ААР - АМИ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
ААРОНОВЦЫ, соотв. аароновщина - течение в старообрядчестве, отделившееся во вт. пол. 18 в. от беспоповцев-филипповцев. Название толка происходит от имени его основателя — ярославского мещанина Андрея (Аарона) Жукова. В отличие от филипповцев А. признавали светский брак, отвергали крайний аскетизм.
АББАТ (лат. abbas, от арамейск. „або - отец) - наименование настоятеля монастыря в Зап. Европе с 5 в. В более общем значении употребляется как название священнослужителя в католич. церкви.
АББАТСТВО — монастырь в католич. церкви.
АБДО Мухаммед (1849-1905) - теолог и обществ, деятель, лектор аль-Азхара, гл. муфтий Египта, реформатор ислама. В 1883-1889 А. жил в изгнании; в Париже в 1884 вместе с аль-Афгани издавал газету „Аль-Урва аль-вуска („Неразрывная связь ) панисламист-ского направления. А. - автор „Рисалат-ат-гаухид („Трактат о единобожии , 1897), комментариев к Корану, заметок о реформе мусульм. судов и права и др.
АБЕЛЯР Пьер (1079-1142) - франц. философ-схоласт и теолог. Был знаменит как преподаватель и мастер полемики. Высоко ценил античную философию и культуру. Характерная черта философии А. - рационализм. А. подчеркивал необходимость обоснования догматов веры с помощью знания. Объективно это вело к расшатыванию христ. вероучения. Источник христ. нравственности А. видел в т. н. естеств. морали. Ф. Энгельс отмечал, что главное у А. - не сама теория, а сопротивление авторитету церкви. Соч.: „Да и нет , „История моих бедствий и др.
АБРАМИТЫ (аврамиты, абрагамиты), или чешские деисты – секта в католицизме, возн. в 18 в. в Богемии. Опираясь на учение гуситов, А. объявили себя приверженцами „религии Авраама , т. е. др.-евр. религии до утверждения в ней обряда обрезания. А., как и иудеи, верили в единого бога, в бессмертие души, почитали субботу, не ели свиного мяса и т. д. Из Ветхого завета А. восприняли лишь 10 заповедей (декалог), а из Нового завета — молитву „Отче наш . Они отвергали христ. догматы о троице, боговоплощении (считая Христа лишь особо благочестивым человеком), отрицали христ. таинства и обряды (но по практич. соображениям крестили детей и венчались в костелах). С целью ослабления секты по указу австр. императора Иосифа II (1743-1790) А. были расселены в погранич. районах австр. империи. Вскоре секта распалась.
АБУ - ЛЬ - АЛЯ АЛЬ – МААРРИ (973-1057 или 1058) - араб, поэт и мыслитель из г. Мааррет эн - Нуман (Сирия). Всемирн. признание завоевали сборник стихов „Обязательность необязательного -„Лузумиият , а также послания о прощении - „Рисалат аль-гуф-ран и об ангелах - „Рисалат аль-мала'ика , в к-рых он подверг критике традиц. мусульм. представления о загробном мире и идею о предопределении. Полагал, что земля возникла в результате естеств. процесса.
АБХИДХАРМА-ПИТАКА - см. Трипитака.
АВАТАРА (санскр., букв. — спуск, сошествие) — в индуизме воплощения божества в образах др. божеств, людей или животных. Будучи в древности связанным с верой в переселение души, получило распространение с 4-6 вв. н. э. Наиболее распространены представления о 10 А. Вишну, в т. ч. в человеч. облике; из них особенно почитаемы Рама и Кришна. В буддизме А. - вообще воплощение божества.
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-1682) - протопоп, видный идеолог рус. старообрядчества, один из руководителей раскола. За отказ признать церк. реформу патриарха Никона был сослан с семьей в 1653 в Сибирь. В 1666 по постановлению церк. собора А. был расстрижен, предан анафеме и вновь сослан в Пустозерский острог, где в 1682 по царскому указу вместе с ближ. сподвижниками был сожжен в срубе. В своих произведениях („Книга бесед , „Книга толкований , знаменитое „Житие и др.) А. ярко и страстно обличал пороки офиц. церкви, царские „неправды и порядки в стране, выражал соц.-утопич. чаяния крепост. крестьянства.
АВГУРЫ (лат. augur, от avis - птица) - коллегия жрецов в Др. Риме, толковавших волю богов по поведению птиц. Принадлежность к А. была пожизненной и высоко ценилась, поскольку давала возможность влиять на ход политич. событий.
АВГУСТИН Аврелий (354-430) - христ. теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католичестве - святым и „учителем церкви. Сыграл видную роль в разработке и утверждении католич. догматики, в части, учения о божеств, предопределении, благодати и загробном воздаянии; жестоко боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Идеи А. и ныне пользуются влиянием в среде христ. теологов. Осн. соч.: „О граде божьем и „Исповедь .
АВГУСТИНИЗМ - течение в христ. философии, выражающее антиинтеллект., интуитив. традицию. Осн. принципы А.: крайний реализм неоплатонич. толка, признание самодостоверности внутр. опыта, учение о непосредственно переживаемой связи человека с богом, отрицание рассудочных и выдвижение на передний план эмоц. средств воздействия, иллюминизм и фатализм. Основателем А. является ср.-век. богослов Августин Аврелий. В течение ряда веков А. был господств, учением в католич. церкви. После 13 в. его влияние ослабло, но он продолжал играть видную роль в идеологии католицизма. Наиболее яркие представители А. в католич. философии: ср.-век. мистики Б. Клервоский и Д. Бонавентура, в 17 в. - янсенисты А. Арно, А. д'Аквильи, Сен-Сиран, Леметр де Сази и Б. Паскаль, в кон. 19 - нач. 20 - „католич. модернисты (А. Луази, Э. Леруа, Л. Лабертоньер и т. д.), в наст, вр. - неоавгустинисты.
АВГУСТИНЦЫ - один из старейших католич. монашеских орденов. Возник в Италии в сер. 13 в., затем распространил свою деятельность на Испанию, Португалию и др. европейск. страны. В сер. 16 в. был причислен папой римским к нищенствующим орденам. В качестве устава ордена первонач. было принято т. н. „Правило св. Августина , авторство к-рого долгое время ложно приписывалось Августину (отсюда название ордена). А. использовались папством в борьбе с народными, еретическими движениями, а с 16 в. — для миссионерск. деятельности среди народов Центр, и Южн. Америки, на Филиппинах, в Китае, Японии, Индии и др. странах. В наст, время насчитывает несколько тыс. членов.
АВДИЯНЕ - христ. секта, возникшая в 4 в. в Месопотамии. Ее основатель Авдий (ум. в 372) выступал за исправление нравов и в своих обличит, проповедях нападал на духовенство. Отделился со своими сторонниками от церкви и сам посвятил себя в сан епископа. В своем вероучении А. исходили из антропоморфизма, т. е. утверж-дения, что все места в Библии, где богу приписываются человеч. атрибуты и свойства, следует понимать букв. Ортодокс. церковь осудила учение А.
„ABE МАРИЯ (лат. - „Привет тебе, Мария ) - нач. слова католич. благодарственной молитвы, обращенной к деве Марии (богородице, мадонне). Музыку для нее писали мн. великие композиторы.
АВЕЛИТЫ, или авелиане - секта первонач. христианства, гностич. толка. Название происходит от имени второго сына библ. Адама, Авеля, к-рый хотя и был женат, но, по воззрениям А., хранил целомудрие. По его примеру А. брали жен, но брак их был фиктивным. А. усыновляли девочку и мальчика, к-рые давали обет вступить между собой в такой же брак.
АВЕРРОЭС - см. Ибн-Рушд.
АВЕСТА - см. Зороастризм.
АВИДЬЯ (санскр.) - неведение, незнание, заблуждение, в части, незнание религ. учения. В буддизме -одна из гл. причин перерождений-страданий.
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ - период пребывания пап римск. в Авиньоне (Южн. Франция), куда резиденция папы была перенесена по требованию франц. короля Филиппа IV. А. п. продолжалось с 1309 по 1377. В этот период папство использовалось франц. монархами в политич. целях.
АВИЦЕННА - см. Ибн Сина.
АВРААМ - библ. патриарх, чтимый в иудаизме, христианстве и исламе (в последнем - под именем Ибрахим). Считается родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (через Исмаила). Религ. традиция связывает с А. начало веры в единого бога, заключение договора (завета) с богом, закрепленного обрядом обрезания. В преданиях об А. и его семье (напр., о жертвоприношении Исаака) отражены добибл. представления, восходящие, очевидно, к культу А. как племен, божества.
АВРЕЛИЙ Марк (121-180)-с 161 римск. император. Разделял воззрения поздн. стоицизма, к-рый уравнивал в теории перед мир. законом всех людей - свободных и рабов. При А. было облегчено освобождение от рабства, ограничено применение пыток. Однако церк. традиция приписывает ему гонения на христиан.
АВРОРА (от лат. aura - предрассветный ветерок) — богиня утренней зари в рим. мифологии.
АВТОКЕФАЛИЯ (греч. autos - сам, kephale - голова) - независимость, самоуправление правосл. церквей. Первые автокеф. церкви возн. в процессе обособления патриархий и митрополий вост. провинций Византии (Антиохии, Палестины, Александрии), вызванного сепаратист, тенденциями, стремлением обособиться и стать независимыми от императорской и церк. власти. По мере распространения православия появлялись новые автокеф. церкви. В наст. вр. их насчитывается 15: Константинопольская, Александрийская, Антиохий-ская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.
АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯ (греч. autonomia - независимость) - относит, независимость церкви в вопросах внутр. управления, предоставляемая ей той или иной автокеф. церковью, в состав к-рой она входила ранее на правах экзархата или епархии. Главы автон. церквей избираются на поместных соборах с последующим утверждением их тштриархами автокеф. церквей. В наст, вр, имеется 3 автон. правосл. церкви: Синайская (юрисдикция Иерусалимского патриарха), Финляндская (юрисдикция Константинопольского патриарха), автон. правосл. церковь Японии, к-рая находится в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси.
АВТОРИТАРИЗМ ЦЕРКОВНЫЙ (от лат. auctoritas - власть) - иерархич. форма церк. управления, утверждающая беспрекословное подчинение низш. духовенства высшему, мирян - клиру. А. ц. ставит целью повышение авторитета религии и упрочение ее влияния на обществ, жизнь.
АВТОХТОННЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. autochthon - коренной, местный) - исконные религ.-магич. культы коренного населения страны. Определение возн. в связи с необходимостью отличать места, самобытные культы от их синкретизированных с мир. религиями (или наиболее распространенными сектами) модификаций. А. к. включают тотемистич., фетишист., анимистич. верования, систему племен, инициации, культ предков, вождей и обожествленных царей, политеизм и др. ранние формы религии на разных стадиях их развития. Особенности историч. развития народов, условий природной среды определяют сходства и различия, общее и особенное в А. к.
АГАДА (др.-евр. - рассказ) - в Талмуде назидательные комментарии к отд. законоположениям Галахи, изложенные в виде басни, притчи, анекдота, изречения. Существуя сначала (с 5 в. до н. э.) в устной передаче, А. была записана и включена в Талмуд в 3-5 вв. н. э. Ее назначение - популяризация религ, идей и заповедей. Мн. сюжеты и приемы А. использовались в евр. фольклоре и лит-ре.
АГАПЫ (греч. agape - вечери любви) — совместные ужины (вечери) членов раннехрист. общин в подражание тайной вечере Христа с учениками. Позднее А. были запрещены церковью.
АГА-ХАН - наследст. титул главы мусульм. шиитской секты исмаилитов. А.-х. составляют династию, основателем к-рой был правитель Кермана (Иран) в 18 в. Абу-ль-Хасан, считавшийся прямым потомком шиитских имамов. Наиболее известным А.-х. был Султан Мухаммед-шах (1885-1957) - глава исмаилитов. Большинство исмаилитов считали его живым богом, платили ему громадную подать.
АГИОГРАФИЯ (от греч. hagios - святой и graphō - пишу) — вид церк. лит-ры, жизнеописания (жития) святых. При создании житий христ. А. широко использовала античную мифологию, библ. сказания, народные легенды. Не случайно биографии христ. святых удивительно похожи на др. сказания о богах и героях. Рус. историк В. О. Ключевский, отмечая, что все лица, жизнь к-рых описана в житиях, сливаются перед читателем в один образ, делал вывод, что и в древнейших и в позднейших житиях неизменно повторяется один и тот же строго определенный агиографический тип. Естественно, жития святых нельзя рассматривать в качестве надежного историч. источника.
АГНЕЦ - ягненок - первенец в стаде, к-рого использовали как жертвенное животное. Употребляемое в христианстве выражение „агнец божий означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тотемистич. верований, к-рые впитал в себя миф о Христе. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется А. непорочным, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение добрбго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.
АГНИ — один из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев, А. олицетворял св. огонь, имеющий очистительную силу.
АГОНИСТИКИ (от греч. agonistikos - способный к борьбе), или циркумцеллионы (лат. ciicumcel-liones, букв. - вокруг клетей бродящие) - члены демократич. христ. секты в римск. Африке в 4-5 вв., левое крыло донатистов. Соц. база А. - сельская беднота, колоны и рабы. А. проповедовали аскетизм, уход от мирских дел, доброе, мученичество. Рассматривая офиц. церковь как врага „истинной веры , А. преследовали священников, разрушали церк. здания. Известно также, что А. возглавляли крупные восстания против Римск. империи.
АГРАРНЫЕ КУЛЬТЫ, земледельческие культы — система религ.-магич. обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощью к духам и богам. Зачатки А. к. в форме аграрной магии были присущи наименее развитым в соц. отношении народам. Целост. комплекс А. к. складывается с появлением развитой сельской общины, что исторически соответствует переходному между доклас. и клас. об-вами периоду. А. к. соответствует развитый политеистич. пантеон, в к-ром выделяются божества, покровительствующие земледелию. Среди них для земледельч. народов особенно характерен образ умирающего и воскресающего божества, культ к-рого оказал влияние на формирование образа Христа. Присущие А. к. матриар-хально-родовые верования, в свою очередь, оказали влияние на формирование образа богородицы.
АД и РАЙ - согласно религ. верованиям, места, куда отправляются души умерших людей; ад (от греч. hades - подземное царство) - место посмертных мучений грешников; рай (др.-евр. - эден или эдем) — посмертное местопребывание праведников. Представления о загробном мире сложились на почве непонимания первобытн. людьми таких явлений, как жизнь и смерть, и веры в бессмертие, в посмертное существование чело-веч, личности. Наличие таких верований у др. людей доказывают находки в местах погребений: умерших хоронили с оружием, пищей, домашней утварью, т. е. всем необходимым для жизни. В дальнейшем складываются воззрения о том, что бессмертны только души, а не тела. Загробный мир в эпоху первобытн. об-ва мыслился как улучшенная копия земной жизни: умершие там всегда удачно охотились, в избытке собирали съедобные плоды и коренья. С возникновением клас. об-ва, с формированием его репрес. аппарата, с появлением идеи посмертного воздаяния за земное поведение первоначально единое для всех царство мертвых в религ. представлениях раздваивается на рай - место вечного блаженства праведников и ад - место мучений грешников. Однако представления о рае и аде не сразу объединяются в религиях др. мира в единое понятие загробного мира. Так, напр., др. египтяне верили в райскую жизнь праведников на св. полях Ялу (Иалу), но при этом считали, что грешников пожирала злая богиня сразу же после „страшного суда бога Осириса. Др. греки считали, что большинство умерших попадают в мрачное подземное царство бога Аида и только немногие избранные поселяются после смерти на Елисейских полях. В маздеизме, религии др. иранцев, концепции рая и ада сливаются в одно целое. В таких мир. религиях, как христианство и ислам, уже встречаются четкие представления о загробном мире как о рае и аде. Эти представления на протяжении веков выполняли соц. функцию примирения человека с клас.-эксплуа-тат. строем, обещая ему посмертную награду за все тяготы земной жизни. Совр. богословы, стремясь примирить традиц. картины ада как подземной геенны огненной и рая как прекрасного сада с воззрениями совр. человека, утверждают, что рай и ад надо понимать не букв., не в физич. смысле, не как реальные наслаждения или мучения, а как духовное чувство удовлетворенности или нравств. муки и угрызения совести, к-рые переживают души праведников и грешников после смерти.
АДАМ (др.-евр. - человек) - согласно Библии, первый человек на земле, созданный богом по своему образу и подобию из праха земного на 6-й день творения после создания всего сущего (Быт., 1: 26-27; 2: 7; 5: 1-2). Библ. миф об А. восходит к мифам Др. Месопотамии. В свою очередь образ А. как первочеловека. и прародителя рода человеч. перешел в ислам.
АДАМАНТОВЫ, пастуховцы - одно из согласий поморского толка старообрядцев-беспоповцев, возникшее в нач. 18 в. А. учили, что антихрист уже пришел и царствует в мире, отвергали деньги и документы, на к-рых якобы стоит печать антихриста. А. отрицали самосожжение, перекрещивали примыкавших к ним.
АДАМИТЫ — общее название религ. сект, проповедовавших возвращение к безгрешной райской жизни Адама и Евы, божественность естеств. чувств, культ наготы, общность имущества и т. д. Христ. писатели первоначально называли А. аскетич. секты сев-афр. гностиков (2 в.). В кон. 14 в. в Болгарии учение А. распространялось проповедником Феодосием. Значительным было влияние А. в Чехии и Моравии в нач. 15 в. Чешские А. составляли левое крыло таборитов. Их учение было направлено против эксплуатации и насилия, против частной собственности. Они отрицали всякую церк. орг-цию, религ. обрядность и семью.
АДАТ (араб, „адат - обычай) - обычное мусульм. право в отличие от офиц. права - шариата. А. охватывают традиции и обычаи народов в. странах распространения ислама. Между шариатом и А. существует тесная связь. В период распространения ислама шариат вобрал в себя мн. нормы обычного права покоренных арабами народов Египта, Сирии, Месопотамии, Ср. Азии, Кавказа. А. нередко действуют в рамках шариата, хотя часто лишь внешне и формально согласуются с его основами. А. способствуют сохранению патриархально-родовых, племен, отношений и пережитков (кровная месть, пеня за убийство, умыкание невест и т. п.).
АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus - пришествие) - последователи христ. течения, возникшего в перв. пол. 19 в. в США в недрах протестантизма. Его основатель Уильям Миллер (1782-1849) в книге „Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом в 1843 г. и его личном царствовании в продолжение 1000 лет ссылками на „пророческие книги Библии обосновывал свои сроки второго пришествия, что нашло отклик гл. обр. в среде мелкой буржуазии, испытавшей лишения в период развития капиталистич. отношений в Америке. Провал „пророчества не отразился на вере А. в близкое второе пришествие, с к-рым они связывали грядущее счастье в 1000-летнем царстве Христа. Однако движение А. распалось на несколько ветвей. Самая крупная из них - А. седьмого дня. В основе их учения лежит вера в близкое второе пришествие, страшный суд, 1000-летнее царство Христа для праведников. Человеч. история рассматривается как извечная борьба Христа с Сатаной, к-рая окончится гибелью сатанинского „воинства . Единственный путь к спасению — принятие адвент, веры. А. отрицают бессмертие души, заявляя, что она умирает вместе с телом, чтобы воскреснуть в день пришествия Христа. Земная жизнь дана для подготовки к этому дню. Отсюда требование не только морального, но и физич. совершенствования личности, для чего введена т. н. санитарная реформа — свод правил по охране здоровья, во многом расходящихся с мед. предписаниями. Обязательным для А. является соблюдение библ. заповедей, особенно четвертой, требующей „соблюдать субботу в качестве дня отдыха, а также внесение в пользу церкви десятой части своих доходов (десятины). Беспрекословным для них является авторитет „пророчицы Елены Уайт, чьи труды почитаются наравне с Библией. А. седьмого дня ведут активную миссионерскую работу, расширяют издательскую деятельность. Они располагают сотнями госпиталей и клиник, в к-рых ведется пропаганда „спасительной вести . Все это позволяет церкви А. седьмого дня (она создана в 1863) увеличивать ряды своих приверженцев, численность к-рых - ок. 3 млн. чел. Большая их часть проживает в Америке и Африке. В России первые адвент, миссионеры появились в кон. 19 в. В результате их усилий общины А. седьмого дня возн. в ряде южн. губерний, а затем и в др. районах страны, в них вошли гл. обр. крестьяне и городская мелкая буржуазия. Лидеры адвент, движения выражали верноподданнич. чувства царизму, враждебно относились к революц. выступлениям трудя-щихся. Они открыто выразили отриц. отношение к Великой Октябрьской социалистич. революции и только в 1924 заявили о своей лояльности к Сов. власти. Ныне общая численность последователей А. в нашей стране сравнительно невелика.
АДЖОРНАМЕНТО (итал. aggiornamento - обновление, осовременивание) - термин, под к-рым понимается курс на обновление католич. церкви и ее осовременивание. Этим термином папа Иоанн XXIII выразил стремление руководящих кругов католич. церкви вписать ее в совр. динамич. мир путем модернизации ее идейн. арсенала, культа, структуры. Цель А. - сделать католицизм более гибкой религией, вооружить его более утончен, средствами идеологич. воздействия на людей. Программа А., суть к-рой заключается в модернизации католицизма в соответствии с изменившимися в мире условиями, была утверждена на 2 Ватик, соборе и изложена в ряде одобренных им документов, в части, в пастыр. конституции „О церкви в современном мире .
АДИБУДДА (санскр. - „извечный будда ) - в махаяне - высш. безликая субстанция мира. Иногда отождествляется с нирваной.
АДИГРАНТХ (пендж. - начальная книга) - св. книга сикхизма, составленная 5-м гуру (наставником) сикхов Арджуной (1584-1606). А. включает афоризмы основателя сикхизма Нанаки (1-го гуру), 3 последующих гуру, соч. самого Арджуны, Кабира и нек-рых др. деятелей секты бхакти. В кон. 17 в. 10-й (последний) гуру Говинд (1675-1708) внес в А. свои добавления. Подлинник А. хранится в главном — Золотом - храме сикхов в г. Амритсаре.
АДОНАЙ - см. Яхве.
АДОНИС - умирающий и воскресающий бог растительности в Финикии и Сирии. Празднества в честь А. совершались весной: торжество в честь умершего А. продолжалось несколько дней; после погребения статуи А. наступал праздник радости, воскресения бога. Влияние культа А. четко прослеживается в еванг. повествовании о смерти и воскресении Иисуса Христа.
АЗАЕЛ, Азазел - у др. евреев дух пустыни в образе козла. В праздник иом-кипур жрец переносил на козла грехи всего народа и отпускал его в пустыню к А. Отсюда выражение „козел отпущения . В апокрифич. книге Еноха и Талмуде А. - падший ангел, у нек-рых христ. сект — имя Сатаны, у мусульман - злого духа.
АЗАН, эзан (араб. - объявление, приглашение) - возвещаемая муэдзином религ формула, призывающая мусульман к совершению обязат. молитвы (намаза).
АЗАНЧИ - см. Муэдзин.
АЗИАТСКАЯ БУДДИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЗА МИР (АБКМ) — международ, религ. орг-ция, имеющая целью мобилизацию усилий последователей буддизма на борьбу за мир и дружбу между народами. В нее входят представители будд, объединений более 15 стран Азии. Создана в 1970 по инициативе буддистов Индии, Шри-Ланки, Вьетнама, Малайзии, МНР, Непала, СССР, Сингапура и Японии. Резиденция в Улан-Баторе. Высш. орган - Ген. конференция, исполнит, орган - Исполнит. Совет. За реализацию решений АБКМ отвечает ген. секретарь. АБКМ издает журнал „Буддисты за мир . АБКМ пользуется растущим авторитетом не только среди буддистов, но и в глазах мир. общественности, свидетельством чему является участие в работе 5-й Ген. конференции АБКМ представителей ген. секретаря ООН, Всемирн. Совета Мира, Христианской мирной конференции, Всемирного братства буддистов и др. За активную поддержку справедливой борьбы вьетнамск. народа против агрессии США награждена орденом Дружбы СРВ.
АЗХАР-аль - мусульм. богосл. школа в Каире, с 19 в. — мусульм. ун-т. А. был открыт в 972 при мечети того же названия. С 13 в. является самым крупным и авторитетным мусульм. уч. заведением на Бл. и Ср. Востоке. В наст. вр. в А. обучаются более 40 тыс. студентов из стран Азии, Африки, Европы. А. ежегодно посылает сотни миссионеров в различные страны мира. В нем действуют ф-ты: шариатский, общебогослов-ский, литературный. В последние годы открыты новые, светские ф-ты: медицинский, инженерный, сельскохозяйственный. После образования в Египте республики по указанию президента Насера А был превращен в гос. ун-т.
АЗЫ - см. Асы.
АИД, Гадес - в др.-греч. мифологии бог подземного царства мертвых, само это царство. А. - сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона - царствует вместе с супругой Персефоной над душами (тенями) умерших, к-рые приводит Гермес. В представлениях греков А. - место суда над душами и воздаяния им за их земные дела. Представление древних об А. было частично воспринято христианством в понятии ада.
АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ - выс. церк. уч. заведение, готовящее богословов, преподавателей теологич. дисциплин духовных уч. заведений и специалистов для церк,-практич. деятельности. В наст. вр. рус. правоол. церковь имеет в нашей стране 2 А. д. с 4-годич. сроком обучения (Московскую в г. Загорске Моск. обл. и Ленинградскую). Армяно-григорианская церковь имеет А. д. с 3-го-дич. сроком обучения в Эчмиад-зине, близ Еревана. В правосл. А. д. изучаются преимущественно церк. и богосл. дисциплины, а также история СССР, Конституция СССР, логика, др.-евр., греч., лат. и новые языки (англ., нем., франц.). В армяно-григорианской А. д. кроме церк.-богосл. предметов изучаются история Армении с др. времен до наших дней, арм. язык. А. д. имеются в католич. и нек-рых протест, церквах. Высш. богосл. образование в ряде стран дают также теологич. ун-ты и теологич. ф-ты при нек-рых светских ун-тах, программа к-рых включает как теологич., церк., религ.-юри-дич. предметы, так и философию и прикладные науки.
АКАДЕМИЯ НАУК ПАПСКАЯ (лат. Pontificia academia Scientiarum) - ведет свое начало от созданной в Риме в 1603 Академии Линчей. Неоднократно подвергалась реорганизации. В нынешнем виде существует с 1936. Состоит из действит. членов (7,0 чел.), почетн. и сверхдействит., назначаемых папой по предложению общего собрания А. из числа ученых любой страны, представляющих естеств. и технич. науки. Издает бюллетень.
АКАФИСТ (от позднегреч. akathistos, букв. - несидящий) - особые церк. службы, состоящие из панегирических, хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, богородицы и святых. А. исполняется стоя, с участием всех молящихся.
АКОСТА Урие'ль - см. Дакоста.
АЛАВИТЫ, нусайриты - секта в шиизме. А. в вероучении близки секте исмаилитов, но включают также элементы др.-вост. астральных культов и христианства. А. почитают халифа Али как воплощенного бога, Солнце, Луну, веруют в переселение души, отмечают ряд христ. праздников. Проживают в Сирии и Турции.
АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. правосл. церквей, образовавшаяся в 1922.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ - поместная автокеф. правосл. церковь, образовавшаяся в г. Александрии - одном из гл. центров раннего христианства. В Египте уже во 2 в. были христиане и епископы, возглавлявшиеся епископом Александрии. Первый Вселенский собор (325) признал Александрийскую епархию одной из главных наряду с Римской и Антиохийской. В наст. вр. главой церкви является папа и патриарх Александрийский и всей Африки. А. ц. насчитывает несколько сот тысяч верующих, в основном греч. происхождения, объединенных в 14 епархий (митрополий). В АРЕ в юрисдикции патриарха — 21 греч. и 3 араб, храма; небольшое число храмов находится также в др. странах Африки. Церк. иерархия состоит из греков, получивших образование в духовных уч. заведениях Греции и др. стран. В последние годы в Уганду, Кению и Танзанию назначены епископы из местн. священников и монахов африк. национальностей. Патриархат издает журнал „Пантенос , а ин-т вост. исследований при древнейшей библиотеке Александрийского патриархата (основана в 952) выпускает историко-богосл. сборник „Ана-лекта .
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА — мужской правосл. монастырь, основанный в С.-Петербурге в 1710 по распоряжению Петра I; статус лавры получил в 1797. Был одним из гл. церк. центров, оказывавших влияние на все стороны религ.-политич. жизни царской России. В А.-Н. л. находились резиденция петербургского митрополита, консистория, духовные семинария и академия, комитет духовной цензуры. А.-Н. л. владела большими земельными наделами, доходными домами, складами и располагала огромными капиталами. В период Великой Октябрьской социалистич. революции была одним из очагов и опорных пунктов политич. реакции, что повлекло за собой ее закрытие. В наст, в р. из лаврских учреждений продолжают функционировать Троицкий собор и духовные семинария и академия.
АЛЕКСЕЙ, Алексий - митрополит Рус. правосл. церкви (90-е гг. 13 в. - 1378). Сын черниговского боярина Ф. Бяконта, находившегося с кон. 13 в. на службе у московского князя. Будучи почти четверть века (1354-1378) митрополитом Московским (так назывался в то время глава Рус. правосл. церкви, находившейся в церк.-адм. отношении в юрисдикции Константинопольской церкви), а во время княжения Ивана Ивановича Красного и малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского) фактически главой пр-ва, добивался возвышения Московского княжества как центра объединения рус. земель, поддерживал Дмитрия в борьбе против тверских и суз-дальско-нижегородских князей; выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать отд. митрополию в Киеве.
АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович, 1877-1970) - патриарх Московский и всея Руси (1945-1970). Родился в Москве. Окончил Московский лицей, юри-дич. ф-т Московского ун-та и Московскую духовную академию. Епископ с 1913. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1943-1945). Избран патриархом на поместном соборе в Москве в 1945 и возглавлял Рус. правосл. церковь более 25 лет.
АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ - четвертый халиф Араб, халифата (656 - 661), деятель раннего ислама из мекканского рода хашим племени курейш; убит сектантами-хариджитами. А. возвеличен мусульм. преданием как двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, шииты объявили А. первым имамом. А. почитается как божество исмаилигами и али-илахами.
АЛИ-ИЛАХИ („обожествляющие Али , „алибожники ) - мусульм. шиитская секта; ее приверженцы называют себя „ахл-и хакк -„люди истины . Секта возникла в 15 в. в Зап. Иране и Вост. Турции; теперь распространена в Афганистане, Иране, Турции, Ираке, Сирии, в южн. районах Азербайджанской ССР. Верят в предвечность нераздельного с богом Али и его воплощение в мусульм. пророков от Адама до Мухаммеда, в святых и в шиитских имамов, в грядущего махди. Отрицая существование рая и ада, А.-и. верят в перевоплощение души (метемпсихоз). Они совершают радения, подобные „громкому зикру дервишей, их гл. почитаемая книга -„Саранджам („Завершение ). Секте присущи конспиративность, скрытность.
АЛЛАХ (от араб, „илах - божество) - имя бога в мусульм. религии. „Нет бога, кроме Аллаха... - провозглашается в исламе. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: „Во имя Аллаха, милостивого, милосердного... Согласно исламу, бог сотворил все существующее. Он является всесильным, мудрым существом, абсолют, владыкой мира, к-рый всецело управляет природой и об-вом. Человек должен ему покоряться. В Коране прямо указывается, что благочестие перед богом есть покорность. Ислам явился идеологич. выражением соц.-экономич. процессов, происходивших в Аравии в период перехода от первобытнообщин. к клас. об-ву. До возникновения ислама арабы жили отд. племенами, каждое из к-рых имело своего бога. С разложением первобытнообщин. строя и переходом к клас. об-ву возн. идея единого бога, способствовавшая объединению племен в одно гос-во. Единым богом был провозглашен А. - бог племени курейшитов, игравших значит, роль в создании араб, государственности. Именем А. мусульм. религия освятила соц. устои клас-антагонистич. об-ва, основанного на эксплуатации человека человеком.
АЛЛЕН Итен (1738-1789) - амер. просветитель, герой войны за независимость США, автор первого в Америке антирелиг. памфлета „Разум - единственный оракул человека, или Краткое изложение системы естественной религии (1784), где отрицается божественность Христа, подлинность Библии, отвергаются чудеса и откровение, к-рым противопоставляются законы природы и рац. познание. Книга А. вызвала нападки религ. мракобесов.
АЛЛИЛУЙЯ (др.-евр. - „хвалите господа ) - в христ. богослужении припев церк. песнопения, обращенный ко всем ипостасям божеств, троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлением „Слава тебе, господи ; у старообрядцев — 2 раза, третье пение заменяется фразой „Слава тебе, боже . В иудаизме А. - возглас, прославляющий бога.
АЛОМАНТИЯ (греч. halos - соль, manteia - гадание, пророчество) — гадание на повар, соли, распространенное у мн. др. народов и связанное с верой в ее магич. свойства. Элементы А. сохранились в святочных гаданиях.
АЛОХАНЬ (кит.) - то же, что Архат.
АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus - высокий) - у древних так назывался жертвенник, сооружавшийся в „св. местах в виде очага. У ранних христиан - стол, на к-ром приготовлялось и распределялось причастие. В христ. церкви — часть храма, в к-рой священнодействует духовенство и где находится престол. У православных алтарь ориентирован на восток и отделен иконостасом.
АЛХИМИЯ - донауч. стадия в развитии химии. Возникла в первые века н. э. в Александрии на почве синтеза оккультных представлений Востока и Запада, вобравших в себя всевозможн. гностич. и манихейск. учения. Мифич. покровителем А. считался Гермес Трисмегист. Развитая и усовершенствованная арабами и накопившая богатый эмпирич. материал А. получила широчайшее распространение в средневек. Европе. Наиболее извест. алхимиками были Альберт Великий,. Николай Фламен, Ар-нольдо из Виланова, Роджер Бэкон. Конечн. цель всех алхимич. поисков - получение „философск. камня , якобы способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивать любые болезни, омолаживать организм, неогранич. продлевать жизнь. Было распространено мнение, что алхимики владеют тайнами „белой и „черной магии. В процессе бесплодн. поисков чудодейственной субстанции алхимики открыли мн. ценные хим. вещества и лекарствен, препараты, изобрели хим. приборы, описали мн. хим. реакции и процессы, разработали нек-рые методики хим. исследований и т. д.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Больштедт (ок. 1193 — 1280) ~ ср.-век. философ и богослов, учитель Фомы Аквинского, один из первых теологич. комментаторов и интерпретаторов аристотелевской философии; пытался приспособить идеи Аристотеля к католич. вероучению.
АЛЬБИГОЙЦЫ - последователи еретич. движения во Франции, в Италии и Германии в 12-13 вв. против католич. церкви, препятствовавшей развитию ср.-век. городов. Одним из центров движения был г. Альби (франц. провинция Лангедок). А. отвергали догмат о триединстве бога, церк. таинства, почитание креста, икон, не признавали власть папы, называя католич. церковь „дьявольской силой . Преданные папой анафеме, они создали свою церковь, объявив ее независимой от католич. Папа Иннокентий III в 1209 предпринял против А. крест, поход, к-рый окончился их разгромом. В кон. 13 в. А. были окончат, истреблены.
АМАЛЬРИК (Амори) ВЕНСКИЙ (или Шартрский) (ум. 1206) - идеолог еретич. движения амаль-рикан, вольнодумец, преподаватель философии и теологии в Париж, ун-те. Идеи А. Б. известны из опровержений ортодокс, католич. теологов. А. Б. - пантеист: „Все в мире едино, ибо то, что существует, есть бог . Человек — частица бога. В отличие от христ. идеи равенства всех во грехе, А. Б. всех людей считал равными в уподоблении богу. Дух божий - в тех, кто обладает знаниями. Невежество - ад, образованность - рай, загробного существования нет. Ересь А. Б. осуждена католич. церковью в 1204; в 1215 папа окончат, запретил ее разглашение.
АМАЛЬРИКАНЕ - последователи учения Амальрика Венского, объединившиеся в кон. 12 - нач. 13 в. в отд. секту. А. выступали против соц. неравенства и феод, идеологии в лице католицизма. Отвергали церковь и духовенство, папу -„антихриста , христ. обряды и таинства. Проповедовали учение, напоминавшее взгляды Иоахима Флорского о 3 стадиях мир. соц. процесса, соответствующих 3 лицам христ. троицы. Последняя стадия - „св. духа , к-рый вселился в членов секты и тем самым очистил их от греха. Со „св. духом связывали установление справедливого об-ва. А. считали, что, будучи частицами бога, они бессмертны, и в этом проявился мистич. характер их пантеизма. А. отвергли аскетизм, проповедуя право человека на удовлетворение своих желаний. Руководители секты (в т. ч. 6 преподавателей Париж, ун-та) были публично сожжены церковью в 1210.
АМАТЭРАСУ (яп., букв. - освещающая небо) - богиня солнца, центр, божество синтоизма. По легенде ее родители (первые божества, обладавшие мужским и женским началом) Идзанаги и Идзанами создали в морской стихии остров и породили ряд стихийных сил, предметов и божеств, в т. ч. и А. Родословная яп. императоров возводится к А. Вера в „божественность императ. власти и в исключительность яп. нации веками использовалась правящими классами Японии для укрепления своего господства.
АМБРОЗИЯ - в др.-греч. мифологии - пища олимпийских богов, источник их вечной юности и бессмертия, также корм коней богов.
АМВОН (от греч. ambon - край горы) - возвышенное, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христ. храма место, с к-рого дьякон провозглашает ектенью, читает евангелие, а священник произносит проповеди.
АМЕГИНО Флорентйно (1854-1911) — аргентин. ученый — палеонтолог и антрополог. Отстаивал материалистич. взгляды, критиковал „физич. идеализм и энергетизм; был сторонником отделения церкви от гос-ва. Свои филос. взгляды изложил в книге „Мое кредо .
АМЕНХОТЕП IV (Эхнатон) - др-егип. фараон 18-й династии (правил в 1419 - ок. 1400 до н. э.). Пытаясь сломить могущество жреч. касты и старой родовой аристократии, связанных с культом Амона-Ра и с места, культами, А. запретил культ Амона, конфисковал фиванские храмовые владения и ввел новый гос. культ единого бога Атона. Столицей при А. стал новый город - Ахетатон (ныне Эль-Амарна), а себе фараон взял новое имя - Эхнатон (Угодный Атону). Однако первая в истории попытка введения единобожия оказалась недолговечной. Монотеизм А. не вытекал из обществ, уклада Др. Египта, не имел подготовл. почвы. Старое жречество и знать после смерти А. вернулись к прежним культам.
АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самая молодая из поместных правосл. церквей, автокефалия к-рой была предоставлена Рус. правосл. церковью в 1970. История ее становления уходит в 18 в., когда Синод Рус. правосл. церкви назначил (1793) на Аляску первую миссию. В нач. 19 в. в Америке развернула свою деятельность правосл. епископская кафедра, во главе к-рой стал Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Когда Аляска была продана царским пр-вом США, рус. миссионеры добились в 1870 учреждения епархии Алеутской и Аляскинской. В 1905 центр Алеутской и Североамериканской епархии был перемещен в Сан-Франциско, а затем - в Нью-Йорк. Епархия по решению ее первого собора (1907) получила наименование „Русская, православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской . В 1933 был учрежден экзархат Московской патриархии в Сев. и Южн. Америке. В 1970 Рус. правосл. церковь, исходя из желания Рус. правосл. греко-кафолич. церкви в Америке, предоставила ей автокефалию. В наст, вр. А. п. ц. — 15-ю по диптиху среди автокеф. правосл. церквей - возглавляет митрополит (резиденция в Нью-Йорке). Она имеет 9 епархий, объединяющих ок. 350 приходов в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу и Венесуэле На территории Сев. и Южн. Америки функционируют 6 монастырей, духовная академия и семинария. Общим языком для верующих является англ. Церковь состоит членом Всемирн. совета церквей и членом Нац. совета церквей Христа в США, поддерживает контакты с Рус. правосл. церковью.
АМИДАИЗМ - одно из течений в яп. буддизме, возникшее в 12 в. Название восходит к одному из гл. богов яп. пантеона — будде Амида (соответствует санскр. Амитаб-ха) - владыке обетованной „чистой земли , где живут боги и перерождаются праведники. Осн. школы (или секты) А. - Дзедо („чистая земля ) и Дзёдо-син („истинно чистая земля ). Канонич. различия между ними невелики. Гл. причина возникновения А. — потребность в отходе от сложностей и аристократизма предшествовавших школ, поиски форм буддизма, доступных восприятию крестьян, масс. На смену филос. тонкостям раннего буддизма в А. пришел культ одного только будды Амиды, подробно и красочно расписанные картины рая и ада и „легкий' путь спасения, к-рый требует от мирян только с искренней верой непрестанно повторять вслух или в душе формулу, прославляющую Амиду. А. стремился уменьшить разрыв в нормах поведения между духовенством и мирянами, в части, впервые разрешил будд, священникам вступать в брак.
Читайте: |
---|