Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




ДРЕ – ДЯД

Понятия и определения - Атеистический словарь

ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, круп­нейший специалист по истории ран­него христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. до­казал неисторичность еванг. персо­нажей (Христа, Марии, Петра и др.) и в противовес церк. точке зрения, относящей время создания еванге­лий к 1 в., достоверно датировал их 2 в. Д. преувеличивал значение гностицизма в возникновении хри­стианства. Хотя сочинения Д. спо­собствовали подрыву церк. интер­претации „св. истории и вызвали ожесточенные нападки теологов, Д. все же, по словам Ленина, „высказывается за религию, толь­ко подновленную, подчищенную, ухищренную (т. 45, с. 27) и тем самым является прямым и созна­тельным реакционером. Тем не менее Ленин подчеркивает, что „союз с древсами необходим для борьбы с религ. реакцией.

ДРУЗЫ - приверженцы мусульм. шиитской секты; одно из ответв­лений исмаилизма (см. Исмаилиты). Секта Д. возникла в нач. 11 в. Д. верят в единого бога, много­кратно являвшегося в человеч. об­разе. Последним воплощением бо-жества Д. признают фатимидского халифа Хакима (правил в 996-1021) и ожидают его второго при­шествия, разделяют учение о пере­селении душ своих единоверцев. Д. делятся на посвященных - уккаль (умные, знающие) и непосвя­щенных, осн. массу верующих, - джуххаль (невежественные). Д. живут гл. обр. в Ливане и Сирии.

ДРУИДЫ (кельтск. - поклоняю­щиеся дубу, прорицатели) - слу­жители культа, прорицатели, вра­чеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до н. э. жреч. межплемен, корпорацию с пожизнен, главой. Д. оказывали значит, влияние на обществ, жизнь: осуществляли су­дебные функции, были советника­ми вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н. э. кельтские области, римляне запретили орг-цию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков.

ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ (от лат. dualis — двойственный) — противопо­ставление религией мира сверхъ­естественного, потустороннего, трансцендентного земным, чув­ственно воспринимаемым объек­там и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр. монотеистич. религиям, в к-рых бог противопоставлен всему земному, в т. ч. и человеку, как высш. бестелесная сущность, к-рая творит мир из ничего и уп­равляет им. Бог вечен, земные объекты конечны и преходящи, бог - всемогущий творец, мир - результат его творческой деятель­ности, бог - средоточие мудрости и добродетели, человек - суще­ство слабое и греховное. Это про­тивопоставление лежит в основе христ., т. н. отриц. (апофатического) богословия, к-рое утверждает, что бог не может быть познан и характеристики его могут быть только отрицательными (т. е. они должны отрицать в боге земные и человеч. свойства). Однако Д. р. не носит последовательного харак­тера, ибо тогда он может привести к деизму. Поэтому монотеистич. религии имеют посредника между богом и человеком. В христиан­стве таким посредником выступа­ет богочеловек. Д. р. проявляется также в наличии в религиях свое­образного антипода богу - сверхъ-естеств. сущности, воплощающей силы зла. Особенно последователь­но дуализм доброго и злого начал проповедовали зороастризм и ма­нихейство. В христианстве богу также постоянно противостоит но­ситель зла - дьявол.

ДУХ (греч. pneuma, лат. spiritus) - филос. понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного на­чала; религ. понятие, означающее сверхъестеств. существо, один из осн. объектов веры религ. В идеа-листич. учениях Д. - первоначало мира, Вера в Д. возн. в первобытн. об-ве, когда люди, будучи во вла­сти природы, воспринимали ее яв­ления как живые и одушевленные силы. Д. либо отождествлялся с ве­щами (фетишизм), либо отделял­ся от них (анимизм). Различались Д. деревьев, источников, рек, леса, гор, рождения и смерти, болезней и здоровья человека, Д. общины, рода, Солнца, Луны и т. д. В эпоху рабовлад. об-ва появляются по­пытки формулировать те или иные закономерности природы и об-ва в более или менее отвлеченной форме. В др.-греч. философии Д.: пневма, нус, логос. В средние века Д. представлялся существующим прежде и раньше Земли, природы, космоса и творящим их из ничего. Новое время породило теории Д., отразившие тенденции складываю­щегося бурж. индивидуализма. В совр. бурж. учениях понятие Д. конструируется в отрыве от дей­ствительности. Диалектич. матери­ализм отвергает представление о духовном как о чем-то; суще­ствующем независимо от мате­рии. Духовное есть функция вы-сокоорганиз. материи, результат обществ.-историч. практики лю­дей.

ДУХОБОРЫ, духоборцы, „борцы за дух - одно из направлений старого рус. сектантства, относя­щееся к духовным христианам. Первые Д. появились в Воронежской губ. в сер. 18 в. Основатели секты - крестьяне С. Колесников и Л. Побирохин. Учение Д. было религ. формой оппозиции кресть­ян, гл. обр. государственных, цар­скому самодержавию и правосл. церкви. Д. отвергали духовенст­во, монашество, храмы („Человек есть храм божий ), церк. таинства, почитание креста, икон  („живая икона   - это человек). Библии противопоставили „внутр. откро­вение . „Св. книгой Д. является т. н. „Животная книга   („Книга жизни ) - собрание псалмов, со­чиненных самими Д. и передаю­щихся изустно из поколения в по­коление. Христос для Д. — про­стой человек, в к-ром воплотился божеств, разум. Бога они толкуют как „мировую любовь , „премуд­рость ,  „вечное добро .  По  их учению, бог „пребывает в роде праведных и воплощается в из­бранных людях — „живых богах и богородицах , к-рые и стояли во главе секты. Руководители Д. обладали ничем не ограниченной духовной и мирской властью над своими приверженцами и переда­вали ее по наследству. В религ. представлениях    Д.    отразились утопич. надежды крестьян на уста­новление справедливого обществ, строя, к-рые они пытались вопло­тить в жизнь, обобществляя иму­щество, строя быт на началах кол­лективизма. В 19 в. среди Д. уси­лился   процесс   клас.  дифферен­циации, процветала эксплуатация бедняков, господствующей стала психология бурж. индивидуализма и предпринимательства. Все это привело к расколу „Духобории на „большую и „малую партии. Царское пр-во и правосл. церковь жестоко преследовали Д. В перв. пол. 19 в. они были насильственно переселены из центр, губ. России сначала в Таврич. губ. (р. Молоч­ная), а затем в Закавказье. Спаса­ясь от преследований, значит, часть Д. (7,5 тыс.) в 1898 эмигрировала в Канаду. К 1917 в России насчи­тывалось от 17 до 20 тыс. Д. После Октябрьской революции, социали-стич. преобразований в деревне и отхода большинства трудящихся от религии произошел распад об­щин Д. В наст. вр. небольшие группы Д. имеются в Грузии, Ростов­ской обл., Азербайджане, где они в процессе своей историч. эво­люции превратились в своеобраз­ные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и тради­циями.

ДУХОВ ДЕНЬ - см. Троица.

ДУХОВЕНСТВО - служители куль­та в ряде совр. религий. Д. удов­летворяет религ. потребности ве­рующих, совершает культовые дей­ствия, проповедует вероучение.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕ­НЫ - то же, что Военно-монаше­ские ордены.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - об­щее название нескольких течений старого рус. сектантства дорефор­менного происхождения, возник­ших на основе соц.-политич. про­теста крестьянских масс против феод.-помещичьего строя и освящавшей его господств, правосл. церкви. Генетически Д. х. связаны с христововерием. В кон. 60-х гг. 18 в. произошло разделение Д. х. на молокан и духоборов. Духов­ное христианство было выражени­ем оппозиции православию со сто­роны прежде всего гос. крестьян, однодворцев, отличавшихся хоз. самостоятельностью и менее обре­мененных патриарх, традициями. Соц. смысл понятия „духовное христианство и утверждаемая им система ценностей выходят далеко за пределы религ. сектантства. Вы­ражая свой антифеод, протест в ре­лиг. понятиях, Д. х. выступали как поборники „вечной , „божеств, духовной истины , к-рую они стре­мились очистить от „мертвящего обрядоверия . Они призывали сво­их последователей доверяться не „внешним законам , а „внутрен­нему , воплощенному в „духе и истине разума и совести человека . Отрицая преклонение перед „ку­мирами , они требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает дух божий. Д. х. не просто отрицали обществ, порядки цар­ской России, но одновременно утверждали новую систему гума-нистич.  ценностей.  Это  связано прежде всего с оценкой значения человеч. разума и деятельности человека, с утверждением само­ценности личности, свободной во­ли человека, чувства и сознания человеч. достоинства, -права на убеждение, с подчеркиванием боль­шой роли нравств. начала в жизни людей и т. д. В учении Д. х. о чело-век« как „живом храме , как „чудном, дивном творении божь­ем (духоборы), как обладателе „духовного разума (молокане), в представлениях о „самовластии человека, „могуществе его души , будущих свободе и равенстве был заложен глубокий гуманистич. по­тенциал, обусловленный крестьян-ско-демократич. происхождением духовного христианства. В идеа­лах Д. х. отражались и облеченные в религ. оболочку соц. утопии кре­стьянских масс, их мечты о бесклас. об-ве.

ДУША (др.-евр. ruah, грсч. psyche, лат. anima) - по религ. представ­лениям, духовная сущность чело­века, особое начало, противопо­ставленное телесному и определя­ющее жизнь, способности и лич­ность человека. Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолко­ванию таких естеств. явлений, как дыхание, сновидения, тень, смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к бо­лее абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо немате­риальном, бесплотном и автоном­ном. Осн. психологич. корень ве­ры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представ­ление о Д. связывается с учением о даровании Д. богом при рожде­нии и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие, т. е. вечное существо­вание в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное по­смертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. дог­матики, идеологии и культа, ею пронизана вся религ. психология, черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение, надежду на преодоление смерти и загробное блаженство. Религ. учение о Д. имеет ярко выра­женный реакц. соц. характер, т. к. способствует духовному закабале­нию людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за осво­бождение от соц. гнета в этом ми­ре на спасение Д. в „царствии не­бесном . Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спа­сением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике (нейро­физиология, психология, психиат­рия и др.) убедительно опроверга­ет представление о Д. как о само­стоят, духовной сущности и под­тверждает тезис науч.-материалистич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизован­ной материи.

ДХАММАПАДА (санскр. - путь дхармы) — одна из частей Суттапитаки, входящей в состав будд, канонич. лит-ры Трипитаки. В Д. в об­разной форме последовательно из­ложены осн. принципы раннего буддизма. В суттах (сутрах) Д. ут­верждается единств, путь к спасе­нию - разрыву с земными желани­ями и привязанностями, отреше­ние от „мира . Яркая, поэтичная форма Д. способствовала ее эмо­циональному восприятию верую­щими - последователями буд­дизма.

ДХАРМА, дхамма (санскр. и па­ли - термин, имеющий очень мно­го значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, ка­чество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий И религ.-филос. учений Индии - совокупность гражд., этич. и куль­товых требований, образ жизни, якобы вмененный людям богами и различный для различных каст (варн). Соблюдение Д. оценивалось как добродетель, нарушение ее - как грех, поэтому часто понятие Д. равнозначно понятию доброде­тели. Буддисты называют Д. само религ. учение Будды. 2. В будд, теологич. трактатах термином „Д. обозначаются мельчайшие недели­мые духовные частицы, из к-рых складывается поток индивид, со­знания. Активность Д. и порожда­ет якобы иллюзию внешнего по отношению к индивиду мира - мира страданий (сансара). В нек-рых из направлений буддизма ут­верждается, что из „первичных Д. состоит „высш. реальность - осо­бый непознаваемый божеств, мир. Их „безначальное волнение по­рождает индивид, сознания со все­ми их заблуждениями. И только „познание истины ведет к успо­коению Д., к абсолют, покою, к нирване.

ДЫРНИКИ - см. Спасовский толк.

ДЬЯВОЛ - см. Сатана.

ДЬЯКОН, диакон (греч. diakonos - служитель) - служебная должность при епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем - духовный сан, помощник священника при бого­служении и отправлении обрядов.

ДЬЯЧОК - см. Псаломщик.

ДЮБУА Пьер (1260-1321) - франц. юрист, участвовавший в борьбе королевской власти про­тив церк. феодалов. В памфлетах против папы Бонифация VIII и др. сочинениях Д. одним из первых в Зап. Европе выступил за конфи­скацию королевской властью церк. земель и богатств.

ДЮПЮИ Шарль Франсуа (1742— 1809) - франц. ученый и философ-материалист. Критиковал религию и церковь, отвергал т. зр. деистов о необходимости сохранения рели­гии для народа, рассматривая это как покушение на его суверенитет. Стремился развенчать миф о бо­жеств, происхождении религии, призывая искать ее источники в воздействии на сознание людей важнейших явлений природы. Вме­сте с Вольнеем создал астральную теорию происхождения религии. Всю мифологию др. религий Дю-пюи стремился свести к аллегорич. описанию движения созвездий, из­менению звездного неба. По его мнению, под именем Христа люди обожествляли Солнце. Выводя ре­лиг. представления из особенно­стей человеч. познания, Дюпюи не видел соц. корней религии.

ДЮРИНГ Евгений (1833-1921) - нем. философ и экономист. В 70-х гт. 19 в. выступал против материалистич. понимания истории. Фило­софия Д. — эклектичная смесь механистич. материализма и позити­визма с элементами пантеизма и деизма. „Спиритическая путаница в философии (Энгельс) обуслови­ла субъективист, и волюнтарист, подход Д. к религии. Считая рели­гию „первобытн. детским пред­ставлением , Д. требовал устра­нить ее из будущего социалистич. об-ва с помощью декрета, в чем сказался его идеалистич. подход к явлениям обществ, жизни. В ра­боте „Анти-Дюринг Энгельс про­тивопоставил „догматич. атеизму Д. науч. диалектико-материалистич. знание о религии и путях ее преодоления.

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917) - франц. философ-позитивист и со­циолог. Д. считал религию (как и право, мораль, чувства, привычки) коллективным представлением, к-рое обществ, среда навязывает сознанию людей. Отводил религии важную роль в жизни об-ва. По Д., религия будет существовать, пока существует человечество, ибо в ней об-во обожествляет само себя. С течением времени она лишь ме­няет свои формы в зависимости от стадии развития об-ва. Отмечая соц. обусловленность человеч. со­знания, Д. приходит, однако, к иде­алистич. выводам. Осн. работы: „О разделении общественного тру­да (1893), „Элементарные фор­мы религиозной жизни (1912).

ДЮШЕН Луи (1843-1922) - франц. историк церкви, аббат. Автор ра­бот „Происхождение христианско­го культа , „Древняя история церкви и др., в к-рых проявил в известной мере науч.-критич. подход к затронутым проблемам.

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдоки­мович (1784-1841) - рус. врач и философ-материалист. Признавал единым началом мира вечную ма­терию. Отрицал религ.-идеалистич. представления о „жизнен. силе , считал мозг средоточием жизнен. функций организма.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

Словарь Атеиста:

ЛОЛ - ЛЮЦ

ЛОЛЛАРДЫ (от англ. lollard - бормочущий, тихо молящийся) - сторонники антикатолич. ереси в Англии 14 — 15 вв., выражали интересы крестьянства и горо­жан. Вслед за Дж...

Авторизация



Движение атеизма:

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Московские атеисты озабочены ростом клерикализма в Росс

News image

Тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в особенности со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ), выразили участники пресс-конференции А...

Сатанисты поневоле

News image

В Москве уже борются с Русской православной церковью. Вчера днем состоялась прелюбопытнейшая пресс-конференция с участием не менее любопытных персонажей. Персонажами бы...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...