Закон Украины “О свободе совести и (о) религиозных организациях ”
Понятия и определения - Атеизм |
На основании положений Конституции в каждом демократическом государстве принимается дополнительное, уточняющее, Законодательство о религиозных культах. (В каждой отдельной стране это Законодательство называется по-разному.)
Законодательство Украины о религиозных культах под названием “О свободе совести и религиозных организациях” писалось по схеме, на основе и только путем легкого редактирования соответствующих Законов СССР и Украинской ССР о свободе совести, в которые вносились только некоторые изменения и дополнения. С внесением последних оно было принято Верховным Советом (Верховною Радою) 23 апреля 1991 года, еще до развала Советского Союза. После этого Закон Украины о свободе совести несколько раз дополнялся и уточнялся. Уже три года и безрезультатно в Верховной Раде рассматривается представление Кабинета Министров Украины об изменения статьи 14 этого Закона. Необходимость усовершенствования Законодательства о свободе совести обусловлена тем, что, как заявляет с своем сопроводительном письме к Закону Государственный Комитет по делам религии, на Украине в области религии происходят такие интенсивные процессы, которые не наблюдаются не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всей Европе. Активность религиозно-церковной деятельности на Украине превышает активность всех общественно-политических организаций вместе взятых. “В то же время уровень конфликтности в религиозной среде, - отмечал в свое время Президент Украины Л.Д. Кучма, - все еще остается более высоким, нежели в обществе в целом… (они) таят в себе реальные угрозы гражданскому миру и стабильности”. Среди этих нарушений доминируют нарушения того же, еще несовершенного, Законодательства Украины о свободе совести. Причина этого, кроме всего прочего, кроется в несовершенстве самого Законодательства и его вопиющем несоответствии нынешней Конституции. Ведь, как сказано выше, Законодательство Украины писалось и принималось до разрушения Советского Союза и задолго до принятия нынешнего текста Конституции Украины. Но принятие соответствующего Закона откладывается не столько в долгий, как в бесконечный ящик. Ведь после принятия Конституции украинские парламентарии разошлись по своим фракциям, стали принципиальными и на уступки друг другу не идут. А зачем уступать? Ведь Президент Украины еще не грозит показать им по-хрущовски “кузькину мать” и к завтрашнему утру разогнать их к другой или даже к третьей матери.
Общеизвестно, что в рамках действующего Законна Украины о свободе совести не удалось нормализовать функционирования религиозных организаций. Наоборот, в последние годы мы были и являемся свидетелями невиданных за все годы советской власти межконфессиональных конфликтов. А поэтому дополнения и уточнения нынешнего текста Законодательство о свободе совести никак делу не поможет. Зачем латать многократно уже перелатанный Закон? Необходимо, по нашему мнению, создавать новый Закон о свободе совести и писать его совершенно по-другому.
Прежде всего в Законе о свободе совести необходимо будет учесть положения ратифицированных Украиной международно-правовых документов, в которых речь идет о свободе совести, мысли и убеждений. Уверен, что нам не нужен общегосударственный орган по вопросам свободы совести и религии. Именно этот орган – Государственный Комитет по вопросам свободы совести и религии - . способствовал разжиганию межконфессиональных конфликтов на протяжении последних 8-10 лет, не потушив ни одного из них. В случае необходимости государство может обращаться за экспертным советом к квалифицированным специалистам или образовать временный Совещательный орган, или установить должность консультанта при Верховном Совете или при Президенте Украины. В целом же, все конфликтные ситуации в области религии должны рассматриваться и разрешаться в судах, а ответственность за соблюдение Закона о свободе совести в каждом отдельном случае нужно возложить на органы местного самоуправления.
Читайте: |
---|