Фейербах
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Рассматриваемое сочинение возвращает нас к периоду, по времени отстоящему от нас на одно человеческой поколение, но ставшему до такой степени чуждым нынешнему поколению в Германии, как если бы он был отдалён от него уже на целое столетие. И всё же это был период подготовки Германии к революции 1848 г., а всё, происходившее у нас после, явилось лишь продолжением 1848 г., выполнением завещания революции Добавить комментарий
Перу Фейербаха
Перу Фейербаха принадлежат также труды – Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов ( Abaelard und Heloise, oder der Schriftsteller und der Mensch. Eine Reihe humoristisch-philosophischer Aphorismen , 1934), Основные положения философии будущего ( Grunds tze der Philosophie der Zukunft , 1843), Сущность религии ( Vorlesungen ber das Wesen der Religion , 1845), Теогония ( Theogonie nach den Quellen des classischen, hebr ischen und christlichen Altertums , 1857) и др. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию Известен тезис Фейербаха: «Человек человеку Бог»
Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал К критике философии Гегеля ( Zur Kritik der Hegel'schen Philosophie , 1839) и свою самую известную работу – Сущность христианства ( Das Wesen des Christentums , 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви». «Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, – писал он, – ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других». «Что это за умонастроение, что это за религия – религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви». «К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к «эгоизму» и к «коммунизму», ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце ФЕЙЕРБАХ, ЛЮДВИГ
( Feuerbach, Ludwig) (1804–1872) , немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов К.Маркса. Родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста – Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет Недовольный абстрактным мышлением
Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностыо и самопротиворечивостью этой земной основы |