Это событие как бы бьет в набат
Атеистическое движение - Полемика |
Художников обвинили в сознательном сатанизме
В Москве в Государственном центре современного искусства состоялся круглый стол на тему Актуальное искусство и свобода совести . Художники, искусствоведы, религиозные и общественные деятели обсуждали события в Сахаровском центре, где группа вандалов разгромила выставку Осторожно, религия! (см. Ъ от 20 и 21 января). Сошлись на том, что худшее еще впереди.
За художников пока что вступилось только общероссийское общественное движение За права человека . Распространенный им документ называется О клерикальном большевизме . Проявлением клерикального большевизма авторы заявления считают, в частности, официальную позицию РПЦ, фактически оправдавшую действия погромщиков и приравнявшую вандализм и антиклерикальную экспозицию .
В то же время группа деятелей науки и культуры , среди которых были Никита Михалков, Николай Бурляев, Валентин Распутин, Василий Белов, Игорь Шафаревич, Илья Глазунов и Вячеслав Клыков, выступила с заявлением, в котором художественная выставка провозглашалась сознательным сатанизмом и оскорблением национальной святыни, православия, русской нации, веры отцов, самой России . Саму выставку подписавшие обращение явно не видели, описания произведений искажены да и экскурсы в творческую биографию участников выставки - Олега Кулика и Авдея Тер-Оганяна - откровенно перевраны. Но это и неважно. Похоже, что если бы в Сахаровском центре были выставлены одни иконы, то названия Осторожно, религия! в сочетании с участием Авдея Тер-Оганяна хватило бы для того, чтобы оскорбить религиозные чувства .
Зря вы все-таки выставили эту работу - РПЦ в советских праздничных лампочках, нельзя все же приравнивать церковь и коммунизм , - высказался вполне лояльно настроенный по отношению к художникам представитель христианского радио София . На что автор работы художник Василий Флоренский (кстати, дальний родственник отца Павла Флоренского) сказал, что своей работой хотел выразить исключительно свое позитивное отношение к церкви.
Выступавшие на круглом столе в ГЦСИ художники недоумевали, почему им, потерпевшим, все время приходится оправдываться, извиняться и объяснять, что в их намерения вовсе не входило обижать верующих. Формально закон пока что на стороне художников - именно они выступают как потерпевшие. Внятных поводов для обвинений в разжигании национальной и религиозной розни выставка явно не дает. Как заметили многие участники круглого стола в ГЦСИ, скорее уж под эту статью подпадают авторы листовок и подписанты Обращения деятелей искусства и науки , заканчивающегося призывом: Это событие как бы бьет в набат. Оно должно стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения...
Несмотря на то что погромщики были немедленно задержаны, участников и организаторов выставки Осторожно, религия! не оставляет ощущение опасности. В последующие за разгромом экспозиции дни художники подвергались откровенному запугиванию. Вокруг Сахаровского центра разбрасывались листовки, в которых художников обвиняли в осквернении святынь , духовном терроре и даже геноциде христиан . А всех истинно верующих призывали к подаче заявлений в прокуратуру с требованием привлечь организаторов к уголовной ответственности по статье Разжигание национальной и религиозной розни . По этой статье в свое время были возбуждены уголовные процессы против художников Авдея Тер-Оганяна и Олега Мавромати, которые вынуждены были эмигрировать из России, получив убежище на Западе.
Коммерсант
31 января 2003 года
Читайте: |
---|