Понятия и определения
Карта советской религиозности
Два года спустя Институт произвел оценку развития атеистического воспитания в составленном для ЦК докладе. Попытаемся кратко охарактеризовать собранные данные с тем, чтобы понять, как сами «проводники атеизма» оценивали дистанцию между нынешним состоянием советского общества и конечной целью - обществом советских людей с научно-материалистическим мировоззрением. Доклад, как и положено, начинался на оптимистической ноте. Религия, по утверждению авторов, пребывала в состоянии упадка; «большинство населения Советского Союза освободилось от религиозных взглядов, верований и традиций». Даже в сознании тех, кто «еще не порвал с религией», произошли сдвиги, отразившиеся в растущем «безразличии к вопросам догматики» и во «все более эпизодическом и формальном» соблюдении религиозных праздников и обрядов Добавить комментарий
«Русофоб возбуждаю»
Организаторы выставки «Запретное искусство-2006» Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев назвали выдвинутые против них обвинения «неконкретными, надуманными и абсурдными», а их сторонников не пустили в зал суда. Правозащитника и искусствоведа судят по заявлениям православных патриотов, которых выставка оскорбила. О тяжелых моральных травмах, которые им нанесло посещение музея, суду готовятся рассказать 134 пострадавших. Институт научного атеизма: изучение «конкретной, реальной действительности»
Институт научного атеизма (ИНА) при Академии общественных наук (АОН) стал наиболее заметным результатом деятельности по заполнению вакуума, создавшегося после хрущевской антирелигиозной кампании. Институт был основан 2 января 1964 года указом Центрального комитета КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения». Основной задачей Института была централизация атеистической работы путем развития методологии будущих исследований, а также координация атеистической работы на местах. Ожидалось, что Институт искоренит целый ряд недостатков в атеистическом воспитании - от ограниченного его распространения (в некоторых республиках атеистическое воспитание практически не велось) до почти повсеместной его обращенности к истории религии (в противоположность «борьбе с современной религиозной идеологией»). Наибольшей проблемой представлялось отсутствие систематического подхода в научных исследованиях, посвященных религии и атеизму Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли
Сложны и нередко трагичны на путях истории судьбы атеизма как реального духовного явления, судьбы людей, называвшихся или же называвших себя атеистами. В редкие времена атеизм осознавался как начало положительное, да и то далеко не всеми членами общества. Чаще всего атеистам и атеизму не везло, — на протяжении многих веков они третировались общественным мнением, правящими слоями, законодательством. Многовековая традиция неприязненного отношения к атеизму, вообще к неверию в Бога или богов, обогащалась все более изощренными аргументами, язвительными эпитетами, сравнениями, афоризмами и т.д Принцип историзма и дух позитивной философии
Принцип историзма – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. По общему убеждению современного научно-философского сообщества диалектический принцип историзма впервые стал «разрабатываться в системах Вико, Вольтера, Руссо, Дидро, Фихте, Гегеля, Сен-Симона, Герцена» – XVIII век, Европа, эпоха Просвещения, которую Кант «предлагал рассматривать как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума». В своём шеститомном издании «Курс позитивной философии» (русский перевод «Курс положительной философии») французский мыслитель О.Конт «развил идею т. н |