Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




АНТ - АТЕ

Понятия и определения - Атеистический словарь

АНТРОПОМОРФИЗМ    (от   греч. anthropos  — человек, morphe — форма)   -  олицетворение явле­ний природы, религ. и мифологич. представлений и образов, перене­сение на них присущих человеку свойств. А. - неотъемлемая осо­бенность религ. верований и мифо­логии. А. ранних религий связан с тотемизмом  (антропоморфиза-ция „тотемич. предков), ведов­ством (одной из форм его явля­ется вредоносная магия и пред­ставление о злых силах, принима­ющих антропоморф. облик), зоо­морфизмом (напр., представления об оборотничестве людей в живот­ных, и наоборот), фитоморфизмом (напр., у гереро - Юго-Зап. Африка - представление о мифич. предке полудереве-получеловеке трансформировалось в представле­ние об антропоморф. предке), териоморфизмом (напр., широко распространенное в Тропич. Афри­ке представление о том, что души умерших предков вплоть до ново­го воплощения в людей пребыва­ют в облике ящериц, змей, лягу­шек), анимизмом, шаманством, погребальным культом. В мифо­логии широко известны олицетво­рения явлений природы (напр., солнце - чаще в облике женщины, месяц - в облике мужчины). А. лег в основу представлений о пле­мен, богах в религиях раннеклас. об-в. Особое выражение А. нашел в др.-греч. религии. Боги Олим­па - физически прекрасные люди, со всеми присущими человеку психич. свойствами. А. - харак­терная черта таких мир. религий, как христианство и буддизм. В них широко распространены антропо­морф. скульптурные и иконографич. изображения. Имеется нема­ло примеров народной интерпре­тации культовых образов (перм­ская деревянная скульптура, „се­верные письма ).

АНТРОПОПАТИЗМ (от греч. anthropos - человек и pathos - страсть, влечение) - приписывание свойств человеч. психики животным, рас­тениям и явлениям природы. Тер­мин введен в кон. 19 в. нем. этно­графом Ф. Шульце для обозначе­ния сущности фетишизма, однако в науч. лит-ре используется редко. Более применим близкий по значе­нию термин антропоморфизм. А. перекликается и с такими поняти­ями, как олицетворение, персони­фикация, анимизм.

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos — человек и sophia — муд­рость) - мистич. учение, в основе к-рого лежит представление, будто человек путем развития скрытых в нем таинств, возможностей мо­жет достичь господства над приро­дой. Это достигается усвоением предлагаемых А. методов разви­тия дремлющих в человеке осо­бых органов сверхчувств, воспри­ятия и подражанием „учителям человечества — Будде, Заратушт-ре, Платону, Христу, к-рые явля­ются в очеловечиванием высш. ду­ха. А. сложилась в нач. 20 в. на почве теософии. Ее основатель Ру­дольф Штейнер (1861-1925) воз­главил созданное им „Всеобщее антропософское об-во . Считая реальным сверхчувственный мир, а мир земной лишь иллюзией, он Тем не менее проявлял интерес к соц.-политич. проблемам, с край­не реакц. позиций выступал как враг науч. социализма и революц. движений, откровенно защищал устои капитализма. Несмотря на то что антинауч. характер А. был неоднократно разоблачен, она име­ет приверженцев и в наши дни. Существующий и поныне в Дорнахе (Швейцария) международ, центр А. ведет активную пропаганду мистич. идей, издает и распростра­няет труды Р. Штейнера. Возрож­дающийся среди нек-рых слоев ка-питалистич. об-ва интерес к А. обусловлен общим духовным кри­зисом бурж. мира, падением авто­ритета традиц. религий. В послед­нее время имеют место попытки экспортировать А. в СССР и др. социалистич. страны.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos — человек, лат. centrum — центр) - религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. ко­нечную цель мироздания. А. ут­верждает наличие в мире объек­тивных внечеловеч. целей и целе­сообразности, смыкается с телео­логией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме, христианстве, исламе, где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса. Развитие естествознания (Коперник, Галилей, Дарвин, Эйн­штейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в мире сверхъестеств. целеполатающего начала. Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы раз­вития природы, возникновения и развития об-ва и человека, объ­яснило причинную обусловлен­ность целенаправл. человеч. дея­тельности и доказало несостоя­тельность А.

АНУ, Ан (шумер. - небо) - одно из гл. божеств в шумеро-аккад-ской мифологии, первый из богов, „отец богов , создатель неба.

АНУБИС - в др.-егип. религии бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки). Считался покровителем умерших, ему отво­дилась большая роль в погребаль­ном ритуале.

АНХРА-МАЙНЬЮ - в зороастриз­ме олицетворение злого начала, дьявол, всеотрицающий дух, отец лжи, несправедливости, беззако­ния, смерти. А.-М. противостоит доброму началу, Ахурамазде. Оба рождены бесконечным временем, однако если Ахурамазда вечен, то А.-М. исчезает или становится бес­сильным, ибо всегда побеждается добрым началом. Др. греки назы­вали А.-М. Ариманом.

АПИС - бог в образе быка, к-ро-му поклонялись в Др. Египте, по­лагая, что этот бык воплощает душу Осириса. В нек-рые периоды истории А. почитался как великий или даже верховный бог. В культе А. видны отголоски тотемизма.

АПОКАЛИПСИС (греч. apokalypsis - откровение) - см. Открове­ние св. Иоанна Богослова.

АПОКРИФЫ (от греч. apokryphos - тайный, секретный) - произведе­ния религ. содержания, но не при­знанные церковью (или жрече­ством) священными. Существуют ветхозаветные А. (иудаисты назы­вают их „посторонними книгами ) и новозаветные. Большинство в.-з. А. до нас не дошло; нек-рые со­хранились в переводах гл. обр. на греч., а также на др.-арм. и старослав. языки. К в.-з. А. относятся книги Маккавеев, Юдифь, Мудро­сти Иисуса сына Сирахова (Бен-Сира), Мудрости Соломона, Товит, Барух, отд. части книг Ездры, Да­ниила и Эсфири, Заветы 12 патри­архов и др. Среди кумранских рукописей обнаружены фрагмен­ты не известных ранее А. - книги Бытия и книги Второзакония. К н.-з. А.  относятся различные евангелия, деяния отд. апостолов, послания, апокалипсисы (открове­ния), созданные до канонизации текста Нового завета в 4 в. - нач. 5 в., к-рые церковь не включила в канон. Слово „апокриф перво­начально относилось к произведе­ниям одной из групп христиан — гностиков, стремившихся сохра­нить свое учение в тайне. Затем так стали называть раннехрист. писания, не признанные „боговдохновенными . Н.-з. А. делятся на „отреченные (т. е. запрещен­ные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения). Первый список „отреченных книг был со­ставлен в Вост. Римск. империи в 5 в. Большинство „отреченных книг известно только по названи­ям и по цитатам, приведенным в произведениях христ. писателей 2—4 вв., к-рые с этими книгами спорят. Фрагменты нек-рых А. найдены на папирусах в Египте (Евангелие и Апокалипсис Петра, отрывки из неизвестных еванге­лий и др.). В 1946 на юге Египта была обнаружена целая библиоте­ка произведений христиан-гности­ков, среди них: Евангелия от Фо­мы, от Филиппа, Истины, апокриф Иоанна и др. Созданные в средние века А., повествующие о детстве Иисуса и о жизни Марии, церковь разрешает читать, поскольку они не расходятся с догмой.

АПОЛЛОН, Феб (греч. phoibos - блестящий) - др.-греч. божество. Первоначально считался покрови­телем пастухов, позже — изобрета­телем пчеловодства, маслоделия, богом яблоневых садов. Его счи­тали также изобретателем лиры и покровителем поэзии и музыки. В более позднее время А. стано­вится богом очищающим и исцеля­ющим.

АПОЛОГЕТИКА (греч. apologeomai — защищаю) — отрасль теоло­гии, имеющая целью защиту и оп­равдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. - раздел богословия, в к-ром рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенно­сти ее догматич. системы, нравств. принципы, роль и значение в об - ществ. жизни. Гл. задача А. - за­щита религии от материалистич. и атеистич. критики. С этой целью доказывается невозможность высоконравств. отношений, разви­тия культуры и справедливых об­ществ, порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соот­ношения науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, сов р. А. обновляется, приспосаб­ливается к изменяющимся услови­ям жизни, к интеллектуальному уровню совр. верующего.

АПОЛОГЕТЫ - раннехрист. бого­словы и философы, пропагандиро­вавшие преимущества новой рели­гии по сравнению с политеистич. верованиями Римск. империи и обосновывавшие     ее    высокие нравств. принципы и полезность для об-ва. В соч. А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господств, офиц. воззрениями. Наиболее из­вестными А. были Юстин (ум. ок. 165) - автор таких соч., как „Апо­логия , „Беседа с Трифоном-иуде­ем , и др., Татиан (ум. ок. 175), Афинагор (ум. ок. 177). Др. тече­ние в раннехрист. апологетике, воз­главляемое Тертуллианом, утверж­дало   принцип   несовместимости веры и языч. мудрости, призывало к решит, борьбе церкви с античной наукой и культурой, пропаганди­ровало последоват. аскетизм, от-риц. отношение к искусству, к ге­донизму и эпикуреизму. Идеи ран­нехрист. А. высоко оцениваются совр. богословами.

АПОСТОЛЫ (греч. apostolos - по­сланец) - в первонач. христиан­стве странствующие проповедни­ки, переходившие от общины к об­щине и существовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан, создавая новые христ. общины. Они обращались друг к другу и к общинам с посла­ниями по различным вопросам ве­ры и внутр. религ. жизни. Таково, видимо, и происхождение посланий, вошедших в Новый завет. Позднее, с формированием Ново­го завета, церк. традиция закрепи­ла название А. лишь за 12 ученика­ми Христа, к-рые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апосто­лов и к-рых якобы сам Христос избрал для проповеди его учения. Большинство из них — мифич. лич­ности.

АПОСТОЛЬСКИЕ  БРАТЬЯ, апостолики — приверженцы христ. секты, основанной ремесленником Сегарелли в 1260 в г. Парме, ак­тивные участники крестьянско-плебейского движения в Сев. Ита­лии кон. 13 - нач. 14 в. А. б. про­поведовали, что достижение свято­сти возможно лишь путем отказа от собственности, возврата к соц. и имуществ. равенству в духе уче­ния раннехрист. апостолов (отсю­да название секты). На II Лион­ском вселенском соборе католич. церкви (1274) секта была осужде­на как еретическая. Ее деятель­ность была запрещена, а Сегарелли сожжен в Парме в 1300. Его пре­емник Дольчино в 1304 поднял антифеод, восстание крестьян и плебейских слоев нескольких го­родов Сев. Италии, подавленное в 1307. А. б. продолжали пропо­ведь своих идей в ряде районов Италии, Франции, Испании и Гер­мании до 15 в.

АПСАРЫ (др.-инд. — вышедшие из воды) - в ведическ. рти индуист. мифологии полубожеств, жен­ские существа, обитающие пре­имущественно на небе, но также и на земле. Упоминаются в „Риг-веде и „Атхарваведе . Согласно ведич. текстам, А. способны насы­лать на людей любовное безумие. В индуист. мифологии А. являют­ся женами полу божеств, мужских существ, гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц.

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (лат. fratres arvales - братья пахари) - жреч. коллегия в Др. Риме, отправляв­шая культ богини обработанного поля Теллус Матер (Мать Земля), называемой Деа Диа (Светлая бо­гиня). Коллегия состояла из 12 жрецов. В кон. мая А. б. проводи­ли праздники в честь богини, вклю­чавшие жертвоприношения, тор­жеств, шествие, архаич. молитву (гимн), ритуальные пляски, об­щую трапезу.

„АРГУМЕНТЫ” („Argumenty ) - польск. еженедельник, орган Об-ва распространения светской куль­туры, издается с 3957 в Варшаве (до 1969 был органом существо­вавшего тогда Об-ва атеистов и свободомыслящих). Печатает статьи, публицистич. очерки, хро­нику по широкому кругу общест­венно-политических и мировоз­зренческих проблем.

АРЕОПАГИТИКИ - свод религ-филос. соч. 5 в., включает тракта­ты: „О божественных именах , „Таинственное богословие , „О не­бесной иерархии , „О церковной иерархии и 10 писем, приписыва­емых первому афин. епископу Ди­онисию Ареопагиту (отсюда назва­ние). Действит. автор неизвестен. В А. на основе переработки идей неоплатонизма создана целостная система христ. философии, харак­теризуемая апофатическим (отри­цательным) богословием, соглас­но к-рому к богу как непознавае­мому первоначалу не применимы никакие положит, определения; эманация божеств, света воспри­нимается в состоянии религ. экс-газа; нисхождение от бога к миру выражено в небесной иерархии „ангельских чинов , к-рой отвеча­ет церк. иерархия. А. оказали оп­ределенное влияние на вост. христ. богословие, на теологич. и филос. мысль средневековья и Возрожде­ния. Являясь источником мистич. идей, А. в то же время вели к де­персонализации бога, что послужи­ло предпосылкой развития фило­софии пантеизма.

АРЕС, Арей — в др.-греч. мифоло­гии сын Зевса и Геры. Вначале по­читался как подземное божество, имевшее характер природной сти­хии, приносящей как блага, так и бедствия. Затем - грозный бог войны, несущий смерть и разруше­ние. Изображался могучим вои­ном в шлеме.

АРИАНСТВО - течение в христи­анстве в 4-6 вв., основанное свя­щенником Арием. А. было попыт­кой преодолеть противоречие меж­ду библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве, не прини­мало один из осн. догматов офиц. христ. церкви о единосущности бога-отца и бога-сына  (Христа), считая его признанием двоебожия. Арий утверждал, что только один бог предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен, но не из божеств, сущности, а из ничего. Его отличие от человека только в том, что он наделен более вы­сокими достоинствами. Благода­ря соучастию бога-отца и собств. стремлению к благу сын божий сам становится богом. Этим сни­малась центральная для христиан­ства идея богочеловека. В 325 А. было осуждено как ересь на Ни-кейском вселенском соборе. Пос­ле смерти Ария его учение разви­вали Аэций и Евномий (поздней­шее название ариан - евномиане). В преобразованном виде А. возро­дилось в Польше в 16 в., его про­поведовал Социн.

АРИЙ (ум. в 336) - священник из г. Александрии; в 318 высту­пил против учения христ. церкви о единосущности бога-сына и бога-отца, утверждая, что Христос по божеств, свойствам, сущности и славе ниже бога-отца, ибо бог-отец предвечен, а Христос создан им. А. был осужден церковью и изгнан из Александрии, но его учение (арианство) нашло множество при­верженцев (особенно среди город­ских ремесленников и торговцев) и получило распространение дале­ко за пределами Египта, в части, в Зап. Европе.

АРИМАН — см. Анхра-Майнью.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый-энцик­лопедист. Ученик Платона, А. вы­ступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его кри­тика платоновской теории идей, по словам В. И. Ленина, „есть кри­тика идеализма как идеализма вообще (т. 29, с. 255). Вместе с тем Ленин указывал на непосле­довательность этой критики, на колебания А. между идеализмом и материализмом. А. признавал объективное существование ма­териального мира, рассматривал ощущения, представления и поня­тия как производные от реальных вещей. Сущность вещей А. искал в самих вещах. Однако в материи он видел только пассивное начало, к-рое подчиняется особому актив­ному началу - „форме , причем высш. „формой всех форм явля­ется, по его мнению, бог. Колеба­ния между материализмом и идеа­лизмом сопровождались у А. ко­лебаниями между диалектикой и метафизикой. Он признавал дви­жение в природе и об-ве, указывал на существование разл. видов дви­жения (возникновение, уничтоже­ние, рост, уменьшение, качествен­ные изменения и смена в про­странстве), видел взаимосвязь противоположностей и зависи­мость качеств, изменений от коли­честв., исследовал переход возмож­ности в действительность. В его трудах содержатся и др. элементы диалектики. Вместе с тем источ­ник движения — „первый двига­тель , бог, по А., лежит вне мате­рии и, будучи сам неподвижен, приводит в целесообразное движе­ние весь мир. Бог - конечная при­чина, высш. цель развития всех вещей, то, что А. называл энтеле­хией. Подводя итог развитию филос, естеств.-науч. и обществ.-политич.. взглядов Др. Греции, А. оказал громадное влияние на все последующее развитие духовной культуры как отриц., так и по­ложит, сторонами своих трудов. Идеалистич. и метафизич. тенден­ции А. использовались в филосо­фии неоплатонизма, ср.-век. схола­стов и в богословии для обоснова­ния религ. мировоззрения. „Схо­ластика и поповщина, - писал В. И. Ленин, — взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: за­просы, искания... (там же, с. 326). Учение А. об энтелехии поныне широко используется в теологич. концепциях витализма, финализма. Напротив, материалистич. и ди-алектич. положения А. оказали плодотворное воздействие на развитие прогрес. науч. воззрений в араб, и визант. философии сред­них веков, а также в философии эпохи Возрождения.

АРМАГЕДДОН - место, в к-ром согласно Откровению Иоанна (16: 16), при наступлении конца света произойдет последняя битва с уча­стием всех царей земли. Имеются основания предполагать, что А. -искаженное евр. словосочетание, переводимое дословно как „гора у города Меггидо (на севере Па­лестины), где в древности проис­ходили (в силу географич. поло­жения этой местности) мн. решаю­щие сражения. В вероучении Сви­детелей Иеговы А. называется бит­ва сил Иеговы против сил Сатаны, в результате к-рой все человече­ство, кроме иеговистов, погибнет.

АРМИНИАНЕ, или РЕМОНСТРАНТЫ (лат. remonstro - отказыва­юсь) — последователи голландск. реформатора Я. Арминия (1560-1609), отвергающие учение Каль­вина о предопределении, искупле­нии и спасении. А. учат, что чело­век наделен свободой воли и мо­жет достичь спасения сам, личной верою, преодолев своею волей первород. грех. Доктрина А. отчасти, напоминает ересь Пелагия и пред­восхищает бурж. гуманизм 16— 17 вв. В наст. вр. насчитывается ок. 5 тыс. А. в Голландии. Их уче­ние оказало определенное влияние на часть методистов и баптистов.

АРМИЯ СПАСЕНИЯ (англ. Salva­tion Army) - международ, религ.-филантропич. орг-ция, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 1 по военному образцу методист­ским проповедником У. Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религ. пропаганды среди бед­нейших слоев населения Лондона. А. с. распространила вскоре свою деятельность и на др. страны, в части, на США и Канаду, а ныне действует во мн. капиталистич. странах. Деятельность А. с. под­держивалась буржуазией, гл. обр. Англии и США, рассматривавшей ее как важнейшее средство борь­бы против „анархии и духа непо­виновения, развивающегося в мире (Бутс). А. с. содержит на свои средства ночлежные дома, столо­вые, больницы. Получающие мате­риальную помощь должны прини­мать участие в разнообразных ре­лиг. мероприятиях.

АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕР­КОВЬ,  Армянская апостольская церковь - одна из древнейших христ. церквей. Христианство про­никло в Армению и начало распро­страняться в первые века н. э. В 301 было провозглашено офици­ально гос. религией. В 303 был по­строен  собор Эчмиадзин   (близ Еревана),  ставший  гл.  собором А.-г. ц. Название А.-г. ц. происхо­дит от имени первого католикоса Григора Партева. В 506 А.-г. ц. отделилась от Византии, став авто­кефальной. По вероучению, она принадлежит   к   монофизитской ветви христианства (см. Монофизитство). Отсюда и специфич. осо­бенности ее догматики. А.-г. ц., как большинство церквей, враж­дебно встретила Великую Октябрь­скую   социалистич.   революцию. В наст. вр. занимает лояльные по­зиции по отношению к Сов. власти, участвует в борьбе за мир. Во гла­ве А.-г. ц. - верховный патриарх, католикос всех армян, с резиден­цией в Эчмиадзине. Издается жур­нал „Эчмиадзин . Имеется специ­альное духовное  уч.  заведение. Зчмиадзинскому     католикосату подчиняются Киликийский като-ликосат, Иерусалимское и Кон­стантинопольское  патриархатства и епарх. управления в США, Южн. Америке, Европе, на Бл., Ср. и Дальн. Востоке.

АРНО Антуан (1612-1694) - франц. философ, логик, теолог, проф. Сорбонны, изгнанный отту­да за проповедь идей янсенизма и борьбу с иезуитами. Последова­тель рационализма Декарта. В „Ло­гике, или Искусстве мыслить (1662), написанной вместе с П. Ни-колем под влиянием Паскаля, оп­ределял логику как искусство пра­вильного использования разума в науках о природе и в математи­ке. Способствовал освобождению философии от схоластич. метода мышления.

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (кон. 11или нач. 12 в. - 1155) - один из вождей антифеод, и антикатолич. демократич. движения в Ита­лии,   представитель   бюргерской ереси. Вместе с П. Абеляром вел ожесточенную полемику с орто­докс, мистиком Бернаром Кпер-воским.   Взгляды  А.  Б. содер­жали элементы будущей протест, идеологии: проповедь секуляри­зации церк. имущества, освобож­дение городов от власти католич. иерархов,   требование   дешевой церкви. Дал неортодокс, трактов­ку причащения и крещения, хотя в   целом  не  отвергал  католич. таинств и догм. Казнен по прика­зу папы.

АРТЕМИДА - в др.-греч. мифоло­гии дочь Зевса и Лето, сестра-близ­нец Аполлона. Почиталась как бо­гиня плодородия, охоты, Луны, покровительница животных, за­щитница целомудрия, помощница рожениц. Культ А. сохранил пере­житки первобытн. религ. представ­лений (поклонение ей в образе медведицы) и был связан с человеч. жертвоприношениями. Гл. святилище А. было в Эфесе.

АРХАНГЕЛЫ (греч. - начальник ангелов) - согласно принятой в христианстве небесной иерар­хии , старшие ангелы. Ортодокс, христ. традиция называет по име­нам 3 А.: Михаила - „верховного военачальника в космич. войне с врагами бога, ангела-хранителя всех христиан, Гавриила - божье­го посланника, принесшего „бла­гую весть Марии, и Рафаила - ангела-целителя.

АРХАТ (санскр. букв. - достой­ный) - в буддизме - человек, до­стигший высш. совершенства, вплотную подошедший к состоя­нию нирваны, праведник, святой. Чтобы достичь положения А., чело­век должен пройти долгий путь перевоплощений, являющихся ре­зультатом его благочестивого по­ведения, суть к-рого состоит в по­давлении страстей, интереса к жиз­ни. В хинаяне А. считаются монахи высш. (четвертой) ступени мона­шества.

АРХЕОЛОГИЯБИБЛЕЙСКАЯ (греч. archaiologia, букв. - изуче­ние древнего) - науч. дисциплина, занимающаяся поисками и изуче­нием вещественных памятников, связанных с историей Библии и отд. ее текстов и сюжетов. Архео-логич. раскопки с этой целью ве­дутся на территории Др. Палести­ны, Месопотамии, Египта, а также в различных районах Средиземно­морья. Полученные результаты по­зволили подвести историч. базу под библ. критику, проверить до­стоверность сообщений  Библии. Не менее важной является воз­можность уточнения при помощи А. б. происхождения библ. книг и их датировки. С сер. 19 в. бурж. науч. об-ва и орг-ции стали отпус­кать большие средства на археологич. экспедиции в „библ. странах, рассчитывая на религ. пропаганд, эффект  от   ожидавшегося   под­тверждения   сообщений  Библии. Однако ожидания не оправдались. Так, „всемирн. потоп оказался наводнением     места.    значения в Южн. Месопотамии. Археологич. работы в Египте, призванные под­твердить сказания о пребывании израильтян в египетском плену и об исходе из него, доказали мифо-логич. характер соответствующих повествований. То же относится и ко мн. др. сюжетам Ветхого завета. Не подтвердили они ни одного сказания из Нового завета. Вместе с тем нек-рые в.-з. сюжеты в свете А. б. оказались частично или даже полностью историчными. Были об­наружены конюшни в Мегиддо и остатки медеплавилен в Эцион-Гебере, стела Меши. клинописные тексты, относящиеся к завоева­нию евр. гос-в Ассирией и Вавило­ном. Существенный материал для характеристики идеологич. обста­новки, предшествовавшей возник­новению Нового завета, дали кум-ранские находки. Наряду с науч. А. б. существует и богосл. дисцип­лина, именуемая А. б. Ее предме­том является описание географич., историко-бытового и т. д. фона, на к-ром якобы происходили библ. события.

АРХИДИАКОН (греч. archi - глав­ный, старший и diakonos, букв. — служитель) - духовный сан в хри­стианстве, старший из диаконов, помощник епископа при богослу­жении; в православии - титул, присваиваемый первому диакону кафедрального собора правящего епископа.

АРХИЕПИСКОП (от греч archi - старший и episkopos - надзира­тель) - духовный сан, одна из высш. ступеней в христ. церк. иерархии. Хотя считается, что все епископы равны и имеют одинако­вую власть, апостольскими прави­лами для „сохранения единства между церквами и для взаимной помощи в затруднительных обсто­ятельствах отд. епископам дано право верховного надзора за дру­гими, при этом им присваивается титул А.

АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ - гл. епископ гос, англикан. церкви, примас всей Англии, первый пэр королевства. Назнача­ется королем по рекомендации парламента. Резиденция А. К. - Ламбетский дворец.

АРХИЕРЕЙ (греч. archiereus - старший священник) - общее на­звание для высш. чинов из числа черного духовенства в правосл. церк. иерархии.

АРХИМАНДРИТ (греч. archimand­rites - старший над оградой, т. е. монастырем) - высш. духовное звание у монахов правосл. церкви, почетный титул настоятелей круп­ных мужских монастырей. Может быть почетным званием ректоров духовных семинарий, глав духов­ных миссий.

АРХОНТИКИ (греч. archontes - старцы, отцы) - одно из направле­ний гностицизма. По учению А., восходящему к Василиду, от „не­рожденного отца рождаются зоны - творческие мир. силы и мифологич. существа, называемые также архонтами, т. е. первоотцами, предками, прародителями. Высш. архонт отождествлялся с Христом, прочие - с доблестями, началами и ангелами, создавшими множество небес. Учение А., как и гностиков в целом, критиковав­шееся с христ. позиций Ирингем как еретич., было осуждено и от­вергнуто формировавшейся офиц. христ. церковью к кон. 2 в. как языческое и слишком аллегори­ческое.

АРЬЯ САМАДЖ (хинди - обще­ство ариев) — религ.-реформат, и просветит, об-во Индии. Основано в 1875 Даянандом Сарасвати. А. с. объединило в своих рядах мелко-бурж. интеллигенцию и выдвинуло в качестве осн. идеи борьбу с англ. колониальным господством, за нац. самобытность Индии, возрож­дение нац. культуры, в т. ч. ведич. религии и философии. Соц. плат­форма А. с. включала в себя борь­бу с кастовым строем, распростра­нение просвещения, равноправие женщин.

АСКЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ  (от греч. askesis - упражнение, подвиг) - отказ от жизнен, благ, удовольствий, подавление в себе естеств. желаний и побуждений. Проповедь А. характерна для боль­шинства религий. В христианстве А. рассматривается как „основной закон жизни верующего . Соц. смысл проповеди А. - в примире­нии трудящихся с тяжелыми усло­виями жизни в эксплуатат. об-ве. В наст. вр. духовенство, учитывая настроения верующих, прямо не призывает к „бегству от мира , пренебрежению „плотскими удо­вольствиями , делая акцент на „духовном А. Однако в работах церк. авторов, в части, публикуе­мых в „Журнале Московской патриархии , пропагандируются „подвиги святых, ставятся в при­мер верующим лица, к-рые уходи­ли в монашество, истязали свою плоть, доводили себя до изнемо­жения постами, обрекали себя на одиночество. Подобные примеры в церк. публикациях и проповедях, несомненно, определенным обра­зом ориентируют верующих в от­ношении А.

АСКЛЕПИЙ - в др.-греч. мифоло­гии - сын Аполлоне и нимфы Ко-рониды, воспитанник кентавра Хирона, бог врачевания. А. издревле считался покровителем лекарей и аптекарей. Культ его был особен­но распространен в Эпидавре, куда в поиске исцеления стекались боль­ные со всей Греции.

АСМОДЕЙ (др.-евр. Ашмедай - искуситель) - злой дух, разруши­тель браков. Упоминается в Талму­де (как князь демонов), в Ветхом завете (Тов. 3:8) и апокрифах. Образ заимствован иудеями из перс, религии. В славян, лит-ре 16-го и 17-го вв. миф об А. вос­производится в „Сказании о Соло­моне и Китоврасе и в „Разговоре Соломона с Морольфом (Китоврас и Морольф - др. имена А.).

АССАСИНЫ (перс, хашшашин - курильщики хашиша) - террористич. религ.-политич. орг-ция (орден), отделившаяся от шиит­ской секты исмаилитов в кон. 11 в. Центром А. был замок Аламут в Сев.-Зап. Иране. Основа­тель - Хасан Саббзх. Учение А. распространилось в Иране, Сирии, Ливане. Характерная его черта - обожествление имама - главы А. Руководители А. воспитывали ря­довых членов орг-ции в духе фана­тизма и слепого повиновения, ве­ли борьбу против сельджукских правителей и крестоносцев. Круп­ные феодалы использовали А. для уничтожения своих политич. про­тивников. Конец деятельности А. положили в 13 в. монг. завоевате­ли и войска мамлюков.

АССИРО - ВАВИЛОНСКАЯ   РЕЛИГИЯ - см. Вавилонская религия.

АСТАРТА - в финик, религии бо­гиня земного плодородия, любви и материнства. Обычно изобража­лась в виде обнаженной женщины с коровьими рогами.

АСТРАЛЬНАЯ   ТЕОРИЯ   -   см.Натуристическая теория.

АСТРАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. astron - звезда) — религ. почита­ние небесных светил и явлений и сопровождающие его религ.-магич. действия; известны в той или иной степени всем народам. А. к. были особенно распространены в Др. Двуречье, Египте и Др. Индии, где храмы одновременно служили об­серваториями, т. к. ирригац. земле­делие, практиковавшееся там, тре­бовало наблюдений за небесными явлениями, в хронологич. зависи­мости от к-рых находятся разливы рек. В вавилон. религии Луна и 5 видимых невооруженным гла­зом планет были объявлены бога­ми и получили имена Сим (Луна), Шамаш (Солнце), Мардук (Юпи­тер), Иштар (Венера), Нергал (Марс), Набу (Меркурий) и Нинурту (Сатурн). Уран и Нептун не были известны народам др. мира. На основе А. к. в вавилон. религии возн. астрология, гадание и проро­чества религ. Пережитком А. к. в христианстве являются легенды о вифлеемской звезде и семи звез­дах в А покалипсисе.

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) - лженаука о будто бы существую­щем влиянии небесных светил на жизнь и судьбы отд. людей и наро­дов. Возн. в Др. Ассирии, Вавило­не и Египте. А. объявила возмож­ным предсказание судеб людей, исхода предстоящих событий по положениям светил, что привлек­ло к ней широкое внимание. Ав­торитет А. был настолько высок, что мн. императоры, полководцы принимали   важнейшие   решения только с учетом предсказаний аст­рологов.   Будущее определялось с помощью особых чертежей — гороскопов. Несостоятельность А. неоднократно подтверждалась жиз­ненной практикой. Подавляющее большинство предсказаний не сбы­валось. Однако и редких, случай­ных совпадений предсказаний с на­ступившими событиями было до­статочно   для   того,   чтобы   им продолжали верить. Мн. мыслите­ли прошлого выступали против А., показывая ее нелепость. Сокру­шит, удар по ней нанесли астроно-мич. открытия, в первую очередь учение Коперника. Несмотря на то что ложность астрологич. предска­заний давно доказана, в наст. вр. они   вновь приобрели  популяр­ность в бурж. странах. В условиях роста мистич. настроений на Запа­де А. обрела вторую жизнь. В прессе постоянно печатаются гороско­пы, существуют астрологич. об-ва, выходят специальные журналы, имеющие многочисл. читателей. По признаниям печати, миллионы жителей капиталистич. стран под­вержены ныне влиянию А.

АСТРЮК Жан (1684-1766) - один из основателей библ. критики и т. н. документальной гипотезы про­исхождения Ветхого завета. В 1753 в Брюсселе анонимно опубли­ковал книгу „Предположения о первоначальных источниках, ко­торыми пользовался Моисей при составлении книги Бытия , где указал по меньшей мере на 12 ис­точников первой библ. книги, об­ратив особое внимание на выделе­ние 2 источников, отличающихся друг от друга наименованиями бога - Элохим и Иегова. „Эти два слова, - писал А., - никогда не смешиваются: есть целые главы и большие части глав, где бог назы­вается Элогим и никогда — Иего­ва; есть другие... где богу не дают иного имени, кроме Иегова, и ни­когда не называют его Элогим . Предположения, высказанные А., оказались чрезвычайно плодотвор­ными и позволили последующим поколениям ученых убедительно показать земной характер Библии.

АСЫ, Азы (др.-исл. aesir) - в сканд. мифологии осн. группа богов, иногда - обозначение богов вооб­ще. К А. относятся: Один, Тор, Бальдр, Хеймдалль (небесный страж богов), Браги (бог поэзии), Видар (бог лесов), Форсети (хра­нитель правды), Улль (бог охоты), Фригг, Идунн (богиня юности), Сага (богиня сказаний), Сиф (суп­руга Тора) и др.

АТЕИЗМ (от греч. „а - отриц. частица и theos - бог; букв. - без­божие) - система взглядов, отвер­гающих религ. представления (ве­ру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А, как система взглядов не сводится только к ис-торич., филос, естеств.-науч. кри­тике религии. А. раскрывает спе­цифику и сущность религ. отра­жения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры у масс, изучает соц. природу рели­гии, условия и способы ее преодо­ления. А. представляет собой одну из важных сторон материалистич. мировоззрения, материалистич. философии и опирается на ту же естеств.-науч. базу, что и мате­риализм. Он утверждает науч. взгляд на природу и об-во, осво­бождает человека от заблуждений и предрассудков. А. следует отли­чать от индифферентизма религ., антиклерикализма и свободомыс­лия. От А. необходимо отли­чать также деизм и пантеизм, к-рые часто бывают глубоко свя­заны с А. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием ма­териализма в философии. Чем более последователен материа­лизм, тем более надежную основу представляет он для А. Наив­ный материализм был идейн. ос­новой борьбы против религии в странах Др. Востока и в антич­ных об-вах Др. Греции и Др. Рима. Метафизич. материализм, развившийся в европ. странах в 16-18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с А., а с деизмом. Фи­лос. основой А. марксистского является диалектич. и историч. материализм. А. возник в глубо­кой древности как отражение об-ществ.-экономич., соц.-клас. отно­шений, на основе успехов науки и материалистич. философии. Он, как правило, выражал интересы прогрес. обществ, сил, боровших­ся против консерв. порядков и религ. идеологии, освящавшей эти порядки. В каждую историч. эпоху изменялись объем и содержание понятия А. Исторически первой формой А. был А. в рабовлад. об-ве. Наибольшего развития он до­стиг в Др. Греции и Др. Риме. В период феод, средневековья ре­лигия стала господств, формой идеологии. Церковь использовала любые средства для борьбы про­тив А. и свободомыслия в феод, об-ве, однако была не в силах остановить развитие науч. мысли. Дальнейшим шагом в развитии атеистич. мысли был А. буржуаз­ный эпохи Возрождения и Нового времени, являвшийся духовным оружием прогрес. классов в борь­бе с феодализмом и феод, цер­ковью за свои экономич. и политич. интересы. Особое место в домарксовском А. занимает А. рус. рев. демократов. Несмотря на свою историч. ограниченность, до-марксовский А. представлял вы­дающуюся веху в духовной жизни человечества и явился составным элементом развития цивилизации. Но высш., до конца последователь­ной формой А. является А. марк­систский.

АТЕИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ - исто­рически прогрес. направление в бурж. идеологии и культуре, ха­рактеризующееся критич. осмыс­лением религии на основе стихий-но-диалектич. и метафизич. мате­риализма. А. б. возник в борьбе с феод, идеологией. В своем разви­тии он прошел 3 этапа: атеизм и свободомыслие эпохи Возрожде­ния; атеизм Нового времени; совр. бурж. свободомыслие. В эпоху Возрождения (15-16 вв.) форми­руется ранняя бурж. культура с антицерк. и антирелиг. направ­ленностью; одним из ее идейн. источников явились атеизм в ра­бовлад. об-ве и свободомыслие в феод, об-ве. В качестве методологич. основы критики религии использовался скептицизм. Гу­манисты и философы 15-16 вв. (Л. Балла, Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, Дж. Бруно, Д. Ванини) разрабатывали новое уче­ние о человеке, противопоставляя христ. антропологии идеи достоин­ства, самоуважения личности, ее права на земное счастье, независи­мость и свободу. Свободомыслие Возрождения связано с успехами производства и науки, в части, естествознания. Большое влияние на разрушение религ. картины мира оказало гелиоцентрич. учение Н. Коперника. Филос. базой свобо­домыслия Возрождения явился гл. обр. непоследовательный материа­лизм в его пантеистич. форме, со­держащий элементы стихийной диалектики. Критика религии за­ключалась в раскрытии противоре­чий в христ. учении, в „приземле­нии библ. легенд и персонажей, в отрицании веры в ад и рай, мифа о сотворении Адама и Евы, христ. обрядов. Важное значение имели постановка и решение проблемы происхождения религии, почти не поднимавшейся в средние века: причины религии, как и в древно­сти, усматривались в невежестве, страхе, обмане. Была высказана мысль об эволюции религий (Бру­но, Ванини); возродилось мнение др. атеистов об отриц. роли рели­гии в об-ве. А. б. Нового времени опирался на естеств.-науч. откры­тия, развитие механики, математи­ки, астрономии, к-рые способство­вали формированию механистич. картины мира и созданию матери-алистич. философии, носившей в целом метафизич. характер, хотя и не лишенной элементов диалек­тики. В 17—18 вв. осуществился переход от скрытых форм матери­ализма — пантеизма и деизма — к открытому материализму. Вер­шина А. б. - открытый атеизм франц. просветителей Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж. Ламетри, П. Голь­баха; младшего поколения про­светителей в лице С. Марешаля, К. Вольнея, а также атеизм Л. Фей­ербаха. Большое влияние на атеизм просветителей оказал революц.-де-мократич. атеизм Ж. Мелье. Материалистич. и атеистич. идеи были систематизированы Гольбахом в „Системе природы ; глубокий теоретич. анализ религии дал Л. Фейербах. Родоначальником на­уч. критики Библии был Б. Спино­за. Атеисты Нового времени под­вергли критике религ. мораль, что служило теоретич. обоснованием борьбы с феодализмом как стро­ем безнравственным. Гольбах и Дидро убедительно показали, что религия не может содействовать улучшению нравов и даже убеж­денность в существовании бога и-страх перед ним не удерживают человека от дурных поступков. Фейербах отстаивал тезис о само­стоятельности морали по отноше­нию к религии, показал, что под­линная нравственность и религия несовместимы. В атеизме указ. периода обосновывается нравств. ценность атеизма, что впервые проявилось у П. Бейля. Для атеиз­ма  Нового времени характерна борьба за свободу совести, за веротерпимость, что связано с его общей гуманистич. направленно­стью. В А. б. 17—19 вв. получила всестороннее обоснование идея земного происхождения религии, ее причины усматривались в обма­не, страхе перед внешними сила­ми, в невежестве, бедствиях, стра­даниях, в деятельности воображе­ния и заключении по аналогии, в воспитании. Л. Фейербах деталь­но исследовал роль чувств, эмо­ций в возникновении религии, рас­крыл гносеологич. корни религии. Несмотря на отд. догадки о по-рожденности религии соц. факто­рами, А. б. не раскрыл соц. корней религии - это явилось делом ате­изма марксистского. А. б. убеди­тельно показал отриц. воздействие религии на обществ, жизнь в це­лом и на отд. личность. Франц. ма­териалисты установили связь меж­ду религией и интересами угнета­телей, однако они не связывали преодоление религии с ликвидаци­ей частной собственности и клас-антагонистич. об-ва. А. б. преуве­личивал роль религии в истории об-ва; она объявлялась главным препятствием на пути человечест­ва к прогрессу, что было связано с идеалистич. подходом к об-ву. Преодоление религии рассматрива­лось как результат просветит, дея­тельности просвещенной элиты. Ряд бурж. мыслителей считал ре­лигию необходимой для народных масс. А. б. созерцателен, ограничи­вается теоретич. критикой религии.

АТЕИЗМ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕ­СКОМ ОБЩЕСТВЕ - исторически первое критич. осмысление рели­гии с позиций филос. материализ­ма в его наивной форме. Был раз­вит в Индии, Китае и античном ми­ре (Др. Греции и Риме). А. в р. о. возн. на основе достижений естеств. знаний, философии, лит-ры и ис­кусства; выражал интересы прог-рес. демократич. кругов рабовлад. об-ва. А. в р. о. связан со свободо­мыслием в культуре др. мира. В Др. Египте, Вавилоне, Палести­не, Индии, Китае, античном мире существовала светская культура, в к-рой имели место элементы антирелиг.  скептицизма, стихийного материализма. Так, в „Рече­нии Ипусера   (Египет, 18 в. до н. э.)  отмечается факт сомнения в справедливости поучений жре­цов; в „Диалоге господина с ра­бом о смысле жизни (Вавилон) подвергаются   критике   взгляды жрецов  на  смысл жизни,  целе­сообразность жертвоприношений; в „Ши-цзин    (Китай)  отражены сомнения в справедливости неба. Скептицизм в отношении религ. мифологии пронизывает прогрес. духовную культуру Греции (6-2 вв. до н. э.), напр., в произведе­ниях драматургов Эсхила и Эври­пида,   в  комедиях  Аристофана, в соч. софистов Протагора, Проди-ка,   Крития,   философа-скептика Карнеада и др. В основе критики религ. мифологии у атеистов древ­ности лежит учение о материаль­ном первоначале мира, идея его развития по естеств. законам. Ки­тайский атеист Ван Чун (1 в.) пер­воначалом    считал    „первичный эфир , образующий многообразие вещей, в т. ч. человека с его душой, отвергал   „небесного   владыку , духов, в к-рых верили китайцы. В инд. философии чарваков, или локаятиков, место богов занима­ют естеств. стихии, из к-рых состо­ит все. Чарваки отрицали божеств, происхождение Вед,  потусторон­ний мир, сверхъестеств. силы, про­возглашали право человека на ра­дости жизни. Большую роль в раз­витии античного атеизма сыграла атомистич. теория Демокрита, Эпи­кура и Лукреция,  выводом из к-рой была идея вечности и беско­нечности мира, подрывавшая пред­ставление о мире как порождении богов.    Атомизм    содействовал борьбе со страхом смерти, куль­тивировавшимся религ. учением о мрачном Аиде. Душа, согласно атомистам, состоит из атомов и разлагается вместе с телом; за­гробной жизни нет. Освобождение от страха смерти — одно из прояв­лений гуманизма античного атеиз­ма. Античные атеисты впервые по­ставили вопрос о возникновении религии.  Ксенофан полагал, что боги — продукт человеч. измышле­ния; люди создали богов, наделив их своими чертами. Эвгемер из Мессены (4 в. до н. э.) считал богов обожествлен, историч. личнос­тями. Причины возникновения ре­лигии усматривались в невежестве, страхе перед явлениями природы (атомисты), а также в обмане (со­фисты). В др. мире появляется и представление о гносеологич. кор­нях религии: так, Секст Эмпирик (кон. 2 - нач. 3 в.) отмечал, что ряд мыслителей связывали обра­зование идеи бога с преувеличени­ем в представлении свойств обык­новенного человека. Осн. приема­ми критики религии были указания на несоответствие религ. представ­лений  фактам  реальной  жизни, раскрытие противоречивости по­ложений религии, а также ее несо­стоятельность с т. зр. нравственно­сти. Античные атеисты считали ре­лигию злом. Для Эпикура рели­гия — „лживый домысел . Внушая страх перед богами и посмертной жизнью, она лишает человека сча­стья. Лукреций видел в религии источник преступлений. Путь пре­одоления религии видели в разъ­яснении естеств. сущности явле­ний,   связываемых  многими  со сверхъестеств.  силами,  познании внешнего мира и духовного мира человека. Однако взгляды антич­ных атеистов носили элитарный характер: освобождение от рели­гии предназначалось не для всех. При этом античные атеисты не от­вергали существования богов, при­давая   понятию   бога   нерелиг. смысл: Демокрит поставил богов в один ряд с др. естеств. явления­ми; боги Эпикура живут в меж-мир. пространстве и не оказывают воздействия на земную жизнь. А. в р. о. был стимулирующим фак­тором развития культуры др. ми­ра,  несмотря  на недостаточную разработанность, подчас наивность аргументации, умозрительный ха­рактер мн. положений. Достоин­ство А. в р. о. - в постановке воп­росов  атеизма,  к-рые решались в последующие эпохи. Во 2—4-м вв. в связи с широким распростране­нием мистич. настроений в Римск. империи в результате соц.-эконо-мич.  кризиса атеизм утрачивает свои позиции;  последний антич­ный атеист - Лукиан из Самосаты (2 в.),  подвергший  критике не только политеизм, но и христиан-с ство. Античные критики христиан­ства - Цельс, Цецилий, Порфирий, Юлиан выступали уже с позиций скептицизма, оставаясь в целом на почве политеизма.

АТЕИЗМ В СССР - новый этап ос­вобождения трудящихся от ду­ховного гнета религии и церкви, массового атеистич. движения и развития теории науч. атеизма, На­чавшийся после Октябрьской ре­волюции и тесно связанный с борь­бой за построение и дальнейшее развитие социалистич. об-ва, за ут­верждение социалистич. образа жизни, социалистич. идеологии и науч.-материалистич. мировоззре­ния в сознании сов. людей. Науч. разработка проблем А. в СССР с самого начала была тесно связа­на с практич. работой партии и Сов. гос-ва, направленной на ликвида­цию соц. основ религиозности, не­грамотности и нищеты, на широ­кое развертывание науч. - атеистич. пропаганды и атеистич. воспита­ния. В этой работе партия опира­лась на теоретич. наследие К. Марк­са, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Ле­нинские идеи о путях преодоления религии, о необходимости подчи­нения борьбы с религией задачам клас. борьбы и соц. переустрой­ства об-ва, требование борьбу с религией поставить научнее, стре­миться к разнообразию форм идейн. воздействия на верующих и др. были положены в основу по­литики партии и Сов. гос-ва по от­ношению к религии, церкви и верующим и нашли отражение в Программах партии, резолюциях XII (1923), XIII (1924), др. съез­дов партии, в ряде постановлений ЦК и его пленумов. Развернутая программа идейн. борьбы с рели­гией и церковью, науч. критики религии, определившая характер атеистич. пропаганды и науч. ис­следований в области атеизма, бы­ла разработана в статье В. И. Лени­на „О значении воинствующего ма­териализма (1922). Большую роль в разработке науч. атеизма и про­паганде атеистич. мировоззрения сыграли соратники и ученики В. И. Ленина - В. Д. Бонч-Бруевич, П. А. Красиков, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, Е. М. Ярославский и др. Важную роль в развитии А. в СССР сыграла пропаганда атеистич. на­следия франц. материалистов 18 в., Л. Фейербаха, традиций рус. рево-люц. демократов, а также передо­вых мыслителей народов СССР, достижений естествознания и об­ществ, наук. Распространению в массах идей атеизма и науч. кри­тики религии, ленинских принци­пов отношения к религии, церкви и верующим в первые десятиле­тия Сов. власти активно содейст­вовало об-во „Атеист , выпускав­шее атеистич. газеты и журналы (см. Атеистическая печать). В 1932 в СССР издавалось 10 антирелиг. газет и 23 антирелиг. журнала. Важ­ную роль в развитии массового атеизма в СССР сыграл Союз во­инств, безбожников СССР во главе с Ем. Ярославским. Гос. антире­лиг. издательство (ГА ИЗ) опубли­ковало ряд книг и брошюр по истории религии, науч. критике религии, по теории и истории ате­изма, методике антирелиг. пропа­ганды, ряд учебников. В 20—30-е гг. вышли в свет работы по происхож­дению религии и ее ранних форм В. К. Никольского, С. Л. Урсыновича, Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораз-Тана, Ю. П. Францева; по исто­рии первонач. христианства -Н. М. Никольского, В. С. Рожицина, П. Ф. Преображенского, Н. В. Ру­мянцева, А. Б. Рановича; по исто­рии Рус. правосл. церкви - Н. М. Никольского, С. В. Бахрушина, Б П. Кандидова, А. Д. Дмитриева, Г. Д. Костомарова и др.; по исто­рии католицизма, Ватикана, пап­ства и инквизиции - Е. А. Адамо­ва, Е. А. Коровина, С. Г. Лозин­ского и др.; в области исламове-дения - В. В. Бартольда, Ю. И. Крач-ковского, А. А. Семенова, В. А. Гордлевского, М. А. Рейснера, Н. А. Смирнова, Е. А. Беляева и др.; по эволюции религ. сектантства в условиях строительства социа­лизма, его роли в политич. и клас. борьбе - В. Д. Бонч-Бруевича, П. А. Красикова, А. Т. Лукачевского, Ф. М. Путинцева и др. Большую роль в развитии исследований ре­лиг. сектантства и определении задач атеистич. пропаганды сыгра­ло антирелиг. совещание при ЦК ВКП(б) в апреле 1926. Процесс массового развития А. в СССР, равно как исследоват. работа в об­ласти религиоведения и науч. ате­изма, был заторможен Отечеств, войной, трудностями послевоен­ных лет. В этот период ослабла атеистич. пропаганда и активизи­ровалась деятельность церковни­ков и сектантов. Новый этап в раз­витии А. в СССР начинается с сер. 50-х гг., после постановлений ЦК КПСС от 7 июля и 10 ноября 1954. Усилило атеистич. пропаганду Все-союз. об-во по распространению политич. и науч. знаний (ныне об-но „Знание ). С 1959 начал выхо­дить журнал „Наука и религия . Курс основ науч. атеизма стал пре­подаваться в ряде высш. уч. заве­дений. Оживилась исследоват. ра­бота в области атеизма и критики религии. Музей истории религии и атеизма в г. Ленинграде стал вы­пускать „Ежегодник , а организванный в Ин-те истории АН СССР в 1947 сектор истории религии и атеизма - „Вопросы истории рели­гии и атеизма . Были созданы секторы и группы по науч. атеизму и критике религии в ряде др. ин-тов АН СССР  (философии, этногра­фии и др.). По решению ЦК КПСС (1964)   при Академии обществ, наук был создан Ин-т науч. атеиз­ма, к-рый стал выпускать перио-дич. издание „Вопросы научного атеизма   и   продолжил  начатое еще В. Д. Бонч-Бруевичем издание „Научно-атеистическая   библиоте­ка . Организованы межреспубли­канские филиалы Ин-та науч. ате­изма. Активизировалась науч. ра­бота на кафедрах атеизма в ун-тах и педагогич. ин-тах. Наряду с науч. критикой религии в исследовани­ях раскрывается жизнеутверждаю­щий и гуманистич. характер науч. материалистич.     мировоззрения, нравств. ценность науч. атеизма. Науч.-атеистич.    лит-ра   издается мн. центр, и местн. издательства­ми страны. Об-вом „Знание регу­лярно проводятся всесоюз., рес-публ., зональные и др. науч.-практич. конференции и семинары по науч. атеизму, где получают подго­товку кадры лекторов и пропаган­дистов. В атеистич. пропаганде уча­ствуют средства массовой информации и пропаганды: печать, радио, телевидение. В условиях развито­го социалистич. об-ва А. в СССР вступил в новый этап своего раз­вития. Происходит дальнейшее от­мирание религии по мере развития социализма и успехов коммуни-стич. воспитания, способствующих утверждению в обществ, сознании масс науч.-материалистич. миро­воззрения.

АТЕИЗМ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕ­СТВЕ - см. Свободомыслие в фео­дальном обществе.

АТЕИЗМ В ФОЛЬКЛОРЕ - эле­менты свободомыслия, антиклери­кализма и атеизма в народно-поэтич. творчестве. В нем отражен протест трудящихся масс против экономич., политич. и духовного угнетения. В народном творчестве высмеиваются духовенство и мо­нашество, подвергается критике религ. мораль, выражается скептич. отношение к религ. догмам. В сказках и песнях, анекдотах и пословицах показывается реакц. роль религии, средствами сатиры и юмора разоблачается связь духо­венства с эксплуататорами. Атеис­тич. фольклор имел большую по­пулярность среди трудящихся, пе­редавался от поколения к поколе­нию и служил средством подрыва авторитета церкви.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

ДАВ - ДЖИ

ДАВИД (кон. 11 в. до н. э. - ок...

Авторизация



Движение атеизма:

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...