Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Древнегреческое свободомыслие и атеизм Историк философии Диоген Лаэртский


Историк философии Диоген Лаэртский

Атеистическое движение - Древнегреческое свободомыслие и атеизм

историк философии диоген лаэртский

«Книга, известная под его именем, в целом называется «О природе», разделяется же на три рассуждения: обо Всем, о государстве и о божестве»3. Отсюда высказывания философа можно распределить по трем главным рубри­кам — общей, специально-политической и специально-тео­логической.

Народные суеверия, первобытная магия народных ре­лигиозных обрядов подвергаются у Гераклита - резкой критике, как, например, обряд очищения жертвенной кровью. «Очищаются напрасно, новой кровью себя зали­вая, как если бы кто-нибудь, упав в грязь, грязью стал бы и чиститься. Он показался бы безумствующим, если бы его за таким делом увидел какой-нибудь человек. И статуям этим поклоняются, как если бы кто попусту беседовал с домами, не зная о богах и героях, каковы они»4.

Рассматривая учение Гераклита, можно заметить, как последовательно развиваются в нем идеи пантеизма: «Божество: день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод... оно изменяется подобно [огню]...» 5 Такое пантеистическое представление о божестве связано в онтологической системе Гераклита с учением о вечности мира и постоянном движении материи. Все течет, ничто не остается постоянным: «Нельзя в ту же реку войти два­жды». В вечно существующем мире происходит постоян­ный круговорот: «Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рожде­ние] огня; и обратно»6. Здесь бытие и не-бытие диалекти­чески связаны и едины, как и в следующем высказывании: «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; [каждый] живет благодаря чужой смерти, [каждый] умирает из-за чужой жизни»7.

Огонь, бывший для Гераклита первоосновой, первове-ществом, скорее даже символом постоянной и быстрой изменчивости мира, идентифицировался у него с логосом, «мировым разумом» или «мировым законом».

С представлением о логосе соединяется у Гераклита представление о душе. В духе традиционных народных воззрений и выросшего на их почве первоначального на­ивного материализма душа мыслится у Гераклита как важное одухотворяющее начало в человеке, но представ­ляющее собой материальную сущность. Гераклит уста­навливает связь между учением о душе и учением об общем логосе: душа сопричастна логосу, и этим объясня­ются неисчерпаемые потенциальные возможности челове­ческого разума: «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обла-дает логосом»8. В целом учение Гераклита о логосе носило материалистический характер. Диалектическое начало в системе Гераклита нашло выражение в ряде афоризмов. Все в мире возникает через борьбу противоположных начал: «Борьба—отец всего и всему царь»; «Противоречивость сближает, разнообра­зие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается»9. Борьба приводит к гармонии, как в музыке соединение различных по высоте и тональности звуков образует гармоническую мелодию.

В. И. Ленин назвал Гераклита одним из основопо­ложников диалектики и отмечал «живость, свежесть, на­ивность, историческую цельность Гераклита».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ЭБИ - ЭШМ

ЭА - см. Энки. ЭБИОНИТЫ - одна из самых ранних христ. групп; название происходит от евр. „эвионим — ни...

Авторизация



Движение атеизма:

Кокетничанье с безбоженькой

News image

Молись за тех, Офелия, кому Не страшно жить и умирать не тяжко. Д.Быков Чуть меньше месяца назад появился второй номер журнала Скепсис (...

Учредительный съезд Московского движения атеистов

News image

[Несколько фамилий в заметке перевраны. Н.А.] 18 мая в Москве, в Сахаровском центре состоялся учредительный съезд Московского движения ат...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Гуманизм и/или атеизм?

News image

(Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.) В. Кувакин: Тема о соотношении гуманизма и атеизма очень важна для РГО. Жаль, чт...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...