Добро – от ума?
Понятия и определения - Атеизм |
Был такой древнегреческий философ 5-го века до н.э. Сократ. Как передаёт Ксенофонт, он размышлял примерно так. «Когда подумаешь о тех качествах, которые у людей называются добродетелью, то найдёшь, что все они развиваются путём изучения и упражнения». «Между мудростью и нравственностью Сократ не находил различия: он признавал человека вместе и мудрым, и нравственным, если человек, понимая, в чём состоит прекрасное и хорошее, руководился этом в своих поступках и, наоборот, зная, в чём состоит нравственно безобразное, избегает его» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе). Иными словами, для Сократа нравственность исходила из ума. Нравственности надо учиться, как науке.
Вот у Сократа и учился выдающийся философ античности Платон, сам образовавший большую школу – Академию, и к началу нашей эры основные идеи его философии (а через него — и Сократа, поскольку он, по обычаю тех времён, чрезвычайно чтил своего учителя, хоть, разумеется, трактовал его по-своему) сделались для Римской империи общим местом. А поскольку христианство возникло, в том числе, на базе античной философии, оно и впитало в себя сократовские идеи. И вот теперь современные христиане уверены: как «вера – от слышания, а слышание – от Слова Божьего» (Рим.10:17), так и нравственность происходит из книг. Точнее, из одной Книги – Библии, где содержится Декалог, а также новозаветные заповеди Христовы. Верующий человек признаёт заповеди Господни нравственным законом для себя. А, следовательно, он и нравственен. А если неверующий не верит в Бога, то он и заповеди Господни не считает для себя авторитетными, а значит, он и безнравственен. Ну, или потенциально безнравственен, ненадёжен: хочет — следует нравственным нормам, а хочет (если никто не видит) — и не следует. Просто и ясно.
Верно ли? Надобно сказать, что сомнения в этой схеме высказывались не только в античной философии, но и самом Новом Завете. Христианам того времени (как и современным) надо было объяснить себе: откуда же у «язычников», служащих, вообще-то, демонам, может появиться совесть (тем более, что именно язычник Сенека как раз и развил учение о совести). Так и появляется в Послании к римлянам знаменитая фраза: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Здесь мы видим уже радикально иное учение. «Нравственный закон» берётся не извне, а изнутри. Бог его вкладывает в любого человека, даже в неверующего. Однако зачем тогда нужна вера в Бога? Получается, что Бог как-то «криво» вложил этот нравственный закон, что он не работает сам по себе, без веры. Или вера — это тот ключ, что активирует нравственный закон в человеке? Но если производитель отделяет программу от ключа, чтобы получить от потребителя деньги, то зачем такое сложное устройство Господу Богу, Которому, судя по всему, от человека ничего не нужно? Кроме того, при всём уважении к верующим, надобно сказать, что и с ключом система работает у многих пользователей как-то кривовато. А то и вообще, судя по всему, не работает, — иначе, откуда бы взялся новозаветный тезис «весь мир лежит во зле»? (1Ин.5:19)
И речь вовсе не о мошенниках, прикрывающихся религией для своих неблаговидных поступков. Вот почитаемый святым (Римско-Католической церковью, а РПЦ чтит его как «блаженного») Августин. Всем верующим хорошо известна его «Исповедь», где он много раз пишет о любви. «Нет любви спасительнее, чем любовь к правде Твоей, которая прекраснее и светлее всего в мире». Только тот, кто умеет любить, достоин, называться человеком. Фраза Августина «люби, и делай что хочешь» для многих христиан выражает главную заповедь верующего – любовь к Богу и к ближнему. Менее известны другие строки Августина. Например, такие: Они (еретики) убивают души людей, в то время как власти только подвергают пыткам их тела; они вызывают вечную смерть, а потом жалуются, когда власти осуждают их на временную смерть . По Августину, пытка еретиков - не зло, а акт любви . Ведь если еретик даже под пыткой покается в своих заблуждениях, то его душа спасётся, а души других не соблазнятся.
Иногда говорят, что Августин и пытки – дела давно минувших дней, время было такое (хотя это и странный аргумент для тех, кто отрицает историческую изменчивость нравственных норм). Сейчас верующие, конечно, так не считают. Но вот мнение обычного современного московского священника, судя по всему, доброго и совестливого человека, о. Димитрия Что есть преступление с т. з. общества, а что таковым не является, определяют законы, которые, в свою очередь, пишут обыкновенные люди, не святые, а зачастую даже и грешные. Доказывать никто никому ничего не обязан.
В Библии Господь вероотступников повелевает убивать на месте. Следовательно, это и есть настоящая норма нравственности, милосердия и гуманности . Я не буду сейчас припоминать избитые аргументы о религиозных войнах или религиозном терроризме, что, однако не означает их неправильность. Православные верующие часто пытаются их критиковать в том плане, что это, мол, католики или мусульмане столь агрессивны, тогда как у нас ничего такого не было. Но даже если бы РПЦ и не соучаствовала ни в каких жестокостях (что не соответствует действительности), то важно понимать: когда мы сопоставляем нравственность верующих и неверующих, в том числе атеистов, аргументы в пользу первенства нравственности верующих должны охватывать все религии, а не некоторые. Поскольку ведь неверующий или атеист определяются относительно религиозности как таковой, а не отдельной религии или конфессии (скажем, христианства или даже православного христианства ).
Если же в качестве примера берётся отдельная разновидность религии, то её надо сопоставлять с отдельной же разновидностью неверия или атеизма. Скажем, атеист, придерживающийся гуманистической системы ценностей . В противном случае, налицо подмена терминов.
И я не хочу сказать, что только верующие или даже в первую очередь верующие имеют кривую нравственность. Сколько угодно людей со странными взглядами и среди неверующих. Просто не гарантирует работу нравственной системы ключ веры. Даже если он лицензионный и освящённый таинством хиротонии.
И вряд ли нравственность проистекает от знания каких-то заповедей, как и знание ПДД далеко не гарантирует дисциплину езды.
Читайте: |
---|