Держатся за парту
Атеистическое движение - Публицистика |
ДИСКУССИЯ о школьном КУРСЕ Основы ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ , В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЗАМЕТНО ОБОСТРИВШАЯСЯ, ПОЛУЧИЛА НОВЫЙ, НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ. ПАТРИАРХ Московский и ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II и ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ВЫСТУПИЛИ С ЗАЯВЛЕНИЕМ, В КОТОРОМ ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА ВКЛЮЧЕНИЕ ЭТОГО ПРЕДМЕТА В ОСНОВНУЮ СЕТКУ ЧАСОВ, НО С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫБОРА ДЕТЬМИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРУГИХ РЕЛИГИЙ И ОСНОВ НЕРЕЛИГИОЗНОЙ этики . СУДЯ по ВСЕМУ, в ПАТРИАРХИИ РЕШИЛИ достичь КОМПРОМИССА С ТЕМИ, КТО УПРЕКАЕТ ЕЕ В КЛЕРИКАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
Идея преподавания курса Основы православной культуры в школах начала озвучиваться представителями РПЦ десять лет назад – после того как был впервые издан одноименный учебник Аллы Бородиной. В январе 2004 года на XII Рождественских чтениях тогдашний министр образования Владимир Филиппов открыто поддержал идею включения ОПК в школьную программу: Мы должны совместно продумывать, как школе опираться на основы православной культуры не только с познавательной точки зрения, но и с позиции доведения до учителей и учащихся истинных, православных ценностей .
Андрей Фурсенко, преемник Филиппова, с самого начала дал понять, что придерживается иной точки зрения. УчебникАллы Бородиной был раскритикован в пух и прах. А этим летом в Думу поступил законопроект, отменяющий деление образовательного стандарта на федеральный и региональный компоненты. Если законопроект станет законом, преподавание ОПК как предмета регионального компонента придется отменить, что поставит под сомнение правомерность его введения в ряде регионов.
Конечно, это не может не вызвать беспокойства православной общественности. С начала осени собрано более 100 тыс. подписей в поддержку ОПК. Организаторы акции не скрывают: Это механизм влияния на власть. Мы хотим продемонстрировать мнение большинства, а не десяти академиков .
Острота ситуации вынудила главенство РПЦ на весьма неординарный шаг. Священный Синод во главе с патриархом выступил с заявлением, которое можно считать попыткой найти компромисс с академиками, направившими письмо президенту Путину о клерикализации общества, и с теми, кто это письмо поддержал. В заявлении главенства РПЦ фактически признается, что ОПК – не культурологический, как утверждал ось прежде, а все-таки сугубо религиозный предмет. Не случайно в заявлении говорится: Мы уверены, что дети из верующих семей не должны быть лишены законной возможности изучения религиозной традиции, к которой они принадлежат, равно как и неверующие – основ нерелигиозной этики . При этом в документе Синода подчеркивается, что при включении духовно-нравственного предмета в школе в основную сетку часов преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией, должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и их родителей .
Похоже, в Патриархии осознали, что несколько перегнули палку. До сих пор в выступлениях архиереев звучали жесткие нотки: ОПК, мол, должны учить все, поскольку православие исповедуют чуть ли не 90 % россиян. Однако все социологические опросы эту цифру серьезно корректируют.
Так, по данным Исследовательского центра портала SuperJob. ru, более половины россиян полагают, что в стране существует мода на православие. При этом 27 % заявили, что это хорошо, и ровно столько же – что плохо. 17 % отрицают модность православия, а 29 % затрудняются ответить на поставленный вопрос. Как говорится, дело ясное, что дело темное.Вот Синод и порешил спасти ОПК хотя бы ценой компромисса с академиками-атеистами.
Источник: Новые известия
Читайте: |
---|