Атеизм Фейербаха
Разное - Статьи |
Одним из теоретиков атеизма, чьи труды до сих пор считаются образцом и каноном теории, является Людвиг Файербах. Как таковой, атеизм Фейербаха вырос из критики идеализма. Он считал идеализм следующей формой религии, с которой необходимо бороться. Идеализм был для него рационализованной религией, а религия и философия по своей природе и естеству, по его мнению, противоположны друг другу и не могут сосуществовать в мире. В основе религии лежит слепая вера, а в основе философии – знание. Отсюда вытекает главная задача философии – критика и уничтожение религии. А для этого необходимо обратиться к атеизму, который поможет людям понять, что человек – это не творение бога, а гармоничная часть природы.
Материализм Фейербаха существенно отличается от его предшественников
Если в восемнадцатом столетии материалисты рассматривали мир как механизм, то Фейербах рассматривает весь мир и каждую его деталь как отдельный организм. И не даром он опирается на человека и его способность к познанию, ведь только эмпирическим способом возможно доказать или опровергнуть что-либо. Таким образом, мы снова приходим к выводу, что бога или других сверхъестественных сил нет, так как их существование невозможно доказать на практике.
Фейербах не следовал предыдущему атеизму, который слепо отрицал существование бога
На место бога философ предпочел поставить человека, отрицая всю его религиозность и фиктивность. Проблему религии ученый видел в людях, впрочем, как и решение той проблемы. Если народные массы не в состоянии отличить правду ото лжи, прийти к умозаключениям самостоятельно, то им надо помочь. С этой целью Фейербах и занялся просветительством. Через критику религии ученый пришел к материализму, а с помощью его методов познания пришел и к атеизму. Такой же путь он предлагал пройти любому человеку, чтобы излечиться от болезненной религии и обрести настоящую свободу мысли и тела.
На место бога ученый смело ставил человеческий разум и его мышление. В отличие от религии и ее фанатичных приверженцев, человек разумный и атеистичный по своей природе не будет поддаваться неразумным эмоциям и порывам. Религиозные фанатики, часто впадающие в экстаз или другое состояния аффекта под воздействием впечатлений от навеянных неправдивых верований, должны обрести спокойствие и открыть глаза. В отличие от таких слепцов, готовых биться в экстазе от неизвестной сущности или так называемого бога, атеисты должны наслаждаться чувственностью собственного разума.
Читайте: |
---|