РПЦ укрепляет связи с государством: страна ищет новых святых
Атеистическое движение - Публицистика |
Священник Сергей Привалов – человек с мягкими манерами и тихим голосом, возглавляющий отдел Московского патриархата по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, – загружен работой.
Святые покровители требуются всем.
Это просто какой-то вал , – говорит он, показывая мне недавнее письмо от патриарха Русской православной церкви Алексия II, где тот одобряет просьбу подразделения внутренних войск Русь , известного своим длительным участием в неоднозначно оцениваемых контртеррористических операциях в Чечне, о том, чтобы его святым покровителем был назначен легендарный полководец XIII века святой Александр Невский.
Александр Невский уже является святым покровителем ФСБ, российского управления внутренней безопасности. Военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения – тем, кто заведует российскими ядерными ракетами наземного базирования – благоволит святая Варвара. Налоговой полиции – святой Антоний, пограничникам – святой Илья Муромец, внутренним войскам – святой Владимир... Можно привести еще десятки подобных примеров.
В советский период Православная церковь пребывала в упадке, но ныне воспряла и сделалась влиятельной силой в жизни России. По всей стране основываются и расширяются приходские церковные общины. Церковь все чаще отождествляют с течением в патриотизме, представители которого ратуют за сильное централизованное государство и скептически относятся к западным идеалам демократии, прав человека и плюрализма. Самый видный его приверженец – президент Владимир Путин: вера – часть его публичного имиджа.
Укрепление связей Церкви и государства и принятие православной символики общественными и государственными организациями тревожат последователей ряда других традиционных для России религий, особенно многочисленное мусульманское население.
Звучит мнение, что православие потихоньку, путем уловок превращается в государственную религию. Этому служат такие шаги, как включение в ряде регионов предмета Основы православной культуры в обязательную школьную программу в текущем учебном году. Это решение – нарушение принципа отделения Церкви от государства, который содержится в конституции России.
У нас многонациональное, многоконфессиональное государство, и мы не должны говорить, что какая-то одна религия является приоритетной, – говорит сопредседатель Российского совета муфтиев Нафигулла Аширов. – К сожалению, у православных сильные сторонники во всех могущественных структурах власти, например, в Вооруженных силах. Главная задача армии – защищать отечество и всех его граждан, но ей придают узко-конфессиональный характер .
Я имею в виду, – продолжает Аширов, – что многие армейские части обзавелись святыми покровителями, особыми молитвами и иконами, а также строят часовни. Мусульманин же чувствует себя неловко, служа в части с подобным религиозным уклоном. Это ведет к дестабилизации обстановки .
Представители иудаизма и буддизма – двух других религий, официально признанных в России – по этому вопросу преимущественно хранят молчание.
Помимо святых покровителей государственные органы часто подбирают себе особые христианские молитвы и предоставляют часовни для своих сотрудников. Например, у ФСБ в центре Москвы есть церковь, а молитва его сотрудников святому Александру Невскому содержит просьбу помочь этой структуре победить всех врагов видимых и невидимых .
Министерство обороны, ФСБ и другие государственные органы отказались обсудить с нами этот вопрос и посоветовали обратиться в РПЦ.
Привалов утверждает, что не видит в этой практике противоречия с конституцией. На его взгляд, Церковь просто пытается способствовать распространению веры среди конкретных людей – военнослужащих, сотрудников спецслужб и других государственных органов, служебные обязанности которых часто сопряжены с сильными стрессами.
Церковь отделена от государства, и для нее это лучший вариант, – говорит Привалов. – Когда Церкви позволяют делать для христиан то, что ее в силах, но не выходя за рамки закона, а государство в это не вмешивается, это идеальная ситуация .
Демонстрация набожности, начиная с Путина, стала общим местом в кругах правящей элиты России. Православие все чаще воспринимается как Церковью, так и государством как ключевой элемент для формирования объединяющей национальной идеи.
Разумеется, президент играет огромную роль, – замечает Привалов. – Но даже не будь президент столь набожен, мы бы, полагаю, наблюдали те же перемены .
После того как армию лишили коммунистической идеологии, она, как представляется, особенно рьяно культивирует новый боевой дух на основе православия. В свою очередь Церковь осознала, что вооруженным силам нужны соответствующие герои. Среди недавно канонизированных РПЦ святых есть и Федор Ушаков, адмирал XVIII века.
Он был канонизирован не потому, что по характеру был святым, но потому что был настоящим патриотом и служил родине в качестве военачальника, – поясняет Александр Кырлежев, преподаватель религиоведения в московской Академии госслужбы при президенте РФ. – Церковь отметила, что адмирал Ушаков не потерпел поражения ни в одном сражении. Это знак .
Флот быстро признал Ушакова своим вторым святым покровителем.
Позиция Церкви такова: православие – не только конфессия, исповедуемая большинством населения, но и традиция, формирующая нашу государственность, – говорит Кырлежев. – Церковь заявляет, что обладает привилегиями – привилегиями не с юридической, но с культурно-исторической точки зрения .
Для таких сил, как войска МВД, обретение православного небесного покровителя – это и одобрение исторических традиций, и реакция на сегодняшние потребности.
В письме церковным иерархам военнослужащие внутренних войск попросили сделать их покровителем святого Владимира, расширившего границы Руси, так как он будет играть большое значение для подготовки молодых воинов и подъема их боевого духа .
The Washington Post