Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...



Опять обыск

Атеистическое движение - Публицистика

опять обыск

Обыск в Музее имени Андрея Дмитриевича Сахарова, проведенный на прошлой неделе двумя следователями Таганской прокуратуры, вызвал такую реакцию, будто с обыском пришли к самому покойному академику. «Провести обыск в Музее Сахарова, — писал один из блоггеров, — это все равно, что в Музее Циолковского запустить ракету». По поводу этого музейного обыска выступлений правозащитников в прессе было больше, чем по поводу закрытия Британского совета, «выставочного скандала» или создания общественной комиссии, долженствующей следить за нравственностью на телевидении. Правозащитники как будто ощутили возвращение старых диссидентских времен: опять со словами «у меня обыск» звонит кто-то из друзей, и опять все сломя голову едут к обыскиваемому — морально давить на следователей, чтобы не слишком ретиво искали, и контролировать помещение, чтобы не подкинули чего-нибудь запрещенного.

Ответственный секретарь музея Галина Воробьева рассказывает, что, кроме нее и охранника, никого в музее не было, когда в прошлую пятницу около часа дня в дверь вошли двое следователей ОБОП Таганской прокуратуры и предъявили постановление о проведении обыска. Со следователями были еще две молодые женщины — понятые.

— Директора не было, — говорит Воробьева. — Они требовали открыть кабинет, искали ключи от кабинета и грозили взломать дверь. Я просила их просто подождать, пока директор приедет, и начать обыск с других помещений музея.

Обыск проводился в рамках уголовного дела, возбужденного прокуратурой 23 мая против «неопределенного круга лиц» по статье 282 (разжигание розни). Поводом для возбуждения дела послужило обращение общественной организации «Народный собор», усмотревшей оскорбление чувств верующих в выставке «Запретное искусство 2006», проходившей в сахаровском музее 7-31 марта 2007 года. Усмотреть оскорбление было, надо сказать, довольно сложно: запрещавшиеся когда бы то ни было картины висели на стенах музея не как обычно выставленные на всеобщее обозрение, а были закрыты сплошными деревянными щитами. Доступ к картинам был настолько затруднен, что побывавшие на вернисаже правозащитники затрудняются сказать, какой именно экспонат выставки мог быть оскорбителен. Припоминают только, что, если подняться на стремяночку и заглянуть в дырочку, просверленную в сплошном щите, можно было увидеть «Родину-мать», которая просила милостыню вместо того, чтобы «звать», и изображение, стилизованное под икону, на котором канонические надписи заменены были советскими лозунгами.

— Следователи прокуратуры, — говорит Воробьева, — редко разбираются в современном искусстве. Они привыкли к «Мишкам в сосновом бору» и не привыкли, что искусство эпатирует. Они нашли в хранилище материалы старой фотовыставки, представлявшей образы заключенных, и спросили, зачем мы храним фотографии преступников.

В музее следователи искали экспонаты выставки «Запретное искусство». До этого они проводили обыск в Третьяковской галерее и вызывали на допрос куратора выставки Андрея Ерофеева. Среди тысяч единиц хранения Третьяковки следователи ничего не нашли. Ерофеев на допросе воспользовался правом хранить молчание.

— Если бы Ерофеев позвонил мне, — говорит правозащитник Лев Пономарев, — я бы и на обыск в Третьяковку приехал. Но мне позвонил только Самодуров, когда обыск начался у него в музее. Он мой старый друг. К тому же я член попечительского совета.

Директор Музея имени Сахарова Юрий Самодуров, как в старые диссидентские времена, позвонил друзьям и сказал: «У меня обыск». Через час после начала обыска в музей приехали правозащитники Лев Пономарев, Светлана Ганнушкина, Сергей Ковалев — все члены попечительского совета музея. Экспонатов выставки «Запретное искусство» в музее не было. Они были вывезены сразу по окончании выставки. Самодуров предоставил следователям все касающиеся выставки документы и всю касающуюся выставки электронную переписку. Правозащитники уговорили следователей не изымать компьютеры, а просто скопировать содержащуюся в них переписку. Если бы компьютеры изъяли, обширную правозащитную и просветительскую деятельность Центра имени Сахарова пришлось бы приостановить.

— Тревожит, — говорит Пономарев, — то, что дело возбуждено против «неопределенного круга лиц», то есть Самодуров, не будучи ни свидетелем, ни обвиняемым, не может ознакомиться с делом и не знает, как и от чего защищаться. Тревожит, что вообще возбуждено уголовное дело. Даже если бы экспонаты выставки профанировали сакральные символы, это административная статья, а не уголовная. Тревожит, что чувства верующих государство признает, а свободу творчества — нет. Государство в последнее время даже отказывается регистрировать атеистические общественные организации, усматривая в атеизме экстремизм. Тревожит, что государство вообще лезет в это дело. У нас светское государство. Чувства верующих и свобода творчества должны быть равно от государства отделены. Конфликт между верующими и художниками должен решаться в общественной дискуссии, но никаких таких дискуссий не бывает на центральных каналах телевидения. В конце концов конфликт между свободой и верой может быть решен в третейском суде. Это создало бы прецедент взаимного уважения. Но конфликт пытаются решить силой государства. Если мрак опускается на страну, сила государства применяется сначала против оппозиции, потом против гражданских активистов, потом против свободомыслящих художников. Такова логика авторитаризма.

Пятница № 3 (90) 25 января 2008

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

News image

Lady Evil, Flora, Berserk. 1. Краткое описание проекта. Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у по...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ХАД - ХУТ

ХАДЖЖ (араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом це­ремоний: прослушивание пропове­ди у горы Арафат, символич. мета­ние камней в дьявола, семикрат­ный обход вокруг Каабы, молитва, пи...

Авторизация



Движение атеизма:

Согласно новому исследованию университета Миннесоты, ат

News image

Миннеаполис / Сент-Пол (28.03.2006) - Согласно национальному опросу исследователей из департамента социологии  университета Миннесоты,   возростающее американское принятие религиозного разнообразия не от...

Атеизм как высшая и последняя стадия

News image

Журналистам показали живых безбожников Вчера в Институте развития прессы на Зубовском бульваре члены московского атеистического общества рассказали журналистам об угрозе кл...

Московские атеисты не сдаются

News image

29 декабря, 14:50 Пресс-конференция представителей Атеистического общества Москвы Угроза клерикализма и нарушение прав неверующих в современной России прошла в Мо...

Атеистами в России остались интеллигенты

News image

Владимир Булдыгеров, Елена Денисова Еще совсем недавно в высших учебных заведениях страны изучали научный атеизм. Защищались дипломы, писались диссертации. «Атеист» звучало го...

Открытое письмо АКМО Буревестник

News image

6 июля 2001 года нами, Алтайской краевой общественной молодежной организацией Буревестник , была подана заявка в администрацию города Барнаула на...

Гуманизм и/или атеизм?

News image

(Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.) В. Кувакин: Тема о соотношении гуманизма и атеизма очень важна для РГО. Жаль, чт...