Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



АТЕ - АЯТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

АТЕИЗМ    МАРКСИСТСКИЙ    - высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и поло­жит., что было накоплено в про­цессе предшествовавшего разви­тия атеизма, А - м. преодолел исто-рич. и клас. ограниченность преж­них учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и прогрес. силы - рабочего класса. Ха­рактеризуя сущность А. м., В.И. Ле­нин писал: „Марксизм есть мате­риализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен ре­лигии, как материализм энцикло­педистов XVIII века или материа­лизм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, при - меняя материалистическую фило­софию к области истории, к обла­сти общественных наук. Мы долж­ны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, сле­довательно, марксизма. Но марк­сизм не есть материализм, остано­вившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объ­яснить источник веры и религии у масс (т. 17, с. 418). Завоевани­ем А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возник­новения. В отличие от домарксов-ских атеистов, А. м. не ограничи­вается сведением религии  к ее земной основе. По словам К. Марк­са, эта земная основа „сама долж­на быть понята в своем противоре­чии, а затем практически револю­ционизирована путем устранения этого противоречия (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченно­сти, обращен не к отд. представи­телям образованной части об-ва, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фи­деизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выра­жает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепо­щения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прош­лого,  осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ рели­гии позволяет вскрыть соц. причи­ны ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в об­ществ, жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне вы­яснить особенности религ. созна­ния, „механизм иллюзорного вос­полнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ по­зволяет понять особенности воз­действия религии на психику чело­века, выяснить природу и осо­бенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе ре­лигии А. м. опирается на всю пред­шествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многове­кового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшест­вующих атеистич. учений. Он мате­риалистически объясняет источни­ки религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с за­дачами соц. и духовного раскрепо­щения трудящихся масс, указыва­ет реальные пути преодоления ре­лиг. иллюзий. Ф. Энгельс подчер­кивал, что религия должна быть „преодолена научно, то есть объяс­нена исторически... (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опира­ется на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. филосо­фии. Основополагающими принци­пами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью чело­века от стихийных сил природы и определенных соц. условий жиз­ни; 2) выяснение связи между ре­лигией и интересами реакц. клас­сов, заинтересованных в увекове­чивании религ. и соц. иллюзий; 3)                          уяснение того факта, что борь­ба с религией есть в первую оче­редь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4)                       вывод, что упразднение рели­гии является одной из решающих предпосылок        раскрепощения творч. активности масс для борь­бы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу - не только освободить сознание человека от религ.  заблуждений,  но  и  рас­крыть истинную картину мира, свободную от всего потусторонне­го и сверхъестественного. Гл. за­дачей А. м. является формирова­ние таких науч. представлений, ду­ховных ценностей и нравств. идеа­лов,   к-рые  способны обогатить человека  культурн.  ценностями, повысить его политич. сознатель­ность. А. м., опираясь на достиже­ния естеств. и обществ, наук, ут­верждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы историч. раз­вития, судьбы человеч. существо­вания на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ.-богосл. интерпретацию, а с другой — дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитыва­ет у человека уверенность в собст. силах, возвышает достоинство лич­ности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способно­стей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него „кри­тика религии завершается учени­ем, что человек - высшее сущест­во для человека (Маркс К, Эн­гельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс ма-териалистич. мировоззрение, яв­ляющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобра­зования действительности, утверж­дения коммунистич. сознательно­сти и убежденности. А. м. являет­ся теоретич. основой системы ате­истич. воспитания, позволяет точ­но определить выбор средств, форм и методов идейн. воздейст­вия на верующих.

АТЕИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИ­ОННЫХ ДЕМОКРАТОВ - высш. ступень в развитии революц.-де-мократич. атеизма. Революц.-демо-кратич. атеизм возн. одновремен­но с атеизмом бурж. в эпоху кри­зиса феодализма, но отличался от него рядом особенностей: обра­щенностью к широким массам трудящихся, связью с идеями утопич. социализма, большей последо­вательностью. Зачатки идей рево-;!К>Ц.-демократич. атеизма впервые „формулируются с известной оп­ределенностью в 16 в. Т. Мюнцером (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 364). Наиболее глубоко и последовательно идеи революц. - демократич. атеизма разрабатыва­лись в России В. Г. Белинским (1811-1848), А.И.Герценом (1812-1870), Я. П. Огаревым (1813-1877), М. В. Буташевич-Петрашевским (1821-1866), Я Г. Чер­нышевским (1828-1889), Н.А. Добролюбовым (1836-1861),Д. И. Писаревым (1840-1868) и др. Опи­раясь на материалистич. традицию рус. (ЛГ. В. Ломоносов, А. Я. Ради­щев, декабристы) и западноевроп. (франц. просветители, Л. Фейер­бах) предшественников, рус. ре-волюц. демократы в значит, мере преодолели метафизич. и механистич. ограниченность их материализма, соединив его с диалекти­кой, дали более глубокое и цель­ное философ, и естественнонауч. обоснование атеизма. Диалектич. подход к пониманию природы и общества дал рус. мыслителям возможность выявить источник движения в мире, снять тем са­мым проблему „первотолчка , с к-рой не смог справиться мета­физич. материализм, показать не­состоятельность креационизма и провиденциализма. Объяснив воз­никновение сознания внутренней активностью материи, они прибли­зились к науч. пониманию психич. явлений, углубив тем самым кри­тику религ. учения о бессмертии души и существовании загробного мира. Революц. демократы в силу социально-экономич. отсталости России не смогли выявить законы обществ, развития, но они созна­вали, что такие законы непремен­но существуют. Это позволило им вплотную подойти к выяснению соц. корней религии. Отвергнув обмана теорию, к-рой придержива­лись франц. просветители, рус. атеисты обратились к анализу ус­ловий жизни людей и пришли к выводу, что причины возникно­вения и существования религии кроются в беспомощности людей перед силами природы, в нищете и обездоленности угнетенных масс. Оценивая религию с т. зр. интере­сов трудящихся, революц. демо­краты глубже своих предшествен­ников вскрыли ее соц. роль, близ­ко подошли к пониманию религии как опиума народа, показали, что, утешая иллюзией загробного бла­женства, она примиряет угнетен­ных с их участью, „поддерживает в народе косность, рабскую ро­бость, уничтожает самостоятель­ность человека . Большой вклад внесли рус. атеисты в разработку путей преодоления религии. Они считали, что религия с неизбежно­стью отомрет вследствие гибели эксплуатат. об-ва и замены его социализмом. В России в 19 в. революц.-демократич. атеизм пре­вратился в широкое движение передовой интеллигенции и оказал благотворное влияние на развитие рус. демократич. культуры и куль­туры др. народов.

„АТЕИЗМУС („Ateizmus ) - еже­месячный журнал Ин-та науч. ате­изма Словацкой академии наук. Издается с 1973 в Братиславе на словац. языке. Печатает науч. ста­тьи по вопросам науч. атеизма и религиоведения, формирования на­уч., материалистич. мировоззрения.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА - од­на из действенных форм атеистич. воспитания. А. б. - словесное об­щение между беседчиком (пропа­гандистом, агитатором) и, как правило, небольшой группой лю­дей. А. б. затрагивает обычно к.-л. узкую тему или какой-то отд. факт, случай, вокруг к-рого раз­вертывается беседа. Темой А. б. может быть статья, заметка в газе­те, журнале, передача по радио, те­левидению, конкр. случай, связан­ный с проявлением религиозности в труд. кол-ве или любой другой группе людей. Необходимым ус­ловием А. б. является вовлечение слушателей в обмен мнениями.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ. Од­но из средств устной атеистич. пропаганды. Вошла в арсенал по­следней с первых лет Сов. власти и играла важную роль в идейно-воспитат. работе. Особенно широ­ко А. л. стала применяться в пери­од деятельности Союза воинств, безбожников. С созданием во вт. пол. 30-х гг. лекторских групп при республиканских, краевых, областных и районных орг-циях Союза воинств, безбожников А. л., стала гл. средством науч.-атеистич. пропаганды. В наст. вр. лекцион­ную науч.-атеистич. пропаганду в основном ведет об-во „Знание . Деятельность лекторов-атеистов объединяют и направляют науч.-методич. советы по пропаганде атеистич. знаний, созданные при республ., краевых и областных орг-циях об-ва, и соответственно секции в городских и районных орг-циях. Особенность лекции со­стоит в том, что она позволяет подробно, последовательно и сис­тематично осветить определенную тему, разъяснить слушателям наи­более сложные ее аспекты. Лектор должен учитывать состав аудито­рии, ее общеобразоват. уровень, возраст, интересы. Успех лекции определяется прежде всего ее со­держанием. Лекция должна быть науч. по содержанию и в то же время понятной для аудитории во всех ее аргументах и выводах. В лекции необходимо избегать всего, что может оскорбить религ. чувства верующих. Сейчас все большее распространение получа­ют циклы лекций, лектории, преи­мущество к-рых состоит в том, что они имеют, как правило, более или менее стабильную аудиторию и позволяют дать систематизиро­ванные знания не по одной к.-л. теме, а по целой проблеме, разде­лу науч. атеизма.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ    ПЕЧАТЬ   - книги, периодич. издания, нагляд­ные пособия и др. печатная про­дукция атеистич. содержания, пред­назначенная для широкого крута читателей, в т. ч. и верующих, и призванная содействовать форми­рованию науч., материалистич. ми­ровоззрения, атеистич. убеждений. Традиции А. п. в СССР восходят к статье В. И. Ленина „О значе­нии воинствующего материализма (1922) и др. ленинским произве­дениям, в к-рых затрагиваются вопросы атеизма, религии, церкви, к антирелиг. работам В.Д.Бонч-Бруевича, М. И. Калинина, П. А. Красикова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, И. И. Скворцова-Степанова, Ем. Ярославского, к та­ким периодич. изданиям, как „Ре­волюция и церковь (1919-1924), и т. д. Большую издательскую ра­боту вел Союз воинств, безбожни­ков. Он имел свое издательство, выпускал ежедневную газету „Без­божник , журналы „Безбожник , „Антирелигиозник , „Безбожник у станка , „Деревенский безбож­ник , „Юные безбожники , ряд журналов в союз, республиках на нац. языках. В наст. вр. центр, и местн. издательствами СССР изда­ется разнообразная атеистич. лит­ра (науч., уч., справочн., науч.-по-пулярн., худож. и т. д.). Всесоюз­ное об-во „Знание издает ежеме­сячный журнал „Наука и религия , об-во „Знание Украинской ССР -„Людына и свит („Человек и мир ). Статьи на атеистич. темы публикуют центр., республ. и местн. журналы и газеты. Журна­листы, пишущие на атеистич. те­мы, объединены в секцию при Правлении Союза журналистов СССР. Разнообразная атеистич. лит­ра издается в др. социалистич. странах, выходят и периодич. изда­ния: еженедельник „Аргументы , ежемесячник „Чловек и свято-погльонд („Человек и мировоз­зрение ), квартальник „Эухемер в Польше, ежемесячники „Вилагошшаг („Свет ) в Венгрии, „Атеизмус в Чехословакии, „Атеистична трибуна в Болгарии.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАН­ДА - разъяснение несостоятельно­сти религ. вероучения и обоснова­ние науч.-материалистич. мировоз­зрения в процессе идейн. воздей­ствия на отд. человека или группу людей. А. п. - необходимая сост. часть атеистич. воспитания. С т. зр. используемых средств воздейст-ния различают устную и печатную А. п., с т. зр. объекта воздействия - массовую и индивидуаль­ную. К осн. формам массовой А. п. относятся лекции, групповые бесе­ды, вечера вопросов и ответов, те-матич. вечера. Наиболее распрост­раненной формой массовой А. п. инляется атеистич. лекция. Груп­повая атеистич. беседа в отличие 01 лекции предполагает больший контакт пропагандиста с аудито­рией. Здесь значит, часть времени посвящается обмену мнениями, выступлениям слушателей. Боль­шим успехом пользуются умело подготовленные вечера вопросов и ответов и тематич. вечера на ате­истич. темы. Их преимущество со­стоит в том, что в них могут быть широко использованы средства наглядности и эстетич. воздейст­вия: документ, и худож. кино­фильмы, диафильмы, пьесы и от­рывки из пьес, отрывки из литера­турных произведений и т. п. А. п. должна дифференцироваться в за­висимости от конкр. условий. В сельской местности, напр., наря­ду с упомянутыми выше формами значит, роль могут сыграть читки и обсуждения естеств.-науч. и ху­дож. лит-ры, школы естеств.-науч. и обществ.-политич. знаний. Большую роль в системе А. п. играет использование печати, радио и те­левидения. Массовые формы А. п. должны дополняться индивидуаль­ной работой с отд. верующими или колеблющимися.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ      ВОСПИТА­НИЕ - воздействие на людей в це­лях  выработки  науч.-материали-стич. мировоззрения и преодоле­ния   религ.   верований.  Следует различать   объективные   предпо­сылки А. в., т. е. определенные соц.-экономич. условия, в рамках к-рых оно осуществляется, и субъ­ективную сторону, т. е. само целе-направл. воспитат. воздействие на людей.  Марксизм требует учета тех  объективных  соц.  условий, в   к-рых   развертывается  А.  в. Возможности А. в. в капиталистич. об-ве крайне ограниченны. Лишь социализм, подрывая соц. корни религии,   создает благоприятные возможности для широкого раз­вертывания А. в. Преодоление ре­лигии и формирование атеистич. сознания масс неразрывно связа­ны в нашем об-ве с экономич., соц. и культурными преобразова­ниями, происходящими в процессе дальнейшего развития социализма. Именно эти преобразования созда­ют объективную основу для А. в. трудящихся. А. в. в условиях со­циализма является необходимой сост. частью коммунистич. воспи­тания. Человек не рождается ате­истом, так же как он не рождает­ся верующим. Он становится ате­истом под влиянием соц. среды, под воздействием различных фак­торов,  включая  семью,  школу, книги, средства массовой инфор­мации, традиции и обычаи и т. п. А. в. в социалистич. об-ве призва­но не только сформировать у каж­дого труженика основы науч. ми­ровоззрения,  но  и  сделать его способным противостоять религ. влиянию,   привить  навыки  ате­истич.  пропаганды.  А. в. нераз­рывно  связано с др. направле­ниями коммунистич. воспитания: политич.,   интернац.,   трудовым, нравств., эстетич. Оно представля­ет собой не изолированный учас­ток идеологич. работы, а опреде­ленный аспект единого и целост - ного воспитат. процесса, осущест­вляемого под руководством пар­тии. Значение комплексного под­хода в процессе коммунистич. вос­питания было особо подчеркнуто XXV съездом КПСС. Необходи­мость комплексного подхода в А. в. определяется, в часта., тем об­стоятельством, что религия в социалистич. об-ве связана со мн. пережитками прошлого в быту и в сознании людей: национализмом, индивидуализмом и эгоизмом, от­жившими обычаями и традициями и т. п. В содержании А. в. можно выделить 2 взаимосвязанных ас­пекта: во-первых, критич. аспект, т. е. критику религ. мировоззре­ния, выяснение науч. несостоятель­ности религ. картины мира, религ. концепций об-ва и человека; во-вторых, позитивный аспект, т. е. противопоставление осн. религ. ми­фам и идеям науч., диалектико-материалистич. понимания объек­тивного мира, объяснение сущно­сти религии, причин ее существо­вания, ее историч. преходящего ха­рактера. Если А. в. ограничивается только критикой религии, то оно выполняет лишь часть задачи: раз­рушение религ. веры, но не обеспе­чивает утверждения атеистич. ми­ровоззрения, науч. взгляда на мир. Важность позитивного аспекта А. в. определяется также тем, что в нашей стране имеются группы населения, к-рые выросли в без-религ. среде и не являются верую­щими, но в то же время еще не ста­ли убежден, и сознат. атеистами. Подобных людей важно убедить не только в иллюзорности и не­научности религ. идеологии, но и в глубине и правильности ате­истич. мировоззрения, в том, что только последнее способно дать науч.-обоснован. ответы на важ­нейшие мировоззренч. и нравств. проблемы современности. Этих людей необходимо научить навы­кам идейн. борьбы с религией, сделать их способными противо­стоять любым религ. влияниям. Т. о., А. в, в нашей стране необ­ходимо не только для той части населения, к-рая еще не освобо­дилась от религиозности, но и для той его части, к-рая свободна от ре­лиг. верований, но еще не стала на позиции сознат. атеизма. А. в. представляет собой сложный и многосторонний процесс, в к-ром применяются различные методы, формы и средства идеологич. воз­действия. Наряду с этим исполь­зуются и иные формы воспитат. воздействия (внедрение безрелиг. обрядов, вовлечение трудящихся в активную производств., обществ, и культурн. деятельность и т. п.). Необходимо, чтобы все эти мето­ды и средства были взаимосвяза­ны и согласованы между собой. Это достигается с помощью систе­мы науч.-атеистич. воспитания.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ - целенаправл. воздей­ствие на детей и подростков в про­цессе семейного воспитания для выработки у них науч. миропони­мания и правильного мироощуще­ния, негативного отношения к ре­лиг. предрассудкам и суевериям. В ходе А. в. в с. преодолевается отриц. влияние, к-рое оказывает на подрастающее поколение рели­гия, дающая неверные жизнен, ориентиры, ложные представления о мире, цели и смысле существо­вания, назначении человека, по­рождающая раздвоенность созна­ния, травмирующая в конечном счете детскую психику. А. в. в с. должно строиться с учетом воз­растной психологии, конкр. об­становки, реальных взаимоотно­шений между взрослыми и деть­ми. Его эффективность находится в прямой зависимости от взглядов и поведения родителей, их автори­тета в глазах детей. Начинать А. в. в с. следует, когда ребенок стано­вится способен осознавать окру­жающее. Нужно давать ему исчер­пывающие ответы на возникаю­щие вопросы, к-рые являются своеобразной формой познания действительности. Формируя у ре­бенка правильные представления о процессах и явлениях, крайне важно нейтрализовать возможное влияние на него различных суеве­рий, напр, веры в приметы, вещие сны, гадания и т. п. Учитывая осо­бенности детского восприятия ми­ра, необходимо использовать раз­ные формы атеистич. воздействия: целенаправл. подбор лит-ры антирелиг. и антиклерик. содержания, разнообр. игры, расширяющие кру­гозор ребят, и т. д. Формирование атеистич. миропонимания осуще­ствляется также в процессе озна­комления, детей с памятниками культуры, при посещении музеев, выставок. А. в. в с. следует прово­дить в тесном контакте с дошколь­ными учреждениями, а затем - со школой, добиваясь последователь­ности в формировании атеистич. взглядов. А. в. в с. — один из гл. факторов прекращения воспроиз­водства религиозности в новых поколениях.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ - воздействие трудового кол-ва, на­правленное на формирование ате­истич. убежденности его членов. Располагая большими возможно­стями для вовлечения людей в ак­тивную произв., обществ.-политич. и культурн. деятельность, трудо­вой кол-в способствует повыше­нию их сознательности, расшире­нию кругозора, осознанию своего места в об-ве. Успех А. в. в т. к. во многом зависит от морального климата в кол-ве, общего состоя­ния идейно-воспитат. работы. Чут­кость, внимание к человеку, его нуждам и запросам, являются важ­ными факторами преодоления ре­лиг. пережитков, формирования атеистич. взглядов. Вместе с тем необходима повседневная, систе­матическая работа по атеистич. воспитанию, с использованием си­лы обществ, мнения, всех сложив­шихся форм и методов. Партий­ные комитеты и обществ, орг-ции, планируя атеистич. работу в трудо­вом кол-ве, опираются на конкр.-социологич. исследования, позво­ляющие выявить специфику религ. обстановки, уровень религиозно­сти и атеистич. убежденности чле­нов кол-ва. С учетом этого плани­руются различные мероприятия, основанные на умелом сочетании форм массовой и индивид, воспи­тат. работы. Чрезвычайно важное значение имеет при этом подготов­ка квалифиц. кадров пропаганди­стов и организаторов атеистич. ра­боты. Большим атеистич. потенци­алом обладают социалистич. праздники и обряды, связанные как с профессиональной деятельно­стью, так и с семейно-бытовой сфе­рой (посвящение в рабочие, ком­сомольские свадьбы, чествование ветеранов и др.). Успех А. в. в т. к. обеспечивается его тесной связью с жизнью, с практич. задачами дан­ного кол-ва, с осуществлением комплексного подхода с учетом различных категорий трудящихся.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ - систематическое и на­правленное воздействие на уча­щихся школ с целью выработать у них атеистич. убежденность, сост. часть коммунистич. воспитания подрастающего поколения. В соци­алистич. об-ве, где подорваны соц. корни религии, господствует науч.-материалистич. мировоззрение, школа отделена от церкви, суще­ствуют объективные предпосылки для успешной работы по А. в. уча­щихся, к-рое выступает как важ­ный фактор прекращения воспро­изводства религии. А. в. в ш. вклю­чает в себя планомерный процесс формирования науч.-материали-стич., атеистич. взглядов в ходе преподавания различных уч. дис­циплин: истории, лит-ры, биологии, географии, обществоведения, фи­зики, химии и др. Значит, роль играет внеклассная работа. Во мн. школах созданы кружки юных атеистов, оформляются „уголки атеиста , проводятся вечера воп­росов и ответов на атеистич. темы и др. мероприятия. Наряду с этим педагоги используют для А. в. в ш. посещение музеев, выставок, про­смотр кинофильмов, спектаклей. Проводятся читат. конференции по книгам атеистич. направленно­сти. Все это помогает формирова­нию у школьников сознат. отно­шения к вопросам атеизма и рели­гии. Науч. рекомендации по орга­низации А. в. в ш, разрабатывают­ся с учетом возрастной психоло­гии, уровня знаний учащихся, их склонностей и интересов. Эффек­тивность А. в. в ш. во многом за­висит от умелого сочетания мас­совых форм с индивид, работой. Большое значение имеют контак­ты педагогов с семьями учащихся, разъяснение родителям необходи - мости А. в. в семье. Особенно важ­но нейтрализовать влияние верую­щих родителей, к-рые могут про­тиводействовать усилиям школы, оказывать религ. влияние на детей. Разработка методики и организа­ции А. в. в ш. является актуальной задачей сов. педагогич. науки.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ - одно из важных на­правлений воспитат. работы, ста­вящее целью формирование ате-истич. убежденности у молодого поколения. Хотя, согласно конкр.-социологич. исследованиям, про­цент верующих среди молодежи невелик, у нек-рой ее части прояв­ляется индифферентное отноше­ние к вопросам атеизма и религии, мировоззренч. непоследователь­ность. Это обусловливает необхо­димость целенаправл. работы по А. в. м., включающей в себя раз­личные формы и методы идейн. и эмоц. влияния при дифференциро­ванном подходе к различным группам молодежи. Условиями ус­пеха в А. в. молодого поколения являются его комплексность, тес­ное единство с труд., интернац., патриотич., нравств. и др. сост. час­тями коммунистич. воспитания, а также преемственность, предпо­лагающая наиболее полное исполь­зование возможностей дошкольн. учреждений, средней школы, ПТУ, техникумов, вузов. Большое зна­чение имеет организация досуга молодежи, ее приобщение к раз­личным формам самодеят. творче­ства. Известное влияние на форми­рование атеистич. убежденности юношества оказывает сложившая­ся в нашей стране система новой, социалистич. обрядности, особен­но молодежные обряды, такие, как торжеств, вручение паспорта, посвящение в студенты, рабочие, колхозники и т. д. В А. в. м. необ­ходимо учитывать специфику ра­бочей, сельской, студенч. молоде­жи, интересы и психологию каж­дой из этих групп, умело сочетать различные формы массовой и ин­дивид, работы, направленные на формирование науч.-материалистич. мировоззрения, коммуни­стич. идейности. Важнейшую роль в А. в. молодого поколения играет комсомол, формирующий у моло­дежи активную жизнен, позицию, вовлекающий ее в обществ, дея­тельность. Необходимыми услови­ями А. в. м. являются его система­тичность, научность, конкретность и доходчивость.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — оценка группо­вым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с по­зиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. фор­мируется в условиях, когда в стра­не или в определенной соц. группе, кол-ве господствует науч. мировоз­зрение. А. о. м. противостоит ре­лиг. обществ, мнению, к-рое оце­нивает факты с позиций религ. мировоззрения. А. о. м. играет важную роль в системе атеистич. воспитания, в преодолении мн. вредных, отживших традиций и обычаев прошлого. Особенно боль­шое значение имеет А. о. м. в сель­ской местности. Необходимо ак­тивно формировать А. о. м. в сель­ских населенных пунктах, совхо­зах и колхозах. Здесь, особенно в ряде нац. республик, важно учи­тывать роль наиболее пожилых и уважаемых сельских жителей. В Дагестане и Средней Азии имеет­ся интересный опыт привлечения старейших жителей сел для пре­одоления ряда вредных традиций и обычаев и пропаганды новых социалистич. праздников и обря­дов. Правильно сформированное А. о. м. призвано содействовать вовлечению верующих в активную обществ, и культурн. деятельность, их приобщению к интересам соци­алистич. кол-вов.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - сознание людей, не верящих в су­ществование сверхъестественного и убежденных в истинности мате-риалистич. мировоззрения. Следу­ет различать безрелиг. сознание и А. с. В безрелиг. сознании отсут­ствует вера в бога, в сверхъесте­ственное, но оно не всегда включа­ет в себя атеистич. убеждения. В совр. капиталистич. странах име­ется немало людей, чье миросозер­цание чуждо религии, но в то же время далеко и от атеизма. Вего основе нередко лежат мировоз­зренч. скептицизм, агностицизм, индифферентизм и т. п. А. с. пред­полагает сознат. принятие филос. материализма как единственно подлинной теоретич. основы атеиз­ма. В совр. эпоху А. с. основано на науч. диалектико-материали-стич. мировоззрении. А. с. воспри­нимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавле­ний. Оно исходит из того, что ок­ружающий мир представляет со­бой вечно движущуюся и беско­нечно изменяющуюся материю, к-рая в процессе своей эволюции создала мыслящего человека как свой высш. продукт. А. с. не сов­местимо ни с религией, ни с идеа-листич. философией любого рода, включая и самые утончен, формы субъективного идеализма. А. с. может существовать как на уров­не идеологии (тогда оно объекти­вируется в определенных книгах, статьях, произведениях искусства и т. п.), так и на уровне обществ, психологии. В последнем случае оно характеризуется как реально функционирующее сознание инди­видов.

„АТЕИСТИЧНА ТРИБУНА - жур­нал Болг. об-ва по распростране­нию науч. знаний им. Георгия Киркова. Издается с 1974 в Софии (до 1981 издавался Нац. советом, Софийск. городским комитетом Отечественного фронта и Софийск. Домом социалистического быта к культуры). Освещает широкий круг вопросов теории и истории атеизма, религиоведения, практи­ки атеистической воспитательной работы.

АТМАН (санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. сис­теме индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упаниишдах, обоз­начает субъективное психич. нача­ло, индивид, бытие, „душу , пони­маемые и в личном, и в универ­сальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в со­отношении с объективной первич­ной реальностью - брахманом; постижение их тождества состав­ляет одну из осн. заповедей инду­изма.

АТОМИСТИКА, атомизм (от др.-греч. atomos - неделимый) - 1) фи­лос. учение в Др. Греции (Левкипп, Демокрит, Эпикур), Риме (Лукре­ций) и Индии (школа вайшешика), признающее мир состоящим из не­делимых, не возникающих и не­уничтожимых частиц, движущихся в пустоте. Соединение их - „рож­дение вещи, распадение - уничто­жение, „смерть . В запад, вариан­тах А., исходя из вечности движе­ния и природной необходимости, выступает теоретич. основой атеиз­ма. Инд. А. приписывает роль ини­циатора движения духовному на­чалу, а его направляющей силой считает „мир. душу и моральный закон (дхарма). Спиритуалистич. А. развивалась в учении мутакаллимов; 2) естеств.-науч. учение о дискретной структуре материи. Развитие А., шедшее от механич. (17-18 вв.) и химич. (19 ц.) ее форм (классич. А.) к современ­ной, выступает одним из важных конкр.-науч. оснований диалектич. материализма.

АТОН (букв. - солнечный диск) - др.-егип. божество, культ к-рого был введен фараоном Аменхоте­пом IV.

АТТИС - фригийский бог приро­ды. Согласно мифу, А. был пасту­хом, и его полюбила мать богов Кибела; смертельно раненный на охоте кабаном, он превратился после смерти в ссеку. В М. Азии, а затем и в Риме, воспринявшем культ А. ок. 200 до н. э., ежегодно отмечались смерть и воскресение А. Христианство заимствовало нек-рые элементы культа А.

„АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (лат. „Confessio Augustana ) - важнейший документ люте­ранства, изложение основ его ве­роучения. „А. и. было составлено Ф. Меланхтоном под наблюдением Лютера и на основе выдвинутых им положений, а также статей, принятых ранее лютеранами на конференциях в Марбурге, Шваба-хе и Торгау. Состоит из 2 частей: в 1-ю входит 21 статья веры (о троице, первород. грехе, сыне божьем, оправдании и т. д.), а во Ауспиции 2-ю - 7 статей с подробным изло­жением заблуждений и злоупотреб­лений папской церкви, к-рые пре­одолевает Реформация. „А. и. было, по ел. Ф. Энгельса, „консти­туцией реформированной бюргер­ской церкви (т. 7, с. 366), т. е. „дешевой церкви , упразднявшей пышную обрядность и упрощав­шей церк. иерархию. В июне 1530 в Аугсбурге „А. и. было зачитано рейхстагу и императору и отверг­нуто ими. Приверженцы католи­цизма ответили на „А. и. „Опро­вержением , в ответ на к-рое Ф. Меланхтон написал „Апологию , теологич. обоснование „А. и. . В 1555 по Аугсбургскому религ. миру „А. и. формально получило офиц.-правовое признание. „А. и. признается и ныне всеми лютера­нами в качестве документа, изла­гающего основы и оправдание их веры как веры истинной, восста­навливающей подлинное значение „слова божьего .

АУСПИЦИИ (лат. - птицегадания) - см. Авгуры.

АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto da fe - акт веры) - церемония приведения в исполнение пригово­ра инквизиции. А. включало: тор­жеств, процессию, в к-рой прини­мали участие духовенство, члены инквизиц. трибунала, их помощни­ки, монахи, религ. братства, осуж­денные, одетые в шутовские, позо­рящие их одежды (санбенито); тор­жеств, молебен; оглашение приго­вора в присутствии королевского двора или места, властей; ис­полнение приговора - наказание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осуществлялось светской властью. Последнее А. бы­ло совершено в Валенсии в 1826.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙ­СКИЙ (ок. 295-373) - один из отцов церкви. Решит, противник арианства, в борьбе с к-рым разра­ботал мистич. учение о „единосущности бога-отца и бога-сына, во­шедшее в „Символ веры . Следуя неоплатонистской традиции, А. от­стаивал представление о всемогу­ществе бога, его коренном отли­чии от мира (результата творения), о вере как определяющем условии достижения человеком бессмер­тия. Богосл. идеи А. в своей осно­ве были заимствованы у Иринея, Оригена и др. раннехрист. аполо­гетов.

АФИНА — в др.-греч. мифологии одна из гл. олимпийских богинь-девственниц. Почиталась как боги­ня войны и побед, гос. мудрости, символ разума. Считалась покровительницей героев, ремесел и ис­кусств, защитницей обществ, по­рядка, а также целомудрия.

АФРОДИТА - в др.-греч. мифоло­гии богиня любви и женской кра­соты. Согласно одной версии, А. - дочь Зевса и океаниды Дионы, со­гласно второй - возн. из морской пены. А. почиталась как богиня плодородия, дающая земле изоби­лие, вечную весну и жизнь, как бо­гиня гор и моря, богиня браков и родов. Постоянным спутником А. является ее сын — Эрот.

АХБАР (араб., множ. число от ха­бар - известие, сообщение) - ши­итское св. предание. А., как и сун­на, охватывает деяния, поступки и слова Мухаммеда, к-рые должны служить дополнением к Корану для решения соц.-экономич. и об­ществ.-правовых вопросов. Боль­шинство текстов А. по содержа­нию совпадает с суннитск. хадиса ми, различаясь лишь именами тех, кто передавал их.

АХИМСА, ахинса (санскр.) - не­причинение боли и зла живым су­ществам; религ.-этич. принцип, ха­рактерный для индуизма, буддиз­ма, джайнизма, где он возводится в степень религ. долга. Принцип А. связан с учением о переселении ду­ши и перерождении одних живых существ в другие.

АХМАДИЕ - мусульм. секта, на­званная по имени основателя Мир­зы Гулама Ахмада Кадиани (ум. в 1908), к-рый в 1891 был провоз­глашен новым пророком и махди, проповедовал учение, стремивше­еся примирить ислам с христиан­ством и индуизмом. В наст. вр. - св. 1 млн. последователей А. Проживают гл. обр. в Пакистане и Индии. Всемирной исламской ли­гой А. объявлена „враждебным исламу течением .

АХУН, Ахунд (букв. - настав­ник) - духовное звание мусульм. богословов и служителей культа, стоящих выше муллы.

АХУНДОВ Мирза-Фатали (1812— 1878) - азерб. философ-материа­лист и воинств, атеист, открыто выступивший против ислама. От­вергая идею бога как первопри­чины мира, он утверждал, что при­рода не создана никем. Она была, есть и будет, существует объек­тивно, без помощи к.-л. высш. си­лы. Природа есть причина самой себя. В трудах А. дана для того времени глубокая, всесторонняя критика ислама. Его филос.-поли-гич. трактат „Письма Кемаль-уд-Ловле является одним из лучших .т-истич. произведений в вост. лит-ре.

АХУРАМАЗДА (др.-перс, букв. - господь премудрый) - верховное божество в зороастризме и мазде-II ше, доброе начало, находящееся и постоянной борьбе со злым бо­гом Анхра-Майнью. Др. греки на-п.тали его Оромаз или Ормузд.

АШАРИ, аль Абу-ль-Хасан Али Иби Исмаил (873/874-935 или 541) - основоположник мусульм. схоластич. учения калама. Перво­начально был приверженцем мутазилитского течения, затем пере­шел в ряды ортодокс. ислама. А. защищал идеи о вечности и несотворенности Корана, о предопре­делении и вместе с тем отстаивал концепцию свободы воли челове­ка и его ответственности за свои поступки, обосновывал положе­ния ортодокс. ислама не только ссылками на Коран и хадисы, но и с помощью логических доводов, заимствованных им из учения мутазилитов.

АШОКА (Асока) (268-232 до н. э.) — инд. царь из династии Маурья, завершивший объедине­ние почти всей Индии в единое гос-во   (3 в.  до  н. э.). Пытался превратить в гос. законы нек-рые религ. положения. В последние го­ды жизни покровительствовал буд­дизму, видя в нем идеологич. си­лу, способствующую объединению гос-ва. В конце жизни А. принял монашество.

АШУРА (араб. - десятое) - кульминац. день траура у мусульман-шиитов, сопровождаемый театра­лизованными шествиями, песнопе­ниями, проповедями и самоистяза­ниями в память „великомученика Хусейна, внука Мухаммеда, сына халифа Али ибн Абу Талиба. Про­водится в 10-й день месяца мухаррем (первого месяца мусульм. лунного календаря). На протяже­нии столетий духовенство исполь­зовало А. для разжигания фана­тизма религ., вызываемого пуб­личным самобичеванием цепями, нанесением верующими себе ран саблями и кинжалами и т. д. В республиках Сов. Востока, где сохраняется шиизм, самоистяза­ния запрещены законом. А. вошла в лит-ру как „Шахсей-вахсей (ис­каженное от перс, восклицания „Шах Хусейн, вах Хусейн! - „Царь Хусейн, ах Хусейн! , издаваемо­го участниками траурных цере­моний).

АШШУР - центр, божество ассир. пантеона, покровитель ассир. ца­рей. А. присущи черты мн. бо­жеств: он - вершитель человече­ских судеб, бог-судья, военное бо­жество, божество мудрости. Изоб­ражался в виде крылатого солнеч­ного диска, из к-рого выступает туловище воина, стреляющего из лука.

АЯТ (араб. - чудо, знамение) - ритмическая единица главы (суры) в Коране. Согласно мусульм. веро­учению, в А. запечатлены подлин­ные слова самого бога.

АЯТОЛЛА (от араб, „аят - чудо, знамение и „аль-илах - Аллах - божье чудо, божеств, знамение) — шиитский мусульм. деятель, поль­зующийся популярностью как сре­ди своих последователей, так и среди авторитетных религ. дея­телей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Словарь Атеиста:

ИНД - ИСП

ИНДИФФЕРЕНТИЗМ РЕЛИГИОЗ­НЫЙ - одна из форм свободомыс­лия в отношении религии. Термин ,,И. р. употребляется в сходных, но разных значениях, И. р...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Атеисты узнали, что привело Россию к погромам

News image

Вчера представители Общества атеистов Москвы (ATOM) провели пресс-конференцию в защиту российской науки от мракобесия. Московские атеисты обвинили Министерство образования в на...