Интервью Рэна Шэлома с профессором Майклом Мартином. О смысле жизни атеиста
Понятия и определения - Атеизм |
Р.Ш.: В своей книге Вы, как мне кажется, не согласны с мнением, что атеистическая жизнь является чем-то абсурдным и бессмысленным. Почему это для Вас не приемлемо?
М.М.: Я, конечно, не хочу отрицать того, что в определенном смысле жизнь - абсурдна и бессмысленна. Это в том плане, что этот смысл не задается нам некими космическими целями. Так же как не существует Бога, точно так же не существует каких-то космических целей. Но если нет космических целей, то это вовсе не значит, что вообще не существует никаких целей и никакого смысла. Мы можем придать своей жизни цель и смысл своим направленным поведением, - что мы и делаем, как мы и оцениваем других людей.
Р.Ш.: Но Вы об этом не пишете. В своей книге Вы увязли в очень жестких проблемах атеизма, излагаете свои мысли в сугубо технических терминах и логических категориях. Почему при этом Вы не предлагаете читателям гуманистическую точку зрения?..
М.М.: Об этом я скажу так. Я сейчас не смогу ответить Вам так же четко, как четко Вы поставили вопрос. Моя точка зрения заключается в том, что я пытаюсь внести различие между космическими целями вообще и целями частными. В книге я защищаю атеизм против некоторых нападок на него. Но при этом я не даю всесторонне обоснованной и развернутой теории жизни, или теории целей, или теории гуманистических взглядов. Я и не пытался этого делать. Эту работу я оставил для других. Вот, к примеру, профессор Поль Куртц (Paul Kurtz) и другие философы в достаточной мере описали гуманистические взгляды на жизнь.
Р.Ш.: Атеисты должны быть гуманистами?
М.М.: Я так не думаю. Все зависит от того, что Вы понимаете под гуманизмом . Если Вы под гуманизмом понимаете только все хорошее, только положительные ценности и что эти ценности должны быть только в пользу бытия человека, то я не думаю, что атеист обязательно должен быть таким гуманистом. Атеист может думать, что имеются другие ценности, кроме ценностей бытия человека. Вы можете, например, думать, что красота природы является ценностью самой по себе безотносительно к человеческому бытию. Вы можете видеть ценность в самом животном. Если вы атеист, то вам нет необходимости сводить все ценности к гуманистическим ценностям. Атеист обязательно отрицает единственное - теистические домыслы. А остальное все может быть присуще атеисту.