидхарма-питака,   „корзина тол­кования   учения ,   состоит   из 7   книг,   содержащих   теологич. трактовку осн. положений вероучения. Изменявшиеся в течение времени разнообразные редакции текстов   Т.   дают   возможность изучать действит.  ход развития буддизма  в  различные времена и в различных странах.

ТРИПТИХ (от греч. tripthychos - сложенный втрое) - первоначаль­но - складная икона, состоящая из 3 частей. В наст, время Т. назы­вается любое произведение искус­ства из 3 картин, рельефов, рисун­ков и т. д., объединенных общей идеей или сюжетом.

ТРИТОН - вдр.-греч. мифоло­гии - сын Посейдона и Амфитриты, живет с ними в золотом двор­це на дне моря. Изображался мор­ским кентавром.

ТРОИЦА - 1)по христ. представ­лениям, 3 лица бога - бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Вера в то, что бог существует в 3 ли­цах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церк. соборе в Константинополе в 381. Внушая ее своим последо­вателям, христ. церковь подчерки­вает „непостижимость догмата для человеч. разума, что якобы свидетельствует о его сверхъестест. характере. В действитель­ности представления о божеств. Т. сложились в глубокой древно­сти. Т. существовали в религиях Др. Египта (Осирис, Исида, Гор), Др. Индии (Брахма, Вишну, Ши­ва), Вавилонии (Ану, За, Бэл) и др., явившись отражением факта существования моногамной семьи. По мнению ряда исследователей, Т. богов возникли как связующее звено между многобожием и еди­нобожием в период перехода от политеизма к монотеизму; 2) христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается на 50-й день после пасхи (отсюда его др. название - пятидесятница). Со­держание Т. составляет почерпну­тый из новозаветной кн. .Деяния апостолов миф о сошествии „св. духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вслед­ствие чего они „заговорили на разных языках, никогда им не учившись . В богословии этот миф толкуется как указание Христа нести весть о христианстве „всем народам и языкам . В хрис­тианстве праздник сложился в 4 в., после того как был принят догмат о Т. Заимствовав мн. элементы из иуд. пятидесятницы, он вобрал в себя обычаи и обряды народных празднеств тех стран, где утвер­ждался вместе с христианством. Так, на Руси Т. слилась с широко отмечавшимся праздником семи­ком. Семицкие обычаи, берущие начало в верованиях др. славян, почитавших духов растительности, сохранились в культе Т., хотя никакого отношения к церк. мифу о сошествии „св. духа на апосто­лов не имели. Т. привлекала к себе верующих прежде всего тем, что с ней совпадало завершение важ­ного с.-х. цикла. Для многих при­влекательной была и обрядовая сторона праздника, включающая поминание умерших, украшение жилищ зеленью и т. п. Ныне былая популярность Т. утрачена, хотя она по традиции продолжает от­мечаться, преимущественно в сель­ской местности.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА    ЛАВРА   - крупнейший рус. монастырь, нахо­дится в совр. Загорске (71 км к северу от Москвы), основан в сер. 14 в. Сергием Радонежским. Наименование „лавра присвоено в 1744. В 14-18 вв. Т.-С. л. играла важную роль в политич. жизни Руси, являлась крупнейшим феод, хозяйством. В наст. вр. на территории Т.-С. л. находятся резиден­ция патриарха Рус. правосл. церк­ви, духовная академия и семи­нария.

ТРОПАРЬ - в правосл. богослуже­нии — песнопение, в к-ром раскры­вается сущность отмечаемого цер­ковью праздника или события, перечисляются подвиги прославля­емого святого.

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920) - рус. религ. фило­соф, последователь В. Соловьева, изложивший в своих кн. „Миросо­зерцание В. С. Соловьева (1913), „Метафизические предположения познания (1917), „Смыслжизни (1918) собственную филос. систе­му. По его учению, смысл жизни определяется не человеком и об-вом, а „абсолют, сознанием , „все-единым умом , т. е. богом. Толь­ко бог является началом и кон­цом эволюции, ее основой и смыслом. „Абсолют, сознание оплодотворяет познание истины, делает сознание активным. С ор­тодокс, позиций Т. отстаивал библ. креационизм, обосновывал нали­чие зла свободой воли человека, доказывал зависимость обществ, жизни от божеств, промысла.

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) - рус. религ. фило­соф, последователь В. Соловьева. Осн. работы посвящены обоснова­нию христ. вероучения, в т. ч. идеи бессмертия. Особое внимание уде­лял разработке закона „универс. соотносительности ,  сводившегося к утверждению, что знание при­обретает логич. последователь­ность лишь в случае, когда оно является следствием универс. ра­зума или второй ипостаси божеств. троицы.

ТРЯСУНЫ - то же, что Пятидесят­ники.

ТУКАЙ (Тукаев) Габдулла (1886-1913) - тат. поэт и публицист. В поэтич. и публицистич. произве­дениях дал резкую критику реакц. соц. сущности ислама и антинарод­ной деятельности мусульм. духо­венства. Т. выступал против уче­ния о нац. исключительности му­сульман, пантюркизма, унижения исламом женщин. Призывал к дружбе с рус. народом, считая ее необходимым условием соц. осво­бождения татар.

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА (по­кров, плат) - одна из христ. реликвий; кусок ткани с туман­но проступающим очертанием че-ловеч. тела, к-рый церковь объ­явила погребальным покровом Иисуса Христа, сохранившим на себе следы его крови и пота. Наи­более раннее известие о Т. п. от­носится к перв. пол. 14 в. (Фран­ция); источник ее появления неизвестен. С 1578 Т. п. хранится в Турине в соборе Св. Джиованни Батисты и периодически выставля­ется на всеобщее обозрение. Осн. аргументы против подлинности Т. п. первоначально выдвинула сама церковь: противоречие библ. дан­ным о типе погребальной одежды др. евреев, неизвестность место­нахождения Т. п. в течение 13 вв., появление нескольких десятков покровов такого типа в Европе после крестовых походов. До сих пор не дано офиц. согласия церкви на радиокарбоновый анализ ткани, без к-рого не представляется воз­можным ее точно датировать, а сле­довательно и сделать науч. выводы о ее подлинности.

ТЭЙЛОР Э. Б. - см. Тайлор Э. Б.

ТЭНРИКЁ - религ. течение, воз­никшее в Японии в 1838. Его ос­новательница     Мики    Накаяма (1796-1887) выступила с пропо­ведью от имени бога-родителей, объявив себя его „живым храмом . Учение Т. представляет смесь эле­ментов синтоизма, буддизма, хри­стианства. Признавая, что все су­ществующее дано богом „взаймы , приверженцы Т. считают долгом бескорыстно трудиться на благе церкви, распространяя ее учение. В „св. городе Тэнри созданы ун-т, школы, мед. учреждения. Пропаганду Т. ведут издательство, радиостанция, киностудия.

ТЭРА (яп.) - будд. храм. Т., как правило, строились на возвышен­ностях, горах или холмах. С целью распространения буддизма в Япо­нии издавались указы о строитель­стве будд, храмов в каждой про­винции, зачастую вблизи синтоист, святилищ. В столице находился центр, храм или группа храмов, к-рым подчинялись провинц. хра­мы. В позднем средневековье начали строить смешанные синто-будд, храмы - результат синто-будд, синкретизма.

ТЮБИНГЕНСКАЯ    ШКОЛА    - группа либерально-протест. бого­словов 19 в., виднейшим предста­вителем к-рой был Ф. К. Баур. В начале своей деятельности ее поддерживал Д. Штраус. Иногда ее называют ново-тюбингенской школой, в отличие от группы тюбингенских теологов 18 в. Т. ш. внесла вклад в исследова­ние истории первонач. христиан­ства, в библ. критику. Баур и его последователи доказали, что в Новом завете отражена борь­ба различных тенденций и на­правлений в христианстве, вскры­ли противоречия, содержащиеся в евангелиях.

ТЮРБЕ (тур.) - надгробное соору­жение, мавзолей в странах Ближн. и Ср. Востока.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

ВАА - ВНУ

ВААЛ, Баал (финик. — влады­ка) - др. общесемитское боже­ство, почиталось в Финикии, Пале­стине и Сирии. В. считался власти­телем земли, дождя и грозы, по­кровителем городов и жи...

Авторизация



Движение атеизма:

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Атеистами в России остались интеллигенты

News image

Владимир Булдыгеров, Елена Денисова Еще совсем недавно в высших учебных заведениях страны изучали научный атеизм. Защищались дипломы, писались диссертации. «Атеист» звучало го...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...