Патриарх Кирилл защитил диссертации

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл...

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц...

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды...

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич...

Главная Полемика Физики и клирики


Физики и клирики

Атеистическое движение - Полемика

физики и клирики

Американский физик Джеральд Шредер, автор не так давно вышедшей на русском языке книги «Шесть дней Творения и Большой взрыв», хотел доказать, что современные представления о начале мира полностью соответствуют библейскому тексту. А центр социально-религиозных исследований Института Европы РАН, организовавший круглый стол «Наука и религия о возникновении Вселенной», хотел, используя книгу Шредера как повод, подтолкнуть естествоиспытателей и богословов к диалогу. Полезность которого - если бы он состоялся - не подлежит никакому сомнению.

Поначалу казалось, что все идет, как задумано. Обе стороны произнесли ритуальные формулы уважения к заслугам друг друга и сожаления о былой конфронтации. Обе пренебрежительно отозвались о книжке Шредера. Физики ехидно заметили, что с тех пор, как церковь лишилась возможности контролировать науку, любая научная концепция стала идеально соответствовать Священному писанию. Теологи честно сказали, что для них в истории сотворения мира важнее всего как раз то, о чем наука не говорит и говорить не может (наличие Творца, божественная составляющая природы человека, грехопадение).

Развивая достигнутое взаимопонимание, каждая сторона начала объяснять другой, в чем ее прок и где ее место. «Давно сказано: наука - служанка богословия. Она сбежала с этого места, и ничего хорошего из этого не вышло», - сказал без всякой иронии хорошо сложенный и образованный православный священник. По его мнению, наука - это то,что нужно для конструирования новых компьютеров, а в мировоззренческих вопросах ей делать нечего. Она в принципе не может сказать ничего достоверного о ненаблюдаемых вещах - например, о событиях прошлого. В то время как увидеть своими глазами сотворение мира может каждый, кто овладеет правильной техникой дыхания.

Оппоненты вежливо сообщали, что, несмотря на свои атеистические убеждения, признают полезность и даже необходимость религии как основы общественной нравственности. Что в чуть менее торжественном изложении звучало бы примерно так: «Мы-то можем вести себя прилично и без этих наивных выдумок, а вот быдло без них с цепи сорвется». Кое-кто из богословов пытался - в самых осторожных выражениях - развить эту тему: дескать, можно ли основывать общественную мораль на онтологическом обмане? Но ответа не получил - собеседники уже говорили не только о разном, но и на разных языках.

И все же материалисты выглядели несколько благороднее, чему способствовал своеобразный отсвет драматизма на их лицах. Представьте себе: на одной стороне круглого стола поп, раввин, муфтий - молодые, энергичные, уверенные в себе и в своей правоте. Далее «болото» - обладатели ученых степеней, пытающиеся примирить все со всем и с энтузиазмом толкующие о мальчике, умеющем видеть сквозь железную дверь, и о том, что вероятность рождения каждого из нас пренебрежимо мала. А на другом краю - несгибаемые старики (неважно, что, когда один из них уже был светилом, другой еще учился в аспирантуре), упрямо подтверждающие, что все-таки она вертится...

Это напоминало какую-нибудь дискуссию 20-х годов - времени, когда еще можно было публично спорить о вере, но уже было заранее известно, кого считать победителем. Но христианские мученики XX века хотя бы верили, что получат награду в вечной жизни. У защитников атеизма нет и этой опоры. Все, что у них осталось, - это физиологическая невозможность назвать черное белым.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярные статьи:

Последние статьи

Полезно знать:

О религии, религиоведах и апологетах

News image

В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов ра...

Религиоведы создали журнал

News image

Вышел в свет первый номер научно-теоретического журнала Религиоведение . Достаточно пестрой подборкой материалов он вз...

Словарь Атеиста:

ФАВ - ФУР

ФАВН - в др.-римск. мифоло­гии - бог гор, лесов, лугов, стад, ниспосылающий плодородие по­лям, животным и людям, покрови­тель пастухов и охотников. В др...

Авторизация



Движение атеизма:

Гуманизм и/или атеизм?

News image

(Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.) В. Кувакин: Тема о соотношении гуманизма и атеизма очень важна для РГО. Жаль, чт...

Кризис безверия

News image

Новые русские атеисты выпустили свой журнал Новый безбожник. Журнал атеистического общества Москвы. #1...

Открытое письмо Атеистического общества Москвы

News image

президенту РФ В. В. Путину, премьер-министру М. М...

В защиту свободы совести и светского государства

News image

Мы, участники 1-й антиклерикальной научно-практической конференции «Наука, религия, атеизм», выражаем глубокую тревогу по поводу нарастания в Российской Федерации проявлений клерикализма, в ...

Атеизм как высшая и последняя стадия

News image

Журналистам показали живых безбожников Вчера в Институте развития прессы на Зубовском бульваре члены московского атеистического общества рассказали журналистам об угрозе кл...

Реванш верующих нагоняет страх на атеистов

News image

Амелия Джентльмен Окруженные со всех сторон, российские атеисты создали новую организацию для борьбы с растущим влиянием Церкви в правительстве, а также с ...