Интервью Рэна Шэлома с профессором Майклом Мартином. О морали верующего и атеиста
Понятия и определения - Атеизм |
Р.М.: Перейдем теперь к проблеме атеизма и морали. Вам, по-видимому, известен такой аргумент: Если вы не верите в Бога, то вы не можете быть моральным человеком. Атеизм ведет к анархии в морали.
М.М.: Моральная анархия ? О, да! Я хорошо знаком с этой проблемой.
Р.Ш.: В таком случае, попробуйте опровергнуть это аргумент. В своей книге Вы не предлагаете какой-либо атеистической морали.
М.М.: Вы правы. В своей книги я не рассматриваю какие бы то ни было виды этических/моральных взглядов/поведений. Теисты думают, что они в данном вопросе находятся на выгодных позициях, поскольку могут обосновывать мораль религией. А поэтому прежде, чем я перейду к изложению проблем этики с точки зрения атеизма, я хочу подвергнуть критике предположения теистов о том, что мораль может быть основана на религии. Позиция теистов, пытающихся обосновать мораль на религии и вере в Бога, порождает, по крайнем мере, три серьезнейшие не разрешимые проблемы. Первая из них носит концептуальных характер, сущность которой в следующем: Нечто является моральным добром в силу того, что Бог желает добра или провозглашает добро? Если вы скажете, что Бог желает, чтобы люди поступали так или иначе в силу того, что именно это, а не то является добром, в таком случае должен существовать независимый от Бога и его соизволения стандарт морального поведения, равняться на который нас призывает Бог. Если же вы скажете, что добро есть все то, что по собственному изволению провозглашается таковым самим Господом Богом, то в таком случае нет стандартов морали, а есть неограниченное самоуправство Бога. В таком случае пороком является то, что Бог провозгласил таким в Понедельник. Но этот самый порок Бог во Вторник может провозгласить добром. Правда, верующие и теисты не допускают такого произвольного самоуправства Господа Бога. Они считают, что, создав человека и мир, Господь Бог также создал и стандарт морального поведения. Но, как и откуда мы узнаем, каков и что это за стандарт морального поведения, который создал Бог?
Ведь провозглашаемые вашим Богом стандарты морального поведения всегда зависят от того, какой именно религии вы придерживаетесь. Аллах в исламе предлагает своим верующим один стандарт морального поведения (например, многоженство и праздновать пятницу - Е.Д.), Иисус Христос в христианстве - другой (любить врагов своих, оскоплять себя и праздновать воскресенье - Е.Д), Яхве в иудаизме - третий (беречь национальную чистоту и строго придерживаться субботнего покоя - Е.Д). Отсюда возникает вторая, эпистемологического плана, проблема: как вы узнаете, чего именно Бог требует и запрещает в области морального поведения? Ведь согласно прямым указаниям текстов Библии или Корана и написанных на их основе церковных правил надо присуждать к смертной казни тех, кто преступил заповедь Бога и позволил себе, например, работать в субботу, или в воскресенье, или в пятницу. Отсюда возникает и третья проблема - проблема истолкования божественных заповедей и указаний. Возьмем, к примеру, проблему смертной казни. Некоторые теисты истолковывают Библию в том духе, что, к примеру, применять наказанье смертной казнью нарушающих указания Бога о праздновании тех или иных дней недели, месяца или года не следует; что в вопросах вынесения смертных приговоров не надо руководствоваться священным писанием или церковными канонами. А это, в конечном итоге, означает, что, положив в основу морали веру в Бога, сами теисты начинают подправлять своего Бога по меркам... атеистического определения стандартов морали.
Таким образом, как видно, в вопросе соотношения морали и религии мы сталкиваемся с неразрешимыми с точки зрения самого теизма проблемами: проблемой концептуальной, проблемой эпистемологической и проблемой интерпретации (истолкования). И нет никаких разумных оснований ни для согласования этих проблем между собой, ни для их удовлетворительного разрешения как всех их вместе, так и каждой из них в отдельности.