Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Древнегреческое свободомыслие и атеизм Историк философии Диоген Лаэртский


Историк философии Диоген Лаэртский

Атеистическое движение - Древнегреческое свободомыслие и атеизм

историк философии диоген лаэртский

«Книга, известная под его именем, в целом называется «О природе», разделяется же на три рассуждения: обо Всем, о государстве и о божестве»3. Отсюда высказывания философа можно распределить по трем главным рубри­кам — общей, специально-политической и специально-тео­логической.

Народные суеверия, первобытная магия народных ре­лигиозных обрядов подвергаются у Гераклита - резкой критике, как, например, обряд очищения жертвенной кровью. «Очищаются напрасно, новой кровью себя зали­вая, как если бы кто-нибудь, упав в грязь, грязью стал бы и чиститься. Он показался бы безумствующим, если бы его за таким делом увидел какой-нибудь человек. И статуям этим поклоняются, как если бы кто попусту беседовал с домами, не зная о богах и героях, каковы они»4.

Рассматривая учение Гераклита, можно заметить, как последовательно развиваются в нем идеи пантеизма: «Божество: день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод... оно изменяется подобно [огню]...» 5 Такое пантеистическое представление о божестве связано в онтологической системе Гераклита с учением о вечности мира и постоянном движении материи. Все течет, ничто не остается постоянным: «Нельзя в ту же реку войти два­жды». В вечно существующем мире происходит постоян­ный круговорот: «Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рожде­ние] огня; и обратно»6. Здесь бытие и не-бытие диалекти­чески связаны и едины, как и в следующем высказывании: «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; [каждый] живет благодаря чужой смерти, [каждый] умирает из-за чужой жизни»7.

Огонь, бывший для Гераклита первоосновой, первове-ществом, скорее даже символом постоянной и быстрой изменчивости мира, идентифицировался у него с логосом, «мировым разумом» или «мировым законом».

С представлением о логосе соединяется у Гераклита представление о душе. В духе традиционных народных воззрений и выросшего на их почве первоначального на­ивного материализма душа мыслится у Гераклита как важное одухотворяющее начало в человеке, но представ­ляющее собой материальную сущность. Гераклит уста­навливает связь между учением о душе и учением об общем логосе: душа сопричастна логосу, и этим объясня­ются неисчерпаемые потенциальные возможности челове­ческого разума: «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обла-дает логосом»8. В целом учение Гераклита о логосе носило материалистический характер. Диалектическое начало в системе Гераклита нашло выражение в ряде афоризмов. Все в мире возникает через борьбу противоположных начал: «Борьба—отец всего и всему царь»; «Противоречивость сближает, разнообра­зие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается»9. Борьба приводит к гармонии, как в музыке соединение различных по высоте и тональности звуков образует гармоническую мелодию.

В. И. Ленин назвал Гераклита одним из основопо­ложников диалектики и отмечал «живость, свежесть, на­ивность, историческую цельность Гераклита».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Словарь Атеиста:

ПРЫ - ПЯТ

ПРЫГУНЫ (духовные христиане-прыгуны, максимисты) одно из экстатич. и эсхатологии, направле­ний в молоканстве (см. Молока­не) . Возникновение секты, относя­щееся к 40-м гг. 19 в...

Авторизация



Движение атеизма:

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеизм как высшая и последняя стадия

News image

Журналистам показали живых безбожников Вчера в Институте развития прессы на Зубовском бульваре члены московского атеистического общества рассказали журналистам об угрозе кл...

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Кокетничанье с безбоженькой

News image

Молись за тех, Офелия, кому Не страшно жить и умирать не тяжко. Д.Быков Чуть меньше месяца назад появился второй номер журнала Скепсис (...