Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




АНТ - АТЕ

Понятия и определения - Атеистический словарь

АНТРОПОМОРФИЗМ    (от   греч. anthropos  — человек, morphe — форма)   -  олицетворение явле­ний природы, религ. и мифологич. представлений и образов, перене­сение на них присущих человеку свойств. А. - неотъемлемая осо­бенность религ. верований и мифо­логии. А. ранних религий связан с тотемизмом  (антропоморфиза-ция „тотемич. предков), ведов­ством (одной из форм его явля­ется вредоносная магия и пред­ставление о злых силах, принима­ющих антропоморф. облик), зоо­морфизмом (напр., представления об оборотничестве людей в живот­ных, и наоборот), фитоморфизмом (напр., у гереро - Юго-Зап. Африка - представление о мифич. предке полудереве-получеловеке трансформировалось в представле­ние об антропоморф. предке), териоморфизмом (напр., широко распространенное в Тропич. Афри­ке представление о том, что души умерших предков вплоть до ново­го воплощения в людей пребыва­ют в облике ящериц, змей, лягу­шек), анимизмом, шаманством, погребальным культом. В мифо­логии широко известны олицетво­рения явлений природы (напр., солнце - чаще в облике женщины, месяц - в облике мужчины). А. лег в основу представлений о пле­мен, богах в религиях раннеклас. об-в. Особое выражение А. нашел в др.-греч. религии. Боги Олим­па - физически прекрасные люди, со всеми присущими человеку психич. свойствами. А. - харак­терная черта таких мир. религий, как христианство и буддизм. В них широко распространены антропо­морф. скульптурные и иконографич. изображения. Имеется нема­ло примеров народной интерпре­тации культовых образов (перм­ская деревянная скульптура, „се­верные письма ).

АНТРОПОПАТИЗМ (от греч. anthropos - человек и pathos - страсть, влечение) - приписывание свойств человеч. психики животным, рас­тениям и явлениям природы. Тер­мин введен в кон. 19 в. нем. этно­графом Ф. Шульце для обозначе­ния сущности фетишизма, однако в науч. лит-ре используется редко. Более применим близкий по значе­нию термин антропоморфизм. А. перекликается и с такими поняти­ями, как олицетворение, персони­фикация, анимизм.

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos — человек и sophia — муд­рость) - мистич. учение, в основе к-рого лежит представление, будто человек путем развития скрытых в нем таинств, возможностей мо­жет достичь господства над приро­дой. Это достигается усвоением предлагаемых А. методов разви­тия дремлющих в человеке осо­бых органов сверхчувств, воспри­ятия и подражанием „учителям человечества — Будде, Заратушт-ре, Платону, Христу, к-рые явля­ются в очеловечиванием высш. ду­ха. А. сложилась в нач. 20 в. на почве теософии. Ее основатель Ру­дольф Штейнер (1861-1925) воз­главил созданное им „Всеобщее антропософское об-во . Считая реальным сверхчувственный мир, а мир земной лишь иллюзией, он Тем не менее проявлял интерес к соц.-политич. проблемам, с край­не реакц. позиций выступал как враг науч. социализма и революц. движений, откровенно защищал устои капитализма. Несмотря на то что антинауч. характер А. был неоднократно разоблачен, она име­ет приверженцев и в наши дни. Существующий и поныне в Дорнахе (Швейцария) международ, центр А. ведет активную пропаганду мистич. идей, издает и распростра­няет труды Р. Штейнера. Возрож­дающийся среди нек-рых слоев ка-питалистич. об-ва интерес к А. обусловлен общим духовным кри­зисом бурж. мира, падением авто­ритета традиц. религий. В послед­нее время имеют место попытки экспортировать А. в СССР и др. социалистич. страны.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos — человек, лат. centrum — центр) - религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. ко­нечную цель мироздания. А. ут­верждает наличие в мире объек­тивных внечеловеч. целей и целе­сообразности, смыкается с телео­логией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме, христианстве, исламе, где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса. Развитие естествознания (Коперник, Галилей, Дарвин, Эйн­штейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в мире сверхъестеств. целеполатающего начала. Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы раз­вития природы, возникновения и развития об-ва и человека, объ­яснило причинную обусловлен­ность целенаправл. человеч. дея­тельности и доказало несостоя­тельность А.

АНУ, Ан (шумер. - небо) - одно из гл. божеств в шумеро-аккад-ской мифологии, первый из богов, „отец богов , создатель неба.

АНУБИС - в др.-егип. религии бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки). Считался покровителем умерших, ему отво­дилась большая роль в погребаль­ном ритуале.

АНХРА-МАЙНЬЮ - в зороастриз­ме олицетворение злого начала, дьявол, всеотрицающий дух, отец лжи, несправедливости, беззако­ния, смерти. А.-М. противостоит доброму началу, Ахурамазде. Оба рождены бесконечным временем, однако если Ахурамазда вечен, то А.-М. исчезает или становится бес­сильным, ибо всегда побеждается добрым началом. Др. греки назы­вали А.-М. Ариманом.

АПИС - бог в образе быка, к-ро-му поклонялись в Др. Египте, по­лагая, что этот бык воплощает душу Осириса. В нек-рые периоды истории А. почитался как великий или даже верховный бог. В культе А. видны отголоски тотемизма.

АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypsis - откровение) - см. Открове­ние св. Иоанна Богослова.

АПОКРИФЫ (от греч. apokryphos - тайный, секретный) - произведе­ния религ. содержания, но не при­знанные церковью (или жрече­ством) священными. Существуют ветхозаветные А. (иудаисты назы­вают их „посторонними книгами ) и новозаветные. Большинство в.-з. А. до нас не дошло; нек-рые со­хранились в переводах гл. обр. на греч., а также на др.-арм. и старослав. языки. К в.-з. А. относятся книги Маккавеев, Юдифь, Мудро­сти Иисуса сына Сирахова (Бен-Сира), Мудрости Соломона, Товит, Барух, отд. части книг Ездры, Да­ниила и Эсфири, Заветы 12 патри­архов и др. Среди кумранских рукописей обнаружены фрагмен­ты не известных ранее А. - книги Бытия и книги Второзакония. К н.-з. А.  относятся различные евангелия, деяния отд. апостолов, послания, апокалипсисы (открове­ния), созданные до канонизации текста Нового завета в 4 в. - нач. 5 в., к-рые церковь не включила в канон. Слово „апокриф перво­начально относилось к произведе­ниям одной из групп христиан — гностиков, стремившихся сохра­нить свое учение в тайне. Затем так стали называть раннехрист. писания, не признанные „боговдохновенными . Н.-з. А. делятся на „отреченные (т. е. запрещен­ные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения). Первый список „отреченных книг был со­ставлен в Вост. Римск. империи в 5 в. Большинство „отреченных книг известно только по названи­ям и по цитатам, приведенным в произведениях христ. писателей 2—4 вв., к-рые с этими книгами спорят. Фрагменты нек-рых А. найдены на папирусах в Египте (Евангелие и Апокалипсис Петра, отрывки из неизвестных еванге­лий и др.). В 1946 на юге Египта была обнаружена целая библиоте­ка произведений христиан-гности­ков, среди них: Евангелия от Фо­мы, от Филиппа, Истины, апокриф Иоанна и др. Созданные в средние века А., повествующие о детстве Иисуса и о жизни Марии, церковь разрешает читать, поскольку они не расходятся с догмой.

АПОЛЛОН, Феб (греч. phoibos - блестящий) - др.-греч. божество. Первоначально считался покрови­телем пастухов, позже — изобрета­телем пчеловодства, маслоделия, богом яблоневых садов. Его счи­тали также изобретателем лиры и покровителем поэзии и музыки. В более позднее время А. стано­вится богом очищающим и исцеля­ющим.

АПОЛОГЕТИКА (греч. apologeomai — защищаю) — отрасль теоло­гии, имеющая целью защиту и оп­равдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. - раздел богословия, в к-ром рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенно­сти ее догматич. системы, нравств. принципы, роль и значение в об - ществ. жизни. Гл. задача А. - за­щита религии от материалистич. и атеистич. критики. С этой целью доказывается невозможность высоконравств. отношений, разви­тия культуры и справедливых об­ществ, порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соот­ношения науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, сов р. А. обновляется, приспосаб­ливается к изменяющимся услови­ям жизни, к интеллектуальному уровню совр. верующего.

АПОЛОГЕТЫ - раннехрист. бого­словы и философы, пропагандиро­вавшие преимущества новой рели­гии по сравнению с политеистич. верованиями Римск. империи и обосновывавшие     ее    высокие нравств. принципы и полезность для об-ва. В соч. А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господств, офиц. воззрениями. Наиболее из­вестными А. были Юстин (ум. ок. 165) - автор таких соч., как „Апо­логия , „Беседа с Трифоном-иуде­ем , и др., Татиан (ум. ок. 175), Афинагор (ум. ок. 177). Др. тече­ние в раннехрист. апологетике, воз­главляемое Тертуллианом, утверж­дало   принцип   несовместимости веры и языч. мудрости, призывало к решит, борьбе церкви с античной наукой и культурой, пропаганди­ровало последоват. аскетизм, от-риц. отношение к искусству, к ге­донизму и эпикуреизму. Идеи ран­нехрист. А. высоко оцениваются совр. богословами.

АПОСТОЛЫ (греч. apostolos - по­сланец) - в первонач. христиан­стве странствующие проповедни­ки, переходившие от общины к об­щине и существовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан, создавая новые христ. общины. Они обращались друг к другу и к общинам с посла­ниями по различным вопросам ве­ры и внутр. религ. жизни. Таково, видимо, и происхождение посланий, вошедших в Новый завет. Позднее, с формированием Ново­го завета, церк. традиция закрепи­ла название А. лишь за 12 ученика­ми Христа, к-рые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апосто­лов и к-рых якобы сам Христос избрал для проповеди его учения. Большинство из них — мифич. лич­ности.

АПОСТОЛЬСКИЕ  БРАТЬЯ, апостолики — приверженцы христ. секты, основанной ремесленником Сегарелли в 1260 в г. Парме, ак­тивные участники крестьянско-плебейского движения в Сев. Ита­лии кон. 13 - нач. 14 в. А. б. про­поведовали, что достижение свято­сти возможно лишь путем отказа от собственности, возврата к соц. и имуществ. равенству в духе уче­ния раннехрист. апостолов (отсю­да название секты). На II Лион­ском вселенском соборе католич. церкви (1274) секта была осужде­на как еретическая. Ее деятель­ность была запрещена, а Сегарелли сожжен в Парме в 1300. Его пре­емник Дольчино в 1304 поднял антифеод, восстание крестьян и плебейских слоев нескольких го­родов Сев. Италии, подавленное в 1307. А. б. продолжали пропо­ведь своих идей в ряде районов Италии, Франции, Испании и Гер­мании до 15 в.

АПСАРЫ (др.-инд. — вышедшие из воды) - в ведическ. рти индуист. мифологии полубожеств, жен­ские существа, обитающие пре­имущественно на небе, но также и на земле. Упоминаются в „Риг-веде и „Атхарваведе . Согласно ведич. текстам, А. способны насы­лать на людей любовное безумие. В индуист. мифологии А. являют­ся женами полу божеств, мужских существ, гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц.

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (лат. fratres arvales - братья пахари) - жреч. коллегия в Др. Риме, отправляв­шая культ богини обработанного поля Теллус Матер (Мать Земля), называемой Деа Диа (Светлая бо­гиня). Коллегия состояла из 12 жрецов. В кон. мая А. б. проводи­ли праздники в честь богини, вклю­чавшие жертвоприношения, тор­жеств, шествие, архаич. молитву (гимн), ритуальные пляски, об­щую трапезу.

„АРГУМЕНТЫ” („Argumenty ) - польск. еженедельник, орган Об-ва распространения светской куль­туры, издается с 3957 в Варшаве (до 1969 был органом существо­вавшего тогда Об-ва атеистов и свободомыслящих). Печатает статьи, публицистич. очерки, хро­нику по широкому кругу общест­венно-политических и мировоз­зренческих проблем.

АРЕОПАГИТИКИ - свод религ-филос. соч. 5 в., включает тракта­ты: „О божественных именах , „Таинственное богословие , „О не­бесной иерархии , „О церковной иерархии и 10 писем, приписыва­емых первому афин. епископу Ди­онисию Ареопагиту (отсюда назва­ние). Действит. автор неизвестен. В А. на основе переработки идей неоплатонизма создана целостная система христ. философии, харак­теризуемая апофатическим (отри­цательным) богословием, соглас­но к-рому к богу как непознавае­мому первоначалу не применимы никакие положит, определения; эманация божеств, света воспри­нимается в состоянии религ. экс-газа; нисхождение от бога к миру выражено в небесной иерархии „ангельских чинов , к-рой отвеча­ет церк. иерархия. А. оказали оп­ределенное влияние на вост. христ. богословие, на теологич. и филос. мысль средневековья и Возрожде­ния. Являясь источником мистич. идей, А. в то же время вели к де­персонализации бога, что послужи­ло предпосылкой развития фило­софии пантеизма.

АРЕС, Арей — в др.-греч. мифоло­гии сын Зевса и Геры. Вначале по­читался как подземное божество, имевшее характер природной сти­хии, приносящей как блага, так и бедствия. Затем - грозный бог войны, несущий смерть и разруше­ние. Изображался могучим вои­ном в шлеме.

АРИАНСТВО - течение в христи­анстве в 4-6 вв., основанное свя­щенником Арием. А. было попыт­кой преодолеть противоречие меж­ду библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве, не прини­мало один из осн. догматов офиц. христ. церкви о единосущности бога-отца и бога-сына  (Христа), считая его признанием двоебожия. Арий утверждал, что только один бог предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен, но не из божеств, сущности, а из ничего. Его отличие от человека только в том, что он наделен более вы­сокими достоинствами. Благода­ря соучастию бога-отца и собств. стремлению к благу сын божий сам становится богом. Этим сни­малась центральная для христиан­ства идея богочеловека. В 325 А. было осуждено как ересь на Ни-кейском вселенском соборе. Пос­ле смерти Ария его учение разви­вали Аэций и Евномий (поздней­шее название ариан - евномиане). В преобразованном виде А. возро­дилось в Польше в 16 в., его про­поведовал Социн.

АРИЙ (ум. в 336) - священник из г. Александрии; в 318 высту­пил против учения христ. церкви о единосущности бога-сына и бога-отца, утверждая, что Христос по божеств, свойствам, сущности и славе ниже бога-отца, ибо бог-отец предвечен, а Христос создан им. А. был осужден церковью и изгнан из Александрии, но его учение (арианство) нашло множество при­верженцев (особенно среди город­ских ремесленников и торговцев) и получило распространение дале­ко за пределами Египта, в части, в Зап. Европе.

АРИМАН — см. Анхра-Майнью.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый-энцик­лопедист. Ученик Платона, А. вы­ступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его кри­тика платоновской теории идей, по словам В. И. Ленина, „есть кри­тика идеализма как идеализма вообще (т. 29, с. 255). Вместе с тем Ленин указывал на непосле­довательность этой критики, на колебания А. между идеализмом и материализмом. А. признавал объективное существование ма­териального мира, рассматривал ощущения, представления и поня­тия как производные от реальных вещей. Сущность вещей А. искал в самих вещах. Однако в материи он видел только пассивное начало, к-рое подчиняется особому актив­ному началу - „форме , причем высш. „формой всех форм явля­ется, по его мнению, бог. Колеба­ния между материализмом и идеа­лизмом сопровождались у А. ко­лебаниями между диалектикой и метафизикой. Он признавал дви­жение в природе и об-ве, указывал на существование разл. видов дви­жения (возникновение, уничтоже­ние, рост, уменьшение, качествен­ные изменения и смена в про­странстве), видел взаимосвязь противоположностей и зависи­мость качеств, изменений от коли­честв., исследовал переход возмож­ности в действительность. В его трудах содержатся и др. элементы диалектики. Вместе с тем источ­ник движения — „первый двига­тель , бог, по А., лежит вне мате­рии и, будучи сам неподвижен, приводит в целесообразное движе­ние весь мир. Бог - конечная при­чина, высш. цель развития всех вещей, то, что А. называл энтеле­хией. Подводя итог развитию филос, естеств.-науч. и обществ.-политич.. взглядов Др. Греции, А. оказал громадное влияние на все последующее развитие духовной культуры как отриц., так и по­ложит, сторонами своих трудов. Идеалистич. и метафизич. тенден­ции А. использовались в филосо­фии неоплатонизма, ср.-век. схола­стов и в богословии для обоснова­ния религ. мировоззрения. „Схо­ластика и поповщина, - писал В. И. Ленин, — взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: за­просы, искания... (там же, с. 326). Учение А. об энтелехии поныне широко используется в теологич. концепциях витализма, финализма. Напротив, материалистич. и ди-алектич. положения А. оказали плодотворное воздействие на развитие прогрес. науч. воззрений в араб, и визант. философии сред­них веков, а также в философии эпохи Возрождения.

АРМАГЕДДОН - место, в к-ром согласно Откровению Иоанна (16: 16), при наступлении конца света произойдет последняя битва с уча­стием всех царей земли. Имеются основания предполагать, что А. -искаженное евр. словосочетание, переводимое дословно как „гора у города Меггидо (на севере Па­лестины), где в древности проис­ходили (в силу географич. поло­жения этой местности) мн. решаю­щие сражения. В вероучении Сви­детелей Иеговы А. называется бит­ва сил Иеговы против сил Сатаны, в результате к-рой все человече­ство, кроме иеговистов, погибнет.

АРМИНИАНЕ, или РЕМОНСТРАНТЫ (лат. remonstro - отказыва­юсь) — последователи голландск. реформатора Я. Арминия (1560-1609), отвергающие учение Каль­вина о предопределении, искупле­нии и спасении. А. учат, что чело­век наделен свободой воли и мо­жет достичь спасения сам, личной верою, преодолев своею волей первород. грех. Доктрина А. отчасти, напоминает ересь Пелагия и пред­восхищает бурж. гуманизм 16— 17 вв. В наст. вр. насчитывается ок. 5 тыс. А. в Голландии. Их уче­ние оказало определенное влияние на часть методистов и баптистов.

АРМИЯ СПАСЕНИЯ (англ. Salva­tion Army) - международ, религ.-филантропич. орг-ция, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 1 по военному образцу методист­ским проповедником У. Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религ. пропаганды среди бед­нейших слоев населения Лондона. А. с. распространила вскоре свою деятельность и на др. страны, в части, на США и Канаду, а ныне действует во мн. капиталистич. странах. Деятельность А. с. под­держивалась буржуазией, гл. обр. Англии и США, рассматривавшей ее как важнейшее средство борь­бы против „анархии и духа непо­виновения, развивающегося в мире (Бутс). А. с. содержит на свои средства ночлежные дома, столо­вые, больницы. Получающие мате­риальную помощь должны прини­мать участие в разнообразных ре­лиг. мероприятиях.

АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕР­КОВЬ,  Армянская апостольская церковь - одна из древнейших христ. церквей. Христианство про­никло в Армению и начало распро­страняться в первые века н. э. В 301 было провозглашено офици­ально гос. религией. В 303 был по­строен  собор Эчмиадзин   (близ Еревана),  ставший  гл.  собором А.-г. ц. Название А.-г. ц. происхо­дит от имени первого католикоса Григора Партева. В 506 А.-г. ц. отделилась от Византии, став авто­кефальной. По вероучению, она принадлежит   к   монофизитской ветви христианства (см. Монофизитство). Отсюда и специфич. осо­бенности ее догматики. А.-г. ц., как большинство церквей, враж­дебно встретила Великую Октябрь­скую   социалистич.   революцию. В наст. вр. занимает лояльные по­зиции по отношению к Сов. власти, участвует в борьбе за мир. Во гла­ве А.-г. ц. - верховный патриарх, католикос всех армян, с резиден­цией в Эчмиадзине. Издается жур­нал „Эчмиадзин . Имеется специ­альное духовное  уч.  заведение. Зчмиадзинскому     католикосату подчиняются Киликийский като-ликосат, Иерусалимское и Кон­стантинопольское  патриархатства и епарх. управления в США, Южн. Америке, Европе, на Бл., Ср. и Дальн. Востоке.

АРНО Антуан (1612-1694) - франц. философ, логик, теолог, проф. Сорбонны, изгнанный отту­да за проповедь идей янсенизма и борьбу с иезуитами. Последова­тель рационализма Декарта. В „Ло­гике, или Искусстве мыслить (1662), написанной вместе с П. Ни-колем под влиянием Паскаля, оп­ределял логику как искусство пра­вильного использования разума в науках о природе и в математи­ке. Способствовал освобождению философии от схоластич. метода мышления.

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (кон. 11или нач. 12 в. - 1155) - один из вождей антифеод, и антикатолич. демократич. движения в Ита­лии,   представитель   бюргерской ереси. Вместе с П. Абеляром вел ожесточенную полемику с орто­докс, мистиком Бернаром Кпер-воским.   Взгляды  А.  Б. содер­жали элементы будущей протест, идеологии: проповедь секуляри­зации церк. имущества, освобож­дение городов от власти католич. иерархов,   требование   дешевой церкви. Дал неортодокс, трактов­ку причащения и крещения, хотя в   целом  не  отвергал  католич. таинств и догм. Казнен по прика­зу папы.

АРТЕМИДА - в др.-греч. мифоло­гии дочь Зевса и Лето, сестра-близ­нец Аполлона. Почиталась как бо­гиня плодородия, охоты, Луны, покровительница животных, за­щитница целомудрия, помощница рожениц. Культ А. сохранил пере­житки первобытн. религ. представ­лений (поклонение ей в образе медведицы) и был связан с человеч. жертвоприношениями. Гл. святилище А. было в Эфесе.

АРХАНГЕЛЫ (греч. - начальник ангелов) - согласно принятой в христианстве небесной иерар­хии , старшие ангелы. Ортодокс, христ. традиция называет по име­нам 3 А.: Михаила - „верховного военачальника в космич. войне с врагами бога, ангела-хранителя всех христиан, Гавриила - божье­го посланника, принесшего „бла­гую весть Марии, и Рафаила - ангела-целителя.

АРХАТ (санскр. букв. - достой­ный) - в буддизме - человек, до­стигший высш. совершенства, вплотную подошедший к состоя­нию нирваны, праведник, святой. Чтобы достичь положения А., чело­век должен пройти долгий путь перевоплощений, являющихся ре­зультатом его благочестивого по­ведения, суть к-рого состоит в по­давлении страстей, интереса к жиз­ни. В хинаяне А. считаются монахи высш. (четвертой) ступени мона­шества.

АРХЕОЛОГИЯБИБЛЕЙСКАЯ (греч. archaiologia, букв. - изуче­ние древнего) - науч. дисциплина, занимающаяся поисками и изуче­нием вещественных памятников, связанных с историей Библии и отд. ее текстов и сюжетов. Архео-логич. раскопки с этой целью ве­дутся на территории Др. Палести­ны, Месопотамии, Египта, а также в различных районах Средиземно­морья. Полученные результаты по­зволили подвести историч. базу под библ. критику, проверить до­стоверность сообщений  Библии. Не менее важной является воз­можность уточнения при помощи А. б. происхождения библ. книг и их датировки. С сер. 19 в. бурж. науч. об-ва и орг-ции стали отпус­кать большие средства на археологич. экспедиции в „библ. странах, рассчитывая на религ. пропаганд, эффект  от   ожидавшегося   под­тверждения   сообщений  Библии. Однако ожидания не оправдались. Так, „всемирн. потоп оказался наводнением     места.    значения в Южн. Месопотамии. Археологич. работы в Египте, призванные под­твердить сказания о пребывании израильтян в египетском плену и об исходе из него, доказали мифо-логич. характер соответствующих повествований. То же относится и ко мн. др. сюжетам Ветхого завета. Не подтвердили они ни одного сказания из Нового завета. Вместе с тем нек-рые в.-з. сюжеты в свете А. б. оказались частично или даже полностью историчными. Были об­наружены конюшни в Мегиддо и остатки медеплавилен в Эцион-Гебере, стела Меши. клинописные тексты, относящиеся к завоева­нию евр. гос-в Ассирией и Вавило­ном. Существенный материал для характеристики идеологич. обста­новки, предшествовавшей возник­новению Нового завета, дали кум-ранские находки. Наряду с науч. А. б. существует и богосл. дисцип­лина, именуемая А. б. Ее предме­том является описание географич., историко-бытового и т. д. фона, на к-ром якобы происходили библ. события.

АРХИДИАКОН (греч. archi - глав­ный, старший и diakonos, букв. — служитель) - духовный сан в хри­стианстве, старший из диаконов, помощник епископа при богослу­жении; в православии - титул, присваиваемый первому диакону кафедрального собора правящего епископа.

АРХИЕПИСКОП (от греч archi - старший и episkopos - надзира­тель) - духовный сан, одна из высш. ступеней в христ. церк. иерархии. Хотя считается, что все епископы равны и имеют одинако­вую власть, апостольскими прави­лами для „сохранения единства между церквами и для взаимной помощи в затруднительных обсто­ятельствах отд. епископам дано право верховного надзора за дру­гими, при этом им присваивается титул А.

АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - гл. епископ гос, англикан. церкви, примас всей Англии, первый пэр королевства. Назнача­ется королем по рекомендации парламента. Резиденция А. К. - Ламбетский дворец.

АРХИЕРЕЙ (греч. archiereus - старший священник) - общее на­звание для высш. чинов из числа черного духовенства в правосл. церк. иерархии.

АРХИМАНДРИТ (греч. archimand­rites - старший над оградой, т. е. монастырем) - высш. духовное звание у монахов правосл. церкви, почетный титул настоятелей круп­ных мужских монастырей. Может быть почетным званием ректоров духовных семинарий, глав духов­ных миссий.

АРХОНТИКИ (греч. archontes - старцы, отцы) - одно из направле­ний гностицизма. По учению А., восходящему к Василиду, от „не­рожденного отца рождаются зоны - творческие мир. силы и мифологич. существа, называемые также архонтами, т. е. первоотцами, предками, прародителями. Высш. архонт отождествлялся с Христом, прочие - с доблестями, началами и ангелами, создавшими множество небес. Учение А., как и гностиков в целом, критиковав­шееся с христ. позиций Ирингем как еретич., было осуждено и от­вергнуто формировавшейся офиц. христ. церковью к кон. 2 в. как языческое и слишком аллегори­ческое.

АРЬЯ САМАДЖ (хинди - обще­ство ариев) — религ.-реформат, и просветит, об-во Индии. Основано в 1875 Даянандом Сарасвати. А. с. объединило в своих рядах мелко-бурж. интеллигенцию и выдвинуло в качестве осн. идеи борьбу с англ. колониальным господством, за нац. самобытность Индии, возрож­дение нац. культуры, в т. ч. ведич. религии и философии. Соц. плат­форма А. с. включала в себя борь­бу с кастовым строем, распростра­нение просвещения, равноправие женщин.

АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ  (от греч. askesis - упражнение, подвиг) - отказ от жизнен, благ, удовольствий, подавление в себе естеств. желаний и побуждений. Проповедь А. характерна для боль­шинства религий. В христианстве А. рассматривается как „основной закон жизни верующего . Соц. смысл проповеди А. - в примире­нии трудящихся с тяжелыми усло­виями жизни в эксплуатат. об-ве. В наст. вр. духовенство, учитывая настроения верующих, прямо не призывает к „бегству от мира , пренебрежению „плотскими удо­вольствиями , делая акцент на „духовном А. Однако в работах церк. авторов, в части, публикуе­мых в „Журнале Московской патриархии , пропагандируются „подвиги святых, ставятся в при­мер верующим лица, к-рые уходи­ли в монашество, истязали свою плоть, доводили себя до изнемо­жения постами, обрекали себя на одиночество. Подобные примеры в церк. публикациях и проповедях, несомненно, определенным обра­зом ориентируют верующих в от­ношении А.

АСКЛЕПИЙ - в др.-греч. мифоло­гии - сын Аполлоне и нимфы Ко-рониды, воспитанник кентавра Хирона, бог врачевания. А. издревле считался покровителем лекарей и аптекарей. Культ его был особен­но распространен в Эпидавре, куда в поиске исцеления стекались боль­ные со всей Греции.

АСМОДЕЙ (др.-евр. Ашмедай - искуситель) - злой дух, разруши­тель браков. Упоминается в Талму­де (как князь демонов), в Ветхом завете (Тов. 3:8) и апокрифах. Образ заимствован иудеями из перс, религии. В славян, лит-ре 16-го и 17-го вв. миф об А. вос­производится в „Сказании о Соло­моне и Китоврасе и в „Разговоре Соломона с Морольфом (Китоврас и Морольф - др. имена А.).

АССАСИНЫ (перс, хашшашин - курильщики хашиша) - террористич. религ.-политич. орг-ция (орден), отделившаяся от шиит­ской секты исмаилитов в кон. 11 в. Центром А. был замок Аламут в Сев.-Зап. Иране. Основа­тель - Хасан Саббзх. Учение А. распространилось в Иране, Сирии, Ливане. Характерная его черта - обожествление имама - главы А. Руководители А. воспитывали ря­довых членов орг-ции в духе фана­тизма и слепого повиновения, ве­ли борьбу против сельджукских правителей и крестоносцев. Круп­ные феодалы использовали А. для уничтожения своих политич. про­тивников. Конец деятельности А. положили в 13 в. монг. завоевате­ли и войска мамлюков.

АССИРО - ВАВИЛОНСКАЯ   РЕЛИГИЯ - см. Вавилонская религия.

АСТАРТА - в финик, религии бо­гиня земного плодородия, любви и материнства. Обычно изобража­лась в виде обнаженной женщины с коровьими рогами.

АСТРАЛЬНАЯ   ТЕОРИЯ   -   см.Натуристическая теория.

АСТРАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. astron - звезда) — религ. почита­ние небесных светил и явлений и сопровождающие его религ.-магич. действия; известны в той или иной степени всем народам. А. к. были особенно распространены в Др. Двуречье, Египте и Др. Индии, где храмы одновременно служили об­серваториями, т. к. ирригац. земле­делие, практиковавшееся там, тре­бовало наблюдений за небесными явлениями, в хронологич. зависи­мости от к-рых находятся разливы рек. В вавилон. религии Луна и 5 видимых невооруженным гла­зом планет были объявлены бога­ми и получили имена Сим (Луна), Шамаш (Солнце), Мардук (Юпи­тер), Иштар (Венера), Нергал (Марс), Набу (Меркурий) и Нинурту (Сатурн). Уран и Нептун не были известны народам др. мира. На основе А. к. в вавилон. религии возн. астрология, гадание и проро­чества религ. Пережитком А. к. в христианстве являются легенды о вифлеемской звезде и семи звез­дах в А покалипсисе.

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) - лженаука о будто бы существую­щем влиянии небесных светил на жизнь и судьбы отд. людей и наро­дов. Возн. в Др. Ассирии, Вавило­не и Египте. А. объявила возмож­ным предсказание судеб людей, исхода предстоящих событий по положениям светил, что привлек­ло к ней широкое внимание. Ав­торитет А. был настолько высок, что мн. императоры, полководцы принимали   важнейшие   решения только с учетом предсказаний аст­рологов.   Будущее определялось с помощью особых чертежей — гороскопов. Несостоятельность А. неоднократно подтверждалась жиз­ненной практикой. Подавляющее большинство предсказаний не сбы­валось. Однако и редких, случай­ных совпадений предсказаний с на­ступившими событиями было до­статочно   для   того,   чтобы   им продолжали верить. Мн. мыслите­ли прошлого выступали против А., показывая ее нелепость. Сокру­шит, удар по ней нанесли астроно-мич. открытия, в первую очередь учение Коперника. Несмотря на то что ложность астрологич. предска­заний давно доказана, в наст. вр. они   вновь приобрели  популяр­ность в бурж. странах. В условиях роста мистич. настроений на Запа­де А. обрела вторую жизнь. В прессе постоянно печатаются гороско­пы, существуют астрологич. об-ва, выходят специальные журналы, имеющие многочисл. читателей. По признаниям печати, миллионы жителей капиталистич. стран под­вержены ныне влиянию А.

АСТРЮК Жан (1684-1766) - один из основателей библ. критики и т. н. документальной гипотезы про­исхождения Ветхого завета. В 1753 в Брюсселе анонимно опубли­ковал книгу „Предположения о первоначальных источниках, ко­торыми пользовался Моисей при составлении книги Бытия , где указал по меньшей мере на 12 ис­точников первой библ. книги, об­ратив особое внимание на выделе­ние 2 источников, отличающихся друг от друга наименованиями бога - Элохим и Иегова. „Эти два слова, - писал А., - никогда не смешиваются: есть целые главы и большие части глав, где бог назы­вается Элогим и никогда — Иего­ва; есть другие... где богу не дают иного имени, кроме Иегова, и ни­когда не называют его Элогим . Предположения, высказанные А., оказались чрезвычайно плодотвор­ными и позволили последующим поколениям ученых убедительно показать земной характер Библии.

АСЫ, Азы (др.-исл. aesir) - в сканд. мифологии осн. группа богов, иногда - обозначение богов вооб­ще. К А. относятся: Один, Тор, Бальдр, Хеймдалль (небесный страж богов), Браги (бог поэзии), Видар (бог лесов), Форсети (хра­нитель правды), Улль (бог охоты), Фригг, Идунн (богиня юности), Сага (богиня сказаний), Сиф (суп­руга Тора) и др.

АТЕИЗМ (от греч. „а - отриц. частица и theos - бог; букв. - без­божие) - система взглядов, отвер­гающих религ. представления (ве­ру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А, как система взглядов не сводится только к ис-торич., филос, естеств.-науч. кри­тике религии. А. раскрывает спе­цифику и сущность религ. отра­жения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры у масс, изучает соц. природу рели­гии, условия и способы ее преодо­ления. А. представляет собой одну из важных сторон материалистич. мировоззрения, материалистич. философии и опирается на ту же естеств.-науч. базу, что и мате­риализм. Он утверждает науч. взгляд на природу и об-во, осво­бождает человека от заблуждений и предрассудков. А. следует отли­чать от индифферентизма религ., антиклерикализма и свободомыс­лия. От А. необходимо отли­чать также деизм и пантеизм, к-рые часто бывают глубоко свя­заны с А. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием ма­териализма в философии. Чем более последователен материа­лизм, тем более надежную основу представляет он для А. Наив­ный материализм был идейн. ос­новой борьбы против религии в странах Др. Востока и в антич­ных об-вах Др. Греции и Др. Рима. Метафизич. материализм, развившийся в европ. странах в 16-18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с А., а с деизмом. Фи­лос. основой А. марксистского является диалектич. и историч. материализм. А. возник в глубо­кой древности как отражение об-ществ.-экономич., соц.-клас. отно­шений, на основе успехов науки и материалистич. философии. Он, как правило, выражал интересы прогрес. обществ, сил, боровших­ся против консерв. порядков и религ. идеологии, освящавшей эти порядки. В каждую историч. эпоху изменялись объем и содержание понятия А. Исторически первой формой А. был А. в рабовлад. об-ве. Наибольшего развития он до­стиг в Др. Греции и Др. Риме. В период феод, средневековья ре­лигия стала господств, формой идеологии. Церковь использовала любые средства для борьбы про­тив А. и свободомыслия в феод, об-ве, однако была не в силах остановить развитие науч. мысли. Дальнейшим шагом в развитии атеистич. мысли был А. буржуаз­ный эпохи Возрождения и Нового времени, являвшийся духовным оружием прогрес. классов в борь­бе с феодализмом и феод, цер­ковью за свои экономич. и политич. интересы. Особое место в домарксовском А. занимает А. рус. рев. демократов. Несмотря на свою историч. ограниченность, до-марксовский А. представлял вы­дающуюся веху в духовной жизни человечества и явился составным элементом развития цивилизации. Но высш., до конца последователь­ной формой А. является А. марк­систский.

АТЕИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ - исто­рически прогрес. направление в бурж. идеологии и культуре, ха­рактеризующееся критич. осмыс­лением религии на основе стихий-но-диалектич. и метафизич. мате­риализма. А. б. возник в борьбе с феод, идеологией. В своем разви­тии он прошел 3 этапа: атеизм и свободомыслие эпохи Возрожде­ния; атеизм Нового времени; совр. бурж. свободомыслие. В эпоху Возрождения (15-16 вв.) форми­руется ранняя бурж. культура с антицерк. и антирелиг. направ­ленностью; одним из ее идейн. источников явились атеизм в ра­бовлад. об-ве и свободомыслие в феод, об-ве. В качестве методологич. основы критики религии использовался скептицизм. Гу­манисты и философы 15-16 вв. (Л. Балла, Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, Дж. Бруно, Д. Ванини) разрабатывали новое уче­ние о человеке, противопоставляя христ. антропологии идеи достоин­ства, самоуважения личности, ее права на земное счастье, независи­мость и свободу. Свободомыслие Возрождения связано с успехами производства и науки, в части, естествознания. Большое влияние на разрушение религ. картины мира оказало гелиоцентрич. учение Н. Коперника. Филос. базой свобо­домыслия Возрождения явился гл. обр. непоследовательный материа­лизм в его пантеистич. форме, со­держащий элементы стихийной диалектики. Критика религии за­ключалась в раскрытии противоре­чий в христ. учении, в „приземле­нии библ. легенд и персонажей, в отрицании веры в ад и рай, мифа о сотворении Адама и Евы, христ. обрядов. Важное значение имели постановка и решение проблемы происхождения религии, почти не поднимавшейся в средние века: причины религии, как и в древно­сти, усматривались в невежестве, страхе, обмане. Была высказана мысль об эволюции религий (Бру­но, Ванини); возродилось мнение др. атеистов об отриц. роли рели­гии в об-ве. А. б. Нового времени опирался на естеств.-науч. откры­тия, развитие механики, математи­ки, астрономии, к-рые способство­вали формированию механистич. картины мира и созданию матери-алистич. философии, носившей в целом метафизич. характер, хотя и не лишенной элементов диалек­тики. В 17—18 вв. осуществился переход от скрытых форм матери­ализма — пантеизма и деизма — к открытому материализму. Вер­шина А. б. - открытый атеизм франц. просветителей Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж. Ламетри, П. Голь­баха; младшего поколения про­светителей в лице С. Марешаля, К. Вольнея, а также атеизм Л. Фей­ербаха. Большое влияние на атеизм просветителей оказал революц.-де-мократич. атеизм Ж. Мелье. Материалистич. и атеистич. идеи были систематизированы Гольбахом в „Системе природы ; глубокий теоретич. анализ религии дал Л. Фейербах. Родоначальником на­уч. критики Библии был Б. Спино­за. Атеисты Нового времени под­вергли критике религ. мораль, что служило теоретич. обоснованием борьбы с феодализмом как стро­ем безнравственным. Гольбах и Дидро убедительно показали, что религия не может содействовать улучшению нравов и даже убеж­денность в существовании бога и-страх перед ним не удерживают человека от дурных поступков. Фейербах отстаивал тезис о само­стоятельности морали по отноше­нию к религии, показал, что под­линная нравственность и религия несовместимы. В атеизме указ. периода обосновывается нравств. ценность атеизма, что впервые проявилось у П. Бейля. Для атеиз­ма  Нового времени характерна борьба за свободу совести, за веротерпимость, что связано с его общей гуманистич. направленно­стью. В А. б. 17—19 вв. получила всестороннее обоснование идея земного происхождения религии, ее причины усматривались в обма­не, страхе перед внешними сила­ми, в невежестве, бедствиях, стра­даниях, в деятельности воображе­ния и заключении по аналогии, в воспитании. Л. Фейербах деталь­но исследовал роль чувств, эмо­ций в возникновении религии, рас­крыл гносеологич. корни религии. Несмотря на отд. догадки о по-рожденности религии соц. факто­рами, А. б. не раскрыл соц. корней религии - это явилось делом ате­изма марксистского. А. б. убеди­тельно показал отриц. воздействие религии на обществ, жизнь в це­лом и на отд. личность. Франц. ма­териалисты установили связь меж­ду религией и интересами угнета­телей, однако они не связывали преодоление религии с ликвидаци­ей частной собственности и клас-антагонистич. об-ва. А. б. преуве­личивал роль религии в истории об-ва; она объявлялась главным препятствием на пути человечест­ва к прогрессу, что было связано с идеалистич. подходом к об-ву. Преодоление религии рассматрива­лось как результат просветит, дея­тельности просвещенной элиты. Ряд бурж. мыслителей считал ре­лигию необходимой для народных масс. А. б. созерцателен, ограничи­вается теоретич. критикой религии.

АТЕИЗМ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕ­СКОМ ОБЩЕСТВЕ - исторически первое критич. осмысление рели­гии с позиций филос. материализ­ма в его наивной форме. Был раз­вит в Индии, Китае и античном ми­ре (Др. Греции и Риме). А. в р. о. возн. на основе достижений естеств. знаний, философии, лит-ры и ис­кусства; выражал интересы прог-рес. демократич. кругов рабовлад. об-ва. А. в р. о. связан со свободо­мыслием в культуре др. мира. В Др. Египте, Вавилоне, Палести­не, Индии, Китае, античном мире существовала светская культура, в к-рой имели место элементы антирелиг.  скептицизма, стихийного материализма. Так, в „Рече­нии Ипусера   (Египет, 18 в. до н. э.)  отмечается факт сомнения в справедливости поучений жре­цов; в „Диалоге господина с ра­бом о смысле жизни (Вавилон) подвергаются   критике   взгляды жрецов  на  смысл жизни,  целе­сообразность жертвоприношений; в „Ши-цзин    (Китай)  отражены сомнения в справедливости неба. Скептицизм в отношении религ. мифологии пронизывает прогрес. духовную культуру Греции (6-2 вв. до н. э.), напр., в произведе­ниях драматургов Эсхила и Эври­пида,   в  комедиях  Аристофана, в соч. софистов Протагора, Проди-ка,   Крития,   философа-скептика Карнеада и др. В основе критики религ. мифологии у атеистов древ­ности лежит учение о материаль­ном первоначале мира, идея его развития по естеств. законам. Ки­тайский атеист Ван Чун (1 в.) пер­воначалом    считал    „первичный эфир , образующий многообразие вещей, в т. ч. человека с его душой, отвергал   „небесного   владыку , духов, в к-рых верили китайцы. В инд. философии чарваков, или локаятиков, место богов занима­ют естеств. стихии, из к-рых состо­ит все. Чарваки отрицали божеств, происхождение Вед,  потусторон­ний мир, сверхъестеств. силы, про­возглашали право человека на ра­дости жизни. Большую роль в раз­витии античного атеизма сыграла атомистич. теория Демокрита, Эпи­кура и Лукреция,  выводом из к-рой была идея вечности и беско­нечности мира, подрывавшая пред­ставление о мире как порождении богов.    Атомизм    содействовал борьбе со страхом смерти, куль­тивировавшимся религ. учением о мрачном Аиде. Душа, согласно атомистам, состоит из атомов и разлагается вместе с телом; за­гробной жизни нет. Освобождение от страха смерти — одно из прояв­лений гуманизма античного атеиз­ма. Античные атеисты впервые по­ставили вопрос о возникновении религии.  Ксенофан полагал, что боги — продукт человеч. измышле­ния; люди создали богов, наделив их своими чертами. Эвгемер из Мессены (4 в. до н. э.) считал богов обожествлен, историч. личнос­тями. Причины возникновения ре­лигии усматривались в невежестве, страхе перед явлениями природы (атомисты), а также в обмане (со­фисты). В др. мире появляется и представление о гносеологич. кор­нях религии: так, Секст Эмпирик (кон. 2 - нач. 3 в.) отмечал, что ряд мыслителей связывали обра­зование идеи бога с преувеличени­ем в представлении свойств обык­новенного человека. Осн. приема­ми критики религии были указания на несоответствие религ. представ­лений  фактам  реальной  жизни, раскрытие противоречивости по­ложений религии, а также ее несо­стоятельность с т. зр. нравственно­сти. Античные атеисты считали ре­лигию злом. Для Эпикура рели­гия — „лживый домысел . Внушая страх перед богами и посмертной жизнью, она лишает человека сча­стья. Лукреций видел в религии источник преступлений. Путь пре­одоления религии видели в разъ­яснении естеств. сущности явле­ний,   связываемых  многими  со сверхъестеств.  силами,  познании внешнего мира и духовного мира человека. Однако взгляды антич­ных атеистов носили элитарный характер: освобождение от рели­гии предназначалось не для всех. При этом античные атеисты не от­вергали существования богов, при­давая   понятию   бога   нерелиг. смысл: Демокрит поставил богов в один ряд с др. естеств. явления­ми; боги Эпикура живут в меж-мир. пространстве и не оказывают воздействия на земную жизнь. А. в р. о. был стимулирующим фак­тором развития культуры др. ми­ра,  несмотря  на недостаточную разработанность, подчас наивность аргументации, умозрительный ха­рактер мн. положений. Достоин­ство А. в р. о. - в постановке воп­росов  атеизма,  к-рые решались в последующие эпохи. Во 2—4-м вв. в связи с широким распростране­нием мистич. настроений в Римск. империи в результате соц.-эконо-мич.  кризиса атеизм утрачивает свои позиции;  последний антич­ный атеист - Лукиан из Самосаты (2 в.),  подвергший  критике не только политеизм, но и христиан-с ство. Античные критики христиан­ства - Цельс, Цецилий, Порфирий, Юлиан выступали уже с позиций скептицизма, оставаясь в целом на почве политеизма.

АТЕИЗМ В СССР - новый этап ос­вобождения трудящихся от ду­ховного гнета религии и церкви, массового атеистич. движения и развития теории науч. атеизма, На­чавшийся после Октябрьской ре­волюции и тесно связанный с борь­бой за построение и дальнейшее развитие социалистич. об-ва, за ут­верждение социалистич. образа жизни, социалистич. идеологии и науч.-материалистич. мировоззре­ния в сознании сов. людей. Науч. разработка проблем А. в СССР с самого начала была тесно связа­на с практич. работой партии и Сов. гос-ва, направленной на ликвида­цию соц. основ религиозности, не­грамотности и нищеты, на широ­кое развертывание науч. - атеистич. пропаганды и атеистич. воспита­ния. В этой работе партия опира­лась на теоретич. наследие К. Марк­са, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Ле­нинские идеи о путях преодоления религии, о необходимости подчи­нения борьбы с религией задачам клас. борьбы и соц. переустрой­ства об-ва, требование борьбу с религией поставить научнее, стре­миться к разнообразию форм идейн. воздействия на верующих и др. были положены в основу по­литики партии и Сов. гос-ва по от­ношению к религии, церкви и верующим и нашли отражение в Программах партии, резолюциях XII (1923), XIII (1924), др. съез­дов партии, в ряде постановлений ЦК и его пленумов. Развернутая программа идейн. борьбы с рели­гией и церковью, науч. критики религии, определившая характер атеистич. пропаганды и науч. ис­следований в области атеизма, бы­ла разработана в статье В. И. Лени­на „О значении воинствующего ма­териализма (1922). Большую роль в разработке науч. атеизма и про­паганде атеистич. мировоззрения сыграли соратники и ученики В. И. Ленина - В. Д. Бонч-Бруевич, П. А. Красиков, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, Е. М. Ярославский и др. Важную роль в развитии А. в СССР сыграла пропаганда атеистич. на­следия франц. материалистов 18 в., Л. Фейербаха, традиций рус. рево-люц. демократов, а также передо­вых мыслителей народов СССР, достижений естествознания и об­ществ, наук. Распространению в массах идей атеизма и науч. кри­тики религии, ленинских принци­пов отношения к религии, церкви и верующим в первые десятиле­тия Сов. власти активно содейст­вовало об-во „Атеист , выпускав­шее атеистич. газеты и журналы (см. Атеистическая печать). В 1932 в СССР издавалось 10 антирелиг. газет и 23 антирелиг. журнала. Важ­ную роль в развитии массового атеизма в СССР сыграл Союз во­инств, безбожников СССР во главе с Ем. Ярославским. Гос. антире­лиг. издательство (ГА ИЗ) опубли­ковало ряд книг и брошюр по истории религии, науч. критике религии, по теории и истории ате­изма, методике антирелиг. пропа­ганды, ряд учебников. В 20—30-е гг. вышли в свет работы по происхож­дению религии и ее ранних форм В. К. Никольского, С. Л. Урсыновича, Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораз-Тана, Ю. П. Францева; по исто­рии первонач. христианства -Н. М. Никольского, В. С. Рожицина, П. Ф. Преображенского, Н. В. Ру­мянцева, А. Б. Рановича; по исто­рии Рус. правосл. церкви - Н. М. Никольского, С. В. Бахрушина, Б П. Кандидова, А. Д. Дмитриева, Г. Д. Костомарова и др.; по исто­рии католицизма, Ватикана, пап­ства и инквизиции - Е. А. Адамо­ва, Е. А. Коровина, С. Г. Лозин­ского и др.; в области исламове-дения - В. В. Бартольда, Ю. И. Крач-ковского, А. А. Семенова, В. А. Гордлевского, М. А. Рейснера, Н. А. Смирнова, Е. А. Беляева и др.; по эволюции религ. сектантства в условиях строительства социа­лизма, его роли в политич. и клас. борьбе - В. Д. Бонч-Бруевича, П. А. Красикова, А. Т. Лукачевского, Ф. М. Путинцева и др. Большую роль в развитии исследований ре­лиг. сектантства и определении задач атеистич. пропаганды сыгра­ло антирелиг. совещание при ЦК ВКП(б) в апреле 1926. Процесс массового развития А. в СССР, равно как исследоват. работа в об­ласти религиоведения и науч. ате­изма, был заторможен Отечеств, войной, трудностями послевоен­ных лет. В этот период ослабла атеистич. пропаганда и активизи­ровалась деятельность церковни­ков и сектантов. Новый этап в раз­витии А. в СССР начинается с сер. 50-х гг., после постановлений ЦК КПСС от 7 июля и 10 ноября 1954. Усилило атеистич. пропаганду Все-союз. об-во по распространению политич. и науч. знаний (ныне об-но „Знание ). С 1959 начал выхо­дить журнал „Наука и религия . Курс основ науч. атеизма стал пре­подаваться в ряде высш. уч. заве­дений. Оживилась исследоват. ра­бота в области атеизма и критики религии. Музей истории религии и атеизма в г. Ленинграде стал вы­пускать „Ежегодник , а организванный в Ин-те истории АН СССР в 1947 сектор истории религии и атеизма - „Вопросы истории рели­гии и атеизма . Были созданы секторы и группы по науч. атеизму и критике религии в ряде др. ин-тов АН СССР  (философии, этногра­фии и др.). По решению ЦК КПСС (1964)   при Академии обществ, наук был создан Ин-т науч. атеиз­ма, к-рый стал выпускать перио-дич. издание „Вопросы научного атеизма   и   продолжил  начатое еще В. Д. Бонч-Бруевичем издание „Научно-атеистическая   библиоте­ка . Организованы межреспубли­канские филиалы Ин-та науч. ате­изма. Активизировалась науч. ра­бота на кафедрах атеизма в ун-тах и педагогич. ин-тах. Наряду с науч. критикой религии в исследовани­ях раскрывается жизнеутверждаю­щий и гуманистич. характер науч. материалистич.     мировоззрения, нравств. ценность науч. атеизма. Науч.-атеистич.    лит-ра   издается мн. центр, и местн. издательства­ми страны. Об-вом „Знание регу­лярно проводятся всесоюз., рес-публ., зональные и др. науч.-практич. конференции и семинары по науч. атеизму, где получают подго­товку кадры лекторов и пропаган­дистов. В атеистич. пропаганде уча­ствуют средства массовой информации и пропаганды: печать, радио, телевидение. В условиях развито­го социалистич. об-ва А. в СССР вступил в новый этап своего раз­вития. Происходит дальнейшее от­мирание религии по мере развития социализма и успехов коммуни-стич. воспитания, способствующих утверждению в обществ, сознании масс науч.-материалистич. миро­воззрения.

АТЕИЗМ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕ­СТВЕ - см. Свободомыслие в фео­дальном обществе.

АТЕИЗМ В ФОЛЬКЛОРЕ - эле­менты свободомыслия, антиклери­кализма и атеизма в народно-поэтич. творчестве. В нем отражен протест трудящихся масс против экономич., политич. и духовного угнетения. В народном творчестве высмеиваются духовенство и мо­нашество, подвергается критике религ. мораль, выражается скептич. отношение к религ. догмам. В сказках и песнях, анекдотах и пословицах показывается реакц. роль религии, средствами сатиры и юмора разоблачается связь духо­венства с эксплуататорами. Атеис­тич. фольклор имел большую по­пулярность среди трудящихся, пе­редавался от поколения к поколе­нию и служил средством подрыва авторитета церкви.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Газета и социологи попытались выяснить, какую роль игра

News image

В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога ве...

Словарь Атеиста:

БА - БОГ

БА - в др.-егип. религии один из элементов, составляющих человеч. сущность, душа, воплощение жиз­нен, силы. Изображалась в виде птицы с че...

Авторизация



Движение атеизма:

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Обращение членов Атеистического общества Москвы (ATOM)

News image

Мы, нижеподписавшиеся члены Атеистического общества Москвы (ATOM) и Российского Гуманистического общества (РГО), определяем атеизм как отсутствие веры в существование бога и ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...