Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...




КАА – КАШ

Понятия и определения - Атеистический словарь

„К   ДЕРЕВЕНСКОЙ   БЕДНОТЕ”. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы — работа В. И. Ленина, написанная в 1903. В этой работе наряду с экономич. и политич. задачами партии В. И. Ленин сформулировал требования социал-демократич. партии в области свободы совести. „Социал-демократы, - писал В. И. Ленин, - требуют... чтобы каждый имел полное право исповедовать какую угодно веру совершенно свободно... Не должно быть никакой „господствующей веры или церкви. Все веры, все церкви должны быть равны перед законом. Священникам разных вер могут давать содержание те, которые принадлежат к их верам, а государство из казенных денег не должно поддерживать ни одной веры... (т. 7, с. 173). Эти идеи В. И. Ленина в дальнейшем нашли отражение в программных документах нашей партии.

„К ИСТОРИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ХРИСТИАНСТВА - работа Ф. Энгельса. Впервые опубликована в нем. журнале „Die Neue Zeit , № 1-2, 1894-1895. Принадлежит к числу основополагающих произведений науч. атеизма, являясь результатом многолетнего исследования Энгельсом проблем возникновения и сущности христианства. В работе даны материалистич. объяснение причин возникновения христианства и глубокий анализ его соц. сущности - Энгельс отметил, что. „христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов (т. 22, с. 467). Вместе с тем Энгельс подчеркнул, что и в начальный период существования христианства, когда оно было движением угнетенных, оно искало избавление от рабства и нищеты не в земной жизни, а в „посмертной потусторонней жизни на небе (там же). Это облегчило превращение его впоследствии в идеологич. опору эксплуатат. строя. В работе Ф. Энгельса содержался глубокий анализ нем. критики Библии, в к-рой, как известно, было два направления - теологическое и научное. К первому, т. н. Тюбингенской школе, принадлежал Д. Ф. Штраус. В своих исследованиях эта школа, отмечал Энгельс, пыталась навязать в качестве исторически достоверного материала множество легенд о первонач. христианстве. Др. направление было представлено Бруно Бауэром, труды к-рого получили высокую оценку К. Маркса. „Его большая заслуга, - писал Ф. Энгельс, - состоит не только в беспощадной критике евангелий и апостольских посланий, но также и в том, что он впервые серьезно занялся исследованием не только еврейских и греко-александрийских, но также чисто греческих и греко-римских элементов, которые и проложили для христианства путь к превращению его в мировую религию. Легенда о христианстве, которое якобы сразу и в готовом виде возникло из иудейства и которое из Палестины покорило мир своей раз навсегда установленной в главных чертах догматикой и этикой, оказалась полностью развенчанной со времени Бруно Бауэра (с. 473-474). Бруно Бауэр выдвинул ряд веских доказательств в пользу того, что христианство не было навязано извне греко-римск. миру, но что „оно — по крайней мерс в том виде, в каком оно стало мировой религией - является характернейшим продуктом этого мира . Вместе с тем Энгельс подверг критике Бауэра за то, что тот исключал историч. смысл в н.-з. сказаниях об Иисусе Христе и его учениках. Энгельс придерживался мнения, что за этими ,,в целом, конечно, недостоверными рассказами кроется определенная историческая почва . Работа Энгельса сыграла большую роль в просвещении рабочего класса, в выработке науч. программы рабочих партий Европы в отношении религии и церкви.

„К    КРИТИКЕ    ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ   ПРАВА.   ВВЕДЕНИЕ — работа, написанная К. Марксом в кон. 1843 - нач. 1844. Она отразила важный этап в духовном   развитии К.  Маркса  — окончат, переход его на позиции материализма    и    коммунизма, явилась важным этапом в формировании его науч.-атеистич. взглядов. Маркс охарактеризовал религию   как   фантастич.   отражение в голове человека соц. действительности, показал, что „религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже... потерял (т. 1, с 414) . Он по-новому объяснил   материалистич.   положение: „человек создает религию , показал, что человек не только биоло-гич. особь, но что человек - это „мир человека, государство, общество.   Это   государство,   это общество    порождают   религию, превратное   мировоззрение,   ибо сами   они  —  превратный  мир (там же). Об-во, по Марксу, не только трансформирует религию, но и порождает ее. Это полностью исключает признание за религией к.-л.  трансцендентной сущности. Как и любая др. форма обществ, сознания,  религия  отражает обществ, бытие. Поэтому все содержание религии имеет своим источником реальную действительность. Но специфика   религии состоит в том, что в отличие от мн. др. форм сознания объекты реальной действительности    не    получают в   ней   адекватного   отражения. „Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья (с. 415). Маркс тем самым поставил материалистически вопрос о  корнях религии.   В этой работе   дана  также   знаменитая формула, к-рую В. И. Ленин охарактеризовал    как    краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии: „Религия есть опиум народа (там же).

КА - согласно верованиям др. египтян - духовный двойник человека, жизненная сила, к-рая дается ему при рождении и покидает его после смерти, продолжая заботиться о покойном.

КААБА (араб. - куб) - мусульм. храм в Мекке. Одно из святилищ др. арабов, четырехугольное здание из серого камня с плоской крышей. В вост. стену вделан „черный камень , служащий предметом почитания. До возникновения ислама К. - святилище языч. племен Хиджаза.

КАБАНИС Пьер Жан Жорж (1757-1808) - франц. медик, вульгарный материалист. Гл. внимание К. уделяет обоснованию материализма и атеизма данными физиологии человека, придя к выводу, что головной мозг — спец. орган для производства мысли, подобно тому как желудок совершает пищеварение, а печень выделяет желчь. Элементы вульгарного материализма сочетаются у К. с агностич. сомнениями и (к концу жизни) с витализмом.

КАББАЛА (др.-евр., букв. - предание) — ср.-век. религ.-мистич. учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма. 1-й книгой, в к-рой примерно в 8 в. произведена запись учения К., была „Сефер Иецира („Книга творения ) . Ее анонимный автор учил, что основа всего сущего - единый бог, что мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах евр. алфавита. Каббалистич. мистика получила дальнейшее развитие в анонимной книге „Зогар („Сияние ), появившейся ок. 13 в. Утверждая, что бог лишен к.-л. атрибутов, „Зогар рассматривает божество как „бесконечное , а мир вещей - как эманацию (истечение) божеств, сил. В противоречии с самим собой „Зогар говорит о 10 сефиротах - творящих атрибутах божества, посредством к-рых оно открывается и познается. К. допускает переселение душ. По каббалистич. выкладкам производились гадания, К. использовалась для магии.

КАБЕ Этьенн (1788-1856) - франц. социалист-утопист. В „Путешествии в Икарию рисует картину будущего об-ва, достигаемого через примирение богатых и бедных на основе уравнит. потребления. К. стоит за сохранение в будущем об-ве религии. Маркс характеризует К. как популярного, хотя и самого поверхностного, представителя коммунизма.

КАБИР (ок. 1440 - ок. 1518) - инд. религ. реформатор, последователь Рамануджы, один из идеологов бхакти. К. учил, что бог находится везде и в каждом человеке, поэтому особые обряды и места поклонения не нужны. К. проповедовал равенство всех людей перед богом, выступал против кастового деления. Идеи К. и его учеников сыграли большую роль в развитии сикхизма.

КАБИРЫ, кавиры - в др.-греч. мифологии божества малоазий-ского происхождения, дети Гефеста и нимфы Кабиро. К., число к-рых колебалось от 3 до 7, считались покровителями мореплавания и спасителями потерпевших кораблекрушение, богами света, огня, полей, плодородия земли.

КАГАЛ (евр. - община) - термин для обозначения самоуправления евр. общин и самой общины в Польше и России с 16 в. до перв. пол. 19 в. В сферу деятельности К. входили финансовые, налоговые, судебные и религ. дела. К. посредничал между пр-вом и евр. населением. Заправилы К. беззастенчиво и жестоко эксплуатировали народ, авторитетом Торы и Талмуда освящали власть имущих.

КАДАРИТЫ (от араб, „кадар - способность, возможность) — последователи возникшего в кон. 7 в. мусульм. богосл. учения, к-рое в противовес учению джабаритов, настаивавших на абсолют, предопределении, признавало наличие у человека свободной воли, а следовательно и способности нести ответственность за собств. поступки. Для верхушки мусульм. об-ва оказались полезными оба эти учения: учение о предопределении давало возможность утверждать, что власть в руках имущих — результат божеств, предопределения, а учение о свободе воли человека позволяло требовать от него ответственности перед законом за свои поступки.

КАДИ, казы (араб. - тот, кто решает) - судья у мусульман. К. рассматривает гражд. и уголовные дела и выносит решения на основе шариата; представитель Духовного управления мусульман Ср. Азии и Казахстана, осуществляющий духовное руководство деятельностью мечетей, функционирующих на территории той или иной республики; на территории Даг. АССР то же самое, что и имам мечети.

КАДИЛО, кадильница — металлич. чаша, подвешенная на 3-4 цепочках, заполняется тлеющим углем, ладаном и др. ароматич. составами. Применяется при богослужении в христ. храмах.

КАЗУИСТИКА - изворотливость в споре, в доказательстве сомнит. положений; в иудаизме - ловкое толкование Торы и Талмуда. Талмудич. К. - хилук или пил-пул - это рассуждения на религ.-обрядовую тему, масса тонких хитросплетений, лишенных твердых логич. оснований. Корифеем талмудич. К. считался тот, кто мог привести доказательство в пользу разрешения того, что запрещено, найти аргументы за и против одного и того же положения.

КАЗЫ- см. Кади.

КАИН — согласно библ. мифологии, старший сын Адама и Евы. убивший брата Авеля, „пастыря овец , за то, что дары его были приняты богом Яхве, отвергшим дары К.

„КАИНОВА ПЕЧАТЬ - особый знак, к-рым был отмечен богом, согласно библ. легенде, старший сын Адама и Евы - Каин - за то, что убил из зависти своего брата Авеля.

КАКУС, Как - огнедышащий людоед в римск. мифологии, сын бога огня и кузнечного дела - Вулкана. Согласно мифу, жил на Авентинской горе в пещере, окруженной остатками пожранных им человеч. тел.

КАЛАМ (араб., букв. - слово, речь) - мусульм. схоластич. богословие, основателем к-рого считается Аль-Ашари (ок. 873-935). Предметом своих умозрит. рассуждений и сочинений (приобретших значение догматов в К.) ортодокс, мусульм. богословы — мутакаллимы сделали предопределение и несотворенность Корана, атрибуты Аллаха, его отношение к миру и человеку, сотворение мира и конец мира, страшный суд и т. п. В К. предписывается слепо подчиняться признанным авторитетам, не задавать вопросов и не делать сравнений. Главным в К. является схоластич. обоснование первого, важнейшего догмата ислама - о единственности и единстве Аллаха (таухид). Значит, место занимает толкование Корана. Развитие К. завершилось в сочинениях мутакаллима Бакыллани (ум. 1013).

КАЛЕНДАРИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - календари с обозначением времени религ. праздников и приведением сведений о тех или иных религ. и церк. событиях, обрядах и т. д. Известны др.-греч. и др.-римск. К. р., в к-рых перечислялись дни праздников, жертвоприношений. В 448 был составлен К. р., представляющий собой переход от языч. К. р. к христианским. С этого времени христ. К. р. составлялись регулярно в виде списков и сборников, содержащих сказания о святых и религ. праздниках, приуроченных к определенным дням года. Эти К. р. назывались святцами, мартирологом, прологом, синаксарем, минеями. В Др. Руси после утверждения христианства долгое время широкое распространение имели К. р. дохрист. происхождения, предназначенные для определения „счастливых и „несчастливых дней и часов,   насыщенные   суеверными установлениями (в какой день нельзя стричь волосы, есть репу, рубить лес и т. д.).

КАЛИНИН Михаил Иванович (1875-1946) – деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, активный участник революц. движения. В 1919-1946 - Председатель ВЦИК, ЦИК СССР, Президиума Верховного Совета СССР. Автор мн. статей по проблемам комму-нистич. воспитания, формирования коммунистич. нравственности, развивавших ленинские принципы формирования науч.-материалистич. мировоззрения трудящихся.

КАЛИНОВСКИЙ Константин Семенович (Кастусь) (1838-1864) - белорус, революционер-демократ. Мировоззрение К. сложилось под влиянием рус. революц. демократов. К. пропагандировал народную революцию, отстаивал решающее значение крестьян, движения в ней. К. был атеистом, резко критиковал духовенство, осуждал полицейскую деятельность церкви, религ. обряды. В издаваемой им нелегальной газете „Мужицкая правда публиковал атеистич. материалы.

КАЛЫМ (турецк., букв. - остаток) - плата за невесту (деньгами и имуществом) при женитьбе мусульманина. Величина К. зависит от договоренности сторон, их соц.-имуществ. положения, клас. происхождения. Хотя по шариату выкуп принадлежит невесте, это предписание носит формальный характер. В действительности выкуп получают родители невесты, оставляя часть его себе (отсюда - калым - остаток). Внесение выкупа за невесту превращает женщину в предмет „купли-продажи , унижает ее человеч. достоинство.

КАЛЬВИН Жан (1509-1564) - один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Род. во Франции. В нач. 1534 примыкает к Реформации, в результате преследований бежит в Швейцарию. Здесь в 1536 появляется его гл. труд   „Наставление  в  христианской вере . С 1541 начинается деятельность К. в Женеве, к-рая становится одним из центров Реформации. Насаждение богопочитания и осуществление заповедей божьих в жизни церкви и об-ва характеризуют деятельность К. Он разработал „Церковные установления (1543), к-рые приобрели характер гос. закона. К. выразил взгляды и настроения боровшейся за власть буржуазии, к-рая в своих достижениях усматривала божеств, предопределение, свидетельство ,,избранности и служение богу.

КАЛЬВИНИЗМ - одно из 3 осн. течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Ж. Кальвина. Возникнув в эпоху Реформации, К. наиболее полно выразил ее бурж. направленность. Центр, место в кальвинист, теологии, основанной на принципе „оправдания верой , занимает учение о предопределении, согласно к-рому судьбы людей предопределены богом и никакие „добрые дела не могут этого изменить. С учением об абсолют, предопределении связаны кальвинист, представления о „мирском призвании и „мирском аскетизме , в к-рых выражен дух „бурж. бережливости , а преуспеяние в делах рассматривается К. как признак предызбранности к спасению. С т. зр. К. политич. цели должны быть подчинены задаче осуществления „царства божьего на земле. Основой веры признается „слово божье , выраженное через св. писание. Культ в К. упрощен. Почитание креста, икон отвергается. Из 7 христ. таинств сохраняются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются как символич. обряды. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С сер. 16 в. К. начинает распространяться за пределами Швейцарии - во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. В наст. вр. К. представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами, а также конгрегационализмом.

КАМИЗАРЫ (франц. camisards от провале, camiso - рубашка) - участники крестьянско-плебейского антифеод, восстания 1702-1705 в Лангедоке (Юж. Франция), вызванного усилением гос. и церк. поборов и налогов, а также религ. преследованием гугенотов (кальвинистов) . Назывались К. потому, что надевали поверх обычной одежды белые рубашки. К. требовали отмены налогов и легализации кальвинизма, принявшего у них черты крестьянско-плебейской ереси с уравнит. программой. Восстание было подавлено, однако отд. выступления К. продолжались до 1715.

КАМИЛАВКА (позднегреч. каmēláuka от греч. kámēlos - верблюд) - высокий, цилиндрический, расширяющийся кверху головной убор фиолетового цвета; почетная награда правосл. священников.

КАМЛАНИЕ - см. Шаманство.

КАМПАНЕЛЛА Томмазо (1568-1639) - итал. мыслитель, политич. деятель, утопич. коммунист. Будучи монахом-доминиканцем, выступал с критикой церк. схоластики. Неоднократно подвергался преследованиям инквизиции. За участие в заговоре против исп. владычества в Калабрии был приговорен к пожизнен, заключению. За 27 лет, проведенных в тюремных казематах, написал много сочинений по философии, астрономии, медицине. Всемирн. известность получило его произведение „Город Солнца , в к-ром он изобразил идеальное об-во будущего, представляемое им как коммунистич. община, где упразднена частная собственность. Несмотря на наивность и непоследовательность утопич. мечтаний К., это сочинение вызвало огромный резонанс, поставило его в ряды провозвестников науч. социализма.

КАМЮ Альбер (1913-1960) - франц. философ-экзистенциалист, писатель, участник Сопротивления в годы второй мир. войны. Осн. филос. работы: „Миф о Сизифе   (1942) и „Взбунтовавшийся человек (1951). В них он выступил с обоснованием стоического, бунтарского поведения личности, лишенной к.-л. надежд на успех своей деятельности и борьбы, доказывал, что абсурд бытия - норма жизни. По отношению к религии занимал недвусмысленно атеистич. позиции. Автор рассказов, повестей и антифашистского романа-притчи „Чума (1947). Творчество К. отличается противоречивостью, гуманистич. взгляды сочетаются в нем с индивидуализмом.

КАНДИДОВ Борис Павлович (1902-1953) - один из организаторов Центр, антирелиг. музея в Москве. В своих публикациях разоблачал реакц. деятельность Рус. правосл. церкви, в части, в годы революции и гражд. войны.

КАНОН (от греч. kanon - норма, правило) - свод положений, имеющих догматич. характер. В христианстве - 1) законы, правила, к-рые исходят якобы от самого Иисуса Христа и апостолов. В широком смысле слова К. - правила, касающиеся вероучения, догматики, культа, церк. орг-ции, возведенные церковью в закон; в узком смысле слова К. - постановление вселен, собора об устройстве церкви и религ. жизни; 2) совокупность книг Библии, признаваемых христ. церковью „богодухновенными - св. писание. Каноны правосл., католич., протест, церквей несколько различаются по уставу; 3) особая группа христ. богослужебных песнопений, входящих в состав утрени.

КАНОНИЗАЦИЯ (от греч. canonizō - узаконяю) - в католицизме и православии акт причисления тех или иных лиц к сонму святых. Определенный порядок К. в христ. церкви вводится лишь в 10 в., хотя почитание святых начинается в период становления христ. культа. Канонизац. процессы осуществляются и поныне, т. к. культ святых продолжает оставаться эффективным средством церк. влияния на верующих.

КАНОНИК - в католич. и англи-кан. церквах член капитула.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - в правосл. церкви совокупность законов (канонов), т. е. правил, установленных гл. обр. на вселен, и нек-рых др. соборах (до 9 в.). Значит, часть этих правил включалась в право церк., действовавшее в царской России. В католич. церкви К. п. включает правила церк. соборов и постановления пап. Нормы К. п., принятые в нач. 20 в., определяют внутр. отношения католич. церкви. Они систематизированы в Кодексе К. п., изданном папой Бенедиктом XV в 1917. В 1983 вступил в силу новый Кодекс К. п. К. п. не является правом в собств. смысле этого слова, т. к. оно исходит не от гос-ва и его нормы не поддерживаются силой гос. принуждения. Нормы К. п. можно рассматривать как правовые лишь в той мере, в какой они признаются обязательными тем или иным гос-вом.

КАНОССА - замок в Сев. Италии, известный тем, что у его ворот герм, король и император „Священной Римск. империи Генрих IV (1050-1106), потерпевший поражение в борьбе за инвеституру с папой Григорием VII, низложенный и отлученный от церкви, униженно просил у папы прощения. По требованию папы Генрих IV пришел в К. пешком и в рубище. Выражение „идти в К. получило переносное значение - согласиться на позорную капитуляцию.

КАНТ Иммануил (1724-1804) - нем. философ-идеалист. Его учение носит двойств, характер. Важное положит, значение имеют: отстаиваемый им взгляд, что вне и независимо от нашего сознания существует объективный мир („вещи в себе ), гениальная, по выражению Ф. Энгельса, попытка рассмотреть Землю и Солнечную систему в их возникновении и развитии, исследование источников и форм познания, в т. ч. и роли категорий, выявление ряда присущих познанию и действительности противоречий. Реакц. роль сыграли: учение К. о принцип, непознаваемости вещей в себе, о непереходимой грани, якобы отделяющей доступные познанию явления от их сущности, недоступной ему, стремление К. примирить материализм и идеализм, науч. знание и рслиг. веру. Для этого ему пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере. Но, детально проанализировав рассуждения, выводящие существование бога из понятия о боге („онтологич. доказательство ), из причинной связи всех явлений Вселенной („космология, доказательство ), из того, что в мире все якобы совершается ради достижения определенной цели („физико-телеологич. доказательство ), К. убедительно опроверг все эти доказательства, показав, что никаких доказательств бытия бога, опирающихся на разум или опыт, нет и быть не может. Однако, по его учению, недоказуемость бытия божества устанавливает теоретич. разум; практический же разум на основе установления им нравств. законов постулирует, что оно „должно существовать , что „морально необходимо признавать бытие божье в силу „потребности в сфере практической .

КАНТОР (от лат. cantor - певец) - певчий в католич. церкви; учитель музыки, дирижер хора, органист и церк. композитор у протестантов. В евр. синагоге К. или хазан - служитель, читающий нараспев молитвы во время синагогального богослужения.

КАПЕЛЛА (итал. capella - часовня) - небольшое культовое сооружение для частных богослужений, молитв и хранения религ. реликвий в католич. и англикан. церквах.

КАПЕЛЛАН - 1) священник католич. церкви, состоящий при капелле, а также помощник приходского священника; в лютеран, церкви - помощник проповедника; в англикан. церкви - священник при домашней церкви; 2) военный священник в армиях бурж. гос-в, в функции к-рого входят богослужения среди военнослужащих, контроль за их политич. и духовным состоянием, отпевание умерших и т. п.

КАПИТУЛ (лат. capitulum - глава) — 1) в католич. и англикан. церквах совет при епископе, состоящий из лиц духовного звания, участвующий в управлении диоцезом (епархией); 2) коллегиальное руководство католич. военно-монаш. и монаш. орденами.

КАПИЩЕ (от старославян. „кань - изображение, идол, изваяние, статуя), кумирня - др. языч. культовое сооружение. Судя по археологич. находкам, К. обычно выглядело в виде двускатного навеса с украшениями, возведенного на столбах; под ним находились идолы и идоложертвенный алтарь. Одно из древнейших К. на территории СССР - Перынское К. под Новгородом.

КАПУЦИНЫ (от итал. cappuccio - остроконечный капюшон) — монахи нищенствующего католич. ордена, основан, в 1525 в Италии в целях противодействия Реформации. Утвержден папой Климентом VII в 1529. Первоначально К. были подразделением францисканцев. Существуют как независимый орден с 1619. К., рьяно защищавшие папство в период Контрреформации, и в дальнейшем занимались религ. пропагандой, стремясь усилить влияние католицизма на народные массы. К. также занимались миссионерством, способствуя упрочению власти колонизаторов. Существуют до наст. вр. Обязат. частью одеяния К. является капюшон. Отсюда их название.

КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937) - деятель баптистск. движения в России. Окончил баптистск. семинарию в Германии и был направлен в Петербург для миссионерск. работы, к-рую вел совместно с В. А. Пашковым и М. М. Корфом. После революции К. - идеолог крайне консервативн. направления в баптизме, отрицавшего какие-либо компромиссы с действительностью, проповедовавшего мистицизм, требовавшего по сути дела социальной изоляции верующих.

КАРДИНАЛ (от лаг. cardinalis - главный) - в иерархии католич. церкви второй после папы римск. церк. чин. К. назначаются папой с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии — и являются его ближайшими советниками. Из К. на конклаве избирается папа римск.

КАРЕВ Александр Васильевич (1894-1971) - деятель баптистск. движения, с 1944 г. генеральный секретарь ВСЕХБ, главный редактор журнала ,,Братский вестник . Известен как проповедник, автор многочисленных статей по религ. вопросам. Призывал верующих к неуклонному выполнению своих гражданск. обязанностей. Представлял ВСЕХБ на ряде международн. религ. конгрессов и конференций. Являлся членом   Всемирн.  Совета  Мира.

КАРЛЕЙЛЬ Томас (1795-1881) - англ. философ, историк и литератор. По своим взглядам был близок к пантеизму: божеств, идея (она же душа мира, добро) составляет основу видимой реальности, сущность каждой личности. Не придавая значения внешней стороне религии, К. видел в ней прежде всего веру, выражающую связь человека с „таинственной вселенной , с богом. Все подлинное постигается с помощью откровения. Историю, по К., творят великие люди, герои. С позиций феод, социализма К. критиковал бурж. об-во. Осн. соч.: „Герои, культ героев и героическое в истории (1841).

КАРЛОВАЦКИЙ РАСКОЛ - эмигрантская религ.-политич. группировка, объявившая себя „рус. зарубежной церковью , якобы представляющей рус. православие за рубежом. Возн. в 1921, когда наиболее реакц. представители рус. церк. эмиграции в г. Сремски Карловицы (Югославия) выработали общую платформу борьбы против   Сов.   власти.  Выдвинув монархич. лозунги, в части, требование о восстановлении царской власти в России, К. р. выступил с призывами организовать крестовый поход против большевизма и силой сокрушить Сов. гос-во. Карловацкие иерархи сотрудничали с крайними реакц. группировками, поддерживали фашизм, связывая с ним мечты о крушении Сов. власти. После второй мир. войны „карловчане перебрались из Европы в США, обосновавшись в г. Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Они развернули широкую пропагандистскую и издат. деятельность, выступая с подстрекательствами против СССР. Созданный ими в Европе пропагандистский центр „Братство „Православное дело начал засылку враждебной лит-ры в Сов. Союз. Она рассчитана на то, чтобы вызвать у верующих в нашей стране оппозиц. настроения, поднять их на борьбу против Сов. гос-ва. Эта деятельность К. р. находит поддержку зап. реакц. кругов. По сообщению прессы, он получает финансовую помощь от разведслужб США. Карловацкие иерархи выступают против политики разрядки, призывают капиталистич. державы к конфронтации с социалистич. странами. Однако откровенное политиканство К. р., его монархич. ориентация отталкивают от него значит, часть рус. эмиграции. „Карловчане переживают тяжелый кризис, что отчетливо проявилось на т. н. Ill съезде всезарубежной церкви, состоявшемся в США в 1974. Рядовые верующие выступают с требованиями отказа от политиканства, восстановления отношений с Рус. правосл. церковью и т. п. Однако иерархи К. р., не желая считаться с реальностью, продолжают вьшашивать несбыточные планы реставрации монархии и капитализма в СССР.

КАРМА (санскр., букв. - действие, обязанность, деятельность) — в учениях инд. религий - особая мистич. сила, непреложный автоматически действующий „закон возмездия за совокупность поступков, намерений, стремлений, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. В брахманизме и индуизме К. - гл. обр. функция выполнения или невыполнения предписанных данной варной (кастой) обрядов. В буддизме К. определяется в первую очередь степенью выполнения моральных требований, последовательностью в непротивлении злу насилием во всех предшествующих перерождениях.

КАРМАТЫ — мусульм. секта, наиболее радикальное ответвление исмаилитов. Движение К., возникшее в кон. 9 в. в Юж. Ираке и затем распространившееся на Сирию и Йемен, носило антифеод, характер. Соц. базу К. составляли крестьяне, кочевники-бедуины, ремесленники, боровшиеся за возвращение к общинному землепользованию, равенству для свободных при сохранении рабства. К. возглавили ряд восстаний в Багдад, халифате и в 899 образовали гос-во в Бахрейне (Воет Аравия), просуществовавшее до кон. 11 в. В гос-ве К. было запрещено ростовщичество, не признавались нормы шариата, не было мечетей, свободные крестьяне и ремесленники не платили налогов. Однако жестокость К. по отношению к тем, кто не признавал их учения, оттолкнула от них широкие народные массы, и к нач. 12 в. секта фактически распалась.

КАРМЕЛИТЫ - нищенствующий католич. монаш. орден. Основан группой крестоносцев во главе с Бертольдом из Калабрии в 1155 в Палестине. Название происходит от горы Кармель, на к-рой первоначально поселились основатели ордена, построив там часовню. После провала крестовых походов К. переселились в 13 в. в Зап. Европу, где основали несколько монастырей. Устав ордена был утвержден папой римск. в 1247. Среди К. были сторонники как ужесточения орденского устава, так и его смягчения. После Тридентского собора (1545-1563) К. окончательно разделились на несколько течений. В Испании образовался женский орден босоногих кармелиток, а затем аналогичный мужской орден, к-рый в 1593 был признан самостоятельным. Босоногие кармелиты вели затворнический образ жизни, существуя на милостыню. К. активно действуют в наст. вр. В традиционно католич. странах церковь поручает им кураторство над воспитанием и образованием детей и молодежи, миссионерскую деятельность.

КАРНЕАД из Кирены (214-129 до н. э.) - др.-греч. философ, представитель античного скептицизма. К. критиковал телеологич. (см. Телеология) доказательство бытия бога путем указания на несовершенство мира и жизни.

КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952) - рус. философ-мистик, белоэмигрант с 1922. Гл. задачей религ. философии считал формирование христ. мировоззрения на основе признания бога в качестве истины, любви и всеблагости. Человек может, с его т. зр., стать личностью только вследствие приобщения к логосу (богу-сыну). К. выступал против отделения церкви от гос-ва, пропагандировал ложное представление об исконной  религиозности рус. народа.

КАРТЕЗИАНЦЫ, картузианцы - католич. монаш. орден, первый мужской монастырь к-рого был основан в 1084 близ Гренобля в местности Шартрез (лат. — Cartasia, откуда и произошло название), официально был утвержден в 1176. Ок. 1234 возн. также и первый женский картез. монастырь. Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Одним из осн. источников богатства ордена было приготовление и продажа ликера „шартрез . В годы Великой франц. революции орден утратил значит, часть своих владений и потерял былое влияние. К наст, вр. сохранились незначит, картез. общины в Италии, Испании, во Франции и в нек-рых др. странах.

КАРТИНА МИРА - систематизированное целостное представление о природе, ее фундаментальных законах и свойствах. Естеств. науки закономерно формируют определенную К. м., к-рая апробируется практикой, носит объективный характер и выступает антиподом религ. мировоззрения. К. м. складывается на основе локальных картин природы (физич., химич., биологич. и др.). Основу К. м. составляют представления науки, лидирующей на данном этапе развития естествознания. Так, первая науч. К. м., разрушившая ср.-век. религ. К. м., опиралась на механич. понимание природы (Галилей, Ньютон, Ломоносов). К кон. 19 в. ее место заняла электродинамич. картина (Фарадей, Максвелл), обогащенная развитием химии, биологии (Менделеев, Дарвин), а в 20 в. ядро К. м. составила квантоворелятивистская картина природы (Планк, Эйнштейн), обогащенная революц. преобразованиями в астрономии, биологии и др. науках. Совр. естествознание (в первую очередь физика, биология, химия, астрономия), опираясь на диалектико-материали-стич. философию, постоянно развивает и обогащает К. м., углубляя ее науч.-атеистич. содержание.

КАССИРЕР Эрнест (1874-1945) - нем. философ-идеалист, неокантианец. Исследовал религию в рамках философии символич. форм культуры - автономных творений духа, в к-рых человек созидает „символич. мир. К ним причислял науку, религию, мифологию, искусство, язык. Религию определял как символич. выражение высш. нравств. идеалов, как знаковую систему, участвующую в коммуникациях чувств посредством культовых действий. К. считал, что религ. вера - феномен психики человека, обусловленный закономерностями познават. процесса.

КАСТА (португ. casta - раса, род, сословие) - замкнутая и обособленная соц. группа со строго определенным родом занятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами и т. д. Принадлежность к ней определяется рождением и общностью происхождения. Заключение браков допускается лишь внутри данной группы. Профессии, права, обязанности передаются по наследству. Кастовая система строится по иерархич. принципу, ее предпосылкой являются признаваемое неизменным неравенство, оценочное деление К. на „высшие и „низшие и вытекающая отсюда табуизация определенных форм общения с представителями „низших К., к-рые считаются „презренными , „неприкасаемыми . Кастовое деление получает религ. освящение (брахманизм, индуизм) . Появление К. связано с развитием межэтнич. процессов, с возникновением обществ, разделения труда, со становлением клас. об-ва.

КАТАВАСИЯ (отгреч. katabasion-сходить) - в правосл. богослужении вид монастыр. пения, при к-ром ирмос (первый стих песни канона) поется как в начале, так и в конце песни канона. Для исполнения К. певчие с обоих клиросов сходятся вместе, становясь перед амвоном.

КАТАКОМБЫ (итал. catacomba от позднелат. catacumba - подземная гробница) - подземные ходы и пещеры искусств, или естеств. происхождения, служившие в древности местом отправления религ. культа и погребения умерших. Известны К. в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах (Сицилия), на о-ве Мальта и в др. местах. Во 2-4 вв. К. использовались христианами. Особенно обширны К. в Риме, представляющие собой разветвленные лабиринты узких галерей (общая протяженность - до 900 км) и небольших залов - крипт, богато украшенных росписями. На стенах К. сохранилось множество эпитафий и культовых рисунков - важных источников по истории раннего христианства.

КАТАРСИС РЕЛИГИОЗНЫЙ (греч kátharsis - очищение) - феномен психологии верующих, состоящий в чувстве облегчения, испытываемом верующими в связи с совершением молитвы или др. культового действия. К. р. — психологич. антитезис аффекту релит, страха, к-рый через К. р. уравновешивается или вытесняется К. р. — яркое проявление иллюзорно-компенсаторной („опиумной ) функции религии, активно используемое в религ. пропаганде и культе всех конфессий. Религия пытается вызвать К. р., переориентируя внерелиг. К. (этич., эстетич. К.) на сверхъестественное, т. е. мистифицируя его.

КАТАРЫ (от греч. katharos - чистые) - еретич. секта 11-14 вв. в Зап. Европе. Догматика К. заимствована ими у богомильства. К. придерживались дуалистич. учения о наличии двух начал — доброго (бога) и злого (дьявола), духовного и телесного. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, считали ненужными крест, храмы, иконы. К. объявили дьявольским обманом 7 таинств, практиковали публичную исповедь. Большинство К. отвергали Ветхий завет, феод, суд, светскую власть и ее законы, проповедовали аскетизм, безбрачие и непротивление. К. состояли гл. обр. из купцов, ремесленников, крестьян. Ожесточенное преследование К. католич. церковью и светскими властями привело к кон. 13 в. к их расслоению и упадку, а в 15 в. — к окончат, исчезновению. Учение К. было воспринято альбигойцами.

КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви - катихизис (греч., букв. — устное наставление, оглашение) - книга, содержащая краткое изложение христ. вероучения, обычно в форме вопросов и ответов, и предназначенная для начального религ. обучения верующих. Существуют католич., правосл., протест. К. В них отражены как общие для всех христ. направлений вероучит. принципы, так и их догматич. и канонич. различия. Наиболее авторитетным в православии был К., составленный митрополитом Филаретом (Дроздовым), служивший в дореволюц. России уч. пособием для изучения закона божьего.

КАТОЛИКОС (от греч. katholikơs - всеобщий) - титул глав армян, церкви и груз, правосл. церкви, соединяющийся с титулом патриарха  и равнозначный ему.

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. katholikơs — всеобщий, позже - вселенский) - одно из осн. (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. К. (зап. или римско-католич. исповедание) окончательно оформился как вероучение и церк. орг-ция после разделения церквей в 1054. К. имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религ. орг-ции, в к-рых отразились специфич. черты развития зап.-европ. феодализма. Католич. церковь строго централизована, имеет единый всемирн. центр (Ватикан), единого главу - папу римск., к-рый венчает многоступенчатую иерархию авторитар-но-монархич. орг-ции К. В К. папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности, его власть выше власти вселен, соборов. Источником вероучения католики считают (в отличие от протестантов) не только св. писание (Библию), но и св. предание, к-рое в К. (в отличие от православия) включает в себя и постановления вселен, соборов католич. церкви и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия (см. Целибат).. Особенностью К. является также экзальтированное почитание богоматери, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры - филиокве, догмат о чистилище. К. присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. совершалось на лат. языке, лишь II Ватикан, собор (1962-1965) разрешил службу и на нац. языках. Офиц. филос. доктриной католич. церкви является учение Фомы А квинского, приспособленное папством к совр. условиям (см. Неотомизм). Совр. католич. церковь располагает огромной, подчиненной    строгой    дисциплине армией  духовенства, многочисл. монаш. орденами, миссионерскими,   благотворит,   и  пр.  религ. орг-циями и учреждениями. К ней примыкают также светские массовые орг-ции - политич. партии, профсоюзы,   молодежные,   женские и др. объединения (см. „Католическое действие ). Для распространения религ. идеологии и соц.-политич. идей К. широко использует   прессу,   радио,   кино, телевидение,  издательства,  католич. уч. заведения и т. д. К. (особенно современный)  и его орг-ции отличает умение приспосабливаться   к   изменениям  в  мире. Под влиянием требований верующих папство вносит новые моменты в соц. программу К. (см. Энциклики пап социальные). Внутри К. идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками       (традиционалистами). От откровенного антикоммунизма,   восхваления   капиталистич. строя   и   частной   собственности Ватикан   вынужден   переходить к поиску новых подходов, к „диалогу   с  миром .  Все  большую роль начинают играть различные левые течения в К., к-рые занимают антиимпериалистич. позиции в международ, отношениях, выступают в защиту прав трудящихся, осуждают реакционные, особенно фашистские, режимы. Значительно    расширяется    участие трудящихся католиков в клас. и общедемократич. движениях, они выступают за единство действий всех демократич. сил против антинародной   политики   монополий, за  мир  на  земле   (см. Диалог марксистов и верующих). По церк. статистике к нач. 80-х гг. насчитывалось ок. 800 млн. католиков. Господств, конфессией К. является в Италии, Испании, Португалии, во Франции, в Белыми, Австрии, латино-америк. странах. В социа-листич. странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике (гл. обр. в Литве), в зап. областях Белоруссии, Украины.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - религ.-филос. направление, объединяющее различные школы, к-рые ставят своей целью обоснование католич. вероучения, опровержение атеистич. учений, в первую очередь науч.-материалистич. мировоззрения. В период позднего средневековья К. ф. от августиновского платонизма переходит к христ. аристотелизму, в к-ром воплотились стремления католич. философов создать универсальную религ.-филос. систему, отвечающую идеологич. запросам католич. церкви (Альберт Великий, Фома Аквинский). В период Возрождения и Нового времени внутри К. ф. возникали различные течения, представители к-рых стремились расширить фундамент К. ф., включить в нее новые филос. идеи (неосхоластика). В совр. эпоху офиц. филос. доктриной католицизма является неотомизм. Вместе с тем в рамках К. ф. существуют течения, расходящиеся с неотомизмом. Это — августинизм, суа-ресизм, спиритуализм, христ. экзистенциализм и др. Сторонники этих течений пытаются использовать отд. модные идеалистич. течения для укрепления К. ф.

„КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ - общее название, объединяющее светские католич. орг-ции (профессиональные, женские, молодежные, спортивные и др.), руководство к-рыми осуществляется католич. церковью. Цели „К. д. — укрепление и расширение влияния католицизма в массах, внесение раскола в революц. рабочее движение, борьба с коммунизмом. В наст. вр., учитывая настроения широких масс трудящихся, наиболее дальновидные и реально мыслящие деятели „К. д. стали выступать за сближение с левыми орг-циями, что привело к росту противоречий в руководстве „К. д. .

КАУТСКИЙ Карл (1854-1938) - нем. историк и экономист, один из лидеров и теоретиков герм, социал-демократии и II Интернационала, идеолог центризма. Большое место в трудах К. уделеновопросам религии и атеизма. К. выдвинул оппортуниста, положение о том, что социал-демократия должна оставаться нейтральной по отношению к церкви, что христ. учение соединимо с целями социализма. К. отказался от марксист, понимания религии как „опиума народа , считал, что она может играть положит, роль в жизни людей. Взгляды К. по вопросам религии широко используются правыми социалистами и ревизионистами.

КАФЕДРЫ НАУЧНОГО АТЕИЗМА созданы в ряде ун-тов и педагогич. ин-тов СССР для преподавания студентам истории и теории атеизма и религии, проведения науч. исследований и подготовки кадров высш. квалификации. На конец 1981 в вузах СССР насчитывалось 32 кафедры. На ведущих К. н. а. проводится стажировка преподавателей атеизма, готовятся кандидатские и докторские диссертации.

КАФИР (от араб. ,,кафара - быть неверующим) - неверный, безбожник, еретик. Ислам узаконил св. войну против К. - джихад. Христиане и иудеи не считаются К. Однако если они пытаются искоренить ислам или оккупируют мусульм. территорию, то объявляются К., и тогда джихад против них считается законным.

КАШЕН Марсель (1869-1958) - деятель франц. и международ, рабочего и коммунистич. движения, один из основателей Франц. коммунистич. партии. К. подвергал острой критике религию, пропагандировал диалектич. и историч. материализм. Отвечая религ. критикам марксизма, К. указывал, что коммунисты не только не отрицают нравственности, но дают ей прочное науч. обоснование. „Коммунизм, - писал К., - это не только требование прогресса человеческой цивилизации. Это также требование разума, обогащенного и обновленного достижениями современной науки (Наука и религия. М., 1958, с. 59).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Истина где-то рядом

News image

Аналитический Центр Юрия Левады 11 марта опубликовал результаты нескольких социологических опросов, касающихся роли религии в ро...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

БА - БОГ

БА - в др.-егип. религии один из элементов, составляющих человеч. сущность, душа, воплощение жиз­нен, силы. Изображалась в виде птицы с че...

Авторизация



Движение атеизма:

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Безбожники недовольны президентом Путным

News image

Вчера в Институте развития прессы Атеистическое общество Москвы (ATOM) провело пресс-конференцию Атеисты против наступления церкви на свободу совести . Пр...

Атеисты пишут Путину

News image

В Москве состоялась пресс-конференция Атеистического союза В день космонавтики, 12 апреля, Атеистический союз Москвы (АТОМ) провел пресс-конференцию под названием Нет мр...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеисты Москвы объединяются для борьбы с клерикалами в

News image

Филипп Тараторкин 26.12.00. 15:19 В Институте развития прессы 26 декабря состоялась пресс-конференция по теме Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в со...