Понятия и определения
Карта советской религиозности
Два года спустя Институт произвел оценку развития атеистического воспитания в составленном для ЦК докладе. Попытаемся кратко охарактеризовать собранные данные с тем, чтобы понять, как сами «проводники атеизма» оценивали дистанцию между нынешним состоянием советского общества и конечной целью - обществом советских людей с научно-материалистическим мировоззрением. Доклад, как и положено, начинался на оптимистической ноте. Религия, по утверждению авторов, пребывала в состоянии упадка; «большинство населения Советского Союза освободилось от религиозных взглядов, верований и традиций». Даже в сознании тех, кто «еще не порвал с религией», произошли сдвиги, отразившиеся в растущем «безразличии к вопросам догматики» и во «все более эпизодическом и формальном» соблюдении религиозных праздников и обрядов Добавить комментарий
«Русофоб возбуждаю»
Организаторы выставки «Запретное искусство-2006» Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев назвали выдвинутые против них обвинения «неконкретными, надуманными и абсурдными», а их сторонников не пустили в зал суда. Правозащитника и искусствоведа судят по заявлениям православных патриотов, которых выставка оскорбила. О тяжелых моральных травмах, которые им нанесло посещение музея, суду готовятся рассказать 134 пострадавших. Атеизм Средневековье
В эпоху средневековья открытый атеизм не встречается и можно проследить лишь тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде средневековых ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда и Ибн-Сины, в легенде о «трёх обманщиках» (Моисее, Иисусе и Мухаммеде) и т.п. Институт научного атеизма: изучение «конкретной, реальной действительности»
Институт научного атеизма (ИНА) при Академии общественных наук (АОН) стал наиболее заметным результатом деятельности по заполнению вакуума, создавшегося после хрущевской антирелигиозной кампании. Институт был основан 2 января 1964 года указом Центрального комитета КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения». Основной задачей Института была централизация атеистической работы путем развития методологии будущих исследований, а также координация атеистической работы на местах. Ожидалось, что Институт искоренит целый ряд недостатков в атеистическом воспитании - от ограниченного его распространения (в некоторых республиках атеистическое воспитание практически не велось) до почти повсеместной его обращенности к истории религии (в противоположность «борьбе с современной религиозной идеологией»). Наибольшей проблемой представлялось отсутствие систематического подхода в научных исследованиях, посвященных религии и атеизму |