Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Слово оппонентам «Человек безразличный» все равно «человек верующий»


«Человек безразличный» все равно «человек верующий»

Атеистическое движение - Слово оппонентам

«человек безразличный» все равно «человек верующий»

Христианство и вызовы секуляризма, неверие и религиозное безразличие

Ваше Высокопреосвященство Митрополит Филарет,

Преподобные отцы

Почетные гости

Дамы и господа,

. . .

Новые лики неверия

Ранее в этом году я призвал членов и консультантов Папского совета по культуре к размышлениям, направленным на ответ вызовам неверия и религиозного безразличия. Мы начали свою работу с составления карты и анализа неверия в современном мире.

Позвольте мне поделиться с вами выводами, полученными в результате нашей работы:

1. В мировом масштабе уровень неверия в мире не увеличивается. Этот феномен более всего отчетливо прослеживается в странах Запада. Культурная модель, способствующая неверию, распространяется благодаря глобализации и влияет на другие культуры мира, постепенно вытесняя из них их религиозность.

2. Воинственный атеизм отступает и уже не оказывает определяющего воздействия на общественную жизнь, за исключением тех режимов, где у власти по-прежнему находятся представители атеистических политических систем. Однако, отмечается распространение некой культуры враждебности по отношению к религиями.

3. Атеизм и неверие изменили свой вид. Сегодня феномен неверия воспринимается в большей степени как стиль жизни.

4. Религиозное безразличие или практический атеизм распространяется быстрыми темпами. Большая часть секуляризированного общества проживает вне какой-либо связи с религиями и ее ценностями. Стиль жизни «человека безразличного» можно охарактеризовать следующим образом: «возможно Бога нет, это даже и не важно, в любом случае, мы по нему не скучаем». Благосостояние и культура секуляризации являются причиной того, что совесть отчуждается от всякого рода нужд и желаний, которые бы не имели приходящий характер. Они снижают стремление к достижению трансцендентности за счет простых субъективных духовных потребностей, и бесконечного счастья за счет благосостояния и удовлетворения сексуальных потребностей.

5. Снижение количества прихожан, постоянно посещающих Церковь, особо отчетливо проявляется в секуляризированных обществах. Однако этот, безусловно, настораживающий факт, не означает роста уровня неверия. Он скорее указывает на деградацию формы веры: верование без принадлежности. Это явление можно назвать феноменом «деконфессиональности» «человека верующего» – человека, который отказывается принадлежать к какой-либо конфессии, и постоянно находится в бесконечном смятении гетерогенных движений. Часто подобные искания приводят его в секты и новые религиозные движения.

6. На Западе, где наука и современные технологии никогда не подавляли религиозной составляющей, но и не поддерживали ее, на лицо возникновение новых исканий, имеющих более духовной, нежели религиозную основу. Однако эти искания не являются возвратом к традиционной религиозной практике. Часто эти духовные проявления развиваются самостоятельно, без каких-либо связей с верой и моральными принципами, предлагаемыми Церковью.

7. На рассвете нового тысячелетия отмечается неприятие как воинственного атеизма, как и традиционной веры. Это неприятие секуляризированных западных культур ведет к отказу от традиционных верований и влияет как на религиозную практику, так и на приверженность доктринальным и нравственным составляющим веры.

Человек, которого мы называем «человек безразличный» никогда не перестает являться «человеком верующим», он лишь ищет новую и постоянно-меняющуюся религиозность. Анализ этого феномена напоминает калейдоскоп, где может произойти и одно и совершенно противоположное: с одной стороны – это люди, верующие, но не принадлежащие (к какой-либо конфессии – прим. переводчика), с другой – принадлежащие, но не разделяющие всю сущность веры, и не считающие себя обязанными соблюдать этические нормы веры. На самом деле, лишь Господь знает, что у человека на сердце, в котором незримо действует Божья благодать.

Я могу привести похожее описание доклада одной из групп епископов, которые каждые пять лет прибывают в Рим для молитв при гробнице св. Петра и Павла.

«Во многих частях западного мира, количество прихожан снижается, в то время как увеличивается количество людей, живущих так, словно Бог не существует, и людей, которых можно охарактеризовать как «верующих без принадлежности». Парадоксально, но приверженность атеизму также сильно падает и составляет около 1 или 2%. Такие теоретики атеизма как Ницше и Маркс уже потеряли свои позиции, а на замену им так никто и не пришел. Отмечается рост безразличия населения и спада аргументированных дебатов и диалога. Сейчас мы живем в культуре безразличия, и даже более того – культуре невежества.

Причины неверия: секуляризм и безразличие

Христианство занимает важное место в Европейском проекте. С одной стороны оно предоставляет философское, антропологическое и нравственное вдохновение. С другой, из-за различных культурных аспектов, христианство часто отодвигали на второй план или вообще исключали.

Недавняя история с Рокко Буттильоне показательна. Публичное высказывание им своих убеждений относительно брака и гомосексуализма привело к тому, что его кандидатура была отклонена на высокий пост в Европарламенте. Подобные действия показывают развитие разделения политической и общественной сферы на религиозную и секулярную.

Секуляризм является тенденцией, основанной на либерализме, вернее на побочном эффекте либерализма, требующего своего исправления. Мы уверены в том, что секуляризм никогда не вытеснит религию в мире, так как в глубине души каждый человек является верующим. Эмоциональность и индивидуализм, являющиеся одними из основных ценностей секуляризма, очень отчетливо иллюстрированы в культуре Нового Времени, характеризующейся отказом от непреходящих ценностей в угоду технологического прогресса и чувства благосостояния…

Секуляризм также означает и релятивизм, являющийся отрицанием Истины. Именно эта идеология и привела к безразличию и неверию, о которых я упоминал в самом начале разговора. Это поведение и привело к противостоянию социалистического правительства Испании и епископов Католической Церкви в вопросах, касающихся ценности жизни, семьи, абортов и бессмысленных гражданских браков между лицами одного пола.

Вот результат другого анализа:

«Сейчас на лицо тенденция считать агностицизм и скептический релятивизм философией и основополагающим поведением, отвечающим демократическим формами политической жизни. Людей, убежденных в своем видении истины и четко ее придерживающейся, считают ненадежными с демократической точки зрения, так как они не считают истиной точку зрения большинства… Следует четко отметить, что без подлинной истины, которая бы направляла и управляла политической деятельностью, идеи и убеждения могут легко стать предметом манипуляции в политических целях. История показывает, что демократия, лишенная ценностей, легко превращается в открытый или плохо скрываемый тоталитаризм» (“Centesimus Annus”, №41).

Мы лучше меня осведомлены об опасностях тоталитаризма, но и в Западной Европе фундаментальные духовные ценности стали жертвой секуляризма. Как результат, даже в таких традиционных христианских странах как Франция, Англия и Испания, иерархия ценностей была нарушена и Истина, Красота и Доброта были низведены ниже уровня индивидуальных, релятивизированных и социальных ценностей.

Идет активная поддержка главенствующей роли индивидуальности, но забывается истинная ценность человека. Теперь демократия считается ценностью, превосходящей Истину, а не средством для ее поддержки и защиты. Другим последствием утери христианской культуры является тот факт, что сейчас необходимо организовывать курсы христианства для студентов, изучающих искусство, с тем, чтобы они смогли в полной мере осознать великие шедевры и свою собственную христианскую культуру. Без этого невозможно полностью осознать подлинную ценность «Страсти св. Иоанна» Баха, «Мессию» Генделя, «Missa Solemnis» Бетховена и «Пиету» Микеланджело.

Но не следует сгущать краски! Секуляризм не секуляризация и не все, что не имеет отношения к религии, является злом. Трансцендентная реальность может вдохновлять нас различными способами! Даже атеист может по достоинству оценить произведения искусства. Это и есть отправной точкой сегодняшней евангелизации. На протяжении 2 000 лет святые ознаменовывали историю своим присутствием – одни из них развивали различные выражения христианской духовности, другие – оберегали наше библейское наследие, третьи – разрабатывали фундаментальные идеи относительно закона и ценностей, а четвертые являлись источником постоянного обновления, которое так характерно для европейской истории и ее культурного развития. Нашей задачей является следование по их пути, раскрывая истину о человечестве всем людям, и приобщая их к истинным ценностям, с тем, чтобы Европа могла вновь вернуться к своим корням...

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Папа Римский благословил охоту на ведьм

News image

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам са...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

МАХ - МЕЧ

„МАХАБХАРАТА (санскр. -„Сказание о великой битве бхаратов ) др.-инд. эпос, сложивший­ся приблизительно в 6-2 вв. до н...

Авторизация



Движение атеизма:

Отчёт об учредительном собрании

News image

Атеисты организуются 18 мая в Москве, в помещении общественного центра-музея им. А.Д.Сахарова состоялось учредительное собрание Московского движения атеистов (название рабочее), в со...

Новый обезьяний процесс?

News image

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан необычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней шк...

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Ничего святого!

News image

Если верить социологическим опросам, не менее четверти россиян считают себя атеистами. О том, какая часть населения разделяет идеи материализма, рационализма и ...

Атеисты узнали, что привело Россию к погромам

News image

Вчера представители Общества атеистов Москвы (ATOM) провели пресс-конференцию в защиту российской науки от мракобесия. Московские атеисты обвинили Министерство образования в на...