Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Атеизм Интервью Рэна Шэлома с профессором Майклом Мартином. О выгодности и удобстве веры в Бога


Интервью Рэна Шэлома с профессором Майклом Мартином. О выгодности и удобстве веры в Бога

Понятия и определения - Атеизм

Р.Ш.: А теперь перейдем к прагматизму. Уильям Джеймс (William James) в своей (концепции) воля к вере говорит о вещах во Вселенной, за которыми остается, так сказать, бросание последнего камня и произнесение последнего слова . Уильям Джеймс, насколько я его понимаю, привязывает высказанные им мысли к религии и к Богу. А мой вопрос вот в чем. Если я правильно понял Джеймса, то он отдает предпочтение вере (в Бога) перед неверием в Него, поскольку верующим живется легче. Так ли это?

М.М.: Я думаю, что это Ваша личная интерпретация слов Джеймса. Довольно трудно понять, что он имел в виду, произнося процитированные Вами слова. В этих словах благополучие человека связывается с концом мира, вне событий настоящего. Но это Паскаль искал и видел смысл жизни в потустороннем мире. У Джеймса совершенно другой подход к затронутой проблеме. Джеймс, по-моему, говорит о том, что верующему человеку лучше не в потустороннем мире, а здесь, в его земной, сегодняшней жизни.

Р.Ш.: Значит, верующие могут быть радостнее ( happier - радостнее, веселее, счастливее)...

М.М.: Возможно, радостнее. Не исключено, что у них больше возможностей радоваться. Если это Ваша личная точка зрения, то это свидетельствует об исключительно Вашем личном и единичном эмпирическом подходе к определению причин наличия или отсутствия радостей у человека. Но я не думаю, что это надежный показатель того, что верующие радостней (веселей, счастливей) нежели атеисты. Для этого надо бы было провести специальное исследование. Ну, к примеру, взять группу атеистов и группу верующих и опросить их на тему о степени их радостного (веселого, оптимистического, счастливого) состояния. Таким образом был бы собран необходимый эмпирический материал для нужных обобщений. В этом отношении, я думаю, свидетельства Уильяма Джеймса не совсем надежны...

Р.Ш.: Вы сказали, что все это еще надо доказать. А что если предложенные Вами исследования покажут, что Уильям Джеймс прав и что верующие счастливее...

М.М.: Это прекрасно! Но я не думаю, что вера может стать основой ваших радостей. Вы можете себе почувствовать очень счастливым, поверив, что проживете 1000 лет, что никогда не умрете. Это может привести Вас в состояние возбужденного счастья, но все эти ваши верования являются ложью. Итак, я не думаю, что вера может быть основанием счастливой жизни. И если именно это говорит Уильямс Джеймс, то он эпистемологически безответственен. Он хочет, чтобы счастье человека строилось только на базисе несостоятельной веры.

Р.Ш.: Но Джемс говорил об оптимальной жизнедеятельности . В ситуации, когда человек не знает правильного выхода, Джемс говорит ему: Верование облегчит твою жизнь! Почему нельзя перестать переть против рожна и попытаться найти более легкий выход из положения?

М.М.: Ну, легкий выход - не всегда лучший выход. К тому же, легкий выход - не всегда выход честный. Делая то, что вам полегче - это не всегда то, что Вы на самом деле должны были бы делать. Я думаю, что свои поступки мы должны обосновывать этическими мотивами, а не облегчать свое поведение приятными верованиями и удобными соображениями. По-моему, лучше не быть счастливым, но быть честным.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизм

News image

А что если Бог определил меня себе в атеисты? Станислав Ежи Лец К размышлениям на тему о те...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

МОН - МЯС

МОНСЕНЬЕР (франц. monseignеur, букв. - мой господин) - титул принцев, епископов и др. предста­вителей высш. знати в фе...

Авторизация



Движение атеизма:

Кокетничанье с безбоженькой

News image

Молись за тех, Офелия, кому Не страшно жить и умирать не тяжко. Д.Быков Чуть меньше месяца назад появился второй номер журнала Скепсис (...

Учредительный съезд Московского движения атеистов

News image

[Несколько фамилий в заметке перевраны. Н.А.] 18 мая в Москве, в Сахаровском центре состоялся учредительный съезд Московского движения ат...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Гуманизм и/или атеизм?

News image

(Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.) В. Кувакин: Тема о соотношении гуманизма и атеизма очень важна для РГО. Жаль, чт...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...