Понятия и определения
«Религиозное лобби» набирает силу
Отстаивая свои интересы, религиозные организации США так или иначе участвуют в политической жизни страны. Спектр этого участия достаточно широк: религиозные лидеры могут инициировать пропагандистские кампании в поддержку тех или иных политиков, а могут и прибегать к услугам профессиональных лоббистов, чтобы те представляли их точку зрения. «Религиозный лоббизм» существенно отличается от светского тем, что религиозные организации, выступая в поддержку той или иной политической или законодательной инициативы, мотивируют свое решение «заботой о будущем человеческой цивилизации» и «выполнением неоспоримых предписаний Бога». В то же время принадлежность политика и избирателей к той или иной религии играет заметную роль при голосовании. Например, по данным Washington ProFile, на протяжении трех последних избирательных циклов политики из Демократической партии набирали большинство голосов среди иудеев, мусульман, чернокожих протестантов, католиков-латиноамериканцев, буддистов и индуистов Добавить комментарий
Корректировки Верховного суда
Впервые решение, связанное с применением конституционного «Положения о свободном вероисповедании», Верховный суд США принял в 1878 г. За четыре года до этого решением Конгресса было запрещено многоженство на территории Юты, исторически населенной мормонами. Как отмечает в своей недавно вышедшей книге профессор права Нью-Йоркского университета Ной Фелдман, в 70–80-е годы ХIХ века в общественной мысли заметно укрепились позиции так называемого «секуляризма». Этот термин ввел англичанин Джордж Джейкоб Холиоук (1817–1906), понимавший под секуляризмом жизненную философию, требующую от людей решать личные и общественные проблемы на основе опыта и научного знания, а не религиозных учений. Американский последователь Холиоука Роберт Ингерсолл считал необходимым «абсолютный развод» между религиозными организациями и школой Аргумент социологизма
Существует ещё один, уже более абстрактный аргумент, при помощи которого сегодня также пытаются поставить в один ряд атеизм и религиозную веру. Я условно назову его аргументом социологизма. Формулируется этот аргумент примерно следующим образом: атеизм и религиозные вероисповедания вместе являются видами мировоззрения. И атеистическое, и религиозное мировоззрение присущи людям и создаются ими. Поэтому, как социальные конструкты, атеизм и религиозные вероисповедания имеют общую природу и являются вполне сопоставимыми Брешь в «стене Джефферсона»
«Отцы-основатели» США наивно полагали, что федеральное правительство сможет оградить себя от сферы религии Сегодня одна половина населения США требует от религиозных лидеров не вмешиваться в политику. Другая не мыслит себе политических решений без опоры на религиозные ценности. Сегодня ни одна из существующих внутренних проблем США так сильно не разделяет американское общество, как проблема взаимоотношений религиозных организаций и государства. К такому неутешительному выводу, по сообщению американского международного информационно-аналитического агентства Washington ProFile, пришли социологи самой преданной демократическим принципам страны мира. Почти 150 лет назад, 4 марта 1865 года, заступая на второй срок президентства, в своей инаугурационной речи Авраам Линкольн заявил, что религия является «важнейшим объединительным фактором» для нации, разобщенной Гражданской войной (1861–1865) |