Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ДРЕ – ДЯД

Понятия и определения - Атеистический словарь

ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, круп­нейший специалист по истории ран­него христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. до­казал неисторичность еванг. персо­нажей (Христа, Марии, Петра и др.) и в противовес церк. точке зрения, относящей время создания еванге­лий к 1 в., достоверно датировал их 2 в. Д. преувеличивал значение гностицизма в возникновении хри­стианства. Хотя сочинения Д. спо­собствовали подрыву церк. интер­претации „св. истории и вызвали ожесточенные нападки теологов, Д. все же, по словам Ленина, „высказывается за религию, толь­ко подновленную, подчищенную, ухищренную (т. 45, с. 27) и тем самым является прямым и созна­тельным реакционером. Тем не менее Ленин подчеркивает, что „союз с древсами необходим для борьбы с религ. реакцией.

ДРУЗЫ - приверженцы мусульм. шиитской секты; одно из ответв­лений исмаилизма (см. Исмаилиты). Секта Д. возникла в нач. 11 в. Д. верят в единого бога, много­кратно являвшегося в человеч. об­разе. Последним воплощением бо-жества Д. признают фатимидского халифа Хакима (правил в 996-1021) и ожидают его второго при­шествия, разделяют учение о пере­селении душ своих единоверцев. Д. делятся на посвященных - уккаль (умные, знающие) и непосвя­щенных, осн. массу верующих, - джуххаль (невежественные). Д. живут гл. обр. в Ливане и Сирии.

ДРУИДЫ (кельтск. - поклоняю­щиеся дубу, прорицатели) - слу­жители культа, прорицатели, вра­чеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до н. э. жреч. межплемен, корпорацию с пожизнен, главой. Д. оказывали значит, влияние на обществ, жизнь: осуществляли су­дебные функции, были советника­ми вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н. э. кельтские области, римляне запретили орг-цию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков.

ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ (от лат. dualis — двойственный) — противопо­ставление религией мира сверхъ­естественного, потустороннего, трансцендентного земным, чув­ственно воспринимаемым объек­там и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр. монотеистич. религиям, в к-рых бог противопоставлен всему земному, в т. ч. и человеку, как высш. бестелесная сущность, к-рая творит мир из ничего и уп­равляет им. Бог вечен, земные объекты конечны и преходящи, бог - всемогущий творец, мир - результат его творческой деятель­ности, бог - средоточие мудрости и добродетели, человек - суще­ство слабое и греховное. Это про­тивопоставление лежит в основе христ., т. н. отриц. (апофатического) богословия, к-рое утверждает, что бог не может быть познан и характеристики его могут быть только отрицательными (т. е. они должны отрицать в боге земные и человеч. свойства). Однако Д. р. не носит последовательного харак­тера, ибо тогда он может привести к деизму. Поэтому монотеистич. религии имеют посредника между богом и человеком. В христиан­стве таким посредником выступа­ет богочеловек. Д. р. проявляется также в наличии в религиях свое­образного антипода богу - сверхъ-естеств. сущности, воплощающей силы зла. Особенно последователь­но дуализм доброго и злого начал проповедовали зороастризм и ма­нихейство. В христианстве богу также постоянно противостоит но­ситель зла - дьявол.

ДУХ (греч. pneuma, лат. spiritus) - филос. понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного на­чала; религ. понятие, означающее сверхъестеств. существо, один из осн. объектов веры религ. В идеа-листич. учениях Д. - первоначало мира, Вера в Д. возн. в первобытн. об-ве, когда люди, будучи во вла­сти природы, воспринимали ее яв­ления как живые и одушевленные силы. Д. либо отождествлялся с ве­щами (фетишизм), либо отделял­ся от них (анимизм). Различались Д. деревьев, источников, рек, леса, гор, рождения и смерти, болезней и здоровья человека, Д. общины, рода, Солнца, Луны и т. д. В эпоху рабовлад. об-ва появляются по­пытки формулировать те или иные закономерности природы и об-ва в более или менее отвлеченной форме. В др.-греч. философии Д.: пневма, нус, логос. В средние века Д. представлялся существующим прежде и раньше Земли, природы, космоса и творящим их из ничего. Новое время породило теории Д., отразившие тенденции складываю­щегося бурж. индивидуализма. В совр. бурж. учениях понятие Д. конструируется в отрыве от дей­ствительности. Диалектич. матери­ализм отвергает представление о духовном как о чем-то; суще­ствующем независимо от мате­рии. Духовное есть функция вы-сокоорганиз. материи, результат обществ.-историч. практики лю­дей.

ДУХОБОРЫ, духоборцы, „борцы за дух - одно из направлений старого рус. сектантства, относя­щееся к духовным христианам. Первые Д. появились в Воронежской губ. в сер. 18 в. Основатели секты - крестьяне С. Колесников и Л. Побирохин. Учение Д. было религ. формой оппозиции кресть­ян, гл. обр. государственных, цар­скому самодержавию и правосл. церкви. Д. отвергали духовенст­во, монашество, храмы („Человек есть храм божий ), церк. таинства, почитание креста, икон  („живая икона   - это человек). Библии противопоставили „внутр. откро­вение . „Св. книгой Д. является т. н. „Животная книга   („Книга жизни ) - собрание псалмов, со­чиненных самими Д. и передаю­щихся изустно из поколения в по­коление. Христос для Д. — про­стой человек, в к-ром воплотился божеств, разум. Бога они толкуют как „мировую любовь , „премуд­рость ,  „вечное добро .  По  их учению, бог „пребывает в роде праведных и воплощается в из­бранных людях — „живых богах и богородицах , к-рые и стояли во главе секты. Руководители Д. обладали ничем не ограниченной духовной и мирской властью над своими приверженцами и переда­вали ее по наследству. В религ. представлениях    Д.    отразились утопич. надежды крестьян на уста­новление справедливого обществ, строя, к-рые они пытались вопло­тить в жизнь, обобществляя иму­щество, строя быт на началах кол­лективизма. В 19 в. среди Д. уси­лился   процесс   клас.  дифферен­циации, процветала эксплуатация бедняков, господствующей стала психология бурж. индивидуализма и предпринимательства. Все это привело к расколу „Духобории на „большую и „малую партии. Царское пр-во и правосл. церковь жестоко преследовали Д. В перв. пол. 19 в. они были насильственно переселены из центр, губ. России сначала в Таврич. губ. (р. Молоч­ная), а затем в Закавказье. Спаса­ясь от преследований, значит, часть Д. (7,5 тыс.) в 1898 эмигрировала в Канаду. К 1917 в России насчи­тывалось от 17 до 20 тыс. Д. После Октябрьской революции, социали-стич. преобразований в деревне и отхода большинства трудящихся от религии произошел распад об­щин Д. В наст. вр. небольшие группы Д. имеются в Грузии, Ростов­ской обл., Азербайджане, где они в процессе своей историч. эво­люции превратились в своеобраз­ные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и тради­циями.

ДУХОВ ДЕНЬ - см. Троица.

ДУХОВЕНСТВО - служители куль­та в ряде совр. религий. Д. удов­летворяет религ. потребности ве­рующих, совершает культовые дей­ствия, проповедует вероучение.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕ­НЫ - то же, что Военно-монаше­ские ордены.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - об­щее название нескольких течений старого рус. сектантства дорефор­менного происхождения, возник­ших на основе соц.-политич. про­теста крестьянских масс против феод.-помещичьего строя и освящавшей его господств, правосл. церкви. Генетически Д. х. связаны с христововерием. В кон. 60-х гг. 18 в. произошло разделение Д. х. на молокан и духоборов. Духов­ное христианство было выражени­ем оппозиции православию со сто­роны прежде всего гос. крестьян, однодворцев, отличавшихся хоз. самостоятельностью и менее обре­мененных патриарх, традициями. Соц. смысл понятия „духовное христианство и утверждаемая им система ценностей выходят далеко за пределы религ. сектантства. Вы­ражая свой антифеод, протест в ре­лиг. понятиях, Д. х. выступали как поборники „вечной , „божеств, духовной истины , к-рую они стре­мились очистить от „мертвящего обрядоверия . Они призывали сво­их последователей доверяться не „внешним законам , а „внутрен­нему , воплощенному в „духе и истине разума и совести человека . Отрицая преклонение перед „ку­мирами , они требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает дух божий. Д. х. не просто отрицали обществ, порядки цар­ской России, но одновременно утверждали новую систему гума-нистич.  ценностей.  Это  связано прежде всего с оценкой значения человеч. разума и деятельности человека, с утверждением само­ценности личности, свободной во­ли человека, чувства и сознания человеч. достоинства, -права на убеждение, с подчеркиванием боль­шой роли нравств. начала в жизни людей и т. д. В учении Д. х. о чело-век« как „живом храме , как „чудном, дивном творении божь­ем (духоборы), как обладателе „духовного разума (молокане), в представлениях о „самовластии человека, „могуществе его души , будущих свободе и равенстве был заложен глубокий гуманистич. по­тенциал, обусловленный крестьян-ско-демократич. происхождением духовного христианства. В идеа­лах Д. х. отражались и облеченные в религ. оболочку соц. утопии кре­стьянских масс, их мечты о бесклас. об-ве.

ДУША (др.-евр. ruah, грсч. psyche, лат. anima) - по религ. представ­лениям, духовная сущность чело­века, особое начало, противопо­ставленное телесному и определя­ющее жизнь, способности и лич­ность человека. Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолко­ванию таких естеств. явлений, как дыхание, сновидения, тень, смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к бо­лее абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо немате­риальном, бесплотном и автоном­ном. Осн. психологич. корень ве­ры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представ­ление о Д. связывается с учением о даровании Д. богом при рожде­нии и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие, т. е. вечное существо­вание в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное по­смертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. дог­матики, идеологии и культа, ею пронизана вся религ. психология, черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение, надежду на преодоление смерти и загробное блаженство. Религ. учение о Д. имеет ярко выра­женный реакц. соц. характер, т. к. способствует духовному закабале­нию людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за осво­бождение от соц. гнета в этом ми­ре на спасение Д. в „царствии не­бесном . Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спа­сением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике (нейро­физиология, психология, психиат­рия и др.) убедительно опроверга­ет представление о Д. как о само­стоят, духовной сущности и под­тверждает тезис науч.-материалистич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизован­ной материи.

ДХАММАПАДА (санскр. - путь дхармы) — одна из частей Суттапитаки, входящей в состав будд, канонич. лит-ры Трипитаки. В Д. в об­разной форме последовательно из­ложены осн. принципы раннего буддизма. В суттах (сутрах) Д. ут­верждается единств, путь к спасе­нию - разрыву с земными желани­ями и привязанностями, отреше­ние от „мира . Яркая, поэтичная форма Д. способствовала ее эмо­циональному восприятию верую­щими - последователями буд­дизма.

ДХАРМА, дхамма (санскр. и па­ли - термин, имеющий очень мно­го значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, ка­чество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий И религ.-филос. учений Индии - совокупность гражд., этич. и куль­товых требований, образ жизни, якобы вмененный людям богами и различный для различных каст (варн). Соблюдение Д. оценивалось как добродетель, нарушение ее - как грех, поэтому часто понятие Д. равнозначно понятию доброде­тели. Буддисты называют Д. само религ. учение Будды. 2. В будд, теологич. трактатах термином „Д. обозначаются мельчайшие недели­мые духовные частицы, из к-рых складывается поток индивид, со­знания. Активность Д. и порожда­ет якобы иллюзию внешнего по отношению к индивиду мира - мира страданий (сансара). В нек-рых из направлений буддизма ут­верждается, что из „первичных Д. состоит „высш. реальность - осо­бый непознаваемый божеств, мир. Их „безначальное волнение по­рождает индивид, сознания со все­ми их заблуждениями. И только „познание истины ведет к успо­коению Д., к абсолют, покою, к нирване.

ДЫРНИКИ - см. Спасовский толк.

ДЬЯВОЛ - см. Сатана.

ДЬЯКОН, диакон (греч. diakonos - служитель) - служебная должность при епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем - духовный сан, помощник священника при бого­служении и отправлении обрядов.

ДЬЯЧОК - см. Псаломщик.

ДЮБУА Пьер (1260-1321) - франц. юрист, участвовавший в борьбе королевской власти про­тив церк. феодалов. В памфлетах против папы Бонифация VIII и др. сочинениях Д. одним из первых в Зап. Европе выступил за конфи­скацию королевской властью церк. земель и богатств.

ДЮПЮИ Шарль Франсуа (1742— 1809) - франц. ученый и философ-материалист. Критиковал религию и церковь, отвергал т. зр. деистов о необходимости сохранения рели­гии для народа, рассматривая это как покушение на его суверенитет. Стремился развенчать миф о бо­жеств, происхождении религии, призывая искать ее источники в воздействии на сознание людей важнейших явлений природы. Вме­сте с Вольнеем создал астральную теорию происхождения религии. Всю мифологию др. религий Дю-пюи стремился свести к аллегорич. описанию движения созвездий, из­менению звездного неба. По его мнению, под именем Христа люди обожествляли Солнце. Выводя ре­лиг. представления из особенно­стей человеч. познания, Дюпюи не видел соц. корней религии.

ДЮРИНГ Евгений (1833-1921) - нем. философ и экономист. В 70-х гт. 19 в. выступал против материалистич. понимания истории. Фило­софия Д. — эклектичная смесь механистич. материализма и позити­визма с элементами пантеизма и деизма. „Спиритическая путаница в философии (Энгельс) обуслови­ла субъективист, и волюнтарист, подход Д. к религии. Считая рели­гию „первобытн. детским пред­ставлением , Д. требовал устра­нить ее из будущего социалистич. об-ва с помощью декрета, в чем сказался его идеалистич. подход к явлениям обществ, жизни. В ра­боте „Анти-Дюринг Энгельс про­тивопоставил „догматич. атеизму Д. науч. диалектико-материалистич. знание о религии и путях ее преодоления.

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917) - франц. философ-позитивист и со­циолог. Д. считал религию (как и право, мораль, чувства, привычки) коллективным представлением, к-рое обществ, среда навязывает сознанию людей. Отводил религии важную роль в жизни об-ва. По Д., религия будет существовать, пока существует человечество, ибо в ней об-во обожествляет само себя. С течением времени она лишь ме­няет свои формы в зависимости от стадии развития об-ва. Отмечая соц. обусловленность человеч. со­знания, Д. приходит, однако, к иде­алистич. выводам. Осн. работы: „О разделении общественного тру­да (1893), „Элементарные фор­мы религиозной жизни (1912).

ДЮШЕН Луи (1843-1922) - франц. историк церкви, аббат. Автор ра­бот „Происхождение христианско­го культа , „Древняя история церкви и др., в к-рых проявил в известной мере науч.-критич. подход к затронутым проблемам.

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдоки­мович (1784-1841) - рус. врач и философ-материалист. Признавал единым началом мира вечную ма­терию. Отрицал религ.-идеалистич. представления о „жизнен. силе , считал мозг средоточием жизнен. функций организма.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

О невозможности для церкви изжить магизм

News image

Конкуренция между хищником и жертвой полезна лишь для вида жертвы в целом. Симбиоз – полезен ср...

Словарь Атеиста:

ЧАВ - ЧУР

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907) - груз, писатель, мыслитель-материалист, обществ, деятель, основоположник критич. реализма в груз, лит-ре. На миро­воззрение Ч. большое влияние оказали рус. ре...

Авторизация



Движение атеизма:

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...