Россия не должна скатываться в клерикальное болото
Понятия и определения - Понятия и определения |
Уже более десяти лет назад наша страна избавилась от большевистского тоталитарного режима и, казалось бы, вступила на цивилизованный демократический путь развития. На этом пути имеются немалые успехи, и я не хочу их преуменьшать. Так, появилась свобода слова (отменена цензура), свобода совести (свобода религиозных отправлений или атеистических взглядов), свобода передвижения (можно поехать за границу без чрезмерных усилий и согласия КГБ); появилась выборная власть, пусть и несовершенная, но все же несравнимая с бутафорским Верховным Советом СССР. К великому сожалению, однако, почти по всем упомянутым пунктам действительное далеко отстает от ожидавшегося. Например, на место цензуры в СМИ пришли вседозволенность и произвол - свободно печатают всякий бред и лженауку [1] , а добиться опровержений обычно практически невозможно. Возмутительно возникшее огромное имущественное неравенство - достаточно сказать, что доход 5% наиболее обеспеченных в 100 раз больше дохода наименее обеспеченного слоя населения (конкретно, речь идет о 30 и 3000 долларах в месяц [2] ). Коррупция достигла размеров, в которые прямо трудно поверить, но она не пресекается должным образом (см., например, [3] ).
Остановлюсь подробнее лишь на вопросе о свободе совести. Казалось бы, в принципе все ясно:согласно Конституции Российской Федерации, вступившей в силу 25 декабря 1993 г., Россия является светским демократическим государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной , а религиозные объединения отделены от государства . Далее, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать... любую религию или не исповедовать никакой... (статьи 14 и 28 Конституции). На деле же происходит явная клерикализация страны. В условиях нехватки домов для престарелых и беспризорных, да и очень низкого уровня жизни весьма широких слоев населения, тратятся огромные иногда деньги на восстановление церквей и монастырей (один храм Христа Спасителя чего стоит * ), и вообще на материальную помощь церкви. На экранах телевизоров сплошь и рядом идут религиозные передачи или сообщается о религиозных событиях, а атеистическое просвещение совсем забыто. Дошло до того, что даже в Государственном Гимне нашей светской страны фигурирует слово Бог, что я считаю просто чудовищным. Не могу не отметить, что и Гимн в целом вызывает возмущение у очень многих своим сталинско-михалковским текстом и музыкой советского периода (об этом мне уже приходилось писать) [4] .
Чем же объясняется поддержка религии современными российскими властями? В СССР официальной идеологией был марксизм-ленинизм. Основные, если не на бумаге, то на деле элементы этого учения демократы решительно отвергают. Это так называемая диктатура пролетариата, а на практике диктатура верхушки компартии или даже одного ее вождя. Это вопиющее нарушение прав человека и различных свобод. Это, наконец, несостоятельная экономическая политика. В отношении же к религии были две стороны - был провозглашен атеизм и вместе с тем религия угнеталась, поддерживались так называемые воинствующие безбожники. Между тем, атеизм полностью совместим со свободой совести. Более того, воинствующие безбожники своими иногда хулиганскими и даже бандитскими действиями дискредитировали атеистические взгляды в среде не слишком-то образованных людей. По существу деятельность воинствующих безбожников аналогична действиям инквизиции в рамках католицизма или гонениям на староверов в православии. Очевидно, что существование инквизиторов и гонителей староверов и других еретиков не является аргументом против самой религии и, конкретно, христианства.
Точно также деятельность воинствующих безбожников и, вообще, гонения на религию и верующих людей заслуживают всяческого осуждения, но по существу дела не являются доводом против атеистических взглядов. Однако на практике, в условиях сегодняшней России, проводившаяся около 70 лет большевистская политика в области религий, в результате реакции на нее, привела только к укреплению и популярности церкви. А тут к тому же исчезла национальная идея , которую коммунисты (большевики), по крайней мере, на словах видели в построении социалистического, а затем и коммунистического общества. Не найдя никакой замены этим соблазнительным утопиям, наше руководство (не берусь судить на каком уровне и сколь единодушно) решило опереться на религию и в особенности на православие. Нужна ли и возможна ли вообще какая-то особая национальная идея для современной России? Думаю, что речь должна идти просто о стремлении создать, наконец, для россиян (всех жителей России) хорошие условия для жизни и работы, хотя бы на уровне, уже достигнутом в передовых странах. Это, конечно, очень трудно. Гораздо проще строить и восстанавливать церкви, кропить все что придется святой водой (из водопровода) и без всякого толка и смысла освящать и благословлять различные здания, подлодки, казармы и, например, ракеты, которые, как мы не раз видели, тем не менее, взрываются после молебнов столь же часто, как и без них. Прошу читателей не принять эти саркастические замечания как насмешку над истинно верующими людьми. Я во многом их понимаю. Понимаю, когда обездоленные люди, да и просто тяжело живущие, уповают на Бога, видят в богослужениях и посещении церквей, мечетей и синагог какой-то просвет в своей тяжелой жизни. Известные формулировки: религия - опиум народа или религия - опиум для народа (здесь имеется некоторое различие) отражают объективную ситуацию, и с ней нужно считаться. Поэтому, в частности, недопустимы какие-либо преследования верующих, нарушения их права свободно выражать свои религиозные чувства (я, конечно, не говорю об изуверских сектах или тех, кто под флагом религии осуществляет террористические преступления). К тому же большинство вероучений призывает, по крайней мере, так сказать, официально, к добру и соблюдению определенных справедливых этических норм (заповедей). Поэтому, опять же, с религией не нужно бороться, к чему призывали воинствующие безбожники. Задача атеистов заключается в атеистическом просвещении и, в частности, в разоблачении лженаучности креационизма. К сожалению, как я уже отмечал, мы не встречаем или почти не встречаем соответствующих материалов в наших сегодняшних СМИ.
Как приходилось уже не раз подчеркивать (см., например, [5] ), нужно отличать людей религиозных и принадлежащих к каким-то конфессиям, например, теистов (христиан, мусульман, иудеев) от людей, верующих в Бога на каком-то более отстраненном и абстрактном уровне. На вопрос, верят ли они в Бога, получаем утвердительный ответ, но во что же они более конкретно верят, мне выяснить не удавалось. В общем, они считают, что имеется нечто за пределами природы, создавшее ее. На философском уровне таковы деисты. ** Такую позицию до какой-то степени можно понять, ибо современная наука еще не выяснила с должной ясностью, как возникают жизнь и сознание (о современном состоянии проблемы см. [6] ). Атеисты же считают, что кроме природы нет ничего, и никакого Бога не существует. Но это так называемое интуитивное суждение (подробнее см. [5] и, главное, указанную там литературу), которое нельзя строго ни доказать, ни опровергнуть. Интуитивным суждением является и вера в существование Бога, хотя характер обоих этих интуитивных суждений и глубоко различен (подробнее см. [5] ). Обсуждение взглядов деистического и агностического типа относится скорее к философии, о них можно спорить. Что же касается религии (теизма), неразрывно связанной с верой в чудеса (то есть в мнимые факты и утверждения, не допускающие проверки и, вообще говоря, совершенно противоречащие научным фактам, вроде непорочного зачатия, воскрешения из мертвых и т.п.), то по сути дела она не отличается от лженауки вроде астрологии. Разница лишь та, что религиозные чудеса обычно, так сказать, более или менее безвредны - ну, в самом деле, не очень-то существенно, казалось бы, как произошло зачатие Иисуса Христа и воскресал ли он около 2000 лет назад. Кроме того, как уже упоминалось, и это более важно, религия в известных условиях и пределах призывает к добру и соблюдению определенных позитивных этических норм. Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что широко рекламируемое утверждение, что если Бога нет, то все дозволено по сути дела совершенно несостоятельно. Откуда следует, что атеизм в какой-то мере оправдывает убийство, воровство и т.п.? Религия, да и то далеко не всякая и далеко не всегда осуждает упомянутые злодеяния, но это убеждение отнюдь не является ее монополией и ни в малейшей степени не свидетельствует против атеистических взглядов.
Стремление к возрождению религии в России представляется в целом реакционным, шагом назад, в прошлое, особенно на фоне блестящих достижений науки в наше время и, собственно, уже достаточно давно. Между тем, именно такое стремление к укреплению церкви ясно видно не только со стороны РПЦ, но и в действиях властей, призывах модных политологов [7] , и даже деятелей КПРФ. Вполне согласен с характеристикой последних, которую дал А.Н.Яковлев в своей замечательной книге (см. [8] с.267): Особенно грязными и циничными являются клятвы нынешних лидеров компартии в верности христианским заветам. Разрушив тысячи храмов и уничтожив сотни тысяч священнослужителей, большевики сегодня преподносят себя носителями духовности . И затем автор справедливо спрашивает ([8] с.268): Почему почтенные и высокочтимые иерархи нынешней церкви не предадут анафеме антипатриотическую и антихристианскую партию, разрушавшую церковь, объявившую религию злом, подлежащим искоренению? .
Но РПЦ не до того, она пытается внедряться в армию [9] , в высшие учебные заведения и в общеобразовательные школы (см., например, [10] ). Между тем, очевидно, что в светском государстве школа должна быть совершенно отделена от религии. Если родители хотят обучать своих детей чему-то религиозному, это можно делать при молельных домах (церквях, мечетях, синагогах и т.д.), но ни в коем случае не в общеобразовательной школе. Дети ведь должны получать образование, в частности, в области физики, биологии и т.д. Наука же совершенно несовместима с теизмом и его легендами библейского типа [5] . Религия - продукт прошлых, далеких веков. Проповедовать религию в школах означает толкать Россию, ее население, буквально в клерикальное болото, обучая детей не современной науке, а обветшалой лженауке креационистского типа. Кстати, ревнителям возрождения православия в России в качестве чуть ли не руководящей идеологии полезно вспомнить, что мы это уже проходили . Действительно, православие было официальной и доминирующей идеологией в царской России. Как хорошо известно, это обстоятельство не помешало зверским разборкам гражданской войны, а затем бесчинствам большевистского террора в СССР. Его в особенно зверских формах возглавлял бывший слушатель православной духовной семинарии, а проводниками и жертвами были в первую очередь крещеные люди.
Будущее человечества и в том числе и россиян лежит на путях гуманизма, на пути международного гуманистического движения [11] . Идеалы этого движения кажутся утопией на фоне реалий сегодняшнего дня с его разгулом бандитизма, наркомании и терроризма. Однако мне не кажется, что современный исламский терроризм страшнее и сильнее фашизма-гитлеризма и коммунизма-сталинизма, с которым все же справились в прошлом веке. Существование ужасного ядерного и бактериологического оружия не дает населению Земли гарантии того, что трудности будут преодолены и человеческий разум не деградирует. Тем не менее, имеются основания надеяться на торжество прогрессивных сил, на спасение цивилизации. Конечно, преодоление голода, нищеты, болезней и террора потребует колоссальных усилий. Впереди при этом могут маячить лишь гуманистические цели, и можно надеяться, что еще в XXI веке в этом направлении будут достигнуты существенные успехи. Это неизбежно приведет к отказу от обветшалых религиозных верований в пользу торжества научного мировоззрения.
Читайте: |
---|