Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




АТЕ - АЯТ

Понятия и определения - Атеистический словарь

АТЕИЗМ    МАРКСИСТСКИЙ    - высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и поло­жит., что было накоплено в про­цессе предшествовавшего разви­тия атеизма, А - м. преодолел исто-рич. и клас. ограниченность преж­них учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и прогрес. силы - рабочего класса. Ха­рактеризуя сущность А. м., В.И. Ле­нин писал: „Марксизм есть мате­риализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен ре­лигии, как материализм энцикло­педистов XVIII века или материа­лизм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, при - меняя материалистическую фило­софию к области истории, к обла­сти общественных наук. Мы долж­ны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, сле­довательно, марксизма. Но марк­сизм не есть материализм, остано­вившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объ­яснить источник веры и религии у масс (т. 17, с. 418). Завоевани­ем А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возник­новения. В отличие от домарксов-ских атеистов, А. м. не ограничи­вается сведением религии  к ее земной основе. По словам К. Марк­са, эта земная основа „сама долж­на быть понята в своем противоре­чии, а затем практически револю­ционизирована путем устранения этого противоречия (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченно­сти, обращен не к отд. представи­телям образованной части об-ва, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фи­деизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выра­жает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепо­щения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прош­лого,  осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ рели­гии позволяет вскрыть соц. причи­ны ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в об­ществ, жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне вы­яснить особенности религ. созна­ния, „механизм иллюзорного вос­полнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ по­зволяет понять особенности воз­действия религии на психику чело­века, выяснить природу и осо­бенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе ре­лигии А. м. опирается на всю пред­шествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многове­кового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшест­вующих атеистич. учений. Он мате­риалистически объясняет источни­ки религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с за­дачами соц. и духовного раскрепо­щения трудящихся масс, указыва­ет реальные пути преодоления ре­лиг. иллюзий. Ф. Энгельс подчер­кивал, что религия должна быть „преодолена научно, то есть объяс­нена исторически... (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опира­ется на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. филосо­фии. Основополагающими принци­пами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью чело­века от стихийных сил природы и определенных соц. условий жиз­ни; 2) выяснение связи между ре­лигией и интересами реакц. клас­сов, заинтересованных в увекове­чивании религ. и соц. иллюзий; 3)                          уяснение того факта, что борь­ба с религией есть в первую оче­редь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4)                       вывод, что упразднение рели­гии является одной из решающих предпосылок        раскрепощения творч. активности масс для борь­бы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу - не только освободить сознание человека от религ.  заблуждений,  но  и  рас­крыть истинную картину мира, свободную от всего потусторонне­го и сверхъестественного. Гл. за­дачей А. м. является формирова­ние таких науч. представлений, ду­ховных ценностей и нравств. идеа­лов,   к-рые  способны обогатить человека  культурн.  ценностями, повысить его политич. сознатель­ность. А. м., опираясь на достиже­ния естеств. и обществ, наук, ут­верждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы историч. раз­вития, судьбы человеч. существо­вания на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ.-богосл. интерпретацию, а с другой — дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитыва­ет у человека уверенность в собст. силах, возвышает достоинство лич­ности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способно­стей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него „кри­тика религии завершается учени­ем, что человек - высшее сущест­во для человека (Маркс К, Эн­гельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс ма-териалистич. мировоззрение, яв­ляющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобра­зования действительности, утверж­дения коммунистич. сознательно­сти и убежденности. А. м. являет­ся теоретич. основой системы ате­истич. воспитания, позволяет точ­но определить выбор средств, форм и методов идейн. воздейст­вия на верующих.

АТЕИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИ­ОННЫХ ДЕМОКРАТОВ - высш. ступень в развитии революц.-де-мократич. атеизма. Революц.-демо-кратич. атеизм возн. одновремен­но с атеизмом бурж. в эпоху кри­зиса феодализма, но отличался от него рядом особенностей: обра­щенностью к широким массам трудящихся, связью с идеями утопич. социализма, большей последо­вательностью. Зачатки идей рево-;!К>Ц.-демократич. атеизма впервые „формулируются с известной оп­ределенностью в 16 в. Т. Мюнцером (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 364). Наиболее глубоко и последовательно идеи революц. - демократич. атеизма разрабатыва­лись в России В. Г. Белинским (1811-1848), А.И.Герценом (1812-1870), Я. П. Огаревым (1813-1877), М. В. Буташевич-Петрашевским (1821-1866), Я Г. Чер­нышевским (1828-1889), Н.А. Добролюбовым (1836-1861),Д. И. Писаревым (1840-1868) и др. Опи­раясь на материалистич. традицию рус. (ЛГ. В. Ломоносов, А. Я. Ради­щев, декабристы) и западноевроп. (франц. просветители, Л. Фейер­бах) предшественников, рус. ре-волюц. демократы в значит, мере преодолели метафизич. и механистич. ограниченность их материализма, соединив его с диалекти­кой, дали более глубокое и цель­ное философ, и естественнонауч. обоснование атеизма. Диалектич. подход к пониманию природы и общества дал рус. мыслителям возможность выявить источник движения в мире, снять тем са­мым проблему „первотолчка , с к-рой не смог справиться мета­физич. материализм, показать не­состоятельность креационизма и провиденциализма. Объяснив воз­никновение сознания внутренней активностью материи, они прибли­зились к науч. пониманию психич. явлений, углубив тем самым кри­тику религ. учения о бессмертии души и существовании загробного мира. Революц. демократы в силу социально-экономич. отсталости России не смогли выявить законы обществ, развития, но они созна­вали, что такие законы непремен­но существуют. Это позволило им вплотную подойти к выяснению соц. корней религии. Отвергнув обмана теорию, к-рой придержива­лись франц. просветители, рус. атеисты обратились к анализу ус­ловий жизни людей и пришли к выводу, что причины возникно­вения и существования религии кроются в беспомощности людей перед силами природы, в нищете и обездоленности угнетенных масс. Оценивая религию с т. зр. интере­сов трудящихся, революц. демо­краты глубже своих предшествен­ников вскрыли ее соц. роль, близ­ко подошли к пониманию религии как опиума народа, показали, что, утешая иллюзией загробного бла­женства, она примиряет угнетен­ных с их участью, „поддерживает в народе косность, рабскую ро­бость, уничтожает самостоятель­ность человека . Большой вклад внесли рус. атеисты в разработку путей преодоления религии. Они считали, что религия с неизбежно­стью отомрет вследствие гибели эксплуатат. об-ва и замены его социализмом. В России в 19 в. революц.-демократич. атеизм пре­вратился в широкое движение передовой интеллигенции и оказал благотворное влияние на развитие рус. демократич. культуры и куль­туры др. народов.

„АТЕИЗМУС („Ateizmus ) - еже­месячный журнал Ин-та науч. ате­изма Словацкой академии наук. Издается с 1973 в Братиславе на словац. языке. Печатает науч. ста­тьи по вопросам науч. атеизма и религиоведения, формирования на­уч., материалистич. мировоззрения.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА - од­на из действенных форм атеистич. воспитания. А. б. - словесное об­щение между беседчиком (пропа­гандистом, агитатором) и, как правило, небольшой группой лю­дей. А. б. затрагивает обычно к.-л. узкую тему или какой-то отд. факт, случай, вокруг к-рого раз­вертывается беседа. Темой А. б. может быть статья, заметка в газе­те, журнале, передача по радио, те­левидению, конкр. случай, связан­ный с проявлением религиозности в труд. кол-ве или любой другой группе людей. Необходимым ус­ловием А. б. является вовлечение слушателей в обмен мнениями.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ. Од­но из средств устной атеистич. пропаганды. Вошла в арсенал по­следней с первых лет Сов. власти и играла важную роль в идейно-воспитат. работе. Особенно широ­ко А. л. стала применяться в пери­од деятельности Союза воинств, безбожников. С созданием во вт. пол. 30-х гг. лекторских групп при республиканских, краевых, областных и районных орг-циях Союза воинств, безбожников А. л., стала гл. средством науч.-атеистич. пропаганды. В наст. вр. лекцион­ную науч.-атеистич. пропаганду в основном ведет об-во „Знание . Деятельность лекторов-атеистов объединяют и направляют науч.-методич. советы по пропаганде атеистич. знаний, созданные при республ., краевых и областных орг-циях об-ва, и соответственно секции в городских и районных орг-циях. Особенность лекции со­стоит в том, что она позволяет подробно, последовательно и сис­тематично осветить определенную тему, разъяснить слушателям наи­более сложные ее аспекты. Лектор должен учитывать состав аудито­рии, ее общеобразоват. уровень, возраст, интересы. Успех лекции определяется прежде всего ее со­держанием. Лекция должна быть науч. по содержанию и в то же время понятной для аудитории во всех ее аргументах и выводах. В лекции необходимо избегать всего, что может оскорбить религ. чувства верующих. Сейчас все большее распространение получа­ют циклы лекций, лектории, преи­мущество к-рых состоит в том, что они имеют, как правило, более или менее стабильную аудиторию и позволяют дать систематизиро­ванные знания не по одной к.-л. теме, а по целой проблеме, разде­лу науч. атеизма.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ    ПЕЧАТЬ   - книги, периодич. издания, нагляд­ные пособия и др. печатная про­дукция атеистич. содержания, пред­назначенная для широкого крута читателей, в т. ч. и верующих, и призванная содействовать форми­рованию науч., материалистич. ми­ровоззрения, атеистич. убеждений. Традиции А. п. в СССР восходят к статье В. И. Ленина „О значе­нии воинствующего материализма (1922) и др. ленинским произве­дениям, в к-рых затрагиваются вопросы атеизма, религии, церкви, к антирелиг. работам В.Д.Бонч-Бруевича, М. И. Калинина, П. А. Красикова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, И. И. Скворцова-Степанова, Ем. Ярославского, к та­ким периодич. изданиям, как „Ре­волюция и церковь (1919-1924), и т. д. Большую издательскую ра­боту вел Союз воинств, безбожни­ков. Он имел свое издательство, выпускал ежедневную газету „Без­божник , журналы „Безбожник , „Антирелигиозник , „Безбожник у станка , „Деревенский безбож­ник , „Юные безбожники , ряд журналов в союз, республиках на нац. языках. В наст. вр. центр, и местн. издательствами СССР изда­ется разнообразная атеистич. лит­ра (науч., уч., справочн., науч.-по-пулярн., худож. и т. д.). Всесоюз­ное об-во „Знание издает ежеме­сячный журнал „Наука и религия , об-во „Знание Украинской ССР -„Людына и свит („Человек и мир ). Статьи на атеистич. темы публикуют центр., республ. и местн. журналы и газеты. Журна­листы, пишущие на атеистич. те­мы, объединены в секцию при Правлении Союза журналистов СССР. Разнообразная атеистич. лит­ра издается в др. социалистич. странах, выходят и периодич. изда­ния: еженедельник „Аргументы , ежемесячник „Чловек и свято-погльонд („Человек и мировоз­зрение ), квартальник „Эухемер в Польше, ежемесячники „Вилагошшаг („Свет ) в Венгрии, „Атеизмус в Чехословакии, „Атеистична трибуна в Болгарии.

АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАН­ДА - разъяснение несостоятельно­сти религ. вероучения и обоснова­ние науч.-материалистич. мировоз­зрения в процессе идейн. воздей­ствия на отд. человека или группу людей. А. п. - необходимая сост. часть атеистич. воспитания. С т. зр. используемых средств воздейст-ния различают устную и печатную А. п., с т. зр. объекта воздействия - массовую и индивидуаль­ную. К осн. формам массовой А. п. относятся лекции, групповые бесе­ды, вечера вопросов и ответов, те-матич. вечера. Наиболее распрост­раненной формой массовой А. п. инляется атеистич. лекция. Груп­повая атеистич. беседа в отличие 01 лекции предполагает больший контакт пропагандиста с аудито­рией. Здесь значит, часть времени посвящается обмену мнениями, выступлениям слушателей. Боль­шим успехом пользуются умело подготовленные вечера вопросов и ответов и тематич. вечера на ате­истич. темы. Их преимущество со­стоит в том, что в них могут быть широко использованы средства наглядности и эстетич. воздейст­вия: документ, и худож. кино­фильмы, диафильмы, пьесы и от­рывки из пьес, отрывки из литера­турных произведений и т. п. А. п. должна дифференцироваться в за­висимости от конкр. условий. В сельской местности, напр., наря­ду с упомянутыми выше формами значит, роль могут сыграть читки и обсуждения естеств.-науч. и ху­дож. лит-ры, школы естеств.-науч. и обществ.-политич. знаний. Большую роль в системе А. п. играет использование печати, радио и те­левидения. Массовые формы А. п. должны дополняться индивидуаль­ной работой с отд. верующими или колеблющимися.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ      ВОСПИТА­НИЕ - воздействие на людей в це­лях  выработки  науч.-материали-стич. мировоззрения и преодоле­ния   религ.   верований.  Следует различать   объективные   предпо­сылки А. в., т. е. определенные соц.-экономич. условия, в рамках к-рых оно осуществляется, и субъ­ективную сторону, т. е. само целе-направл. воспитат. воздействие на людей.  Марксизм требует учета тех  объективных  соц.  условий, в   к-рых   развертывается  А.  в. Возможности А. в. в капиталистич. об-ве крайне ограниченны. Лишь социализм, подрывая соц. корни религии,   создает благоприятные возможности для широкого раз­вертывания А. в. Преодоление ре­лигии и формирование атеистич. сознания масс неразрывно связа­ны в нашем об-ве с экономич., соц. и культурными преобразова­ниями, происходящими в процессе дальнейшего развития социализма. Именно эти преобразования созда­ют объективную основу для А. в. трудящихся. А. в. в условиях со­циализма является необходимой сост. частью коммунистич. воспи­тания. Человек не рождается ате­истом, так же как он не рождает­ся верующим. Он становится ате­истом под влиянием соц. среды, под воздействием различных фак­торов,  включая  семью,  школу, книги, средства массовой инфор­мации, традиции и обычаи и т. п. А. в. в социалистич. об-ве призва­но не только сформировать у каж­дого труженика основы науч. ми­ровоззрения,  но  и  сделать его способным противостоять религ. влиянию,   привить  навыки  ате­истич.  пропаганды.  А. в. нераз­рывно  связано с др. направле­ниями коммунистич. воспитания: политич.,   интернац.,   трудовым, нравств., эстетич. Оно представля­ет собой не изолированный учас­ток идеологич. работы, а опреде­ленный аспект единого и целост - ного воспитат. процесса, осущест­вляемого под руководством пар­тии. Значение комплексного под­хода в процессе коммунистич. вос­питания было особо подчеркнуто XXV съездом КПСС. Необходи­мость комплексного подхода в А. в. определяется, в часта., тем об­стоятельством, что религия в социалистич. об-ве связана со мн. пережитками прошлого в быту и в сознании людей: национализмом, индивидуализмом и эгоизмом, от­жившими обычаями и традициями и т. п. В содержании А. в. можно выделить 2 взаимосвязанных ас­пекта: во-первых, критич. аспект, т. е. критику религ. мировоззре­ния, выяснение науч. несостоятель­ности религ. картины мира, религ. концепций об-ва и человека; во-вторых, позитивный аспект, т. е. противопоставление осн. религ. ми­фам и идеям науч., диалектико-материалистич. понимания объек­тивного мира, объяснение сущно­сти религии, причин ее существо­вания, ее историч. преходящего ха­рактера. Если А. в. ограничивается только критикой религии, то оно выполняет лишь часть задачи: раз­рушение религ. веры, но не обеспе­чивает утверждения атеистич. ми­ровоззрения, науч. взгляда на мир. Важность позитивного аспекта А. в. определяется также тем, что в нашей стране имеются группы населения, к-рые выросли в без-религ. среде и не являются верую­щими, но в то же время еще не ста­ли убежден, и сознат. атеистами. Подобных людей важно убедить не только в иллюзорности и не­научности религ. идеологии, но и в глубине и правильности ате­истич. мировоззрения, в том, что только последнее способно дать науч.-обоснован. ответы на важ­нейшие мировоззренч. и нравств. проблемы современности. Этих людей необходимо научить навы­кам идейн. борьбы с религией, сделать их способными противо­стоять любым религ. влияниям. Т. о., А. в, в нашей стране необ­ходимо не только для той части населения, к-рая еще не освобо­дилась от религиозности, но и для той его части, к-рая свободна от ре­лиг. верований, но еще не стала на позиции сознат. атеизма. А. в. представляет собой сложный и многосторонний процесс, в к-ром применяются различные методы, формы и средства идеологич. воз­действия. Наряду с этим исполь­зуются и иные формы воспитат. воздействия (внедрение безрелиг. обрядов, вовлечение трудящихся в активную производств., обществ, и культурн. деятельность и т. п.). Необходимо, чтобы все эти мето­ды и средства были взаимосвяза­ны и согласованы между собой. Это достигается с помощью систе­мы науч.-атеистич. воспитания.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ - целенаправл. воздей­ствие на детей и подростков в про­цессе семейного воспитания для выработки у них науч. миропони­мания и правильного мироощуще­ния, негативного отношения к ре­лиг. предрассудкам и суевериям. В ходе А. в. в с. преодолевается отриц. влияние, к-рое оказывает на подрастающее поколение рели­гия, дающая неверные жизнен, ориентиры, ложные представления о мире, цели и смысле существо­вания, назначении человека, по­рождающая раздвоенность созна­ния, травмирующая в конечном счете детскую психику. А. в. в с. должно строиться с учетом воз­растной психологии, конкр. об­становки, реальных взаимоотно­шений между взрослыми и деть­ми. Его эффективность находится в прямой зависимости от взглядов и поведения родителей, их автори­тета в глазах детей. Начинать А. в. в с. следует, когда ребенок стано­вится способен осознавать окру­жающее. Нужно давать ему исчер­пывающие ответы на возникаю­щие вопросы, к-рые являются своеобразной формой познания действительности. Формируя у ре­бенка правильные представления о процессах и явлениях, крайне важно нейтрализовать возможное влияние на него различных суеве­рий, напр, веры в приметы, вещие сны, гадания и т. п. Учитывая осо­бенности детского восприятия ми­ра, необходимо использовать раз­ные формы атеистич. воздействия: целенаправл. подбор лит-ры антирелиг. и антиклерик. содержания, разнообр. игры, расширяющие кру­гозор ребят, и т. д. Формирование атеистич. миропонимания осуще­ствляется также в процессе озна­комления, детей с памятниками культуры, при посещении музеев, выставок. А. в. в с. следует прово­дить в тесном контакте с дошколь­ными учреждениями, а затем - со школой, добиваясь последователь­ности в формировании атеистич. взглядов. А. в. в с. — один из гл. факторов прекращения воспроиз­водства религиозности в новых поколениях.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ - воздействие трудового кол-ва, на­правленное на формирование ате­истич. убежденности его членов. Располагая большими возможно­стями для вовлечения людей в ак­тивную произв., обществ.-политич. и культурн. деятельность, трудо­вой кол-в способствует повыше­нию их сознательности, расшире­нию кругозора, осознанию своего места в об-ве. Успех А. в. в т. к. во многом зависит от морального климата в кол-ве, общего состоя­ния идейно-воспитат. работы. Чут­кость, внимание к человеку, его нуждам и запросам, являются важ­ными факторами преодоления ре­лиг. пережитков, формирования атеистич. взглядов. Вместе с тем необходима повседневная, систе­матическая работа по атеистич. воспитанию, с использованием си­лы обществ, мнения, всех сложив­шихся форм и методов. Партий­ные комитеты и обществ, орг-ции, планируя атеистич. работу в трудо­вом кол-ве, опираются на конкр.-социологич. исследования, позво­ляющие выявить специфику религ. обстановки, уровень религиозно­сти и атеистич. убежденности чле­нов кол-ва. С учетом этого плани­руются различные мероприятия, основанные на умелом сочетании форм массовой и индивид, воспи­тат. работы. Чрезвычайно важное значение имеет при этом подготов­ка квалифиц. кадров пропаганди­стов и организаторов атеистич. ра­боты. Большим атеистич. потенци­алом обладают социалистич. праздники и обряды, связанные как с профессиональной деятельно­стью, так и с семейно-бытовой сфе­рой (посвящение в рабочие, ком­сомольские свадьбы, чествование ветеранов и др.). Успех А. в. в т. к. обеспечивается его тесной связью с жизнью, с практич. задачами дан­ного кол-ва, с осуществлением комплексного подхода с учетом различных категорий трудящихся.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ - систематическое и на­правленное воздействие на уча­щихся школ с целью выработать у них атеистич. убежденность, сост. часть коммунистич. воспитания подрастающего поколения. В соци­алистич. об-ве, где подорваны соц. корни религии, господствует науч.-материалистич. мировоззрение, школа отделена от церкви, суще­ствуют объективные предпосылки для успешной работы по А. в. уча­щихся, к-рое выступает как важ­ный фактор прекращения воспро­изводства религии. А. в. в ш. вклю­чает в себя планомерный процесс формирования науч.-материали-стич., атеистич. взглядов в ходе преподавания различных уч. дис­циплин: истории, лит-ры, биологии, географии, обществоведения, фи­зики, химии и др. Значит, роль играет внеклассная работа. Во мн. школах созданы кружки юных атеистов, оформляются „уголки атеиста , проводятся вечера воп­росов и ответов на атеистич. темы и др. мероприятия. Наряду с этим педагоги используют для А. в. в ш. посещение музеев, выставок, про­смотр кинофильмов, спектаклей. Проводятся читат. конференции по книгам атеистич. направленно­сти. Все это помогает формирова­нию у школьников сознат. отно­шения к вопросам атеизма и рели­гии. Науч. рекомендации по орга­низации А. в. в ш, разрабатывают­ся с учетом возрастной психоло­гии, уровня знаний учащихся, их склонностей и интересов. Эффек­тивность А. в. в ш. во многом за­висит от умелого сочетания мас­совых форм с индивид, работой. Большое значение имеют контак­ты педагогов с семьями учащихся, разъяснение родителям необходи - мости А. в. в семье. Особенно важ­но нейтрализовать влияние верую­щих родителей, к-рые могут про­тиводействовать усилиям школы, оказывать религ. влияние на детей. Разработка методики и организа­ции А. в. в ш. является актуальной задачей сов. педагогич. науки.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ - одно из важных на­правлений воспитат. работы, ста­вящее целью формирование ате-истич. убежденности у молодого поколения. Хотя, согласно конкр.-социологич. исследованиям, про­цент верующих среди молодежи невелик, у нек-рой ее части прояв­ляется индифферентное отноше­ние к вопросам атеизма и религии, мировоззренч. непоследователь­ность. Это обусловливает необхо­димость целенаправл. работы по А. в. м., включающей в себя раз­личные формы и методы идейн. и эмоц. влияния при дифференциро­ванном подходе к различным группам молодежи. Условиями ус­пеха в А. в. молодого поколения являются его комплексность, тес­ное единство с труд., интернац., патриотич., нравств. и др. сост. час­тями коммунистич. воспитания, а также преемственность, предпо­лагающая наиболее полное исполь­зование возможностей дошкольн. учреждений, средней школы, ПТУ, техникумов, вузов. Большое зна­чение имеет организация досуга молодежи, ее приобщение к раз­личным формам самодеят. творче­ства. Известное влияние на форми­рование атеистич. убежденности юношества оказывает сложившая­ся в нашей стране система новой, социалистич. обрядности, особен­но молодежные обряды, такие, как торжеств, вручение паспорта, посвящение в студенты, рабочие, колхозники и т. д. В А. в. м. необ­ходимо учитывать специфику ра­бочей, сельской, студенч. молоде­жи, интересы и психологию каж­дой из этих групп, умело сочетать различные формы массовой и ин­дивид, работы, направленные на формирование науч.-материалистич. мировоззрения, коммуни­стич. идейности. Важнейшую роль в А. в. молодого поколения играет комсомол, формирующий у моло­дежи активную жизнен, позицию, вовлекающий ее в обществ, дея­тельность. Необходимыми услови­ями А. в. м. являются его система­тичность, научность, конкретность и доходчивость.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — оценка группо­вым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с по­зиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. фор­мируется в условиях, когда в стра­не или в определенной соц. группе, кол-ве господствует науч. мировоз­зрение. А. о. м. противостоит ре­лиг. обществ, мнению, к-рое оце­нивает факты с позиций религ. мировоззрения. А. о. м. играет важную роль в системе атеистич. воспитания, в преодолении мн. вредных, отживших традиций и обычаев прошлого. Особенно боль­шое значение имеет А. о. м. в сель­ской местности. Необходимо ак­тивно формировать А. о. м. в сель­ских населенных пунктах, совхо­зах и колхозах. Здесь, особенно в ряде нац. республик, важно учи­тывать роль наиболее пожилых и уважаемых сельских жителей. В Дагестане и Средней Азии имеет­ся интересный опыт привлечения старейших жителей сел для пре­одоления ряда вредных традиций и обычаев и пропаганды новых социалистич. праздников и обря­дов. Правильно сформированное А. о. м. призвано содействовать вовлечению верующих в активную обществ, и культурн. деятельность, их приобщению к интересам соци­алистич. кол-вов.

АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - сознание людей, не верящих в су­ществование сверхъестественного и убежденных в истинности мате-риалистич. мировоззрения. Следу­ет различать безрелиг. сознание и А. с. В безрелиг. сознании отсут­ствует вера в бога, в сверхъесте­ственное, но оно не всегда включа­ет в себя атеистич. убеждения. В совр. капиталистич. странах име­ется немало людей, чье миросозер­цание чуждо религии, но в то же время далеко и от атеизма. Вего основе нередко лежат мировоз­зренч. скептицизм, агностицизм, индифферентизм и т. п. А. с. пред­полагает сознат. принятие филос. материализма как единственно подлинной теоретич. основы атеиз­ма. В совр. эпоху А. с. основано на науч. диалектико-материали-стич. мировоззрении. А. с. воспри­нимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавле­ний. Оно исходит из того, что ок­ружающий мир представляет со­бой вечно движущуюся и беско­нечно изменяющуюся материю, к-рая в процессе своей эволюции создала мыслящего человека как свой высш. продукт. А. с. не сов­местимо ни с религией, ни с идеа-листич. философией любого рода, включая и самые утончен, формы субъективного идеализма. А. с. может существовать как на уров­не идеологии (тогда оно объекти­вируется в определенных книгах, статьях, произведениях искусства и т. п.), так и на уровне обществ, психологии. В последнем случае оно характеризуется как реально функционирующее сознание инди­видов.

„АТЕИСТИЧНА ТРИБУНА - жур­нал Болг. об-ва по распростране­нию науч. знаний им. Георгия Киркова. Издается с 1974 в Софии (до 1981 издавался Нац. советом, Софийск. городским комитетом Отечественного фронта и Софийск. Домом социалистического быта к культуры). Освещает широкий круг вопросов теории и истории атеизма, религиоведения, практи­ки атеистической воспитательной работы.

АТМАН (санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. сис­теме индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упаниишдах, обоз­начает субъективное психич. нача­ло, индивид, бытие, „душу , пони­маемые и в личном, и в универ­сальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в со­отношении с объективной первич­ной реальностью - брахманом; постижение их тождества состав­ляет одну из осн. заповедей инду­изма.

АТОМИСТИКА, атомизм (от др.-греч. atomos - неделимый) - 1) фи­лос. учение в Др. Греции (Левкипп, Демокрит, Эпикур), Риме (Лукре­ций) и Индии (школа вайшешика), признающее мир состоящим из не­делимых, не возникающих и не­уничтожимых частиц, движущихся в пустоте. Соединение их - „рож­дение вещи, распадение - уничто­жение, „смерть . В запад, вариан­тах А., исходя из вечности движе­ния и природной необходимости, выступает теоретич. основой атеиз­ма. Инд. А. приписывает роль ини­циатора движения духовному на­чалу, а его направляющей силой считает „мир. душу и моральный закон (дхарма). Спиритуалистич. А. развивалась в учении мутакаллимов; 2) естеств.-науч. учение о дискретной структуре материи. Развитие А., шедшее от механич. (17-18 вв.) и химич. (19 ц.) ее форм (классич. А.) к современ­ной, выступает одним из важных конкр.-науч. оснований диалектич. материализма.

АТОН (букв. - солнечный диск) - др.-егип. божество, культ к-рого был введен фараоном Аменхоте­пом IV.

АТТИС - фригийский бог приро­ды. Согласно мифу, А. был пасту­хом, и его полюбила мать богов Кибела; смертельно раненный на охоте кабаном, он превратился после смерти в ссеку. В М. Азии, а затем и в Риме, воспринявшем культ А. ок. 200 до н. э., ежегодно отмечались смерть и воскресение А. Христианство заимствовало нек-рые элементы культа А.

„АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (лат. „Confessio Augustana ) - важнейший документ люте­ранства, изложение основ его ве­роучения. „А. и. было составлено Ф. Меланхтоном под наблюдением Лютера и на основе выдвинутых им положений, а также статей, принятых ранее лютеранами на конференциях в Марбурге, Шваба-хе и Торгау. Состоит из 2 частей: в 1-ю входит 21 статья веры (о троице, первород. грехе, сыне божьем, оправдании и т. д.), а во Ауспиции 2-ю - 7 статей с подробным изло­жением заблуждений и злоупотреб­лений папской церкви, к-рые пре­одолевает Реформация. „А. и. было, по ел. Ф. Энгельса, „консти­туцией реформированной бюргер­ской церкви (т. 7, с. 366), т. е. „дешевой церкви , упразднявшей пышную обрядность и упрощав­шей церк. иерархию. В июне 1530 в Аугсбурге „А. и. было зачитано рейхстагу и императору и отверг­нуто ими. Приверженцы католи­цизма ответили на „А. и. „Опро­вержением , в ответ на к-рое Ф. Меланхтон написал „Апологию , теологич. обоснование „А. и. . В 1555 по Аугсбургскому религ. миру „А. и. формально получило офиц.-правовое признание. „А. и. признается и ныне всеми лютера­нами в качестве документа, изла­гающего основы и оправдание их веры как веры истинной, восста­навливающей подлинное значение „слова божьего .

АУСПИЦИИ (лат. - птицегадания) - см. Авгуры.

АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto da fe - акт веры) - церемония приведения в исполнение пригово­ра инквизиции. А. включало: тор­жеств, процессию, в к-рой прини­мали участие духовенство, члены инквизиц. трибунала, их помощни­ки, монахи, религ. братства, осуж­денные, одетые в шутовские, позо­рящие их одежды (санбенито); тор­жеств, молебен; оглашение приго­вора в присутствии королевского двора или места, властей; ис­полнение приговора - наказание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осуществлялось светской властью. Последнее А. бы­ло совершено в Валенсии в 1826.

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙ­СКИЙ (ок. 295-373) - один из отцов церкви. Решит, противник арианства, в борьбе с к-рым разра­ботал мистич. учение о „единосущности бога-отца и бога-сына, во­шедшее в „Символ веры . Следуя неоплатонистской традиции, А. от­стаивал представление о всемогу­ществе бога, его коренном отли­чии от мира (результата творения), о вере как определяющем условии достижения человеком бессмер­тия. Богосл. идеи А. в своей осно­ве были заимствованы у Иринея, Оригена и др. раннехрист. аполо­гетов.

АФИНА — в др.-греч. мифологии одна из гл. олимпийских богинь-девственниц. Почиталась как боги­ня войны и побед, гос. мудрости, символ разума. Считалась покровительницей героев, ремесел и ис­кусств, защитницей обществ, по­рядка, а также целомудрия.

АФРОДИТА - в др.-греч. мифоло­гии богиня любви и женской кра­соты. Согласно одной версии, А. - дочь Зевса и океаниды Дионы, со­гласно второй - возн. из морской пены. А. почиталась как богиня плодородия, дающая земле изоби­лие, вечную весну и жизнь, как бо­гиня гор и моря, богиня браков и родов. Постоянным спутником А. является ее сын — Эрот.

АХБАР (араб., множ. число от ха­бар - известие, сообщение) - ши­итское св. предание. А., как и сун­на, охватывает деяния, поступки и слова Мухаммеда, к-рые должны служить дополнением к Корану для решения соц.-экономич. и об­ществ.-правовых вопросов. Боль­шинство текстов А. по содержа­нию совпадает с суннитск. хадиса ми, различаясь лишь именами тех, кто передавал их.

АХИМСА, ахинса (санскр.) - не­причинение боли и зла живым су­ществам; религ.-этич. принцип, ха­рактерный для индуизма, буддиз­ма, джайнизма, где он возводится в степень религ. долга. Принцип А. связан с учением о переселении ду­ши и перерождении одних живых существ в другие.

АХМАДИЕ - мусульм. секта, на­званная по имени основателя Мир­зы Гулама Ахмада Кадиани (ум. в 1908), к-рый в 1891 был провоз­глашен новым пророком и махди, проповедовал учение, стремивше­еся примирить ислам с христиан­ством и индуизмом. В наст. вр. - св. 1 млн. последователей А. Проживают гл. обр. в Пакистане и Индии. Всемирной исламской ли­гой А. объявлена „враждебным исламу течением .

АХУН, Ахунд (букв. - настав­ник) - духовное звание мусульм. богословов и служителей культа, стоящих выше муллы.

АХУНДОВ Мирза-Фатали (1812— 1878) - азерб. философ-материа­лист и воинств, атеист, открыто выступивший против ислама. От­вергая идею бога как первопри­чины мира, он утверждал, что при­рода не создана никем. Она была, есть и будет, существует объек­тивно, без помощи к.-л. высш. си­лы. Природа есть причина самой себя. В трудах А. дана для того времени глубокая, всесторонняя критика ислама. Его филос.-поли-гич. трактат „Письма Кемаль-уд-Ловле является одним из лучших .т-истич. произведений в вост. лит-ре.

АХУРАМАЗДА (др.-перс, букв. - господь премудрый) - верховное божество в зороастризме и мазде-II ше, доброе начало, находящееся и постоянной борьбе со злым бо­гом Анхра-Майнью. Др. греки на-п.тали его Оромаз или Ормузд.

АШАРИ, аль Абу-ль-Хасан Али Иби Исмаил (873/874-935 или 541) - основоположник мусульм. схоластич. учения калама. Перво­начально был приверженцем мутазилитского течения, затем пере­шел в ряды ортодокс. ислама. А. защищал идеи о вечности и несотворенности Корана, о предопре­делении и вместе с тем отстаивал концепцию свободы воли челове­ка и его ответственности за свои поступки, обосновывал положе­ния ортодокс. ислама не только ссылками на Коран и хадисы, но и с помощью логических доводов, заимствованных им из учения мутазилитов.

АШОКА (Асока) (268-232 до н. э.) — инд. царь из династии Маурья, завершивший объедине­ние почти всей Индии в единое гос-во   (3 в.  до  н. э.). Пытался превратить в гос. законы нек-рые религ. положения. В последние го­ды жизни покровительствовал буд­дизму, видя в нем идеологич. си­лу, способствующую объединению гос-ва. В конце жизни А. принял монашество.

АШУРА (араб. - десятое) - кульминац. день траура у мусульман-шиитов, сопровождаемый театра­лизованными шествиями, песнопе­ниями, проповедями и самоистяза­ниями в память „великомученика Хусейна, внука Мухаммеда, сына халифа Али ибн Абу Талиба. Про­водится в 10-й день месяца мухаррем (первого месяца мусульм. лунного календаря). На протяже­нии столетий духовенство исполь­зовало А. для разжигания фана­тизма религ., вызываемого пуб­личным самобичеванием цепями, нанесением верующими себе ран саблями и кинжалами и т. д. В республиках Сов. Востока, где сохраняется шиизм, самоистяза­ния запрещены законом. А. вошла в лит-ру как „Шахсей-вахсей (ис­каженное от перс, восклицания „Шах Хусейн, вах Хусейн! - „Царь Хусейн, ах Хусейн! , издаваемо­го участниками траурных цере­моний).

АШШУР - центр, божество ассир. пантеона, покровитель ассир. ца­рей. А. присущи черты мн. бо­жеств: он - вершитель человече­ских судеб, бог-судья, военное бо­жество, божество мудрости. Изоб­ражался в виде крылатого солнеч­ного диска, из к-рого выступает туловище воина, стреляющего из лука.

АЯТ (араб. - чудо, знамение) - ритмическая единица главы (суры) в Коране. Согласно мусульм. веро­учению, в А. запечатлены подлин­ные слова самого бога.

АЯТОЛЛА (от араб, „аят - чудо, знамение и „аль-илах - Аллах - божье чудо, божеств, знамение) — шиитский мусульм. деятель, поль­зующийся популярностью как сре­ди своих последователей, так и среди авторитетных религ. дея­телей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Словарь Атеиста:

КАА – КАШ

„К   ДЕРЕВЕНСКОЙ   БЕДНОТЕ”. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы — работа В. И. Ленина, написанная в 1903. В этой работе наряду с эк...

Авторизация



Движение атеизма:

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Безбожники поднимают голову

News image

Антиклерикалы приурочили свою акцию ко Дню космонавтики Михаил ГОХМАН, Сергей ЛЕСКОВ 12 апреля Атеистическое общество Москвы (АТОМ) оповестило мир о том, что на...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...