Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Интервью Православие становится агрессивным


Православие становится агрессивным

Атеистическое движение - Интервью

православие становится агрессивным

- Юрий Вадимович, как возникла идея выставки Осторожно, религия! ?

- Выставки, проводимые Музеем Сахарова, делятся на два типа. Одни из них инициирует сам музей, а другие нам предлагают сделать художники, если мы дадим помещение. С идеей данной выставки к нам обратился художник Арутюн Зулумян. Основная его идея была в том, что опасна именно агрессивная сторона религии и в то же время опасен агрессивный атеизм, агрессивное отношение к самой религии. Эту идею я считаю весьма важной и правильной, потому что в советские времена я видел священников, которые, преодолевая массу трудностей, несли свое служение людям, и за это я их очень уважал. Сейчас же возникает ощущение, что православие становится агрессивным по отношению к другим конфессиям, пытается проталкивать православную идеологию в качестве единственно верной и спасительной.

Маятник качнулся в другую сторону. Появились предпосылки к возникновению такого неприятного явления, как православный тоталитаризм, дискриминация атеистов, верующих других конфессий и религий. Агрессивная проповедь того, что только верующий человек - нравственный человек и только он является носителем духовного и культурного наследия страны, для меня кажется нелепой и претенциозной.

- Вы не ожидали подобной реакции со стороны верующих?

- Нет, мы даже не предполагали подобного развития событий. До этой выставки я большую часть авторов просто не знал. Когда я стал с ними разговаривать, то оказалось, что многие из них, в частности авторы самых критикуемых работ, православные верующие.

Они в четкой образной форме пытались передать свою озабоченность тем, что религия становится для определенных церковных и околоцерковных кругов торговой маркой, брэндом, политическим рычагом. Реакция некоторых представителей Церкви тоже меня совершенно обескуражила. Например, протоиерей Всеволод Чаплин не раз бывал у нас в музее. Он отлично знает, что мы не боремся против религии, поэтому его суровая критика в наш адрес стала для меня полной неожиданностью.

С моей точки зрения, самыми интересными и талантливыми были работы, подвергшиеся самой большой критике. Например, рекламный плакат Косолапова со стилизованным изображением Христа, надписью This is my blood и банкой кока-колы. Художник выразил свою неприязнь к деятельности тех, кто любой ценой пытается навязать людям свой товар или идею.

- У вас не возникло мысли пригласить какого-либо эксперта-религиоведа, чтобы тот дал оценку того, насколько экспонаты выставки могут быть оскорбительными для верующих?

- А зачем? Это может оскорбить чувства верующих только в том случае, если они не понимают смысла созданного художником. И даже в этом случае у верующего нет права работы уничтожать. Меня и наш музей, возможно, будут судить за богохульство. Вопрос в том, можно ли в современном светском обществе судить людей за богохульство?

Существенно следующее. Если многие из этих работ повесить в церкви, то я бы сам счел это намеренным оскорблением. Ведь в церкви не подразумевается вольная трактовка символов, значимых для верующих людей, им нельзя придавать иное значение. Но пространство выставочного зала предназначено именно для другой интерпретации разнообразных значимых символов.

Другая, чем в церкви, интерпретация религиозных символов отнюдь не подразумевает надругательство. В искусстве чем значимей символ, тем значимей помещение его в другой контекст. Это другое толкование, а не надругательство. Главный вопрос в этой ситуации: существуют ли в России правовые ограничения на использование религиозных символов для создания художественных образов, выражающих другие смыслы и значения?

Если бы они были, то мы, как законопослушные люди, не стали бы демонстрировать на выставке Осторожно, религия! некоторые работы, однако я подобных ограничений не знаю. Да и могут ли они существовать в обществе, где Церковь отделена от государства? Если их ввести, пойдут запреты на использование значимых культурных, национальных и других символов.

- Повторили бы вы еще раз такую выставку после всего, что произошло?

- Мы обсудили случившееся с нашими экспертами и пришли к мнению, что эта тема даже более актуальна, чем мы думали ранее, и настолько важна, что ее необходимо продолжать. И я думаю, что если никаких правовых ограничений на переинтерпретацию религиозной символики не обнаружится, то вполне возможна следующая художественная выставка. В ней хотелось бы выразить протест и тревогу в связи с тем, что определенные силы в Церкви пытаются создать из православия господствующую в России идеологию. Конечно же, выставку нужно будет обеспечить охраной от возможных погромов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Обыкновенный кальвинизм

News image

Деятельность любого реформатора, как правило, приводит совсем не к тем результатам, на которые он рассчитывал, и ...

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

Словарь Атеиста:

ПРЕ - ПРО

ПРЕАНИМИЗМ бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена про­тив ан...

Авторизация



Движение атеизма:

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Гуманизм и/или атеизм?

News image

(Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.) В. Кувакин: Тема о соотношении гуманизма и атеизма очень важна для РГО. Жаль, чт...

Открытое письмо Атеистического общества Москвы

News image

президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру М. М...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...