АНТ - АТЕ
Понятия и определения - Атеистический словарь |
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos — человек, morphe — форма) - олицетворение явлений природы, религ. и мифологич. представлений и образов, перенесение на них присущих человеку свойств. А. - неотъемлемая особенность религ. верований и мифологии. А. ранних религий связан с тотемизмом (антропоморфиза-ция „тотемич. предков), ведовством (одной из форм его является вредоносная магия и представление о злых силах, принимающих антропоморф. облик), зооморфизмом (напр., представления об оборотничестве людей в животных, и наоборот), фитоморфизмом (напр., у гереро - Юго-Зап. Африка - представление о мифич. предке полудереве-получеловеке трансформировалось в представление об антропоморф. предке), териоморфизмом (напр., широко распространенное в Тропич. Африке представление о том, что души умерших предков вплоть до нового воплощения в людей пребывают в облике ящериц, змей, лягушек), анимизмом, шаманством, погребальным культом. В мифологии широко известны олицетворения явлений природы (напр., солнце - чаще в облике женщины, месяц - в облике мужчины). А. лег в основу представлений о племен, богах в религиях раннеклас. об-в. Особое выражение А. нашел в др.-греч. религии. Боги Олимпа - физически прекрасные люди, со всеми присущими человеку психич. свойствами. А. - характерная черта таких мир. религий, как христианство и буддизм. В них широко распространены антропоморф. скульптурные и иконографич. изображения. Имеется немало примеров народной интерпретации культовых образов (пермская деревянная скульптура, „северные письма ).
АНТРОПОПАТИЗМ (от греч. anthropos - человек и pathos - страсть, влечение) - приписывание свойств человеч. психики животным, растениям и явлениям природы. Термин введен в кон. 19 в. нем. этнографом Ф. Шульце для обозначения сущности фетишизма, однако в науч. лит-ре используется редко. Более применим близкий по значению термин антропоморфизм. А. перекликается и с такими понятиями, как олицетворение, персонификация, анимизм.
АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) - мистич. учение, в основе к-рого лежит представление, будто человек путем развития скрытых в нем таинств, возможностей может достичь господства над природой. Это достигается усвоением предлагаемых А. методов развития дремлющих в человеке особых органов сверхчувств, восприятия и подражанием „учителям человечества — Будде, Заратушт-ре, Платону, Христу, к-рые являются в очеловечиванием высш. духа. А. сложилась в нач. 20 в. на почве теософии. Ее основатель Рудольф Штейнер (1861-1925) возглавил созданное им „Всеобщее антропософское об-во . Считая реальным сверхчувственный мир, а мир земной лишь иллюзией, он Тем не менее проявлял интерес к соц.-политич. проблемам, с крайне реакц. позиций выступал как враг науч. социализма и революц. движений, откровенно защищал устои капитализма. Несмотря на то что антинауч. характер А. был неоднократно разоблачен, она имеет приверженцев и в наши дни. Существующий и поныне в Дорнахе (Швейцария) международ, центр А. ведет активную пропаганду мистич. идей, издает и распространяет труды Р. Штейнера. Возрождающийся среди нек-рых слоев ка-питалистич. об-ва интерес к А. обусловлен общим духовным кризисом бурж. мира, падением авторитета традиц. религий. В последнее время имеют место попытки экспортировать А. в СССР и др. социалистич. страны.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos — человек, лат. centrum — центр) - религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. конечную цель мироздания. А. утверждает наличие в мире объективных внечеловеч. целей и целесообразности, смыкается с телеологией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме, христианстве, исламе, где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса. Развитие естествознания (Коперник, Галилей, Дарвин, Эйнштейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в мире сверхъестеств. целеполатающего начала. Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы развития природы, возникновения и развития об-ва и человека, объяснило причинную обусловленность целенаправл. человеч. деятельности и доказало несостоятельность А.
АНУ, Ан (шумер. - небо) - одно из гл. божеств в шумеро-аккад-ской мифологии, первый из богов, „отец богов , создатель неба.
АНУБИС - в др.-егип. религии бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки). Считался покровителем умерших, ему отводилась большая роль в погребальном ритуале.
АНХРА-МАЙНЬЮ - в зороастризме олицетворение злого начала, дьявол, всеотрицающий дух, отец лжи, несправедливости, беззакония, смерти. А.-М. противостоит доброму началу, Ахурамазде. Оба рождены бесконечным временем, однако если Ахурамазда вечен, то А.-М. исчезает или становится бессильным, ибо всегда побеждается добрым началом. Др. греки называли А.-М. Ариманом.
АПИС - бог в образе быка, к-ро-му поклонялись в Др. Египте, полагая, что этот бык воплощает душу Осириса. В нек-рые периоды истории А. почитался как великий или даже верховный бог. В культе А. видны отголоски тотемизма.
АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypsis - откровение) - см. Откровение св. Иоанна Богослова.
АПОКРИФЫ (от греч. apokryphos - тайный, секретный) - произведения религ. содержания, но не признанные церковью (или жречеством) священными. Существуют ветхозаветные А. (иудаисты называют их „посторонними книгами ) и новозаветные. Большинство в.-з. А. до нас не дошло; нек-рые сохранились в переводах гл. обр. на греч., а также на др.-арм. и старослав. языки. К в.-з. А. относятся книги Маккавеев, Юдифь, Мудрости Иисуса сына Сирахова (Бен-Сира), Мудрости Соломона, Товит, Барух, отд. части книг Ездры, Даниила и Эсфири, Заветы 12 патриархов и др. Среди кумранских рукописей обнаружены фрагменты не известных ранее А. - книги Бытия и книги Второзакония. К н.-з. А. относятся различные евангелия, деяния отд. апостолов, послания, апокалипсисы (откровения), созданные до канонизации текста Нового завета в 4 в. - нач. 5 в., к-рые церковь не включила в канон. Слово „апокриф первоначально относилось к произведениям одной из групп христиан — гностиков, стремившихся сохранить свое учение в тайне. Затем так стали называть раннехрист. писания, не признанные „боговдохновенными . Н.-з. А. делятся на „отреченные (т. е. запрещенные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения). Первый список „отреченных книг был составлен в Вост. Римск. империи в 5 в. Большинство „отреченных книг известно только по названиям и по цитатам, приведенным в произведениях христ. писателей 2—4 вв., к-рые с этими книгами спорят. Фрагменты нек-рых А. найдены на папирусах в Египте (Евангелие и Апокалипсис Петра, отрывки из неизвестных евангелий и др.). В 1946 на юге Египта была обнаружена целая библиотека произведений христиан-гностиков, среди них: Евангелия от Фомы, от Филиппа, Истины, апокриф Иоанна и др. Созданные в средние века А., повествующие о детстве Иисуса и о жизни Марии, церковь разрешает читать, поскольку они не расходятся с догмой.
АПОЛЛОН, Феб (греч. phoibos - блестящий) - др.-греч. божество. Первоначально считался покровителем пастухов, позже — изобретателем пчеловодства, маслоделия, богом яблоневых садов. Его считали также изобретателем лиры и покровителем поэзии и музыки. В более позднее время А. становится богом очищающим и исцеляющим.
АПОЛОГЕТИКА (греч. apologeomai — защищаю) — отрасль теологии, имеющая целью защиту и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. - раздел богословия, в к-ром рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматич. системы, нравств. принципы, роль и значение в об - ществ. жизни. Гл. задача А. - защита религии от материалистич. и атеистич. критики. С этой целью доказывается невозможность высоконравств. отношений, развития культуры и справедливых обществ, порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соотношения науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, сов р. А. обновляется, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, к интеллектуальному уровню совр. верующего.
АПОЛОГЕТЫ - раннехрист. богословы и философы, пропагандировавшие преимущества новой религии по сравнению с политеистич. верованиями Римск. империи и обосновывавшие ее высокие нравств. принципы и полезность для об-ва. В соч. А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господств, офиц. воззрениями. Наиболее известными А. были Юстин (ум. ок. 165) - автор таких соч., как „Апология , „Беседа с Трифоном-иудеем , и др., Татиан (ум. ок. 175), Афинагор (ум. ок. 177). Др. течение в раннехрист. апологетике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несовместимости веры и языч. мудрости, призывало к решит, борьбе церкви с античной наукой и культурой, пропагандировало последоват. аскетизм, от-риц. отношение к искусству, к гедонизму и эпикуреизму. Идеи раннехрист. А. высоко оцениваются совр. богословами.
АПОСТОЛЫ (греч. apostolos - посланец) - в первонач. христианстве странствующие проповедники, переходившие от общины к общине и существовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан, создавая новые христ. общины. Они обращались друг к другу и к общинам с посланиями по различным вопросам веры и внутр. религ. жизни. Таково, видимо, и происхождение посланий, вошедших в Новый завет. Позднее, с формированием Нового завета, церк. традиция закрепила название А. лишь за 12 учениками Христа, к-рые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апостолов и к-рых якобы сам Христос избрал для проповеди его учения. Большинство из них — мифич. личности.
АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ, апостолики — приверженцы христ. секты, основанной ремесленником Сегарелли в 1260 в г. Парме, активные участники крестьянско-плебейского движения в Сев. Италии кон. 13 - нач. 14 в. А. б. проповедовали, что достижение святости возможно лишь путем отказа от собственности, возврата к соц. и имуществ. равенству в духе учения раннехрист. апостолов (отсюда название секты). На II Лионском вселенском соборе католич. церкви (1274) секта была осуждена как еретическая. Ее деятельность была запрещена, а Сегарелли сожжен в Парме в 1300. Его преемник Дольчино в 1304 поднял антифеод, восстание крестьян и плебейских слоев нескольких городов Сев. Италии, подавленное в 1307. А. б. продолжали проповедь своих идей в ряде районов Италии, Франции, Испании и Германии до 15 в.
АПСАРЫ (др.-инд. — вышедшие из воды) - в ведическ. рти индуист. мифологии полубожеств, женские существа, обитающие преимущественно на небе, но также и на земле. Упоминаются в „Риг-веде и „Атхарваведе . Согласно ведич. текстам, А. способны насылать на людей любовное безумие. В индуист. мифологии А. являются женами полу божеств, мужских существ, гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц.
АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (лат. fratres arvales - братья пахари) - жреч. коллегия в Др. Риме, отправлявшая культ богини обработанного поля Теллус Матер (Мать Земля), называемой Деа Диа (Светлая богиня). Коллегия состояла из 12 жрецов. В кон. мая А. б. проводили праздники в честь богини, включавшие жертвоприношения, торжеств, шествие, архаич. молитву (гимн), ритуальные пляски, общую трапезу.
„АРГУМЕНТЫ” („Argumenty ) - польск. еженедельник, орган Об-ва распространения светской культуры, издается с 3957 в Варшаве (до 1969 был органом существовавшего тогда Об-ва атеистов и свободомыслящих). Печатает статьи, публицистич. очерки, хронику по широкому кругу общественно-политических и мировоззренческих проблем.
АРЕОПАГИТИКИ - свод религ-филос. соч. 5 в., включает трактаты: „О божественных именах , „Таинственное богословие , „О небесной иерархии , „О церковной иерархии и 10 писем, приписываемых первому афин. епископу Дионисию Ареопагиту (отсюда название). Действит. автор неизвестен. В А. на основе переработки идей неоплатонизма создана целостная система христ. философии, характеризуемая апофатическим (отрицательным) богословием, согласно к-рому к богу как непознаваемому первоначалу не применимы никакие положит, определения; эманация божеств, света воспринимается в состоянии религ. экс-газа; нисхождение от бога к миру выражено в небесной иерархии „ангельских чинов , к-рой отвечает церк. иерархия. А. оказали определенное влияние на вост. христ. богословие, на теологич. и филос. мысль средневековья и Возрождения. Являясь источником мистич. идей, А. в то же время вели к деперсонализации бога, что послужило предпосылкой развития философии пантеизма.
АРЕС, Арей — в др.-греч. мифологии сын Зевса и Геры. Вначале почитался как подземное божество, имевшее характер природной стихии, приносящей как блага, так и бедствия. Затем - грозный бог войны, несущий смерть и разрушение. Изображался могучим воином в шлеме.
АРИАНСТВО - течение в христианстве в 4-6 вв., основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве, не принимало один из осн. догматов офиц. христ. церкви о единосущности бога-отца и бога-сына (Христа), считая его признанием двоебожия. Арий утверждал, что только один бог предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен, но не из божеств, сущности, а из ничего. Его отличие от человека только в том, что он наделен более высокими достоинствами. Благодаря соучастию бога-отца и собств. стремлению к благу сын божий сам становится богом. Этим снималась центральная для христианства идея богочеловека. В 325 А. было осуждено как ересь на Ни-кейском вселенском соборе. После смерти Ария его учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан - евномиане). В преобразованном виде А. возродилось в Польше в 16 в., его проповедовал Социн.
АРИЙ (ум. в 336) - священник из г. Александрии; в 318 выступил против учения христ. церкви о единосущности бога-сына и бога-отца, утверждая, что Христос по божеств, свойствам, сущности и славе ниже бога-отца, ибо бог-отец предвечен, а Христос создан им. А. был осужден церковью и изгнан из Александрии, но его учение (арианство) нашло множество приверженцев (особенно среди городских ремесленников и торговцев) и получило распространение далеко за пределами Египта, в части, в Зап. Европе.
АРИМАН — см. Анхра-Майнью.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый-энциклопедист. Ученик Платона, А. выступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его критика платоновской теории идей, по словам В. И. Ленина, „есть критика идеализма как идеализма вообще (т. 29, с. 255). Вместе с тем Ленин указывал на непоследовательность этой критики, на колебания А. между идеализмом и материализмом. А. признавал объективное существование материального мира, рассматривал ощущения, представления и понятия как производные от реальных вещей. Сущность вещей А. искал в самих вещах. Однако в материи он видел только пассивное начало, к-рое подчиняется особому активному началу - „форме , причем высш. „формой всех форм является, по его мнению, бог. Колебания между материализмом и идеализмом сопровождались у А. колебаниями между диалектикой и метафизикой. Он признавал движение в природе и об-ве, указывал на существование разл. видов движения (возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, качественные изменения и смена в пространстве), видел взаимосвязь противоположностей и зависимость качеств, изменений от количеств., исследовал переход возможности в действительность. В его трудах содержатся и др. элементы диалектики. Вместе с тем источник движения — „первый двигатель , бог, по А., лежит вне материи и, будучи сам неподвижен, приводит в целесообразное движение весь мир. Бог - конечная причина, высш. цель развития всех вещей, то, что А. называл энтелехией. Подводя итог развитию филос, естеств.-науч. и обществ.-политич.. взглядов Др. Греции, А. оказал громадное влияние на все последующее развитие духовной культуры как отриц., так и положит, сторонами своих трудов. Идеалистич. и метафизич. тенденции А. использовались в философии неоплатонизма, ср.-век. схоластов и в богословии для обоснования религ. мировоззрения. „Схоластика и поповщина, - писал В. И. Ленин, — взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы, искания... (там же, с. 326). Учение А. об энтелехии поныне широко используется в теологич. концепциях витализма, финализма. Напротив, материалистич. и ди-алектич. положения А. оказали плодотворное воздействие на развитие прогрес. науч. воззрений в араб, и визант. философии средних веков, а также в философии эпохи Возрождения.
АРМАГЕДДОН - место, в к-ром согласно Откровению Иоанна (16: 16), при наступлении конца света произойдет последняя битва с участием всех царей земли. Имеются основания предполагать, что А. -искаженное евр. словосочетание, переводимое дословно как „гора у города Меггидо (на севере Палестины), где в древности происходили (в силу географич. положения этой местности) мн. решающие сражения. В вероучении Свидетелей Иеговы А. называется битва сил Иеговы против сил Сатаны, в результате к-рой все человечество, кроме иеговистов, погибнет.
АРМИНИАНЕ, или РЕМОНСТРАНТЫ (лат. remonstro - отказываюсь) — последователи голландск. реформатора Я. Арминия (1560-1609), отвергающие учение Кальвина о предопределении, искуплении и спасении. А. учат, что человек наделен свободой воли и может достичь спасения сам, личной верою, преодолев своею волей первород. грех. Доктрина А. отчасти, напоминает ересь Пелагия и предвосхищает бурж. гуманизм 16— 17 вв. В наст. вр. насчитывается ок. 5 тыс. А. в Голландии. Их учение оказало определенное влияние на часть методистов и баптистов.
АРМИЯ СПАСЕНИЯ (англ. Salvation Army) - международ, религ.-филантропич. орг-ция, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 1 по военному образцу методистским проповедником У. Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религ. пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. А. с. распространила вскоре свою деятельность и на др. страны, в части, на США и Канаду, а ныне действует во мн. капиталистич. странах. Деятельность А. с. поддерживалась буржуазией, гл. обр. Англии и США, рассматривавшей ее как важнейшее средство борьбы против „анархии и духа неповиновения, развивающегося в мире (Бутс). А. с. содержит на свои средства ночлежные дома, столовые, больницы. Получающие материальную помощь должны принимать участие в разнообразных религ. мероприятиях.
АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, Армянская апостольская церковь - одна из древнейших христ. церквей. Христианство проникло в Армению и начало распространяться в первые века н. э. В 301 было провозглашено официально гос. религией. В 303 был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана), ставший гл. собором А.-г. ц. Название А.-г. ц. происходит от имени первого католикоса Григора Партева. В 506 А.-г. ц. отделилась от Византии, став автокефальной. По вероучению, она принадлежит к монофизитской ветви христианства (см. Монофизитство). Отсюда и специфич. особенности ее догматики. А.-г. ц., как большинство церквей, враждебно встретила Великую Октябрьскую социалистич. революцию. В наст. вр. занимает лояльные позиции по отношению к Сов. власти, участвует в борьбе за мир. Во главе А.-г. ц. - верховный патриарх, католикос всех армян, с резиденцией в Эчмиадзине. Издается журнал „Эчмиадзин . Имеется специальное духовное уч. заведение. Зчмиадзинскому католикосату подчиняются Киликийский като-ликосат, Иерусалимское и Константинопольское патриархатства и епарх. управления в США, Южн. Америке, Европе, на Бл., Ср. и Дальн. Востоке.
АРНО Антуан (1612-1694) - франц. философ, логик, теолог, проф. Сорбонны, изгнанный оттуда за проповедь идей янсенизма и борьбу с иезуитами. Последователь рационализма Декарта. В „Логике, или Искусстве мыслить (1662), написанной вместе с П. Ни-колем под влиянием Паскаля, определял логику как искусство правильного использования разума в науках о природе и в математике. Способствовал освобождению философии от схоластич. метода мышления.
АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (кон. 11или нач. 12 в. - 1155) - один из вождей антифеод, и антикатолич. демократич. движения в Италии, представитель бюргерской ереси. Вместе с П. Абеляром вел ожесточенную полемику с ортодокс, мистиком Бернаром Кпер-воским. Взгляды А. Б. содержали элементы будущей протест, идеологии: проповедь секуляризации церк. имущества, освобождение городов от власти католич. иерархов, требование дешевой церкви. Дал неортодокс, трактовку причащения и крещения, хотя в целом не отвергал католич. таинств и догм. Казнен по приказу папы.
АРТЕМИДА - в др.-греч. мифологии дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Почиталась как богиня плодородия, охоты, Луны, покровительница животных, защитница целомудрия, помощница рожениц. Культ А. сохранил пережитки первобытн. религ. представлений (поклонение ей в образе медведицы) и был связан с человеч. жертвоприношениями. Гл. святилище А. было в Эфесе.
АРХАНГЕЛЫ (греч. - начальник ангелов) - согласно принятой в христианстве небесной иерархии , старшие ангелы. Ортодокс, христ. традиция называет по именам 3 А.: Михаила - „верховного военачальника в космич. войне с врагами бога, ангела-хранителя всех христиан, Гавриила - божьего посланника, принесшего „благую весть Марии, и Рафаила - ангела-целителя.
АРХАТ (санскр. букв. - достойный) - в буддизме - человек, достигший высш. совершенства, вплотную подошедший к состоянию нирваны, праведник, святой. Чтобы достичь положения А., человек должен пройти долгий путь перевоплощений, являющихся результатом его благочестивого поведения, суть к-рого состоит в подавлении страстей, интереса к жизни. В хинаяне А. считаются монахи высш. (четвертой) ступени монашества.
АРХЕОЛОГИЯБИБЛЕЙСКАЯ (греч. archaiologia, букв. - изучение древнего) - науч. дисциплина, занимающаяся поисками и изучением вещественных памятников, связанных с историей Библии и отд. ее текстов и сюжетов. Архео-логич. раскопки с этой целью ведутся на территории Др. Палестины, Месопотамии, Египта, а также в различных районах Средиземноморья. Полученные результаты позволили подвести историч. базу под библ. критику, проверить достоверность сообщений Библии. Не менее важной является возможность уточнения при помощи А. б. происхождения библ. книг и их датировки. С сер. 19 в. бурж. науч. об-ва и орг-ции стали отпускать большие средства на археологич. экспедиции в „библ. странах, рассчитывая на религ. пропаганд, эффект от ожидавшегося подтверждения сообщений Библии. Однако ожидания не оправдались. Так, „всемирн. потоп оказался наводнением места. значения в Южн. Месопотамии. Археологич. работы в Египте, призванные подтвердить сказания о пребывании израильтян в египетском плену и об исходе из него, доказали мифо-логич. характер соответствующих повествований. То же относится и ко мн. др. сюжетам Ветхого завета. Не подтвердили они ни одного сказания из Нового завета. Вместе с тем нек-рые в.-з. сюжеты в свете А. б. оказались частично или даже полностью историчными. Были обнаружены конюшни в Мегиддо и остатки медеплавилен в Эцион-Гебере, стела Меши. клинописные тексты, относящиеся к завоеванию евр. гос-в Ассирией и Вавилоном. Существенный материал для характеристики идеологич. обстановки, предшествовавшей возникновению Нового завета, дали кум-ранские находки. Наряду с науч. А. б. существует и богосл. дисциплина, именуемая А. б. Ее предметом является описание географич., историко-бытового и т. д. фона, на к-ром якобы происходили библ. события.
АРХИДИАКОН (греч. archi - главный, старший и diakonos, букв. — служитель) - духовный сан в христианстве, старший из диаконов, помощник епископа при богослужении; в православии - титул, присваиваемый первому диакону кафедрального собора правящего епископа.
АРХИЕПИСКОП (от греч archi - старший и episkopos - надзиратель) - духовный сан, одна из высш. ступеней в христ. церк. иерархии. Хотя считается, что все епископы равны и имеют одинаковую власть, апостольскими правилами для „сохранения единства между церквами и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах отд. епископам дано право верховного надзора за другими, при этом им присваивается титул А.
АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - гл. епископ гос, англикан. церкви, примас всей Англии, первый пэр королевства. Назначается королем по рекомендации парламента. Резиденция А. К. - Ламбетский дворец.
АРХИЕРЕЙ (греч. archiereus - старший священник) - общее название для высш. чинов из числа черного духовенства в правосл. церк. иерархии.
АРХИМАНДРИТ (греч. archimandrites - старший над оградой, т. е. монастырем) - высш. духовное звание у монахов правосл. церкви, почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей. Может быть почетным званием ректоров духовных семинарий, глав духовных миссий.
АРХОНТИКИ (греч. archontes - старцы, отцы) - одно из направлений гностицизма. По учению А., восходящему к Василиду, от „нерожденного отца рождаются зоны - творческие мир. силы и мифологич. существа, называемые также архонтами, т. е. первоотцами, предками, прародителями. Высш. архонт отождествлялся с Христом, прочие - с доблестями, началами и ангелами, создавшими множество небес. Учение А., как и гностиков в целом, критиковавшееся с христ. позиций Ирингем как еретич., было осуждено и отвергнуто формировавшейся офиц. христ. церковью к кон. 2 в. как языческое и слишком аллегорическое.
АРЬЯ САМАДЖ (хинди - общество ариев) — религ.-реформат, и просветит, об-во Индии. Основано в 1875 Даянандом Сарасвати. А. с. объединило в своих рядах мелко-бурж. интеллигенцию и выдвинуло в качестве осн. идеи борьбу с англ. колониальным господством, за нац. самобытность Индии, возрождение нац. культуры, в т. ч. ведич. религии и философии. Соц. платформа А. с. включала в себя борьбу с кастовым строем, распространение просвещения, равноправие женщин.
АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от греч. askesis - упражнение, подвиг) - отказ от жизнен, благ, удовольствий, подавление в себе естеств. желаний и побуждений. Проповедь А. характерна для большинства религий. В христианстве А. рассматривается как „основной закон жизни верующего . Соц. смысл проповеди А. - в примирении трудящихся с тяжелыми условиями жизни в эксплуатат. об-ве. В наст. вр. духовенство, учитывая настроения верующих, прямо не призывает к „бегству от мира , пренебрежению „плотскими удовольствиями , делая акцент на „духовном А. Однако в работах церк. авторов, в части, публикуемых в „Журнале Московской патриархии , пропагандируются „подвиги святых, ставятся в пример верующим лица, к-рые уходили в монашество, истязали свою плоть, доводили себя до изнеможения постами, обрекали себя на одиночество. Подобные примеры в церк. публикациях и проповедях, несомненно, определенным образом ориентируют верующих в отношении А.
АСКЛЕПИЙ - в др.-греч. мифологии - сын Аполлоне и нимфы Ко-рониды, воспитанник кентавра Хирона, бог врачевания. А. издревле считался покровителем лекарей и аптекарей. Культ его был особенно распространен в Эпидавре, куда в поиске исцеления стекались больные со всей Греции.
АСМОДЕЙ (др.-евр. Ашмедай - искуситель) - злой дух, разрушитель браков. Упоминается в Талмуде (как князь демонов), в Ветхом завете (Тов. 3:8) и апокрифах. Образ заимствован иудеями из перс, религии. В славян, лит-ре 16-го и 17-го вв. миф об А. воспроизводится в „Сказании о Соломоне и Китоврасе и в „Разговоре Соломона с Морольфом (Китоврас и Морольф - др. имена А.).
АССАСИНЫ (перс, хашшашин - курильщики хашиша) - террористич. религ.-политич. орг-ция (орден), отделившаяся от шиитской секты исмаилитов в кон. 11 в. Центром А. был замок Аламут в Сев.-Зап. Иране. Основатель - Хасан Саббзх. Учение А. распространилось в Иране, Сирии, Ливане. Характерная его черта - обожествление имама - главы А. Руководители А. воспитывали рядовых членов орг-ции в духе фанатизма и слепого повиновения, вели борьбу против сельджукских правителей и крестоносцев. Крупные феодалы использовали А. для уничтожения своих политич. противников. Конец деятельности А. положили в 13 в. монг. завоеватели и войска мамлюков.
АССИРО - ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ - см. Вавилонская религия.
АСТАРТА - в финик, религии богиня земного плодородия, любви и материнства. Обычно изображалась в виде обнаженной женщины с коровьими рогами.
АСТРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ - см.Натуристическая теория.
АСТРАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. astron - звезда) — религ. почитание небесных светил и явлений и сопровождающие его религ.-магич. действия; известны в той или иной степени всем народам. А. к. были особенно распространены в Др. Двуречье, Египте и Др. Индии, где храмы одновременно служили обсерваториями, т. к. ирригац. земледелие, практиковавшееся там, требовало наблюдений за небесными явлениями, в хронологич. зависимости от к-рых находятся разливы рек. В вавилон. религии Луна и 5 видимых невооруженным глазом планет были объявлены богами и получили имена Сим (Луна), Шамаш (Солнце), Мардук (Юпитер), Иштар (Венера), Нергал (Марс), Набу (Меркурий) и Нинурту (Сатурн). Уран и Нептун не были известны народам др. мира. На основе А. к. в вавилон. религии возн. астрология, гадание и пророчества религ. Пережитком А. к. в христианстве являются легенды о вифлеемской звезде и семи звездах в А покалипсисе.
АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) - лженаука о будто бы существующем влиянии небесных светил на жизнь и судьбы отд. людей и народов. Возн. в Др. Ассирии, Вавилоне и Египте. А. объявила возможным предсказание судеб людей, исхода предстоящих событий по положениям светил, что привлекло к ней широкое внимание. Авторитет А. был настолько высок, что мн. императоры, полководцы принимали важнейшие решения только с учетом предсказаний астрологов. Будущее определялось с помощью особых чертежей — гороскопов. Несостоятельность А. неоднократно подтверждалась жизненной практикой. Подавляющее большинство предсказаний не сбывалось. Однако и редких, случайных совпадений предсказаний с наступившими событиями было достаточно для того, чтобы им продолжали верить. Мн. мыслители прошлого выступали против А., показывая ее нелепость. Сокрушит, удар по ней нанесли астроно-мич. открытия, в первую очередь учение Коперника. Несмотря на то что ложность астрологич. предсказаний давно доказана, в наст. вр. они вновь приобрели популярность в бурж. странах. В условиях роста мистич. настроений на Западе А. обрела вторую жизнь. В прессе постоянно печатаются гороскопы, существуют астрологич. об-ва, выходят специальные журналы, имеющие многочисл. читателей. По признаниям печати, миллионы жителей капиталистич. стран подвержены ныне влиянию А.
АСТРЮК Жан (1684-1766) - один из основателей библ. критики и т. н. документальной гипотезы происхождения Ветхого завета. В 1753 в Брюсселе анонимно опубликовал книгу „Предположения о первоначальных источниках, которыми пользовался Моисей при составлении книги Бытия , где указал по меньшей мере на 12 источников первой библ. книги, обратив особое внимание на выделение 2 источников, отличающихся друг от друга наименованиями бога - Элохим и Иегова. „Эти два слова, - писал А., - никогда не смешиваются: есть целые главы и большие части глав, где бог называется Элогим и никогда — Иегова; есть другие... где богу не дают иного имени, кроме Иегова, и никогда не называют его Элогим . Предположения, высказанные А., оказались чрезвычайно плодотворными и позволили последующим поколениям ученых убедительно показать земной характер Библии.
АСЫ, Азы (др.-исл. aesir) - в сканд. мифологии осн. группа богов, иногда - обозначение богов вообще. К А. относятся: Один, Тор, Бальдр, Хеймдалль (небесный страж богов), Браги (бог поэзии), Видар (бог лесов), Форсети (хранитель правды), Улль (бог охоты), Фригг, Идунн (богиня юности), Сага (богиня сказаний), Сиф (супруга Тора) и др.
АТЕИЗМ (от греч. „а - отриц. частица и theos - бог; букв. - безбожие) - система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А, как система взглядов не сводится только к ис-торич., филос, естеств.-науч. критике религии. А. раскрывает специфику и сущность религ. отражения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры у масс, изучает соц. природу религии, условия и способы ее преодоления. А. представляет собой одну из важных сторон материалистич. мировоззрения, материалистич. философии и опирается на ту же естеств.-науч. базу, что и материализм. Он утверждает науч. взгляд на природу и об-во, освобождает человека от заблуждений и предрассудков. А. следует отличать от индифферентизма религ., антиклерикализма и свободомыслия. От А. необходимо отличать также деизм и пантеизм, к-рые часто бывают глубоко связаны с А. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием материализма в философии. Чем более последователен материализм, тем более надежную основу представляет он для А. Наивный материализм был идейн. основой борьбы против религии в странах Др. Востока и в античных об-вах Др. Греции и Др. Рима. Метафизич. материализм, развившийся в европ. странах в 16-18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с А., а с деизмом. Филос. основой А. марксистского является диалектич. и историч. материализм. А. возник в глубокой древности как отражение об-ществ.-экономич., соц.-клас. отношений, на основе успехов науки и материалистич. философии. Он, как правило, выражал интересы прогрес. обществ, сил, боровшихся против консерв. порядков и религ. идеологии, освящавшей эти порядки. В каждую историч. эпоху изменялись объем и содержание понятия А. Исторически первой формой А. был А. в рабовлад. об-ве. Наибольшего развития он достиг в Др. Греции и Др. Риме. В период феод, средневековья религия стала господств, формой идеологии. Церковь использовала любые средства для борьбы против А. и свободомыслия в феод, об-ве, однако была не в силах остановить развитие науч. мысли. Дальнейшим шагом в развитии атеистич. мысли был А. буржуазный эпохи Возрождения и Нового времени, являвшийся духовным оружием прогрес. классов в борьбе с феодализмом и феод, церковью за свои экономич. и политич. интересы. Особое место в домарксовском А. занимает А. рус. рев. демократов. Несмотря на свою историч. ограниченность, до-марксовский А. представлял выдающуюся веху в духовной жизни человечества и явился составным элементом развития цивилизации. Но высш., до конца последовательной формой А. является А. марксистский.
АТЕИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ - исторически прогрес. направление в бурж. идеологии и культуре, характеризующееся критич. осмыслением религии на основе стихий-но-диалектич. и метафизич. материализма. А. б. возник в борьбе с феод, идеологией. В своем развитии он прошел 3 этапа: атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения; атеизм Нового времени; совр. бурж. свободомыслие. В эпоху Возрождения (15-16 вв.) формируется ранняя бурж. культура с антицерк. и антирелиг. направленностью; одним из ее идейн. источников явились атеизм в рабовлад. об-ве и свободомыслие в феод, об-ве. В качестве методологич. основы критики религии использовался скептицизм. Гуманисты и философы 15-16 вв. (Л. Балла, Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, Дж. Бруно, Д. Ванини) разрабатывали новое учение о человеке, противопоставляя христ. антропологии идеи достоинства, самоуважения личности, ее права на земное счастье, независимость и свободу. Свободомыслие Возрождения связано с успехами производства и науки, в части, естествознания. Большое влияние на разрушение религ. картины мира оказало гелиоцентрич. учение Н. Коперника. Филос. базой свободомыслия Возрождения явился гл. обр. непоследовательный материализм в его пантеистич. форме, содержащий элементы стихийной диалектики. Критика религии заключалась в раскрытии противоречий в христ. учении, в „приземлении библ. легенд и персонажей, в отрицании веры в ад и рай, мифа о сотворении Адама и Евы, христ. обрядов. Важное значение имели постановка и решение проблемы происхождения религии, почти не поднимавшейся в средние века: причины религии, как и в древности, усматривались в невежестве, страхе, обмане. Была высказана мысль об эволюции религий (Бруно, Ванини); возродилось мнение др. атеистов об отриц. роли религии в об-ве. А. б. Нового времени опирался на естеств.-науч. открытия, развитие механики, математики, астрономии, к-рые способствовали формированию механистич. картины мира и созданию матери-алистич. философии, носившей в целом метафизич. характер, хотя и не лишенной элементов диалектики. В 17—18 вв. осуществился переход от скрытых форм материализма — пантеизма и деизма — к открытому материализму. Вершина А. б. - открытый атеизм франц. просветителей Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж. Ламетри, П. Гольбаха; младшего поколения просветителей в лице С. Марешаля, К. Вольнея, а также атеизм Л. Фейербаха. Большое влияние на атеизм просветителей оказал революц.-де-мократич. атеизм Ж. Мелье. Материалистич. и атеистич. идеи были систематизированы Гольбахом в „Системе природы ; глубокий теоретич. анализ религии дал Л. Фейербах. Родоначальником науч. критики Библии был Б. Спиноза. Атеисты Нового времени подвергли критике религ. мораль, что служило теоретич. обоснованием борьбы с феодализмом как строем безнравственным. Гольбах и Дидро убедительно показали, что религия не может содействовать улучшению нравов и даже убежденность в существовании бога и-страх перед ним не удерживают человека от дурных поступков. Фейербах отстаивал тезис о самостоятельности морали по отношению к религии, показал, что подлинная нравственность и религия несовместимы. В атеизме указ. периода обосновывается нравств. ценность атеизма, что впервые проявилось у П. Бейля. Для атеизма Нового времени характерна борьба за свободу совести, за веротерпимость, что связано с его общей гуманистич. направленностью. В А. б. 17—19 вв. получила всестороннее обоснование идея земного происхождения религии, ее причины усматривались в обмане, страхе перед внешними силами, в невежестве, бедствиях, страданиях, в деятельности воображения и заключении по аналогии, в воспитании. Л. Фейербах детально исследовал роль чувств, эмоций в возникновении религии, раскрыл гносеологич. корни религии. Несмотря на отд. догадки о по-рожденности религии соц. факторами, А. б. не раскрыл соц. корней религии - это явилось делом атеизма марксистского. А. б. убедительно показал отриц. воздействие религии на обществ, жизнь в целом и на отд. личность. Франц. материалисты установили связь между религией и интересами угнетателей, однако они не связывали преодоление религии с ликвидацией частной собственности и клас-антагонистич. об-ва. А. б. преувеличивал роль религии в истории об-ва; она объявлялась главным препятствием на пути человечества к прогрессу, что было связано с идеалистич. подходом к об-ву. Преодоление религии рассматривалось как результат просветит, деятельности просвещенной элиты. Ряд бурж. мыслителей считал религию необходимой для народных масс. А. б. созерцателен, ограничивается теоретич. критикой религии.
АТЕИЗМ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ - исторически первое критич. осмысление религии с позиций филос. материализма в его наивной форме. Был развит в Индии, Китае и античном мире (Др. Греции и Риме). А. в р. о. возн. на основе достижений естеств. знаний, философии, лит-ры и искусства; выражал интересы прог-рес. демократич. кругов рабовлад. об-ва. А. в р. о. связан со свободомыслием в культуре др. мира. В Др. Египте, Вавилоне, Палестине, Индии, Китае, античном мире существовала светская культура, в к-рой имели место элементы антирелиг. скептицизма, стихийного материализма. Так, в „Речении Ипусера (Египет, 18 в. до н. э.) отмечается факт сомнения в справедливости поучений жрецов; в „Диалоге господина с рабом о смысле жизни (Вавилон) подвергаются критике взгляды жрецов на смысл жизни, целесообразность жертвоприношений; в „Ши-цзин (Китай) отражены сомнения в справедливости неба. Скептицизм в отношении религ. мифологии пронизывает прогрес. духовную культуру Греции (6-2 вв. до н. э.), напр., в произведениях драматургов Эсхила и Эврипида, в комедиях Аристофана, в соч. софистов Протагора, Проди-ка, Крития, философа-скептика Карнеада и др. В основе критики религ. мифологии у атеистов древности лежит учение о материальном первоначале мира, идея его развития по естеств. законам. Китайский атеист Ван Чун (1 в.) первоначалом считал „первичный эфир , образующий многообразие вещей, в т. ч. человека с его душой, отвергал „небесного владыку , духов, в к-рых верили китайцы. В инд. философии чарваков, или локаятиков, место богов занимают естеств. стихии, из к-рых состоит все. Чарваки отрицали божеств, происхождение Вед, потусторонний мир, сверхъестеств. силы, провозглашали право человека на радости жизни. Большую роль в развитии античного атеизма сыграла атомистич. теория Демокрита, Эпикура и Лукреция, выводом из к-рой была идея вечности и бесконечности мира, подрывавшая представление о мире как порождении богов. Атомизм содействовал борьбе со страхом смерти, культивировавшимся религ. учением о мрачном Аиде. Душа, согласно атомистам, состоит из атомов и разлагается вместе с телом; загробной жизни нет. Освобождение от страха смерти — одно из проявлений гуманизма античного атеизма. Античные атеисты впервые поставили вопрос о возникновении религии. Ксенофан полагал, что боги — продукт человеч. измышления; люди создали богов, наделив их своими чертами. Эвгемер из Мессены (4 в. до н. э.) считал богов обожествлен, историч. личностями. Причины возникновения религии усматривались в невежестве, страхе перед явлениями природы (атомисты), а также в обмане (софисты). В др. мире появляется и представление о гносеологич. корнях религии: так, Секст Эмпирик (кон. 2 - нач. 3 в.) отмечал, что ряд мыслителей связывали образование идеи бога с преувеличением в представлении свойств обыкновенного человека. Осн. приемами критики религии были указания на несоответствие религ. представлений фактам реальной жизни, раскрытие противоречивости положений религии, а также ее несостоятельность с т. зр. нравственности. Античные атеисты считали религию злом. Для Эпикура религия — „лживый домысел . Внушая страх перед богами и посмертной жизнью, она лишает человека счастья. Лукреций видел в религии источник преступлений. Путь преодоления религии видели в разъяснении естеств. сущности явлений, связываемых многими со сверхъестеств. силами, познании внешнего мира и духовного мира человека. Однако взгляды античных атеистов носили элитарный характер: освобождение от религии предназначалось не для всех. При этом античные атеисты не отвергали существования богов, придавая понятию бога нерелиг. смысл: Демокрит поставил богов в один ряд с др. естеств. явлениями; боги Эпикура живут в меж-мир. пространстве и не оказывают воздействия на земную жизнь. А. в р. о. был стимулирующим фактором развития культуры др. мира, несмотря на недостаточную разработанность, подчас наивность аргументации, умозрительный характер мн. положений. Достоинство А. в р. о. - в постановке вопросов атеизма, к-рые решались в последующие эпохи. Во 2—4-м вв. в связи с широким распространением мистич. настроений в Римск. империи в результате соц.-эконо-мич. кризиса атеизм утрачивает свои позиции; последний античный атеист - Лукиан из Самосаты (2 в.), подвергший критике не только политеизм, но и христиан-с ство. Античные критики христианства - Цельс, Цецилий, Порфирий, Юлиан выступали уже с позиций скептицизма, оставаясь в целом на почве политеизма.
АТЕИЗМ В СССР - новый этап освобождения трудящихся от духовного гнета религии и церкви, массового атеистич. движения и развития теории науч. атеизма, Начавшийся после Октябрьской революции и тесно связанный с борьбой за построение и дальнейшее развитие социалистич. об-ва, за утверждение социалистич. образа жизни, социалистич. идеологии и науч.-материалистич. мировоззрения в сознании сов. людей. Науч. разработка проблем А. в СССР с самого начала была тесно связана с практич. работой партии и Сов. гос-ва, направленной на ликвидацию соц. основ религиозности, неграмотности и нищеты, на широкое развертывание науч. - атеистич. пропаганды и атеистич. воспитания. В этой работе партия опиралась на теоретич. наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Ленинские идеи о путях преодоления религии, о необходимости подчинения борьбы с религией задачам клас. борьбы и соц. переустройства об-ва, требование борьбу с религией поставить научнее, стремиться к разнообразию форм идейн. воздействия на верующих и др. были положены в основу политики партии и Сов. гос-ва по отношению к религии, церкви и верующим и нашли отражение в Программах партии, резолюциях XII (1923), XIII (1924), др. съездов партии, в ряде постановлений ЦК и его пленумов. Развернутая программа идейн. борьбы с религией и церковью, науч. критики религии, определившая характер атеистич. пропаганды и науч. исследований в области атеизма, была разработана в статье В. И. Ленина „О значении воинствующего материализма (1922). Большую роль в разработке науч. атеизма и пропаганде атеистич. мировоззрения сыграли соратники и ученики В. И. Ленина - В. Д. Бонч-Бруевич, П. А. Красиков, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, Е. М. Ярославский и др. Важную роль в развитии А. в СССР сыграла пропаганда атеистич. наследия франц. материалистов 18 в., Л. Фейербаха, традиций рус. рево-люц. демократов, а также передовых мыслителей народов СССР, достижений естествознания и обществ, наук. Распространению в массах идей атеизма и науч. критики религии, ленинских принципов отношения к религии, церкви и верующим в первые десятилетия Сов. власти активно содействовало об-во „Атеист , выпускавшее атеистич. газеты и журналы (см. Атеистическая печать). В 1932 в СССР издавалось 10 антирелиг. газет и 23 антирелиг. журнала. Важную роль в развитии массового атеизма в СССР сыграл Союз воинств, безбожников СССР во главе с Ем. Ярославским. Гос. антирелиг. издательство (ГА ИЗ) опубликовало ряд книг и брошюр по истории религии, науч. критике религии, по теории и истории атеизма, методике антирелиг. пропаганды, ряд учебников. В 20—30-е гг. вышли в свет работы по происхождению религии и ее ранних форм В. К. Никольского, С. Л. Урсыновича, Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораз-Тана, Ю. П. Францева; по истории первонач. христианства -Н. М. Никольского, В. С. Рожицина, П. Ф. Преображенского, Н. В. Румянцева, А. Б. Рановича; по истории Рус. правосл. церкви - Н. М. Никольского, С. В. Бахрушина, Б П. Кандидова, А. Д. Дмитриева, Г. Д. Костомарова и др.; по истории католицизма, Ватикана, папства и инквизиции - Е. А. Адамова, Е. А. Коровина, С. Г. Лозинского и др.; в области исламове-дения - В. В. Бартольда, Ю. И. Крач-ковского, А. А. Семенова, В. А. Гордлевского, М. А. Рейснера, Н. А. Смирнова, Е. А. Беляева и др.; по эволюции религ. сектантства в условиях строительства социализма, его роли в политич. и клас. борьбе - В. Д. Бонч-Бруевича, П. А. Красикова, А. Т. Лукачевского, Ф. М. Путинцева и др. Большую роль в развитии исследований религ. сектантства и определении задач атеистич. пропаганды сыграло антирелиг. совещание при ЦК ВКП(б) в апреле 1926. Процесс массового развития А. в СССР, равно как исследоват. работа в области религиоведения и науч. атеизма, был заторможен Отечеств, войной, трудностями послевоенных лет. В этот период ослабла атеистич. пропаганда и активизировалась деятельность церковников и сектантов. Новый этап в развитии А. в СССР начинается с сер. 50-х гг., после постановлений ЦК КПСС от 7 июля и 10 ноября 1954. Усилило атеистич. пропаганду Все-союз. об-во по распространению политич. и науч. знаний (ныне об-но „Знание ). С 1959 начал выходить журнал „Наука и религия . Курс основ науч. атеизма стал преподаваться в ряде высш. уч. заведений. Оживилась исследоват. работа в области атеизма и критики религии. Музей истории религии и атеизма в г. Ленинграде стал выпускать „Ежегодник , а организванный в Ин-те истории АН СССР в 1947 сектор истории религии и атеизма - „Вопросы истории религии и атеизма . Были созданы секторы и группы по науч. атеизму и критике религии в ряде др. ин-тов АН СССР (философии, этнографии и др.). По решению ЦК КПСС (1964) при Академии обществ, наук был создан Ин-т науч. атеизма, к-рый стал выпускать перио-дич. издание „Вопросы научного атеизма и продолжил начатое еще В. Д. Бонч-Бруевичем издание „Научно-атеистическая библиотека . Организованы межреспубликанские филиалы Ин-та науч. атеизма. Активизировалась науч. работа на кафедрах атеизма в ун-тах и педагогич. ин-тах. Наряду с науч. критикой религии в исследованиях раскрывается жизнеутверждающий и гуманистич. характер науч. материалистич. мировоззрения, нравств. ценность науч. атеизма. Науч.-атеистич. лит-ра издается мн. центр, и местн. издательствами страны. Об-вом „Знание регулярно проводятся всесоюз., рес-публ., зональные и др. науч.-практич. конференции и семинары по науч. атеизму, где получают подготовку кадры лекторов и пропагандистов. В атеистич. пропаганде участвуют средства массовой информации и пропаганды: печать, радио, телевидение. В условиях развитого социалистич. об-ва А. в СССР вступил в новый этап своего развития. Происходит дальнейшее отмирание религии по мере развития социализма и успехов коммуни-стич. воспитания, способствующих утверждению в обществ, сознании масс науч.-материалистич. мировоззрения.
АТЕИЗМ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ - см. Свободомыслие в феодальном обществе.
АТЕИЗМ В ФОЛЬКЛОРЕ - элементы свободомыслия, антиклерикализма и атеизма в народно-поэтич. творчестве. В нем отражен протест трудящихся масс против экономич., политич. и духовного угнетения. В народном творчестве высмеиваются духовенство и монашество, подвергается критике религ. мораль, выражается скептич. отношение к религ. догмам. В сказках и песнях, анекдотах и пословицах показывается реакц. роль религии, средствами сатиры и юмора разоблачается связь духовенства с эксплуататорами. Атеистич. фольклор имел большую популярность среди трудящихся, передавался от поколения к поколению и служил средством подрыва авторитета церкви.
Читайте: |
---|