Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Главная Атеизм Интервью Рэна Шэлома с профессором Майклом Мартином. О морали верующего и атеиста



Интервью Рэна Шэлома с профессором Майклом Мартином. О морали верующего и атеиста

Понятия и определения - Атеизм

Р.М.: Перейдем теперь к проблеме атеизма и морали. Вам, по-видимому, известен такой аргумент: Если вы не верите в Бога, то вы не можете быть моральным человеком. Атеизм ведет к анархии в морали.

М.М.: Моральная анархия ? О, да! Я хорошо знаком с этой проблемой.

Р.Ш.: В таком случае, попробуйте опровергнуть это аргумент. В своей книге Вы не предлагаете какой-либо атеистической морали.

М.М.: Вы правы. В своей книги я не рассматриваю какие бы то ни было виды этических/моральных взглядов/поведений. Теисты думают, что они в данном вопросе находятся на выгодных позициях, поскольку могут обосновывать мораль религией. А поэтому прежде, чем я перейду к изложению проблем этики с точки зрения атеизма, я хочу подвергнуть критике предположения теистов о том, что мораль может быть основана на религии. Позиция теистов, пытающихся обосновать мораль на религии и вере в Бога, порождает, по крайнем мере, три серьезнейшие не разрешимые проблемы. Первая из них носит концептуальных характер, сущность которой в следующем: Нечто является моральным добром в силу того, что Бог желает добра или провозглашает добро? Если вы скажете, что Бог желает, чтобы люди поступали так или иначе в силу того, что именно это, а не то является добром, в таком случае должен существовать независимый от Бога и его соизволения стандарт морального поведения, равняться на который нас призывает Бог. Если же вы скажете, что добро есть все то, что по собственному изволению провозглашается таковым самим Господом Богом, то в таком случае нет стандартов морали, а есть неограниченное самоуправство Бога. В таком случае пороком является то, что Бог провозгласил таким в Понедельник. Но этот самый порок Бог во Вторник может провозгласить добром. Правда, верующие и теисты не допускают такого произвольного самоуправства Господа Бога. Они считают, что, создав человека и мир, Господь Бог также создал и стандарт морального поведения. Но, как и откуда мы узнаем, каков и что это за стандарт морального поведения, который создал Бог?

Ведь провозглашаемые вашим Богом стандарты морального поведения всегда зависят от того, какой именно религии вы придерживаетесь. Аллах в исламе предлагает своим верующим один стандарт морального поведения (например, многоженство и праздновать пятницу - Е.Д.), Иисус Христос в христианстве - другой (любить врагов своих, оскоплять себя и праздновать воскресенье - Е.Д), Яхве в иудаизме - третий (беречь национальную чистоту и строго придерживаться субботнего покоя - Е.Д). Отсюда возникает вторая, эпистемологического плана, проблема: как вы узнаете, чего именно Бог требует и запрещает в области морального поведения? Ведь согласно прямым указаниям текстов Библии или Корана и написанных на их основе церковных правил надо присуждать к смертной казни тех, кто преступил заповедь Бога и позволил себе, например, работать в субботу, или в воскресенье, или в пятницу. Отсюда возникает и третья проблема - проблема истолкования божественных заповедей и указаний. Возьмем, к примеру, проблему смертной казни. Некоторые теисты истолковывают Библию в том духе, что, к примеру, применять наказанье смертной казнью нарушающих указания Бога о праздновании тех или иных дней недели, месяца или года не следует; что в вопросах вынесения смертных приговоров не надо руководствоваться священным писанием или церковными канонами. А это, в конечном итоге, означает, что, положив в основу морали веру в Бога, сами теисты начинают подправлять своего Бога по меркам... атеистического определения стандартов морали.

Таким образом, как видно, в вопросе соотношения морали и религии мы сталкиваемся с неразрешимыми с точки зрения самого теизма проблемами: проблемой концептуальной, проблемой эпистемологической и проблемой интерпретации (истолкования). И нет никаких разумных оснований ни для согласования этих проблем между собой, ни для их удовлетворительного разрешения как всех их вместе, так и каждой из них в отдельности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Великая октябрьская реформация

News image

Утром 31 октября 1517 года жителей немецкого города Виттенберга разбудил стук молотков на замковой площади. Дв...

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Словарь Атеиста:

ОПР - ОТШ

ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ - учение о том, что спасение достигается только верой в Христа, помимо каких бы то ни было заслуг или дел человека. Сформулированное Лютером, это учение стало одним из це...

Авторизация



Движение атеизма:

Американским атеистам советуют смотреть в небо

News image

Белый дом выступил в защиту демонстрации религиозных символов на территории государственных учреждений Верховный суд США начал рассмотрение вопроса о том, имеют ли...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Решитесь не веровать

News image

Журнал, который вы держите в руках - это уникальное издание в сегодняшней России. Это – первый за долгие годы печатный ор...

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Итоги первой безбожной пятилетки

News image

Преамбула Когда прошёл первый год, мы радовались. Радовались ежемесячной посещаемости 500 посетителей, а сейчас такие цифры считаем плохим днём . Радовались ссылкам с ...

Союз безбожников

News image

В бессмертном «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова шофер «Антилопы Гну» Адам Козлевич чуть было не стал жертвой ксендзов, пы...