АТЕ - АЯТ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
АТЕИЗМ МАРКСИСТСКИЙ - высш. форма атеизма, качественно новая ступень в развитии атеистич. мысли. Усвоив все ценное и положит., что было накоплено в процессе предшествовавшего развития атеизма, А - м. преодолел исто-рич. и клас. ограниченность прежних учений, став подлинно науч. теорией, выражающей интересы последовательно революц. и прогрес. силы - рабочего класса. Характеризуя сущность А. м., В.И. Ленин писал: „Марксизм есть материализм. В качестве такового, он так же беспощадно враждебен религии, как материализм энциклопедистов XVIII века или материализм Фейербаха. Это несомненно. Но диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха, при - меняя материалистическую философию к области истории, к области общественных наук. Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс (т. 17, с. 418). Завоеванием А. м. является раскрытие соц. корней религии как решающего условия в объяснении ее возникновения. В отличие от домарксов-ских атеистов, А. м. не ограничивается сведением религии к ее земной основе. По словам К. Маркса, эта земная основа „сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия (т. 3, с. 2). А. м. свободен от клас. ограниченности, обращен не к отд. представителям образованной части об-ва, а к широким народным массам, не оставляет никаких лазеек для фидеизма и различных рафиниров. форм поповщины. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологич., гносеологич. и психологич. анализ религии. Социологич. анализ религии позволяет вскрыть соц. причины ее возникновения, эволюции и отмирания, ее место и роль в обществ, жизни и выполняемые ею соц. функции. Гносеологич. анализ дает возможность всесторонне выяснить особенности религ. сознания, „механизм иллюзорного восполнения действительности, позна-ват. корни формирования религ. верований. Психологич. анализ позволяет понять особенности воздействия религии на психику человека, выяснить природу и особенности религ. чувств и их роль в формировании мировоззрения и поведения личности. В анализе религии А. м. опирается на всю предшествующую атеистич. мысль. Он усвоил то положительное, что было накоплено в процессе многовекового развития культуры. В то же время А. м. преодолел историч. и клас. ограниченность предшествующих атеистич. учений. Он материалистически объясняет источники религ. верований, ставит борьбу с религией в прямую связь с задачами соц. и духовного раскрепощения трудящихся масс, указывает реальные пути преодоления религ. иллюзий. Ф. Энгельс подчеркивал, что религия должна быть „преодолена научно, то есть объяснена исторически... (т. 18, с. 578), а с этой задачей может справиться только такая теория, к-рая опирается на прочный фундамент диа-лектико-материалистич. философии. Основополагающими принципами А. м. являются: 1) оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определенных соц. условий жизни; 2) выяснение связи между религией и интересами реакц. классов, заинтересованных в увековечивании религ. и соц. иллюзий; 3) уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми обществ.-экономич. порядками, извращенным отражением к-рых она является; 4) вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творч. активности масс для борьбы за изменение условий жизни. А. м. ставит задачу - не только освободить сознание человека от религ. заблуждений, но и раскрыть истинную картину мира, свободную от всего потустороннего и сверхъестественного. Гл. задачей А. м. является формирование таких науч. представлений, духовных ценностей и нравств. идеалов, к-рые способны обогатить человека культурн. ценностями, повысить его политич. сознательность. А. м., опираясь на достижения естеств. и обществ, наук, утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы историч. развития, судьбы человеч. существования на земле, к-рый, с одной стороны, отвергает религ.-богосл. интерпретацию, а с другой — дает науч.-обоснован. решение этих фундамент. проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собст. силах, возвышает достоинство личности, ограждает ее от бесплодной растраты своих сил и способностей. Гуманистич. сущность А. м. состоит в том, что для него „критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). А. м. формирует у трудящихся масс ма-териалистич. мировоззрение, являющееся по своему содержанию и обществ, значимости важным фактором сознательного преобразования действительности, утверждения коммунистич. сознательности и убежденности. А. м. является теоретич. основой системы атеистич. воспитания, позволяет точно определить выбор средств, форм и методов идейн. воздействия на верующих.
АТЕИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ - высш. ступень в развитии революц.-де-мократич. атеизма. Революц.-демо-кратич. атеизм возн. одновременно с атеизмом бурж. в эпоху кризиса феодализма, но отличался от него рядом особенностей: обращенностью к широким массам трудящихся, связью с идеями утопич. социализма, большей последовательностью. Зачатки идей рево-;!К>Ц.-демократич. атеизма впервые „формулируются с известной определенностью в 16 в. Т. Мюнцером (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 364). Наиболее глубоко и последовательно идеи революц. - демократич. атеизма разрабатывались в России В. Г. Белинским (1811-1848), А.И.Герценом (1812-1870), Я. П. Огаревым (1813-1877), М. В. Буташевич-Петрашевским (1821-1866), Я Г. Чернышевским (1828-1889), Н.А. Добролюбовым (1836-1861),Д. И. Писаревым (1840-1868) и др. Опираясь на материалистич. традицию рус. (ЛГ. В. Ломоносов, А. Я. Радищев, декабристы) и западноевроп. (франц. просветители, Л. Фейербах) предшественников, рус. ре-волюц. демократы в значит, мере преодолели метафизич. и механистич. ограниченность их материализма, соединив его с диалектикой, дали более глубокое и цельное философ, и естественнонауч. обоснование атеизма. Диалектич. подход к пониманию природы и общества дал рус. мыслителям возможность выявить источник движения в мире, снять тем самым проблему „первотолчка , с к-рой не смог справиться метафизич. материализм, показать несостоятельность креационизма и провиденциализма. Объяснив возникновение сознания внутренней активностью материи, они приблизились к науч. пониманию психич. явлений, углубив тем самым критику религ. учения о бессмертии души и существовании загробного мира. Революц. демократы в силу социально-экономич. отсталости России не смогли выявить законы обществ, развития, но они сознавали, что такие законы непременно существуют. Это позволило им вплотную подойти к выяснению соц. корней религии. Отвергнув обмана теорию, к-рой придерживались франц. просветители, рус. атеисты обратились к анализу условий жизни людей и пришли к выводу, что причины возникновения и существования религии кроются в беспомощности людей перед силами природы, в нищете и обездоленности угнетенных масс. Оценивая религию с т. зр. интересов трудящихся, революц. демократы глубже своих предшественников вскрыли ее соц. роль, близко подошли к пониманию религии как опиума народа, показали, что, утешая иллюзией загробного блаженства, она примиряет угнетенных с их участью, „поддерживает в народе косность, рабскую робость, уничтожает самостоятельность человека . Большой вклад внесли рус. атеисты в разработку путей преодоления религии. Они считали, что религия с неизбежностью отомрет вследствие гибели эксплуатат. об-ва и замены его социализмом. В России в 19 в. революц.-демократич. атеизм превратился в широкое движение передовой интеллигенции и оказал благотворное влияние на развитие рус. демократич. культуры и культуры др. народов.
„АТЕИЗМУС („Ateizmus ) - ежемесячный журнал Ин-та науч. атеизма Словацкой академии наук. Издается с 1973 в Братиславе на словац. языке. Печатает науч. статьи по вопросам науч. атеизма и религиоведения, формирования науч., материалистич. мировоззрения.
АТЕИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА - одна из действенных форм атеистич. воспитания. А. б. - словесное общение между беседчиком (пропагандистом, агитатором) и, как правило, небольшой группой людей. А. б. затрагивает обычно к.-л. узкую тему или какой-то отд. факт, случай, вокруг к-рого развертывается беседа. Темой А. б. может быть статья, заметка в газете, журнале, передача по радио, телевидению, конкр. случай, связанный с проявлением религиозности в труд. кол-ве или любой другой группе людей. Необходимым условием А. б. является вовлечение слушателей в обмен мнениями.
АТЕИСТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ. Одно из средств устной атеистич. пропаганды. Вошла в арсенал последней с первых лет Сов. власти и играла важную роль в идейно-воспитат. работе. Особенно широко А. л. стала применяться в период деятельности Союза воинств, безбожников. С созданием во вт. пол. 30-х гг. лекторских групп при республиканских, краевых, областных и районных орг-циях Союза воинств, безбожников А. л., стала гл. средством науч.-атеистич. пропаганды. В наст. вр. лекционную науч.-атеистич. пропаганду в основном ведет об-во „Знание . Деятельность лекторов-атеистов объединяют и направляют науч.-методич. советы по пропаганде атеистич. знаний, созданные при республ., краевых и областных орг-циях об-ва, и соответственно секции в городских и районных орг-циях. Особенность лекции состоит в том, что она позволяет подробно, последовательно и систематично осветить определенную тему, разъяснить слушателям наиболее сложные ее аспекты. Лектор должен учитывать состав аудитории, ее общеобразоват. уровень, возраст, интересы. Успех лекции определяется прежде всего ее содержанием. Лекция должна быть науч. по содержанию и в то же время понятной для аудитории во всех ее аргументах и выводах. В лекции необходимо избегать всего, что может оскорбить религ. чувства верующих. Сейчас все большее распространение получают циклы лекций, лектории, преимущество к-рых состоит в том, что они имеют, как правило, более или менее стабильную аудиторию и позволяют дать систематизированные знания не по одной к.-л. теме, а по целой проблеме, разделу науч. атеизма.
АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ - книги, периодич. издания, наглядные пособия и др. печатная продукция атеистич. содержания, предназначенная для широкого крута читателей, в т. ч. и верующих, и призванная содействовать формированию науч., материалистич. мировоззрения, атеистич. убеждений. Традиции А. п. в СССР восходят к статье В. И. Ленина „О значении воинствующего материализма (1922) и др. ленинским произведениям, в к-рых затрагиваются вопросы атеизма, религии, церкви, к антирелиг. работам В.Д.Бонч-Бруевича, М. И. Калинина, П. А. Красикова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, И. И. Скворцова-Степанова, Ем. Ярославского, к таким периодич. изданиям, как „Революция и церковь (1919-1924), и т. д. Большую издательскую работу вел Союз воинств, безбожников. Он имел свое издательство, выпускал ежедневную газету „Безбожник , журналы „Безбожник , „Антирелигиозник , „Безбожник у станка , „Деревенский безбожник , „Юные безбожники , ряд журналов в союз, республиках на нац. языках. В наст. вр. центр, и местн. издательствами СССР издается разнообразная атеистич. литра (науч., уч., справочн., науч.-по-пулярн., худож. и т. д.). Всесоюзное об-во „Знание издает ежемесячный журнал „Наука и религия , об-во „Знание Украинской ССР -„Людына и свит („Человек и мир ). Статьи на атеистич. темы публикуют центр., республ. и местн. журналы и газеты. Журналисты, пишущие на атеистич. темы, объединены в секцию при Правлении Союза журналистов СССР. Разнообразная атеистич. литра издается в др. социалистич. странах, выходят и периодич. издания: еженедельник „Аргументы , ежемесячник „Чловек и свято-погльонд („Человек и мировоззрение ), квартальник „Эухемер в Польше, ежемесячники „Вилагошшаг („Свет ) в Венгрии, „Атеизмус в Чехословакии, „Атеистична трибуна в Болгарии.
АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА - разъяснение несостоятельности религ. вероучения и обоснование науч.-материалистич. мировоззрения в процессе идейн. воздействия на отд. человека или группу людей. А. п. - необходимая сост. часть атеистич. воспитания. С т. зр. используемых средств воздейст-ния различают устную и печатную А. п., с т. зр. объекта воздействия - массовую и индивидуальную. К осн. формам массовой А. п. относятся лекции, групповые беседы, вечера вопросов и ответов, те-матич. вечера. Наиболее распространенной формой массовой А. п. инляется атеистич. лекция. Групповая атеистич. беседа в отличие 01 лекции предполагает больший контакт пропагандиста с аудиторией. Здесь значит, часть времени посвящается обмену мнениями, выступлениям слушателей. Большим успехом пользуются умело подготовленные вечера вопросов и ответов и тематич. вечера на атеистич. темы. Их преимущество состоит в том, что в них могут быть широко использованы средства наглядности и эстетич. воздействия: документ, и худож. кинофильмы, диафильмы, пьесы и отрывки из пьес, отрывки из литературных произведений и т. п. А. п. должна дифференцироваться в зависимости от конкр. условий. В сельской местности, напр., наряду с упомянутыми выше формами значит, роль могут сыграть читки и обсуждения естеств.-науч. и худож. лит-ры, школы естеств.-науч. и обществ.-политич. знаний. Большую роль в системе А. п. играет использование печати, радио и телевидения. Массовые формы А. п. должны дополняться индивидуальной работой с отд. верующими или колеблющимися.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - воздействие на людей в целях выработки науч.-материали-стич. мировоззрения и преодоления религ. верований. Следует различать объективные предпосылки А. в., т. е. определенные соц.-экономич. условия, в рамках к-рых оно осуществляется, и субъективную сторону, т. е. само целе-направл. воспитат. воздействие на людей. Марксизм требует учета тех объективных соц. условий, в к-рых развертывается А. в. Возможности А. в. в капиталистич. об-ве крайне ограниченны. Лишь социализм, подрывая соц. корни религии, создает благоприятные возможности для широкого развертывания А. в. Преодоление религии и формирование атеистич. сознания масс неразрывно связаны в нашем об-ве с экономич., соц. и культурными преобразованиями, происходящими в процессе дальнейшего развития социализма. Именно эти преобразования создают объективную основу для А. в. трудящихся. А. в. в условиях социализма является необходимой сост. частью коммунистич. воспитания. Человек не рождается атеистом, так же как он не рождается верующим. Он становится атеистом под влиянием соц. среды, под воздействием различных факторов, включая семью, школу, книги, средства массовой информации, традиции и обычаи и т. п. А. в. в социалистич. об-ве призвано не только сформировать у каждого труженика основы науч. мировоззрения, но и сделать его способным противостоять религ. влиянию, привить навыки атеистич. пропаганды. А. в. неразрывно связано с др. направлениями коммунистич. воспитания: политич., интернац., трудовым, нравств., эстетич. Оно представляет собой не изолированный участок идеологич. работы, а определенный аспект единого и целост - ного воспитат. процесса, осуществляемого под руководством партии. Значение комплексного подхода в процессе коммунистич. воспитания было особо подчеркнуто XXV съездом КПСС. Необходимость комплексного подхода в А. в. определяется, в часта., тем обстоятельством, что религия в социалистич. об-ве связана со мн. пережитками прошлого в быту и в сознании людей: национализмом, индивидуализмом и эгоизмом, отжившими обычаями и традициями и т. п. В содержании А. в. можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта: во-первых, критич. аспект, т. е. критику религ. мировоззрения, выяснение науч. несостоятельности религ. картины мира, религ. концепций об-ва и человека; во-вторых, позитивный аспект, т. е. противопоставление осн. религ. мифам и идеям науч., диалектико-материалистич. понимания объективного мира, объяснение сущности религии, причин ее существования, ее историч. преходящего характера. Если А. в. ограничивается только критикой религии, то оно выполняет лишь часть задачи: разрушение религ. веры, но не обеспечивает утверждения атеистич. мировоззрения, науч. взгляда на мир. Важность позитивного аспекта А. в. определяется также тем, что в нашей стране имеются группы населения, к-рые выросли в без-религ. среде и не являются верующими, но в то же время еще не стали убежден, и сознат. атеистами. Подобных людей важно убедить не только в иллюзорности и ненаучности религ. идеологии, но и в глубине и правильности атеистич. мировоззрения, в том, что только последнее способно дать науч.-обоснован. ответы на важнейшие мировоззренч. и нравств. проблемы современности. Этих людей необходимо научить навыкам идейн. борьбы с религией, сделать их способными противостоять любым религ. влияниям. Т. о., А. в, в нашей стране необходимо не только для той части населения, к-рая еще не освободилась от религиозности, но и для той его части, к-рая свободна от религ. верований, но еще не стала на позиции сознат. атеизма. А. в. представляет собой сложный и многосторонний процесс, в к-ром применяются различные методы, формы и средства идеологич. воздействия. Наряду с этим используются и иные формы воспитат. воздействия (внедрение безрелиг. обрядов, вовлечение трудящихся в активную производств., обществ, и культурн. деятельность и т. п.). Необходимо, чтобы все эти методы и средства были взаимосвязаны и согласованы между собой. Это достигается с помощью системы науч.-атеистич. воспитания.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ - целенаправл. воздействие на детей и подростков в процессе семейного воспитания для выработки у них науч. миропонимания и правильного мироощущения, негативного отношения к религ. предрассудкам и суевериям. В ходе А. в. в с. преодолевается отриц. влияние, к-рое оказывает на подрастающее поколение религия, дающая неверные жизнен, ориентиры, ложные представления о мире, цели и смысле существования, назначении человека, порождающая раздвоенность сознания, травмирующая в конечном счете детскую психику. А. в. в с. должно строиться с учетом возрастной психологии, конкр. обстановки, реальных взаимоотношений между взрослыми и детьми. Его эффективность находится в прямой зависимости от взглядов и поведения родителей, их авторитета в глазах детей. Начинать А. в. в с. следует, когда ребенок становится способен осознавать окружающее. Нужно давать ему исчерпывающие ответы на возникающие вопросы, к-рые являются своеобразной формой познания действительности. Формируя у ребенка правильные представления о процессах и явлениях, крайне важно нейтрализовать возможное влияние на него различных суеверий, напр, веры в приметы, вещие сны, гадания и т. п. Учитывая особенности детского восприятия мира, необходимо использовать разные формы атеистич. воздействия: целенаправл. подбор лит-ры антирелиг. и антиклерик. содержания, разнообр. игры, расширяющие кругозор ребят, и т. д. Формирование атеистич. миропонимания осуществляется также в процессе ознакомления, детей с памятниками культуры, при посещении музеев, выставок. А. в. в с. следует проводить в тесном контакте с дошкольными учреждениями, а затем - со школой, добиваясь последовательности в формировании атеистич. взглядов. А. в. в с. — один из гл. факторов прекращения воспроизводства религиозности в новых поколениях.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ - воздействие трудового кол-ва, направленное на формирование атеистич. убежденности его членов. Располагая большими возможностями для вовлечения людей в активную произв., обществ.-политич. и культурн. деятельность, трудовой кол-в способствует повышению их сознательности, расширению кругозора, осознанию своего места в об-ве. Успех А. в. в т. к. во многом зависит от морального климата в кол-ве, общего состояния идейно-воспитат. работы. Чуткость, внимание к человеку, его нуждам и запросам, являются важными факторами преодоления религ. пережитков, формирования атеистич. взглядов. Вместе с тем необходима повседневная, систематическая работа по атеистич. воспитанию, с использованием силы обществ, мнения, всех сложившихся форм и методов. Партийные комитеты и обществ, орг-ции, планируя атеистич. работу в трудовом кол-ве, опираются на конкр.-социологич. исследования, позволяющие выявить специфику религ. обстановки, уровень религиозности и атеистич. убежденности членов кол-ва. С учетом этого планируются различные мероприятия, основанные на умелом сочетании форм массовой и индивид, воспитат. работы. Чрезвычайно важное значение имеет при этом подготовка квалифиц. кадров пропагандистов и организаторов атеистич. работы. Большим атеистич. потенциалом обладают социалистич. праздники и обряды, связанные как с профессиональной деятельностью, так и с семейно-бытовой сферой (посвящение в рабочие, комсомольские свадьбы, чествование ветеранов и др.). Успех А. в. в т. к. обеспечивается его тесной связью с жизнью, с практич. задачами данного кол-ва, с осуществлением комплексного подхода с учетом различных категорий трудящихся.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ - систематическое и направленное воздействие на учащихся школ с целью выработать у них атеистич. убежденность, сост. часть коммунистич. воспитания подрастающего поколения. В социалистич. об-ве, где подорваны соц. корни религии, господствует науч.-материалистич. мировоззрение, школа отделена от церкви, существуют объективные предпосылки для успешной работы по А. в. учащихся, к-рое выступает как важный фактор прекращения воспроизводства религии. А. в. в ш. включает в себя планомерный процесс формирования науч.-материали-стич., атеистич. взглядов в ходе преподавания различных уч. дисциплин: истории, лит-ры, биологии, географии, обществоведения, физики, химии и др. Значит, роль играет внеклассная работа. Во мн. школах созданы кружки юных атеистов, оформляются „уголки атеиста , проводятся вечера вопросов и ответов на атеистич. темы и др. мероприятия. Наряду с этим педагоги используют для А. в. в ш. посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов, спектаклей. Проводятся читат. конференции по книгам атеистич. направленности. Все это помогает формированию у школьников сознат. отношения к вопросам атеизма и религии. Науч. рекомендации по организации А. в. в ш, разрабатываются с учетом возрастной психологии, уровня знаний учащихся, их склонностей и интересов. Эффективность А. в. в ш. во многом зависит от умелого сочетания массовых форм с индивид, работой. Большое значение имеют контакты педагогов с семьями учащихся, разъяснение родителям необходи - мости А. в. в семье. Особенно важно нейтрализовать влияние верующих родителей, к-рые могут противодействовать усилиям школы, оказывать религ. влияние на детей. Разработка методики и организации А. в. в ш. является актуальной задачей сов. педагогич. науки.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ - одно из важных направлений воспитат. работы, ставящее целью формирование ате-истич. убежденности у молодого поколения. Хотя, согласно конкр.-социологич. исследованиям, процент верующих среди молодежи невелик, у нек-рой ее части проявляется индифферентное отношение к вопросам атеизма и религии, мировоззренч. непоследовательность. Это обусловливает необходимость целенаправл. работы по А. в. м., включающей в себя различные формы и методы идейн. и эмоц. влияния при дифференцированном подходе к различным группам молодежи. Условиями успеха в А. в. молодого поколения являются его комплексность, тесное единство с труд., интернац., патриотич., нравств. и др. сост. частями коммунистич. воспитания, а также преемственность, предполагающая наиболее полное использование возможностей дошкольн. учреждений, средней школы, ПТУ, техникумов, вузов. Большое значение имеет организация досуга молодежи, ее приобщение к различным формам самодеят. творчества. Известное влияние на формирование атеистич. убежденности юношества оказывает сложившаяся в нашей стране система новой, социалистич. обрядности, особенно молодежные обряды, такие, как торжеств, вручение паспорта, посвящение в студенты, рабочие, колхозники и т. д. В А. в. м. необходимо учитывать специфику рабочей, сельской, студенч. молодежи, интересы и психологию каждой из этих групп, умело сочетать различные формы массовой и индивид, работы, направленные на формирование науч.-материалистич. мировоззрения, коммунистич. идейности. Важнейшую роль в А. в. молодого поколения играет комсомол, формирующий у молодежи активную жизнен, позицию, вовлекающий ее в обществ, деятельность. Необходимыми условиями А. в. м. являются его систематичность, научность, конкретность и доходчивость.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — оценка групповым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. формируется в условиях, когда в стране или в определенной соц. группе, кол-ве господствует науч. мировоззрение. А. о. м. противостоит религ. обществ, мнению, к-рое оценивает факты с позиций религ. мировоззрения. А. о. м. играет важную роль в системе атеистич. воспитания, в преодолении мн. вредных, отживших традиций и обычаев прошлого. Особенно большое значение имеет А. о. м. в сельской местности. Необходимо активно формировать А. о. м. в сельских населенных пунктах, совхозах и колхозах. Здесь, особенно в ряде нац. республик, важно учитывать роль наиболее пожилых и уважаемых сельских жителей. В Дагестане и Средней Азии имеется интересный опыт привлечения старейших жителей сел для преодоления ряда вредных традиций и обычаев и пропаганды новых социалистич. праздников и обрядов. Правильно сформированное А. о. м. призвано содействовать вовлечению верующих в активную обществ, и культурн. деятельность, их приобщению к интересам социалистич. кол-вов.
АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - сознание людей, не верящих в существование сверхъестественного и убежденных в истинности мате-риалистич. мировоззрения. Следует различать безрелиг. сознание и А. с. В безрелиг. сознании отсутствует вера в бога, в сверхъестественное, но оно не всегда включает в себя атеистич. убеждения. В совр. капиталистич. странах имеется немало людей, чье миросозерцание чуждо религии, но в то же время далеко и от атеизма. Вего основе нередко лежат мировоззренч. скептицизм, агностицизм, индифферентизм и т. п. А. с. предполагает сознат. принятие филос. материализма как единственно подлинной теоретич. основы атеизма. В совр. эпоху А. с. основано на науч. диалектико-материали-стич. мировоззрении. А. с. воспринимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавлений. Оно исходит из того, что окружающий мир представляет собой вечно движущуюся и бесконечно изменяющуюся материю, к-рая в процессе своей эволюции создала мыслящего человека как свой высш. продукт. А. с. не совместимо ни с религией, ни с идеа-листич. философией любого рода, включая и самые утончен, формы субъективного идеализма. А. с. может существовать как на уровне идеологии (тогда оно объективируется в определенных книгах, статьях, произведениях искусства и т. п.), так и на уровне обществ, психологии. В последнем случае оно характеризуется как реально функционирующее сознание индивидов.
„АТЕИСТИЧНА ТРИБУНА - журнал Болг. об-ва по распространению науч. знаний им. Георгия Киркова. Издается с 1974 в Софии (до 1981 издавался Нац. советом, Софийск. городским комитетом Отечественного фронта и Софийск. Домом социалистического быта к культуры). Освещает широкий круг вопросов теории и истории атеизма, религиоведения, практики атеистической воспитательной работы.
АТМАН (санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упаниишдах, обозначает субъективное психич. начало, индивид, бытие, „душу , понимаемые и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; постижение их тождества составляет одну из осн. заповедей индуизма.
АТОМИСТИКА, атомизм (от др.-греч. atomos - неделимый) - 1) филос. учение в Др. Греции (Левкипп, Демокрит, Эпикур), Риме (Лукреций) и Индии (школа вайшешика), признающее мир состоящим из неделимых, не возникающих и неуничтожимых частиц, движущихся в пустоте. Соединение их - „рождение вещи, распадение - уничтожение, „смерть . В запад, вариантах А., исходя из вечности движения и природной необходимости, выступает теоретич. основой атеизма. Инд. А. приписывает роль инициатора движения духовному началу, а его направляющей силой считает „мир. душу и моральный закон (дхарма). Спиритуалистич. А. развивалась в учении мутакаллимов; 2) естеств.-науч. учение о дискретной структуре материи. Развитие А., шедшее от механич. (17-18 вв.) и химич. (19 ц.) ее форм (классич. А.) к современной, выступает одним из важных конкр.-науч. оснований диалектич. материализма.
АТОН (букв. - солнечный диск) - др.-егип. божество, культ к-рого был введен фараоном Аменхотепом IV.
АТТИС - фригийский бог природы. Согласно мифу, А. был пастухом, и его полюбила мать богов Кибела; смертельно раненный на охоте кабаном, он превратился после смерти в ссеку. В М. Азии, а затем и в Риме, воспринявшем культ А. ок. 200 до н. э., ежегодно отмечались смерть и воскресение А. Христианство заимствовало нек-рые элементы культа А.
„АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (лат. „Confessio Augustana ) - важнейший документ лютеранства, изложение основ его вероучения. „А. и. было составлено Ф. Меланхтоном под наблюдением Лютера и на основе выдвинутых им положений, а также статей, принятых ранее лютеранами на конференциях в Марбурге, Шваба-хе и Торгау. Состоит из 2 частей: в 1-ю входит 21 статья веры (о троице, первород. грехе, сыне божьем, оправдании и т. д.), а во Ауспиции 2-ю - 7 статей с подробным изложением заблуждений и злоупотреблений папской церкви, к-рые преодолевает Реформация. „А. и. было, по ел. Ф. Энгельса, „конституцией реформированной бюргерской церкви (т. 7, с. 366), т. е. „дешевой церкви , упразднявшей пышную обрядность и упрощавшей церк. иерархию. В июне 1530 в Аугсбурге „А. и. было зачитано рейхстагу и императору и отвергнуто ими. Приверженцы католицизма ответили на „А. и. „Опровержением , в ответ на к-рое Ф. Меланхтон написал „Апологию , теологич. обоснование „А. и. . В 1555 по Аугсбургскому религ. миру „А. и. формально получило офиц.-правовое признание. „А. и. признается и ныне всеми лютеранами в качестве документа, излагающего основы и оправдание их веры как веры истинной, восстанавливающей подлинное значение „слова божьего .
АУСПИЦИИ (лат. - птицегадания) - см. Авгуры.
АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto da fe - акт веры) - церемония приведения в исполнение приговора инквизиции. А. включало: торжеств, процессию, в к-рой принимали участие духовенство, члены инквизиц. трибунала, их помощники, монахи, религ. братства, осужденные, одетые в шутовские, позорящие их одежды (санбенито); торжеств, молебен; оглашение приговора в присутствии королевского двора или места, властей; исполнение приговора - наказание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осуществлялось светской властью. Последнее А. было совершено в Валенсии в 1826.
АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 295-373) - один из отцов церкви. Решит, противник арианства, в борьбе с к-рым разработал мистич. учение о „единосущности бога-отца и бога-сына, вошедшее в „Символ веры . Следуя неоплатонистской традиции, А. отстаивал представление о всемогуществе бога, его коренном отличии от мира (результата творения), о вере как определяющем условии достижения человеком бессмертия. Богосл. идеи А. в своей основе были заимствованы у Иринея, Оригена и др. раннехрист. апологетов.
АФИНА — в др.-греч. мифологии одна из гл. олимпийских богинь-девственниц. Почиталась как богиня войны и побед, гос. мудрости, символ разума. Считалась покровительницей героев, ремесел и искусств, защитницей обществ, порядка, а также целомудрия.
АФРОДИТА - в др.-греч. мифологии богиня любви и женской красоты. Согласно одной версии, А. - дочь Зевса и океаниды Дионы, согласно второй - возн. из морской пены. А. почиталась как богиня плодородия, дающая земле изобилие, вечную весну и жизнь, как богиня гор и моря, богиня браков и родов. Постоянным спутником А. является ее сын — Эрот.
АХБАР (араб., множ. число от хабар - известие, сообщение) - шиитское св. предание. А., как и сунна, охватывает деяния, поступки и слова Мухаммеда, к-рые должны служить дополнением к Корану для решения соц.-экономич. и обществ.-правовых вопросов. Большинство текстов А. по содержанию совпадает с суннитск. хадиса ми, различаясь лишь именами тех, кто передавал их.
АХИМСА, ахинса (санскр.) - непричинение боли и зла живым существам; религ.-этич. принцип, характерный для индуизма, буддизма, джайнизма, где он возводится в степень религ. долга. Принцип А. связан с учением о переселении души и перерождении одних живых существ в другие.
АХМАДИЕ - мусульм. секта, названная по имени основателя Мирзы Гулама Ахмада Кадиани (ум. в 1908), к-рый в 1891 был провозглашен новым пророком и махди, проповедовал учение, стремившееся примирить ислам с христианством и индуизмом. В наст. вр. - св. 1 млн. последователей А. Проживают гл. обр. в Пакистане и Индии. Всемирной исламской лигой А. объявлена „враждебным исламу течением .
АХУН, Ахунд (букв. - наставник) - духовное звание мусульм. богословов и служителей культа, стоящих выше муллы.
АХУНДОВ Мирза-Фатали (1812— 1878) - азерб. философ-материалист и воинств, атеист, открыто выступивший против ислама. Отвергая идею бога как первопричины мира, он утверждал, что природа не создана никем. Она была, есть и будет, существует объективно, без помощи к.-л. высш. силы. Природа есть причина самой себя. В трудах А. дана для того времени глубокая, всесторонняя критика ислама. Его филос.-поли-гич. трактат „Письма Кемаль-уд-Ловле является одним из лучших .т-истич. произведений в вост. лит-ре.
АХУРАМАЗДА (др.-перс, букв. - господь премудрый) - верховное божество в зороастризме и мазде-II ше, доброе начало, находящееся и постоянной борьбе со злым богом Анхра-Майнью. Др. греки на-п.тали его Оромаз или Ормузд.
АШАРИ, аль Абу-ль-Хасан Али Иби Исмаил (873/874-935 или 541) - основоположник мусульм. схоластич. учения калама. Первоначально был приверженцем мутазилитского течения, затем перешел в ряды ортодокс. ислама. А. защищал идеи о вечности и несотворенности Корана, о предопределении и вместе с тем отстаивал концепцию свободы воли человека и его ответственности за свои поступки, обосновывал положения ортодокс. ислама не только ссылками на Коран и хадисы, но и с помощью логических доводов, заимствованных им из учения мутазилитов.
АШОКА (Асока) (268-232 до н. э.) — инд. царь из династии Маурья, завершивший объединение почти всей Индии в единое гос-во (3 в. до н. э.). Пытался превратить в гос. законы нек-рые религ. положения. В последние годы жизни покровительствовал буддизму, видя в нем идеологич. силу, способствующую объединению гос-ва. В конце жизни А. принял монашество.
АШУРА (араб. - десятое) - кульминац. день траура у мусульман-шиитов, сопровождаемый театрализованными шествиями, песнопениями, проповедями и самоистязаниями в память „великомученика Хусейна, внука Мухаммеда, сына халифа Али ибн Абу Талиба. Проводится в 10-й день месяца мухаррем (первого месяца мусульм. лунного календаря). На протяжении столетий духовенство использовало А. для разжигания фанатизма религ., вызываемого публичным самобичеванием цепями, нанесением верующими себе ран саблями и кинжалами и т. д. В республиках Сов. Востока, где сохраняется шиизм, самоистязания запрещены законом. А. вошла в лит-ру как „Шахсей-вахсей (искаженное от перс, восклицания „Шах Хусейн, вах Хусейн! - „Царь Хусейн, ах Хусейн! , издаваемого участниками траурных церемоний).
АШШУР - центр, божество ассир. пантеона, покровитель ассир. царей. А. присущи черты мн. божеств: он - вершитель человеческих судеб, бог-судья, военное божество, божество мудрости. Изображался в виде крылатого солнечного диска, из к-рого выступает туловище воина, стреляющего из лука.
АЯТ (араб. - чудо, знамение) - ритмическая единица главы (суры) в Коране. Согласно мусульм. вероучению, в А. запечатлены подлинные слова самого бога.
АЯТОЛЛА (от араб, „аят - чудо, знамение и „аль-илах - Аллах - божье чудо, божеств, знамение) — шиитский мусульм. деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религ. деятелей.
Читайте: |
---|