Совесть требует свободы, или почему религиозность растет, а нравственность падает
Атеистическое движение - Слово оппонентам |
Сила действия, как известно, равна силе противодействия. Не потому ли у части наших сограждан возникает глухой пока протест против излишней и даме насильственной, на их взгляд, клерикализации российского общества! Каковы аргументы новых безбожников и что думают об этом в Московской патриархии!
ЗАЧЕМ ЦЕРКВИ СОБСТВЕННОСТЬ?
Не станет ли православие господствующей официальной идеологией, не будет ли инакомыслие прямо или косвенно преследоваться? По мнению молодых московских атеистов, все активнее заявляющих о себе в прессе, государство не должно финансировать строительство храмов, предоставлять религиозным организациям экономические и налоговые льготы. Рождество и Пасха, как они считают, не должны входить в перечень официальных праздников Российской Федерации...
...Один умный социолог сказал как-то, что русскому человеку обязательно нужен журавль в небе, то есть жажда религиозной истины и социальной справедливости у россиян сильнее естественного стремления к бытовому комфорту (синице в руках). Да еще штормит нас часто, бросает в крайности.
Атеисты, между прочим, тоже жаждут справедливости. Мы за свободу совести, которая декларируется действующей Конституцией РФ, - утверждают они на собраниях своих немногочисленных обществ. - Свобода вероисповедания обязательно должна быть, и агрессивный, воинствующий атеизм, которым прикрывалась советская власть, конечно, неприемлем. Нельзя разрушать храмы и преследовать верующих. Но нельзя гнать в церковь, мечеть, синагогу, кирху или молитвенный дом насильно...
Особую опасность, на взгляд безбожников, представляют не секты (члены которых ходят по домам и останавливают прохожих на улице), а Русская православная церковь (РПЦ).
РПЦ, по их мнению, входит в каждый дом через радио и телевидение, потому что у нее есть огромные деньги. А с сектами она борется не идеологическими, но административными мерами с помощью чиновников, сплошь вдруг ставших православными.
Приводят атеисты и всяческие примеры, ущемляющие, по их мнению, права российских граждан. В Институт религии и права, например, во время строительства храма Христа Спасителя поступила жалоба от группы военнослужащих-мусульман, которых строем повели на ударные работы в эту обитель Бога. В государственных школах и вузах, по сведениям членов атеистического общества, РПЦ собирается ввести обязательное изучение богословия и Закона Божьего.
РПЦ - одна из крупнейших собственниц в стране. Кое-что ей перепадает и из государственного бюджета. На 70-летие патриарха церковь получила от госструктур одиннадцать строений в Переделкине. При этом знаменитый некогда Московский планетарий находится в плачевном состоянии. Все это происходит за счет налогоплательщиков, в том числе представителей других конфессий и атеистов.
Новые безбожники считают недопустимым вмешательство церкви в политическую деятельность, ее проникновение в вооруженные силы (строительство храмов на территории воинских частей), в образование. Россия как многонациональное и поликонфессиональное государство не должна делать ставку на единую для всех религиозную идеологию . Положительный опыт светского государства, полученный после 1917 года, сводится, как они считают, на нет.
Кроме того, по мнению атеистов, в отношении безбожников ведется настоящий моральный террор. В пылу полемики некоторые священнослужители утверждают, будто атеистом может быть лишь сумасшедший или преступник. Еще лет десять, и общественность поверит, что атеист - это какой-то изверг, чудовище, и кто же тогда будет брать атеиста на работу, если он заведомо преступник, кто будет брать его в вуз, если он заведомо дебил? Мы не хотим дожидаться, когда подобное станет реальностью.
Когда патриарх освящает здания федеральных министерств в Москве, это оскорбляет неверующих, ведь государственный орган обязан быть нейтральным по определению.
Опасаются атеисты и введения православной цензуры. По их словам, произведения писателя-фантаста Святослава Логинова уже подверглись критике с позиций православия (впрочем, назвать цензурой это трудно), а спектакль Мелкий бес признан кощунственным и снят из репертуара...
В итоге ситуация становится совершенно парадоксальной. За последние десять лет одновременно с ростом религиозности наблюдается крайнее падение нравственности. Зато клерикалы отвоевывают себе все большее политическое пространство и покрываются жирком за счет темных старух, несущих в церковь последнюю копейку.
ОНИ БОЯТСЯ СЛОВА БОГ ...
Что скажут в ответ на эти обвинения представители Русской православной церкви?
- Сложно воспринимать атеистическую идеологию как единственно достойную государственной поддержки, - комментирует ситуацию отец Всеволод (Чаплин), заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, - ведь получается так, что одна из сторон мировоззренческого спора (атеисты) все-таки претендует на монополию. Лично я не слышал, чтобы солдат строем водили в церковь. Богословские же дисциплины планируется преподавать в школах и вузах не как обязательные, а исключительно на добровольной основе, как факультативные.
В то же время у верующих студентов, по словам отца Всеволода, едва ли есть право отказаться от посещения позитивистских предметов, а в школах верующие дети сталкиваются чаще всего со скептическим отношением к религии со стороны большинства преподавателей так называемой старой закалки .
Было бы хорошо, считает отец Всеволод, если бы по радио и телевидению передавали больше научно-популярных и образовательных программ. Но конкурентом для них выступают не православные передачи, которых на самом деле совсем немного, а низкопробные, аморальные шоу и фильмы.
Что касается денег налогоплательщиков, то, по словам отца Всеволода, средства на восстановление православных храмов идут не из бюджета города, но - при организующей роли мэрии Москвы - от конкретных коммерческих организаций в качестве спонсорской помощи. До 1917 года богатое купечество тоже жертвовало на храмы крупные суммы...
Освящение же зданий, с точки зрения атеистов, не имеет никакого значения, а потому оскорбительным для них быть не может. Их ведь не заставляют присутствовать на церемонии. Оскорбительным, по большому счету, это священнодействие может быть только для сатанистов...
- Что можно сказать о подарке патриарху ? - продолжает отец Всеволод. - В Переделкине строится Центр православного наследия, который будет крупным культурным, историческим, просветительским учреждением...
Теперь о моральном терроре.
- Согласитесь, лично я в ответ на обвинения атеистов не сказал ни одного гневного слова, - говорит отец Всеволод, - и не слышал оскорбительных выражений в их адрес от других священнослужителей.
Но, конечно, нужно помнить, что у многих верующих жива память о гонениях на церковь.
НЕВЕРИЕ - ТОЖЕ ВЕРА
- С научной точки зрения, атеизм так же недоказуем, как и бытие Бога, - считает Константин Гордеев, кандидат химических наук, политолог.
Следовательно, по мнению Гордеева, неверие в Бога есть тоже вера. Тем не менее большинство нынешних государств изначально декларируют, что они секулярны. Они признают самые разные формы религиозности за исключением тоталитарных. Но все-таки избежать выбора невозможно, потому что человек должен во что-то верить (пусть даже в атеизм).
- Мы ведь не говорим, что атеизм хуже христианства, - утверждает Гордеев, - в чем же нарушение Конституции? Разве государство, празднуя православную Пасху, отменило День примирения 7 ноября или празднование Нового года?
И еще. Если бы, по словам Константина Гордеева, у российского руля оказались по духу, а не по модной форме православные руководители, то реформы образования, здравоохранения, армии, экономики проходили бы под совершенно другим девизом.
- Раз уж атеисты хотят, чтобы их снова выпустили на первую площадку, пусть они ее завоевывают, - считает политолог, - на самом деле это не столь невозможно, потому что большинство тех, кто там сейчас фигурирует, - им сродни.
СПОРИТЬ можно, ДРАТЬСЯ - НЕТ
Напоследок - вот такой маленький штрих. Один из воинствующих атеистов в разговоре со мной как-то признался:
-Да я не то, чтобы убежденный безбожник. Я сомневающийся. Просто в Ветхом завете Бог какой-то слишком злой и мстительный.
Короче, мировоззренческие споры - это нормально, лишь бы до драки дело не дошло.
Московская правда (еженедельник)
24.02.2002
Читайте: |
---|