Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ААР - АМИ

Понятия и определения - Атеистический словарь

ААРОНОВЦЫ, соотв. аароновщина - течение в старообрядчестве, отделившееся во вт. пол. 18 в. от беспоповцев-филипповцев. На­звание толка происходит от имени его основателя — ярославского ме­щанина Андрея (Аарона) Жукова. В отличие от филипповцев А. при­знавали светский брак, отвергали крайний аскетизм.

АББАТ (лат. abbas, от арамейск. „або - отец) - наименование на­стоятеля монастыря в Зап. Европе с 5 в. В более общем значении упо­требляется как название священ­нослужителя в католич. церкви.

АББАТСТВО — монастырь в католич. церкви.

АБДО Мухаммед (1849-1905) - теолог и обществ, деятель, лектор аль-Азхара, гл. муфтий Египта, реформатор ислама. В 1883-1889 А. жил в изгнании; в Париже в 1884 вместе с аль-Афгани издавал газету „Аль-Урва аль-вуска („Не­разрывная связь ) панисламист-ского направления. А. - автор „Рисалат-ат-гаухид („Трактат о единобожии , 1897), коммента­риев к Корану, заметок о реформе мусульм. судов и права и др.

АБЕЛЯР Пьер (1079-1142) - франц. философ-схоласт и теолог. Был знаменит как преподаватель и мастер полемики. Высоко ценил античную философию и культуру. Характерная черта философии А. - рационализм. А. подчеркивал необходимость обоснования догматов веры с помощью знания. Объек­тивно это вело к расшатыванию христ. вероучения. Источник христ. нравственности А. видел в т. н. естеств. морали. Ф. Энгельс отме­чал, что главное у А. - не сама теория, а сопротивление авторите­ту церкви. Соч.: „Да и нет , „Исто­рия моих бедствий и др.

АБРАМИТЫ (аврамиты, абрагамиты), или чешские деисты – секта в католицизме, возн. в 18 в. в Бо­гемии. Опираясь на учение гуситов, А. объявили себя приверженцами „религии Авраама , т. е. др.-евр. религии до утверждения в ней об­ряда обрезания. А., как и иудеи, верили в единого бога, в бессмер­тие души, почитали субботу, не ели свиного мяса и т. д. Из Ветхого за­вета А. восприняли лишь 10 запо­ведей (декалог), а из Нового заве­та — молитву „Отче наш . Они от­вергали христ. догматы о троице, боговоплощении (считая Христа лишь особо благочестивым челове­ком), отрицали христ. таинства и обряды (но по практич. соображе­ниям крестили детей и венчались в костелах). С целью ослабления секты по указу австр. императора Иосифа II (1743-1790) А. были рас­селены в погранич. районах австр. империи. Вскоре секта распалась.

АБУ - ЛЬ - АЛЯ    АЛЬ – МААРРИ (973-1057 или 1058) - араб, поэт и мыслитель из г. Мааррет эн - Нуман (Сирия). Всемирн. признание завоевали сборник стихов „Обя­зательность необязательного -„Лузумиият , а также послания о прощении - „Рисалат аль-гуф-ран и об ангелах - „Рисалат аль-мала'ика , в к-рых он подверг критике традиц. мусульм. пред­ставления о загробном мире и идею о предопределении. Полагал, что земля возникла в результате естеств. процесса.

АБХИДХАРМА-ПИТАКА   -   см. Трипитака.

АВАТАРА (санскр., букв. — спуск, сошествие) — в индуизме вопло­щения божества в образах др. бо­жеств, людей или животных. Буду­чи в древности связанным с верой в переселение души, получило рас­пространение с 4-6 вв. н. э. Наибо­лее распространены представления о 10 А. Вишну, в т. ч. в человеч. облике; из них особенно почитае­мы Рама и Кришна. В буддизме А. - вообще воплощение божества.

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-1682) - протопоп, видный идеолог рус. старообрядчества, один из руководителей раскола. За отказ признать церк. реформу патриарха Никона был сослан с семьей в 1653 в Сибирь. В 1666 по постановлению церк. собора А. был расстрижен, предан анафеме и вновь сослан в Пустозерский острог, где в 1682 по царскому указу вместе с ближ. сподвижни­ками был сожжен в срубе. В своих произведениях („Книга бесед , „Книга толкований , знаменитое „Житие и др.) А. ярко и страстно обличал пороки офиц. церкви, царские „неправды и порядки в стране, выражал соц.-утопич. чаяния крепост. крестьянства.

АВГУРЫ (лат. augur, от avis - птица) - коллегия жрецов в Др. Риме, толковавших волю богов по поведению птиц. Принадлеж­ность к А. была пожизненной и высоко ценилась, поскольку да­вала возможность влиять на ход политич. событий.

АВГУСТИН Аврелий (354-430) - христ. теолог и философ, признан­ный в православии блаженным, а в католичестве - святым и „учите­лем церкви. Сыграл видную роль в разработке и утверждении като­лич. догматики, в части, учения о божеств, предопределении, бла­годати и загробном воздаянии; жестоко боролся с ересями, осо­бенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Идеи А. и ныне пользуются влиянием в сре­де христ. теологов. Осн. соч.: „О граде божьем и „Исповедь .

АВГУСТИНИЗМ - течение в христ. философии, выражающее антиин­теллект., интуитив. традицию. Осн. принципы А.: крайний реализм неоплатонич. толка, признание само­достоверности внутр. опыта, уче­ние о непосредственно переживае­мой связи человека с богом, отри­цание рассудочных и выдвижение на передний план эмоц. средств воздействия, иллюминизм и фата­лизм. Основателем А. является ср.-век. богослов Августин Авре­лий. В течение ряда веков А. был господств,   учением  в   католич. церкви. После 13 в. его влияние ослабло, но он продолжал играть видную роль в идеологии католи­цизма. Наиболее яркие представи­тели А. в католич. философии: ср.-век. мистики Б. Клервоский и Д. Бонавентура, в 17 в. - янсенисты А. Арно, А. д'Аквильи, Сен-Сиран, Леметр де Сази и Б. Пас­каль, в кон. 19 - нач. 20 - „като­лич. модернисты (А. Луази, Э. Леруа, Л. Лабертоньер и т. д.), в наст, вр. - неоавгустинисты.

АВГУСТИНЦЫ - один из старей­ших католич. монашеских орде­нов. Возник в Италии в сер. 13 в., затем распространил свою деятель­ность на Испанию, Португалию и др. европейск. страны. В сер. 16 в. был причислен папой рим­ским к нищенствующим орденам. В качестве устава ордена первонач. было принято т. н. „Правило св. Августина , авторство к-рого дол­гое время ложно приписывалось Августину (отсюда название орде­на). А. использовались папством в борьбе с народными, еретически­ми движениями, а с 16 в. — для миссионерск. деятельности среди народов Центр, и Южн. Америки, на Филиппинах, в Китае, Японии, Индии и др. странах. В наст, вре­мя насчитывает несколько тыс. членов.

АВДИЯНЕ - христ. секта, возник­шая в 4 в. в Месопотамии. Ее осно­ватель Авдий (ум. в 372) высту­пал за исправление нравов и в сво­их обличит, проповедях нападал на духовенство. Отделился со сво­ими сторонниками от церкви и сам посвятил себя в сан епископа. В своем вероучении А. исходили из антропоморфизма, т. е. утверж-дения, что все места в Библии, где богу приписываются человеч. атри­буты и свойства, следует понимать букв. Ортодокс. церковь осудила учение А.

„ABE МАРИЯ (лат. - „Привет тебе, Мария ) - нач. слова като­лич. благодарственной молитвы, обращенной к деве Марии (бого­родице, мадонне). Музыку для нее писали мн. великие композиторы.

АВЕЛИТЫ, или авелиане - сек­та  первонач.  христианства, гностич. толка. Название происходит от имени второго сына библ. Адама, Авеля, к-рый хотя и был женат, но, по воззрениям А., хра­нил целомудрие. По его примеру А. брали жен, но брак их был фик­тивным. А. усыновляли девочку и мальчика, к-рые давали обет вступить между собой в такой же брак.

АВЕРРОЭС - см. Ибн-Рушд.

АВЕСТА - см. Зороастризм.

АВИДЬЯ (санскр.) - неведение, незнание, заблуждение, в части, не­знание религ. учения. В буддизме -одна из гл. причин перерождений-страданий.

АВИНЬОНСКОЕ   ПЛЕНЕНИЕ   - период пребывания пап римск. в Авиньоне (Южн. Франция), куда резиденция папы была перенесена по требованию франц. короля Фи­липпа IV. А. п. продолжалось с 1309 по 1377. В этот период папство использовалось франц. монархами в политич. целях.

АВИЦЕННА - см. Ибн Сина.

АВРААМ - библ. патриарх, чти­мый в иудаизме, христианстве и исламе (в последнем - под име­нем Ибрахим). Считается родона­чальником евреев (через сына Иса­ака) и арабов (через Исмаила). Ре­лиг. традиция связывает с А. начало веры в единого бога, заключение договора (завета) с богом, закреп­ленного обрядом обрезания. В пре­даниях об А. и его семье (напр., о жертвоприношении Исаака) от­ражены добибл. представления, восходящие, очевидно, к культу А. как племен, божества.

АВРЕЛИЙ Марк (121-180)-с 161 римск. император. Разделял воз­зрения поздн. стоицизма, к-рый уравнивал в теории перед мир. за­коном всех людей - свободных и рабов. При А. было облегчено ос­вобождение от рабства, ограниче­но применение пыток. Однако церк. традиция приписывает ему гонения на христиан.

АВРОРА (от лат. aura - предрас­светный ветерок) — богиня ут­ренней зари в рим. мифологии.

АВТОКЕФАЛИЯ (греч. autos - сам, kephale - голова) - независи­мость, самоуправление правосл. церквей. Первые автокеф. церкви возн. в процессе обособления пат­риархий и митрополий вост. про­винций Византии (Антиохии, Па­лестины, Александрии), вызванно­го сепаратист, тенденциями, стрем­лением обособиться и стать незави­симыми от императорской и церк. власти. По мере распространения православия появлялись новые автокеф. церкви. В наст. вр. их на­считывается 15: Константинополь­ская, Александрийская, Антиохий-ская (Сирия, Ливан), Иерусалим­ская, Русская, Грузинская, Серб­ская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Поль­ская, Американская.

АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯ (греч. autonomia - независимость) - от­носит, независимость церкви в воп­росах внутр. управления, предо­ставляемая ей той или иной авто­кеф. церковью, в состав к-рой она входила ранее на правах экзархата или епархии. Главы автон. церк­вей избираются на поместных со­борах с последующим утверждени­ем их тштриархами автокеф. церк­вей. В наст, вр, имеется 3 автон. правосл. церкви: Синайская (юрис­дикция Иерусалимского патриар­ха), Финляндская (юрисдикция Константинопольского патриарха), автон. правосл. церковь Японии, к-рая находится в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси.

АВТОРИТАРИЗМ     ЦЕРКОВНЫЙ (от лат. auctoritas - власть) - иерархич. форма церк. управле­ния, утверждающая беспрекослов­ное подчинение низш. духовенства высшему, мирян - клиру. А. ц. ставит целью повышение авторите­та религии и упрочение ее влияния на обществ, жизнь.

АВТОХТОННЫЕ   КУЛЬТЫ    (от греч. autochthon - коренной, мест­ный) - исконные религ.-магич. культы коренного населения стра­ны. Определение возн. в связи с не­обходимостью отличать места, самобытные культы от их синкретизированных с мир. религиями (или наиболее распространенными сектами) модификаций. А. к. включают тотемистич., фетишист., анимистич. верования, систему пле­мен, инициации, культ предков, вождей и обожествленных царей, политеизм и др. ранние формы ре­лигии на разных стадиях их разви­тия. Особенности историч. разви­тия народов, условий природной среды определяют сходства и раз­личия, общее и особенное в А. к.

АГАДА (др.-евр. - рассказ) - в Талмуде назидательные коммен­тарии к отд. законоположениям Галахи, изложенные в виде басни, притчи, анекдота, изречения. Су­ществуя сначала (с 5 в. до н. э.) в устной передаче, А. была записа­на и включена в Талмуд в 3-5 вв. н. э. Ее назначение - популяриза­ция религ, идей и заповедей. Мн. сюжеты и приемы А. использова­лись в евр. фольклоре и лит-ре.

АГАПЫ (греч. agape - вечери люб­ви) — совместные ужины (вечери) членов раннехрист. общин в подра­жание тайной вечере Христа с уче­никами. Позднее А. были запреще­ны церковью.

АГА-ХАН - наследст. титул главы мусульм. шиитской секты исмаилитов. А.-х. составляют династию, основателем к-рой был правитель Кермана (Иран) в 18 в. Абу-ль-Хасан, считавшийся прямым по­томком шиитских имамов. Наибо­лее известным А.-х. был Султан Мухаммед-шах (1885-1957) - глава исмаилитов. Большинство исмаилитов считали его живым бо­гом, платили ему громадную по­дать.

АГИОГРАФИЯ (от греч. hagios - святой и graphō - пишу) — вид церк. лит-ры, жизнеописания (жи­тия) святых. При создании житий христ. А. широко использовала античную мифологию, библ. сказа­ния, народные легенды. Не случай­но биографии христ. святых уди­вительно похожи на др. сказания о богах и героях. Рус. историк В. О. Ключевский, отмечая, что все лица, жизнь к-рых описана в житиях, сливаются перед читателем в один образ, делал вывод, что и в древнейших и в позднейших жи­тиях неизменно повторяется один и тот же строго определенный аги­ографический тип. Естественно, жития святых нельзя рассматри­вать в качестве надежного исто­рич. источника.

АГНЕЦ - ягненок - первенец в стаде, к-рого использовали как жертвенное животное. Употребляе­мое в христианстве выражение „агнец божий означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем искупившего грехи людей. Это не что иное, как элемент тоте­мистич. верований, к-рые впитал в себя миф о Христе. В Апокалип­сисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется А. непорочным, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение добрбго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.

АГНИ — один из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев, А. олицетворял св. огонь, имеющий очистительную силу.

АГОНИСТИКИ (от греч. agonistikos - способный к борьбе), или циркумцеллионы (лат. ciicumcel-liones, букв. - вокруг клетей бро­дящие) - члены демократич. христ. секты в римск. Африке в 4-5 вв., левое крыло донатистов. Соц. база А. - сельская беднота, колоны и рабы. А. проповедовали аскетизм, уход от мирских дел, доброе, му­ченичество. Рассматривая офиц. церковь как врага „истинной ве­ры , А. преследовали священни­ков, разрушали церк. здания. Из­вестно также, что А. возглавляли крупные восстания против Римск. империи.

АГРАРНЫЕ КУЛЬТЫ, земледель­ческие культы — система религ.-магич. обрядов и представлений, связанных с земледелием и на­правленных на обеспечение и со­хранение урожая путем обращения за помощью к духам и богам. За­чатки А. к. в форме аграрной магии были присущи наименее развитым в соц. отношении народам. Целост. комплекс А. к. складывается с по­явлением развитой сельской об­щины, что исторически соответ­ствует переходному между доклас. и клас. об-вами периоду. А. к. со­ответствует развитый политеистич. пантеон, в к-ром выделяются боже­ства, покровительствующие земле­делию. Среди них для земледельч. народов особенно характерен об­раз умирающего и воскресающего божества, культ к-рого оказал влияние на формирование образа Христа. Присущие А. к. матриар-хально-родовые верования, в свою очередь, оказали влияние на фор­мирование образа богородицы.

АД и РАЙ - согласно религ. веро­ваниям, места, куда отправляются души умерших людей; ад (от греч. hades - подземное царство) - мес­то посмертных мучений грешни­ков;   рай   (др.-евр. - эден или эдем) — посмертное местопребы­вание  праведников.  Представле­ния о загробном мире сложились на почве непонимания первобытн. людьми таких явлений, как жизнь и смерть, и веры в бессмертие, в посмертное существование чело-веч, личности. Наличие таких веро­ваний у др. людей доказывают на­ходки в местах погребений: умер­ших хоронили с оружием, пищей, домашней утварью, т. е. всем не­обходимым для жизни. В даль­нейшем складываются воззрения о том, что бессмертны только ду­ши, а не тела. Загробный мир в эпоху первобытн. об-ва мыслил­ся как улучшенная копия земной жизни: умершие там всегда удачно охотились,  в избытке собирали съедобные плоды и коренья. С воз­никновением клас. об-ва, с форми­рованием  его  репрес.  аппарата, с появлением идеи посмертного воздаяния  за земное поведение первоначально  единое  для всех царство мертвых в религ. пред­ставлениях раздваивается на рай - место вечного блаженства правед­ников и ад - место мучений греш­ников. Однако представления о рае и аде не сразу объединяются в ре­лигиях др. мира в единое понятие загробного мира. Так, напр., др. египтяне верили в райскую жизнь праведников на св. полях Ялу (Иалу), но при этом считали, что грешников пожирала злая богиня сразу же после „страшного суда бога Осириса. Др. греки считали, что большинство умерших попада­ют в мрачное подземное царство бога Аида и только немногие из­бранные поселяются после смерти на Елисейских полях. В маздеизме, религии др. иранцев, концепции рая и ада сливаются в одно целое. В таких мир. религиях, как хри­стианство и ислам, уже встречают­ся четкие представления о загроб­ном мире как о рае и аде. Эти представления на протяжении ве­ков выполняли соц. функцию при­мирения человека с клас.-эксплуа-тат. строем, обещая ему посмерт­ную награду за все тяготы земной жизни. Совр. богословы, стремясь примирить традиц.  картины ада как подземной геенны огненной и рая как прекрасного сада с воз­зрениями совр. человека, утвер­ждают, что рай и ад надо понимать не букв., не в физич. смысле, не   как   реальные   наслаждения или   мучения,   а  как  духовное чувство   удовлетворенности  или нравств. муки и угрызения совес­ти, к-рые переживают души пра­ведников   и   грешников   после смерти.

АДАМ (др.-евр. - человек) - со­гласно Библии, первый человек на земле, созданный богом по свое­му образу и подобию из праха зем­ного на 6-й день творения после создания всего сущего (Быт., 1: 26-27; 2: 7; 5: 1-2). Библ. миф об А. восходит к мифам Др. Месопотамии. В свою очередь образ А. как первочеловека. и прародителя рода человеч. пере­шел в ислам.

АДАМАНТОВЫ, пастуховцы - одно из согласий поморского толка старообрядцев-беспоповцев, возникшее в нач. 18 в. А. учили, что антихрист уже пришел и цар­ствует в мире, отвергали деньги и документы, на к-рых якобы стоит печать антихриста. А. отрицали са­мосожжение, перекрещивали при­мыкавших к ним.

АДАМИТЫ — общее название ре­лиг. сект, проповедовавших воз­вращение к безгрешной райской жизни Адама и Евы, божествен­ность естеств. чувств, культ наго­ты, общность имущества и т. д. Христ. писатели первоначально называли А. аскетич. секты сев-афр. гностиков (2 в.). В кон. 14 в. в Болгарии учение А. распростра­нялось проповедником Феодосием. Значительным было влияние А. в Чехии и Моравии в нач. 15 в. Чешские А. составляли левое кры­ло таборитов. Их учение было направлено против эксплуатации и насилия, против частной собст­венности. Они отрицали всякую церк. орг-цию, религ. обрядность и семью.

АДАТ (араб, „адат - обычай) - обычное мусульм. право в отличие от офиц. права - шариата. А. охва­тывают традиции и обычаи наро­дов в. странах распространения ислама. Между шариатом и А. су­ществует тесная связь. В период распространения ислама шариат вобрал в себя мн. нормы обычно­го права покоренных арабами народов Египта, Сирии, Месопота­мии, Ср. Азии, Кавказа. А. неред­ко действуют в рамках шариата, хотя часто лишь внешне и фор­мально согласуются с его основа­ми. А. способствуют сохранению патриархально-родовых, племен, отношений и пережитков (кров­ная месть, пеня за убийство, умы­кание невест и т. п.).

АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus - пришествие) - последовате­ли христ. течения, возникшего в перв. пол. 19 в. в США в нед­рах протестантизма. Его основа­тель Уильям Миллер (1782-1849) в книге „Свидетельства из священ­ного писания и истории о втором пришествии Христовом в 1843 г. и его личном царствовании в про­должение 1000 лет ссылками на „пророческие книги Библии обосновывал свои сроки второго пришествия, что нашло отклик гл. обр. в среде мелкой буржуазии, испытавшей лишения в период развития капиталистич. отношений в Америке. Провал „пророчества не отразился на вере А. в близ­кое второе пришествие, с к-рым они связывали грядущее счастье в 1000-летнем царстве Христа. Од­нако движение А. распалось на не­сколько ветвей. Самая крупная из них - А. седьмого дня. В осно­ве их учения лежит вера в близкое второе пришествие, страшный суд, 1000-летнее царство Христа для праведников. Человеч. история рас­сматривается как извечная борьба Христа с Сатаной, к-рая окончится гибелью сатанинского „воинства . Единственный путь к спасению — принятие адвент, веры. А. отрица­ют бессмертие души, заявляя, что она умирает вместе с телом, чтобы воскреснуть в день пришествия Христа. Земная жизнь дана для подготовки к этому дню. Отсюда требование не только морального, но и физич. совершенствования личности, для чего введена т. н. санитарная реформа — свод пра­вил по охране здоровья, во мно­гом расходящихся с мед. предпи­саниями. Обязательным для А. является соблюдение библ. запове­дей, особенно четвертой, требую­щей „соблюдать субботу в каче­стве дня отдыха, а также внесение в пользу церкви десятой части сво­их доходов (десятины). Беспреко­словным для них является автори­тет „пророчицы Елены Уайт, чьи труды почитаются наравне с Биб­лией. А. седьмого дня ведут ак­тивную миссионерскую работу, расширяют издательскую деятель­ность. Они располагают сотнями госпиталей и клиник, в к-рых ве­дется пропаганда „спасительной вести . Все это позволяет церкви А. седьмого дня (она создана в 1863) увеличивать ряды сво­их приверженцев, численность к-рых - ок. 3 млн. чел. Большая их часть проживает в Америке и Африке. В России первые адвент, миссионеры появились в кон. 19 в. В результате их усилий общины А. седьмого дня возн. в ряде южн. губерний, а затем и в др. районах страны, в них вошли гл. обр. кре­стьяне и городская мелкая буржу­азия. Лидеры адвент, движения выражали верноподданнич. чувст­ва царизму, враждебно относились к революц. выступлениям трудя-щихся. Они открыто выразили отриц. отношение к Великой Ок­тябрьской социалистич. револю­ции и только в 1924 заявили о своей лояльности к Сов. власти. Ныне общая численность последо­вателей А. в нашей стране сравни­тельно невелика.

АДЖОРНАМЕНТО (итал. aggiornamento - обновление, осовремени­вание) - термин, под к-рым пони­мается курс на обновление католич. церкви и ее осовременивание. Этим термином папа Иоанн XXIII выразил стремление руководящих кругов католич. церкви вписать ее в совр. динамич. мир путем модер­низации ее идейн. арсенала, куль­та, структуры. Цель А. - сделать католицизм более гибкой рели­гией, вооружить его более утончен, средствами идеологич. воздейст­вия на людей. Программа А., суть к-рой заключается в модерниза­ции католицизма в соответствии с изменившимися в мире условия­ми, была утверждена на 2 Ватик, соборе и изложена в ряде одобрен­ных им документов, в части, в пастыр. конституции „О церкви в современном мире .

АДИБУДДА (санскр. - „извечный будда ) - в махаяне - высш. без­ликая субстанция мира. Иногда отождествляется с нирваной.

АДИГРАНТХ (пендж. - начальная книга) - св. книга сикхизма, со­ставленная 5-м гуру (наставни­ком) сикхов Арджуной (1584-1606). А. включает афоризмы ос­нователя сикхизма Нанаки (1-го гуру), 3 последующих гуру, соч. самого Арджуны, Кабира и нек-рых др. деятелей секты бхакти. В кон. 17 в. 10-й (последний) гуру Говинд (1675-1708) внес в А. свои добавления. Подлинник А. хранится в главном — Золотом - храме сикхов в г. Амритсаре.

АДОНАЙ - см. Яхве.

АДОНИС - умирающий и вос­кресающий бог растительности в Финикии и Сирии. Празднества в честь А. совершались весной: торжество в честь умершего А. продолжалось несколько дней; после погребения статуи А. насту­пал праздник радости, воскресе­ния бога. Влияние культа А. четко прослеживается в еванг. повество­вании о смерти и воскресении Иисуса Христа.

АЗАЕЛ, Азазел - у др. евреев дух пустыни в образе козла. В празд­ник иом-кипур жрец переносил на козла грехи всего народа и от­пускал его в пустыню к А. От­сюда выражение „козел отпуще­ния . В апокрифич. книге Еноха и Талмуде А. - падший ангел, у нек-рых христ. сект — имя Сата­ны, у мусульман - злого духа.

АЗАН, эзан (араб. - объявление, приглашение) - возвещаемая му­эдзином религ формула, призыва­ющая мусульман к совершению обязат. молитвы (намаза).

АЗАНЧИ - см. Муэдзин.

АЗИАТСКАЯ БУДДИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЗА МИР (АБКМ) — международ, религ. орг-ция, имеющая целью мобили­зацию усилий последователей буд­дизма на борьбу за мир и дружбу между народами. В нее входят представители будд, объединений более 15 стран Азии. Создана в 1970 по инициативе буддистов Индии, Шри-Ланки, Вьетнама, Ма­лайзии, МНР, Непала, СССР, Синга­пура и Японии. Резиденция в Улан-Баторе. Высш. орган - Ген. кон­ференция, исполнит, орган - Исполнит. Совет. За реализацию решений АБКМ отвечает ген. сек­ретарь. АБКМ издает журнал „Буддисты за мир . АБКМ поль­зуется растущим авторитетом не только среди буддистов, но и в глазах мир. общественности, свидетельством чему является уча­стие в работе 5-й Ген. конферен­ции АБКМ представителей ген. секретаря ООН, Всемирн. Сове­та Мира, Христианской мирной конференции, Всемирного братст­ва буддистов и др. За активную поддержку справедливой борьбы вьетнамск. народа против агрес­сии США награждена орденом Дружбы СРВ.

АЗХАР-аль - мусульм. богосл. школа в Каире, с 19 в. — мусульм. ун-т. А. был открыт в 972 при ме­чети того же названия. С 13 в. яв­ляется самым крупным и автори­тетным мусульм. уч. заведением на Бл. и Ср. Востоке. В наст. вр. в А. обучаются более 40 тыс. сту­дентов из стран Азии, Африки, Европы. А. ежегодно посылает сотни миссионеров в различные страны мира. В нем действуют ф-ты: шариатский, общебогослов-ский, литературный. В последние годы открыты новые, светские ф-ты: медицинский, инженерный, сельскохозяйственный. После об­разования в Египте республики по указанию президента Насера А был превращен в гос. ун-т.

АЗЫ - см. Асы.

АИД, Гадес - в др.-греч. мифоло­гии бог подземного царства мерт­вых, само это царство. А. - сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посей­дона - царствует вместе с супру­гой Персефоной над душами (те­нями) умерших, к-рые приводит Гермес. В представлениях греков А. - место суда над душами и воз­даяния им за их земные дела. Пред­ставление древних об А. было час­тично воспринято христианством в понятии ада.

АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ - выс. церк. уч. заведение, готовящее богословов, преподавателей теологич. дисциплин духовных уч. за­ведений и специалистов для церк,-практич. деятельности. В наст. вр. рус. правоол. церковь имеет в на­шей стране 2 А. д. с 4-годич. сроком обучения (Московскую в г. Загорске Моск. обл. и Ле­нинградскую). Армяно-григориан­ская церковь имеет А. д. с 3-го-дич. сроком обучения в Эчмиад-зине, близ Еревана. В правосл. А. д. изучаются преимущественно церк. и богосл. дисциплины, а также история СССР, Конституция СССР, логика, др.-евр., греч., лат. и но­вые языки (англ., нем., франц.). В армяно-григорианской А. д. кро­ме церк.-богосл. предметов изуча­ются история Армении с др. вре­мен до наших дней, арм. язык. А. д. имеются в католич. и нек-рых протест, церквах. Высш. бо­госл. образование в ряде стран дают также теологич. ун-ты и теологич. ф-ты при нек-рых светских ун-тах, программа к-рых включает как теологич., церк., религ.-юри-дич. предметы, так и философию и прикладные науки.

АКАДЕМИЯ    НАУК   ПАПСКАЯ (лат. Pontificia academia Scientiarum) - ведет свое начало от соз­данной в Риме в 1603 Академии Линчей. Неоднократно подверга­лась реорганизации. В нынешнем виде существует с 1936. Состоит из действит. членов (7,0 чел.), почетн. и сверхдействит., назначае­мых папой по предложению обще­го собрания А. из числа ученых любой страны, представляющих естеств. и технич. науки. Издает бюллетень.

АКАФИСТ (от позднегреч. akathistos, букв. - несидящий) - осо­бые церк. службы, состоящие из панегирических, хвалебных пес­нопений и молитв в честь Иисуса Христа, богородицы и святых. А. исполняется стоя, с участием всех молящихся.

АКОСТА Урие'ль - см. Дакоста.

АЛАВИТЫ, нусайриты - секта в шиизме. А. в вероучении близки секте исмаилитов, но включают также элементы др.-вост. астраль­ных культов и христианства. А. почитают халифа Али как вопло­щенного бога, Солнце, Луну, ве­руют в переселение души, отмеча­ют ряд христ. праздников. Прожи­вают в Сирии и Турции.

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. пра­восл. церквей, образовавшаяся в 1922.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ   ЦЕРКОВЬ - поместная автокеф. пра­восл. церковь, образовавшаяся в г. Александрии - одном из гл. центров раннего христианства. В Египте уже во 2 в. были христиа­не и епископы, возглавлявшиеся епископом Александрии. Первый Вселенский собор (325) признал Александрийскую епархию одной из главных наряду с Римской и Антиохийской. В наст. вр. главой церкви является папа и патриарх Александрийский и всей Африки. А. ц. насчитывает несколько сот тысяч верующих, в основном греч. происхождения, объединенных в 14 епархий (митрополий). В АРЕ в юрисдикции патриарха — 21 греч. и 3 араб, храма; небольшое число храмов находится также в др. стра­нах Африки. Церк. иерархия со­стоит из греков, получивших обра­зование в духовных уч. заведени­ях Греции и др. стран. В последние годы в Уганду, Кению и Танзанию назначены епископы из местн. свя­щенников и монахов африк. наци­ональностей. Патриархат издает журнал „Пантенос , а ин-т вост. исследований при древнейшей биб­лиотеке Александрийского патри­архата (основана в 952) выпускает историко-богосл. сборник „Ана-лекта .

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВ­РА — мужской правосл. монас­тырь, основанный в С.-Петербурге в 1710 по распоряжению Петра I; статус лавры получил в 1797. Был одним из гл. церк. центров, оказы­вавших влияние на все стороны религ.-политич. жизни царской России. В А.-Н. л. находились рези­денция петербургского митропо­лита, консистория, духовные се­минария и академия, комитет ду­ховной цензуры. А.-Н. л. владела большими земельными наделами, доходными домами, складами и располагала огромными капитала­ми. В период Великой Октябрь­ской социалистич. революции бы­ла одним из очагов и опорных пунктов политич. реакции, что повлекло за собой ее закрытие. В наст, в р. из лаврских учрежде­ний продолжают функционировать Троицкий собор и духовные семи­нария и академия.

АЛЕКСЕЙ, Алексий - митропо­лит Рус. правосл. церкви (90-е гг. 13 в. - 1378). Сын черниговского боярина Ф. Бяконта, находившего­ся с кон. 13 в. на службе у москов­ского князя. Будучи почти четверть века (1354-1378) митропо­литом Московским (так назывался в то время глава Рус. правосл. церкви, находившейся в церк.-адм. отношении в юрисдикции Констан­тинопольской церкви), а во время княжения Ивана Ивановича Крас­ного и малолетнего князя Дмит­рия Ивановича (Донского) факти­чески главой пр-ва, добивался воз­вышения Московского княжества как центра объединения рус. зе­мель, поддерживал Дмитрия в борьбе против тверских и суз-дальско-нижегородских князей; выступал против притязаний ли­товских князей, стремившихся создать отд. митрополию в Киеве.

АЛЕКСИЙ (Симанский Сергей Владимирович, 1877-1970) - па­триарх Московский и всея Руси (1945-1970). Родился в Москве. Окончил Московский лицей, юри-дич. ф-т Московского ун-та и Мос­ковскую духовную академию. Епи­скоп с 1913. Митрополит Ленин­градский и Новгородский (1943-1945). Избран патриархом на поместном соборе в Москве в 1945 и возглавлял Рус. правосл. церковь более 25 лет.

АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ - чет­вертый халиф Араб, халифата (656 - 661), деятель раннего исла­ма из мекканского рода хашим племени курейш; убит сектантами-хариджитами. А. возвеличен мусульм. преданием как двоюрод­ный брат и зять пророка Мухам­меда, шииты объявили А. первым имамом. А. почитается как боже­ство исмаилигами и али-илахами.

АЛИ-ИЛАХИ („обожествляющие Али , „алибожники ) - мусульм. шиитская секта; ее приверженцы называют себя „ахл-и хакк -„люди истины . Секта возникла в 15 в. в Зап. Иране и Вост. Тур­ции; теперь распространена в Аф­ганистане, Иране, Турции, Ираке, Сирии, в южн. районах Азербайд­жанской ССР. Верят в предвечность нераздельного с богом Али и его воплощение в мусульм. проро­ков от Адама до Мухаммеда, в святых и в шиитских имамов, в грядущего махди. Отрицая существование рая и ада, А.-и. верят в перевоплощение души (метем­психоз). Они совершают радения, подобные „громкому зикру дер­вишей, их гл. почитаемая книга -„Саранджам („Завершение ). Секте присущи конспиративность, скрытность.

АЛЛАХ (от араб, „илах - боже­ство) - имя бога в мусульм. рели­гии. „Нет бога, кроме Аллаха... - провозглашается в исламе. Каж­дая сура Корана (кроме 9-й) начи­нается с его восхваления: „Во имя Аллаха, милостивого, милосердно­го... Согласно исламу, бог сотво­рил все существующее. Он являет­ся всесильным, мудрым сущест­вом, абсолют, владыкой мира, к-рый всецело управляет приро­дой и об-вом. Человек должен ему покоряться. В Коране прямо ука­зывается, что благочестие перед богом есть покорность. Ислам явился идеологич. выражением соц.-экономич. процессов, проис­ходивших в Аравии в период пере­хода от первобытнообщин. к клас. об-ву. До возникновения ислама арабы жили отд. племенами, каж­дое из к-рых имело своего бога. С разложением первобытнообщин. строя и переходом к клас. об-ву возн. идея единого бога, способ­ствовавшая объединению племен в одно гос-во. Единым богом был провозглашен А. - бог племени курейшитов, игравших значит, роль в создании араб, государст­венности. Именем А. мусульм. религия освятила соц. устои клас-антагонистич. об-ва, основанного на эксплуатации человека чело­веком.

АЛЛЕН Итен (1738-1789) - амер. просветитель, герой войны за неза­висимость США, автор первого в Америке антирелиг. памфлета „Разум - единственный оракул че­ловека, или Краткое изложение системы естественной религии (1784), где отрицается божествен­ность Христа, подлинность Биб­лии, отвергаются чудеса и откро­вение, к-рым противопоставляют­ся законы природы и рац. позна­ние. Книга А. вызвала нападки религ. мракобесов.

АЛЛИЛУЙЯ (др.-евр. - „хвалите господа ) - в христ. богослуже­нии припев церк. песнопения, об­ращенный ко всем ипостасям бо­жеств, троицы. В православии А. произносится 3 раза с добавлени­ем „Слава тебе, господи ; у старо­обрядцев — 2 раза, третье пение заменяется фразой „Слава тебе, боже . В иудаизме А. - возглас, прославляющий бога.

АЛОМАНТИЯ (греч. halos - соль, manteia - гадание, пророчество) — гадание на повар, соли, распростра­ненное у мн. др. народов и связан­ное с верой в ее магич. свойства. Элементы А. сохранились в свя­точных гаданиях.

АЛОХАНЬ (кит.) - то же, что Архат.

АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus - высокий) - у древних так назы­вался жертвенник, сооружавший­ся в „св. местах в виде очага. У ранних христиан - стол, на к-ром приготовлялось и распреде­лялось причастие. В христ. церк­ви — часть храма, в к-рой священ­нодействует духовенство и где находится престол. У православ­ных алтарь ориентирован на вос­ток и отделен иконостасом.

АЛХИМИЯ - донауч. стадия в раз­витии химии. Возникла в первые века н. э. в Александрии на почве синтеза оккультных представле­ний Востока и Запада, вобравших в себя всевозможн. гностич. и манихейск. учения. Мифич. покрови­телем А. считался Гермес Трисмегист. Развитая и усовершенство­ванная арабами и накопившая богатый эмпирич. материал А. по­лучила широчайшее распростране­ние в средневек. Европе. Наиболее извест. алхимиками были Альберт Великий,. Николай Фламен, Ар-нольдо из Виланова, Роджер Бэ­кон. Конечн. цель всех алхимич. поисков - получение „философск. камня , якобы способного превра­щать неблагородные металлы в зо­лото и серебро, излечивать любые болезни, омолаживать организм, неогранич. продлевать жизнь. Бы­ло распространено мнение, что алхимики владеют тайнами „белой и „черной магии. В процессе бесплодн. поисков чудодейственной субстанции алхимики открыли мн. ценные хим. вещества и лекарст­вен, препараты, изобрели хим. приборы, описали мн. хим. реак­ции и процессы, разработали нек-рые методики хим. исследований и т. д.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Больштедт (ок. 1193 — 1280) ~ ср.-век. философ и богослов, учи­тель Фомы Аквинского, один из первых теологич. комментато­ров и интерпретаторов аристоте­левской философии; пытался при­способить идеи Аристотеля к католич. вероучению.

АЛЬБИГОЙЦЫ - последователи еретич. движения во Франции, в Италии и Германии в 12-13 вв. против католич. церкви, препятст­вовавшей развитию ср.-век. горо­дов. Одним из центров движения был г. Альби (франц. провинция Лангедок). А. отвергали догмат о триединстве бога, церк. таинства, почитание креста, икон, не призна­вали власть папы, называя като­лич. церковь „дьявольской силой . Преданные папой анафеме, они создали свою церковь, объявив ее независимой от католич. Папа Ин­нокентий III в 1209 предпринял против А. крест, поход, к-рый окончился их разгромом. В кон. 13 в. А. были окончат, истреблены.

АМАЛЬРИК (Амори) ВЕНСКИЙ (или Шартрский) (ум. 1206) - идеолог еретич. движения амаль-рикан, вольнодумец, преподава­тель философии и теологии в Па­риж, ун-те. Идеи А. Б. известны из опровержений ортодокс, като­лич. теологов. А. Б. - пантеист: „Все в мире едино, ибо то, что су­ществует, есть бог . Человек — частица бога. В отличие от христ. идеи равенства всех во грехе, А. Б. всех людей считал равными в упо­доблении богу. Дух божий - в тех, кто обладает знаниями. Невеже­ство - ад, образованность - рай, загробного существования нет. Ересь А. Б. осуждена католич. церковью в 1204; в 1215 папа окончат, запретил ее разглашение.

АМАЛЬРИКАНЕ - последователи учения Амальрика Венского, объ­единившиеся в кон. 12 - нач. 13 в. в отд. секту. А. выступали против соц. неравенства и феод, идеоло­гии в лице католицизма. Отверга­ли церковь и духовенство, папу -„антихриста , христ. обряды и таинства. Проповедовали учение, напоминавшее взгляды Иоахима Флорского о 3 стадиях мир. соц. процесса, соответствующих 3 ли­цам христ. троицы. Последняя стадия - „св. духа , к-рый вселил­ся в членов секты и тем самым очистил их от греха. Со „св. ду­хом связывали установление справедливого об-ва. А. считали, что, будучи частицами бога, они бессмертны, и в этом проявился мистич. характер их пантеизма. А. отвергли аскетизм, проповедуя право человека на удовлетворе­ние своих желаний. Руководители секты (в т. ч. 6 преподавателей Париж, ун-та) были публично сож­жены церковью в 1210.

АМАТЭРАСУ (яп., букв. - осве­щающая небо) - богиня солнца, центр, божество синтоизма. По ле­генде ее родители (первые боже­ства, обладавшие мужским и жен­ским началом) Идзанаги и Идзанами создали в морской стихии остров и породили ряд стихийных сил, предметов и божеств, в т. ч. и А. Родословная яп. императоров возводится к А. Вера в „божест­венность императ. власти и в ис­ключительность яп. нации веками использовалась правящими клас­сами Японии для укрепления свое­го господства.

АМБРОЗИЯ - в др.-греч. мифоло­гии - пища олимпийских богов, источник их вечной юности и бес­смертия, также корм коней богов.

АМВОН (от греч. ambon - край горы) - возвышенное, как прави­ло, полукруглое и выдвинутое в середину христ. храма место, с к-рого дьякон провозглашает ектенью, читает евангелие, а свя­щенник произносит проповеди.

АМЕГИНО Флорентйно (1854-1911) — аргентин. ученый — пале­онтолог и антрополог. Отстаивал материалистич. взгляды, критико­вал „физич. идеализм и энерге­тизм; был сторонником отделе­ния церкви от гос-ва. Свои филос. взгляды изложил в книге „Мое кредо .

АМЕНХОТЕП IV (Эхнатон) - др-егип. фараон 18-й династии (пра­вил в 1419 - ок. 1400 до н. э.). Пы­таясь сломить могущество жреч. касты и старой родовой аристо­кратии, связанных с культом Амона-Ра и с места, культами, А. за­претил культ Амона, конфисковал фиванские храмовые владения и ввел новый гос. культ единого бога Атона. Столицей при А. стал новый город - Ахетатон (ныне Эль-Амарна), а себе фараон взял новое имя - Эхнатон (Угодный Атону). Однако первая в истории попытка введения единобожия оказалась недолговечной. Моноте­изм А. не вытекал из обществ, уклада Др. Египта, не имел подготовл. почвы. Старое жречество и знать после смерти А. вернулись к прежним культам.

АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВ­НАЯ ЦЕРКОВЬ - самая молодая из поместных правосл. церквей, автокефалия к-рой была предо­ставлена Рус. правосл. церковью в 1970. История ее становления уходит в 18 в., когда Синод Рус. правосл. церкви назначил (1793) на Аляску первую миссию. В нач. 19 в. в Америке развернула свою деятельность правосл. епископ­ская кафедра, во главе к-рой стал Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коло­менский). Когда Аляска была про­дана царским пр-вом США, рус. миссионеры добились в 1870 уч­реждения епархии Алеутской и Аляскинской. В 1905 центр Алеут­ской и Североамериканской епар­хии был перемещен в Сан-Фран­циско, а затем - в Нью-Йорк. Епархия по решению ее первого собора (1907) получила наимено­вание „Русская, православная гре­ко-кафолическая церковь в Север­ной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Рос­сийской . В 1933 был учрежден экзархат Московской патриархии в Сев. и Южн. Америке. В 1970 Рус. правосл. церковь, исходя из желания Рус. правосл. греко-кафолич. церкви в Америке, пре­доставила ей автокефалию. В наст, вр. А. п. ц. — 15-ю по диптиху сре­ди автокеф. правосл. церквей - возглавляет митрополит (резиден­ция в Нью-Йорке). Она имеет 9 епархий, объединяющих ок. 350 приходов в США, Канаде, Ар­гентине, Бразилии, Перу и Вене­суэле На территории Сев. и Южн. Америки функционируют 6 мона­стырей, духовная академия и се­минария. Общим языком для ве­рующих является англ. Церковь состоит членом Всемирн. совета церквей и членом Нац. совета церквей Христа в США, поддержи­вает контакты с Рус. правосл. цер­ковью.

АМИДАИЗМ - одно из течений в яп. буддизме, возникшее в 12 в. Название восходит к одному из гл. богов яп. пантеона — будде Амида (соответствует санскр. Амитаб-ха) - владыке обетованной „чис­той земли , где живут боги и пере­рождаются праведники. Осн. шко­лы (или секты) А. - Дзедо („чис­тая земля ) и Дзёдо-син („истин­но чистая земля ). Канонич. разли­чия между ними невелики. Гл. причина возникновения А. — по­требность в отходе от сложностей и аристократизма предшествовав­ших школ, поиски форм буддиз­ма, доступных восприятию кресть­ян, масс. На смену филос. тонкос­тям раннего буддизма в А. пришел культ одного только будды Ами­ды, подробно и красочно расписан­ные картины рая и ада и „легкий' путь спасения, к-рый требует от мирян только с искренней верой непрестанно повторять вслух или в душе формулу, прославляющую Амиду. А. стремился уменьшить разрыв в нормах поведения между духовенством и мирянами, в части, впервые разрешил будд, священ­никам вступать в брак.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Статистическое зазеркалье

News image

Намедни, добравшись, наконец до Афона, Президент РФ В.В. Путин походя завершил долгую дискуссию по поводу ре...

Словарь Атеиста:

ААР - АМИ

ААРОНОВЦЫ, соотв. аароновщина - течение в старообрядчестве, отделившееся во вт. пол. 18 в. от бе...

Авторизация



Движение атеизма:

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...