Безбожная эксплуатация
Разное - Взгляды и нравы |
Средства массовой информации распространили 15 июня сообщение о том, что академик Виталий Гинзбург выступил с открытым письмом в защиту организаторов выставки Запретное искусство-2006 . Напомним, что в связи с проведением в марте 2007 года вышеупомянутой выставки было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ против директора музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и куратора выставки Андрея Ерофеева. Организаторов обвиняют в разжигании межрелигиозной и межнациональной розни. С иском в прокуратуру обратились представители православно-патриотического движения Народный собор .
В настоящее время обвиняемые и обвинители активно готовятся к суду, делая громкие заявления и привлекая на свою сторону известных общественных деятелей. Так, Юрий Самодуров сделал специальное заявление, завершив его такими словами: Мы бы хотели, чтобы на суде выступили люди, которые не считают выставку произведений, подвергнутых цензуре, разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни. Я надеюсь, что люди культуры будут свидетельствовать, что обсуждение проблемы цензуры не может быть уголовным преступлением по определению . Видимо, Сахаровский центр не захотел обойти вниманием громкое имя Виталия Лазаревича Гинзбурга, известного своими выступлениями против клерикализма и в защиту прав неверующих на свободу убеждений.
Письмо Гинзбурга от 7 июня, адресованное Сахаровскому центру, было ответом на послание представителя руководства центра. Автор начал с того, что отказывается вступать в переписку с прокуратурой в связи с возрастом и состоянием здоровья, но разрешил использовать этот текст в качестве открытого письма.
В своих выступлениях в печати и на телевидении Гинзбург неоднократно замечал, что, будучи сам убежденным атеистом, уважает веру людей религиозных, их свободу выражать свои взгляды. А главное – права верующих на защиту своих чести и достоинства. В письме в поддержку Самодурова и Ерофеева он замечает, что не защищает конкретного содержания выставки, которую не видел . Как писали посещавшие выставку журналисты, там экспонировались произведения с использованием религиозных символов и ненормативной лексики, изображения порнографического характера на фоне распятия и других христианских символов. Судя по всему, сатирические стрелы художников-атеистов были направлены против предметов и символов, священных для православных верующих, но точно так же осмеянию могли быть подвергнуты святыни других религий.
Виталий Лазаревич пользуется высоким авторитетом в обществе, к его мнению прислушиваются. Он часто выступает против попыток нарушить конституционный принцип отделения государства от Церкви. Такова его гражданская позиция, подкрепленная весом лауреатских званий и государственных наград. Выступления заслуженного ученого тем более авторитетны, что эта позиция не зависит от конъюнктуры и касается принципиальных вопросов. Но стоит ли размениваться по мелочам, не зная сути дела, и выступать в защиту людей, оскорбляющих религиозные чувства верующих?
В последние годы некоторые радикально настроенные деятели искусства явно злоупотребляют насмешками над Церковью.
Возможно, это реакция на агрессивные попытки проникновения клерикалов в систему образования, яростные атаки на современное искусство и науку. Но этот стихийный протест превращается в эпатаж, порой приобретает провокационные формы. Многие еще помнят скандально известную выставку в Манеже в 1998 году, где художник Авдей Тер-Оганян разрубал иконы топором. Было возбуждено уголовное дело, автору экстравагантного перформанса грозил четырехлетний срок заключения, и он попросил политического убежища в Чехии. В январе 2003 года в Сахаровском центре состоялась выставка Осторожно, религия! , экспозиция которой была разгромлена группой православных прихожан. Дело тогда тоже дошло до прокуратуры. Сотрудники Центра были оштрафованы. И вот через несколько лет радикальные деятели искусства снова оскорбляют чувства верующих.
Аргументы, которые приводит академик Гинзбург в защиту руководства Сахаровского центра, практически дублируют доводы из заявления Самодурова. Все они носят универсальный характер и почти не касаются содержания выставленных работ. Отстаивается право атеистов на выражение своего мнения. В общем, стандартные правозащитные принципы и апелляция к правовым нормам. Но возникает вопрос: при чем здесь лауреат Нобелевской премии по физике? Самодурову и Ерофееву скорее нужна помощь высококвалифицированных адвокатов, а также экспертов-искусствоведов.
Однако обвиняемые явно пытаются перевести ситуацию в политическую плоскость. Самодуров объявил возбужденное против него и Ерофеева уголовное дело спецоперацией ФСБ и иных силовых структур , при этом сообщил, что следователь, которому поручено это дело, относится к обвиняемым предвзято и высказывает взгляды православно-националистического характера.
Самодурова поддерживают известные правозащитники. Все уже привыкли, что они реагируют на каждое событие, которое, как им кажется, имеет отношение к нарушениям прав и свобод личности. Но академик Гинзбург никогда не относился к их числу. Он всегда выражал мировоззренческую позицию, но никто не ждал от него юридической правозащитной деятельности. Налицо как раз тот случай, когда крупный калибр используется для стрельбы по воробьям – лауреат Нобелевской премии ставится на одну доску с мало кому известным Народным собором и иже с ними. А ведь сегодня перед обществом стоят гораздо более масштабные проблемы: то и дело подвергается испытанию светский характер российского государства. И в этой ситуации слово Гинзбурга еще не раз прозвучит весомо, если его не будут впредь обременять грузом мелких и сиюминутных скандалов.
Источник: НГ-религии
Читайте: |
---|