Интервью Рэна Шэлома с профессором Майклом Мартином. Проблема зла и Неизвестные соображения Господа Бога
Понятия и определения - Атеизм |
Р.Ш.: В своей книге Проблемы зла ( Problem of Evil ) Вы 120 страниц присвятили аргументации против существования всемогущего, всезнающего и в высшей степени доброго Бога. Вы говорите, что существование такого Бога несовместимо с существованием в мире зла. Я хочу возразить Вам общеизвестным ответом теистов на эту проблему зла: «Поскольку Бог на столько всемогущий и на столько добрый, что в этих условиях должно быть место и для самого худшего зла». Возьмем, к примеру, Холокост (уничтожение гитлеровцами евреев - Е.К.). Мы не знаем, какие были у Бога соображения для попустительства этому злу, но такие соображения у Бога определенно должны быть.
М.М.: Самое трудное занятие иметь дело с Неизвестными соображениями . Я недавно познакомился с публикацией профессора философии Вест-Вирджинского университета Теодора Дранга. Он - атеист и своими размышлениями помог мне. Я очень высоко оцениваю его труд, который помог мне самому сформулировать аргументы против этих божественных Неизвестных соображений . Теисты и теологи предполагают два вида таких соображений . Первый из них сводится к тому, что Бог при этом имеет в виду отдаленные цели, которые станут ясными нам только в этом же отдаленном будущем. Это очень слабый аргумент! Другой вид божественного соображения, сводится к тому, что Бог, мол, таким образом добивается того, чтобы мы его любили. В Библии, которую почитают иудеи и христиане, много примеров этих обоих видов божественного попустительства зла.
В чем сущность моих возражений против этих пробогословских аргументов? А вот в чем. Почему это Бог таким странным образом - причиняет нам так много зла и не объясняет причин таких своих действий - хочет добиться нашей любви к Нему? Это - худшего вида спекуляция со стороны Господа Бога за наш счет! Если Бог в самом деле хочет, чтобы мы его полюбили, он должен хотя бы удосужиться и быть в состоянии объяснить нам, почему он хочет достичь своей благой цели именно путем многочисленного и многократного зла. Или хотя бы сообщить, почему он не может нам объяснить этого. Возможно, Бог не может нам этого объяснить, потому что это для Него очень трудно объяснять. В таком случае Бог, в крайнем случае, хотя бы поделился с нами, почему Ему так трудно объяснять нам все это. Таким образом, я думаю, что у нас есть все основания решительно отвергнуть теистические аргументы Неизвестных соображений Господа Бога.
Есть еще один аргумент против предполагаемых теистами Неизвестных соображений в отношении существующего зла. Суть его заключается в том, что у атеистов нет никаких проблем с объяснением существования накопленного в мире зла. Все это мы можем легко и убедительно объяснить понятиями психологии, понятиями истории, понятиями бедности в мире, понятиями всех видов научного мышления, не прибегая при этом ни к какой мистике, ни к чему загадочному. Да! Атеизм в состоянии объяснить причины существующего в мире зла без использования Неизвестных благих соображений . Но если вы являетесь теистом и прибегаете к использованию так популярных в религиозной среде Неизвестных соображений Господа Бога, вы начинаете вести себя весьма странным образом. В самом деле, странно существование неисчислимого множества зла в мире при наличии такого всемогущего, всезнающего и добрейшего Бога. И я думаю, что объяснения, которые не прибегают и Неизвестным соображениям , всегда предпочтительнее тех, с позволения сказать, объяснений, которые не могу обойтись без мистических Неизвестных соображений .